Способ управления тиристорами широтно-импульсного преобразователя и устройство для его осуществления

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ЫЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскки

Соцмалнстическки

Реслублнк (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 25.12.79 (21) 2857140/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет-(51) М. Кл.

Н 02 Р 13/16.

Государствеииый комитет

Опубликовано 15.08.81. Ьюллетень ¹ 30

Дата опубликования описания 25.08.81 (53) УДК 621.316.

718 (088 8) по делам иэобретеиий и открытий ( с (72) Автор изобретения

13. М. О, с роп

Украинский научно-неслед --.:; i е üñê!!й нститут станков и и (71) Заявитель и.i,ð .-.ентов (54) СПОСОБ УПРАВ, 1ЕНИЯ 11::Р!1СТОРАМИ ШИРОТНОИМПУЛЬСНОГО ПРЕОЬРАЗОЛАТ1:.г(Я И УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ЕГО ОСУ1Ц1.СТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к силовой преобразовательной технике и может найти применение в тиристорных импульсных усилителях мощности электроприводов постоянширотно-HMIl!, cHOÉ N!03!, !5!цией.

Известен способ управления тиристорами импульсного усилителя мощности, в котором осуществляют поочередную коммутацию таким образом, что два тиристора каждой пары тиристоров, обеспечивающих одно направление вращения привода, вы- 10 ключают поочередно через такт, а включают указанные два тиристора в каждом такте коммутации одновременно (1).

Недостатком такого способа управления является низкий коэффициент заполнения токовой диаграммы в динамических режимах, что обусловлено снижением эквивалентной частоты коммутации при токоограничении, особенно в тормозных режимах, когда эквивалентная частота коммутации снижается не менее, чем в три раза. 20

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому. изобретению является способ управления тиристорами широтно-и,: пв лье ного преобразователя, работающего на двигатель постоянного тока, состоящий H том, что в двигательном режиме работы осуществляют поочередную коммутацию рабочих тиристоров, в тормозном режиме в каждом такте включают и отключают один из рабочих тиристоров (2).

Способ реализуется устройством, содержащим импульсный генератор с выходом импульсов пилообразного напряжения и выходом тактовых прямоугольных импульсов, два пороговых устройства, соединенные с выходом пилообразного напряжения генератора, симметричный триггер, соединенный своим счетным входом с выходом тактовых прямоугольных импульсов, а прямым и инверсным выxîäoм — — с усилителями импульсов коммутирующих тиристоров, усилители импульсов рабочих тиристоров, индикатор режима и логический блок управляемого динамического торможения.

При известном способе управления в двигательном режиме максимальное значение отпосппгельной длительности импульсов широтно-импульсного модулятора, поступающих для управления тиристорами р „(1.

855928

Обусловлено это тем, что в течение времени протекания процесса в коммутирующем устройстве рабочие тиристоры не могут быть включены без нарушения условий коммутации.

Недостатком данного способа управления тиристорами реверсивного импульсного усилителя мощности является недоиспользование двигателя по моменту, обусловленное низким коэффициентом заполнения токовой диаграммы в тормозных режимах, вызванное скачкообразным изменейием тока в момент окончания этапа управляемого динамического торможения и начала этапа торможения противовключения.

Цель изобретения — — улучшение энергетических показателей.

Поставленная цель достигается тем, чтG согласно способу управления тиристорами широтно-импульсного преобразователя, работающего на двигатель постоянного тока, в тормозном режиме уменьшают длительность интервала между отключением и очередным включением рабочих тиристоров и при максимальном значении модулируемого сигнала очередной тиристор включают одновременно с отключением предыдущего тиристора.

А также тем, что в устройство управления тиристорами импульсного усилителя мощности электропривода постоянного тока с широтно-импульсной модуляцией, содержащее импульсный генератор с выходом импульсов пилообразного напряжения и выходом тактовых прямоугольных импульсов, два пороговых элемента, соединенные с выходом пилообразного напряжения генератора, симметричный триггер, соединенный своим счетным входом с выходом тактовых прямоугольных импульсов, а прямым и инверсным выходами с усилителями импульсов коммутирующих тиристоров, усилители импульсов рабочих тиристоров, индикатор режима и логический блок управляемого динамического торможения, введены формирователь паузы, синхронизированный импульсным генератором, логический элемент

И вЂ” НЕ и два логических элемента И, причем ко входам логического элемента И вЂ” НЕ подключены выходы формирователя паузы и индикатора режима, каждый элемент И соединен своим входом с выходом соответствующего порогового элемента, а другим— с выходом элемента И вЂ” НЕ, а выходы логических элементов И соединены через блок динамического торможения со входами усилителей импульсов рабочих тиристоров.

На фиг. 1 приведена схема устройства для управления тиристорами импульсного усилителя мощности; на фиг. 2 — временные диаграммы работы тиристоров усилителя мощности и элементов схемы управления.

Устройство содержит широтно-импульсный модулятор, образованный генератором

5 о

15 и

2S зо

55 тактовых импульсов 1 и одним из пороговых элементов 2 (3), вырабатывающий на выходе усилителей 4 и 5 (6 и 7) импульсов, управляющих одной парой рабочих тиристоров, управляющие импульсы. Максимальную длительность импульсов напряжения на нагрузке ограничивают на указанном пределе, используя формирователь 8 паузы, логический элемент И вЂ” HE 9 и логические элементы И 10(11). В двигательном режиме работы привода на выходе индикатора 12 режима сигнал логической единицы, сигнал формирователя паузы через логический элемент И вЂ” HE 9 поступают на входы логических элементов И 10(11) и ограничивают наибольшую относительную длительность импульсов, поступающих на усилители 4 и 5 (6 и 7) импульсов рабочих тиристоров. Счетный вход симметричного триггера 13 соединен с тактовым выходом генератора 1, а каждый из выходов триггера 13 — прямой и инверсный подключены к усилителям 14 и 15 импульсов, которые выключают коммутирующие тиристоры. Блок управляемого динамического торможения, в который входят логические элементы 16 — 21, в двигательном режиме обеспечивает одновременное поступление импульсов на два усилителя импульсов рабочих тиристоров.

На фиг. 2 б показана форма импульсов на выходе порогового элемента 2. В двигательном режиме при максимальном входном сигнале (на вход порогового элемента поступают импульсы пилообразной формы, показанные на фиг. 2а), на фиг. 2 в показаны выходные импульсы формирователя 6 паузы, на фиг. 2г — — импульсы на выходе логического элемента И 10(11).

В общем случае процесс торможения состоит из двух этапов: первого, в течение которого ЭДС двигателя превышает значения произведения тока отсечки на сопротивления якорной цепи Е ) .1 „„ R „ и второго, в течение которого ЭДС двигателя недостаточны для поддержания тока на уровне тока отсечки (E (3o R д, ). В течение первого этапа осуществляется режим управляемого динамического торможения, при котором каждый период коммутации состоит из двух интервалов — интервала рекуперации и интервала динамического торможения без дополнительного сопротивления в якорной цепи, изменение относчтельной длительности указанных интервалов позволяет. на определенной области изменения скорости привода (ЭДС двигателя) поддерживать неизменным значение тока якоря. На втором этапе, когда включаются оба рабочих тиристора, осуществляется режим управляемого противовключения, при котором каждый период коммутации состоит из двух интервалов — интервала противовключения и интервала динамического торможения без дополнительного сопротивления в якорной цепи. Условием полного использования дви855928 гателя по моменту в тормозном решении есть отсутствие скачков тока при окончании одного этапа в начале другого. Сохранение током одного и того же значения при изменении этапов торможения может осуществляться только при условии эквивалентности режима, которым заканчивается этап управляемого динамического торможения, режиму, которым начинается этап управляемого торможения противовключением. Режим управляемого торможения противовклю-1п чением начинается при относительной длительности управляющих импульсов, равной нулю. Для того, чтобы рех:им управляемого динамического торможения был ему эквивалентен, относительную продолжительность включения каждого из тиристоров в режиме торможения доводят до единицы.

В тормозном режиме в каждом такте включают только один из рабочих тиристоров и изменяют относительное значение интервала времени между очередным включением тиристора и его отключением от нуля до значения соответствующего длительности рабочего участка пилообразного напряжения (0,99 — 0,95) . Включение только одного тиристора в каждом такте обеспечивается блоком управляемого динамического тор- 2s можения. В тормозном режиме на выходе элемента И вЂ” НЕ 9 логическая единица и сигнал формирователя паузы не ограничивают относительное значение максимальной длительности широтно-модулированных импульсов на выходе логического элемента 10(11) на уровне 0,7 — 0,8. В этом режиме длительность широтно-модулированных импульсов на выходе элемента И 10(11) изменяется в соответствии с выходом порогового элемента 2 от 0 до 0,990 — 0,995. Одновременно уст- 5 ройство управляемого динамического торможения обеспечивает в этом режиме блокировку в каждом такте одного из усилителей 4 или 5 импульсов. При этом в каждом такте включают только один рабочий тиристор, тот, который выключается при оче- 40 редном включении тиристора коммутирующего устройства. Интервалы работы тиристоров в режиме торможения при максимальном входном сигнале на входе порогового устройства модулятора отмечены на фиг. 2 ж и з. В тормозном режиме коэффициент за45 полнения импульсов, управляющих рабочими тиристорами, доводят практически до единицы, что позволяет повысить использование двигателя в тормозных режимах.

Формула изобретения

1. Способ управления тиристорами широтно-импульсного преобразователя, работающего на двигателе постоянного тока, состоящий в том, что в двигательном режиме работы осуществляют поочередную коммутацию рабочих тиристоров, в тормозном режиме в каждом такте включают и отключают один из рабочих тиристоров, отличающийся тем, что, с целью улучшения энергетических показателей, в тормозном режиме уменьшают длительность интервала между отключением и очередным включением рабочих тиристоров и при максимальном значении модулируемого сигнала очередной тиристор включают одновременно с отключением предыдущего тиристора.

2. Устройство для управления тиристорами широтно-импульсного преобразователя, содержащее генератор с выходом импульсов пилообразного напряжения и выходом тактовых прямоугольных импульсов, два пороговых элемента, соединенные с выходом пилообразного напряжения генератора, симметричный триггер, соединенный своим счетным входом с выходом тактовых прямоугольных импульсов, а прямым и инверсным выходами — с усилителями импульсов коммутирующих тиристоров и с логическим блоком динамического торможения, усилители импульсов рабочих тиристоров, индикатор режима и логический блок управляемого динамического торможения, отличающееся тем, что в него введены формирователь паузы, логический элемент И вЂ” НЕ и два логических элемента И, причем ко входам логического элемента И вЂ” НЕ подключены выходы формирователя паузы и индикатора режима, каждый из элементов И соединен одним своим входом с выходом соответствующего порогового элемента, а другим— с выходом элемента И вЂ” НЕ, а выходы логических элементов И соединены через блок динамического торможения со входами усилителей импульсов рабочих тиристоров.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Гольц М. E. и др. Автоматизированные электроприводы постоянного тока с широтно-импульсными преобразователями. М., «Энергия», 1972, с. 58 — 61.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2500897/24-07, кл. Н 02 P 13/16, 1977.

855928

Диг. 1

1 /ОЫ8. 2

Составитель О. Наказная

Техред Л. Бойкас Корректор В Синицкая

Тираж 730 Подписное

Редактор Л. Тюрина

Заказ 6961/82

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Г,

Способ управления тиристорами широтно-импульсного преобразователя и устройство для его осуществления Способ управления тиристорами широтно-импульсного преобразователя и устройство для его осуществления Способ управления тиристорами широтно-импульсного преобразователя и устройство для его осуществления Способ управления тиристорами широтно-импульсного преобразователя и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к преобразовательной технике и может быть использовано для регулирования или стабилизации переменного напряжения в однофазных и трехфазных электросетях и электроустановках

Изобретение относится к области диагностики силовых трансформаторов (СТ) в электроэнергетике, а именно к способу снятия круговой диаграммы регулятора напряжения под нагрузкой (РПН), подключенного к нейтрали СТ

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах генерирования электрической энергии или системах гарантированного электропитания, в которых статические стабилизированные источники электрической энергии включаются параллельно на общую нагрузку

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для приведения в действие контактных систем устройств регулирования напряжения силовых трансформаторов под нагрузкой

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления параллельно работающими на общую нагрузку статическими источниками, входящими в состав автономной системы генерирования электрической энергии, системы бесперебойного электропитания или системы электроснабжения при возможной несимметрии нагрузки
Наверх