Изоляция обмоток электрических машин

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ ИТИЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Реслублин

««864447 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 260779 (2() 2786801/24-07 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—

Опубликовано 150981.Бюллетень HS 34

Дата опубликования описания 150981 (51)М. Кл.з

Н 02 К 15/12

ГосударственныА комптет

СССР по дмам нзобретеннА н открнтнА (5З) УДК621 ° 315 (088. 8) (72) Авторы изобретения

В.Б. Бунер, A.Â. Баронский, В.Г. Данько, В.Г. Огоньков, Н.Ф. Озерной, С.Г. Трубач

В.В. Усенко, С.Б. Шагалов и A.È. Петрашк. ° yr в, (71) Заявитель

Lv ... .0 (54) ИЗОЛЯЦИЯ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение относится к электроизоляционной технике и может быть использовано в шаблонных обмотках якорей электрических машин постоянного тока, преимущественно тяговых электродвигателей, а также в статорных обмотках электрических машин.

Известна изоляция шаблонных обмоток электрических машин, содержащая наложенные на обмотку слюдосодержащие ленты, пропитанные вместе с сердечником (в сборе) под вакуумом и давлением эпоксидным компаундом Ii).

Однако за счет высокой цементирующей способности компаунда и большой 35 поверхности его контакта с обмоткой и сердечником обеспечивается очень высокая прочность крепления обмотки в павах, что повышает надежность, но делает обмотку неремонтопригодной. 20

Наиболее близким к предлагаемому является изоляция, содержащая нанесенную на обмотку слюдосодержащую ленту, поверх которой (с целью упрощения технологии ремонта обмотки) перед укладкой и пропиткой обмотки установлена гильза, промазанная с одной стороны антиадгезнвом (кремнийорганическим вазелином) . В результате после пропитки компаундом и термообработки гильза приклеивается к пакету сердечника, а со стороны изоляции обмотки эа счет антиадгезива склеивания не происходит, вследствие чего сохраняется способность„к перемещению обмотки относительно гильзы, т.е. ремонтопригодность (2) .

Однако данная изоляция используется в статорах высоковольтных электрических машин, но она практически непригодна для якорей, где при высоких скоростях вращения и больших диаметрах якорей или значительной массе секций обмотки возникают очень большие центробежные силы, выталкивающие обмотку из пазов. Так для изоляции якорей тяговых электродвигателей при диаметрах D )>0,5 м и скорости вращения и до 2500 об/мин удельное усилие выталкивания секции обмотки из паза Т может быть описано выражением т = 0,08 (D„-Н„) М„, где H =Ov 55 ° 10-N — высота секции в пазу;

М 14,6 кг — масса задней лобовой части обмотки;

У угловая скорость вращения.

86444 7

Показатели

Ширина фторопластовой ленты,мм

20 20 20 20

Ширина зазора,мм

20 15 10

Отношение площади, склеенной с пазом части о6мотки, ко всей площади

0 „1/2 3/7 1/3 — 1/4 2/3

Средфее усилие Эырыва обмотки из паза при температуре

160 C,кгс/мм 26

Отношение усилия вырыва к величине центробежных.сил при угонной скорости

1,85 С 0,01

1,3

При номинальной скорости вращения якоря n = 2250 об/мин и диаметре якоря D>= 49,3 10 м T=8,4 кг/мм, что значительно выше усилия сцепления обмотки с гильзой при изготовлении по вышеуказанному способу.

Таким образом, почти вся нагрузка от центробежных сил действует на пазовые клинья и бандажи, что требует их утолщения (во избежание ослабления, выкрашивания и излома, вырыва обмотки из паза и аварии электродвигателя), т.е.приводит к ухудшению электромагнитных характеристик электродвигателя и снижению использования активных материалов.При прикле.ивании обмотки компаундом к пакету 35 сердечника по всей поверхности ремонт обмотки практически невозможен.

Цель изобретения - повышение надежности и эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем,;щ что изоляция обмоток электрических машин, пропитанная термореактивным компаундом, содержащая последовательно наложенные на обмотку слюдосодержащую ленту и антиадгезивный по отношению к компаунду материал, в каче тве антиадгезивного материала содержит ленту, намотанную с постоянным шагом и отрицательным перекрытием, причем площадь антиадгезивной ленты составляет 1/2-3/4 поверхности обмотки в пазу.

Кроме-того антиадгезивная лента выполнена из фторопластовой пленки.

В этом случае обмотка удерживается в пазах, главным образом за счет 5 приклейки изоляции к сердечнику при рабочих скоростях (Т=8, 8-10,4 кг/мм ), но центробежные силы вырывают ее из пазов при угонной скорости T=14 кг/мм.

Пример 1. На секции якорной обмотки наносят сухую стеклослюдинитовую ленту, поверх изоляции на пазовую часть наносят один слой фторопластовой пленки шириной 20 мм с зазором, равным ширине пленки. Обмотку укладывают в паз и пропитывают под вакуумом и давлением эпоксидным компаундом. После пропитки и отверждения обрезают лобовые части и определяют усилие вырыва обмотки.

Пример 2. На секции якорной обмотки наносят пропитанную стеклослюдинитовую ленту, поверх изоляции на пазовую часть наносят один слой фторопластовой пленки шириной 20 мм с зазором 15 мм. Обмотку укладывают в паз и пропитывают под вакуумом .и давлением эпоксидным компаундом.

После пропитки и отверждения лобовые части обрезают и определяют усилие вырыва обмотки.

Пример 3. Изготовление изоляции и испытание производят по примеру 1, но фторопластовую ленту наносят с зазором 10 мм.

Пример 4. Изготовление изоляции и испытание производят по примеру 1,но фторопластовую ленту наносят с зазором 7 мм.

Пример 5. Изготовление изоляции и испытание производят по примеру 1, но фторопластовую ленту наносят с зазором 40 мм.

Результаты испытаний по примерам

1-5 приведены в таблице.

13,0 10 5 9,0 6,8 18,2

0.,92 0,75 0,64 0,48

864447

Формула изобретения

Составитель П. Забуга

Техред -М. Голинха Корректор У . Пономаренко

Редактор Н. Минно

Заказ 7823/80

Тираж 733 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. ужгород, ул. Проектная, 4

Как видно из приведенных данных, изобретение позволяет получать обмотку с регулируемой приклейкой к пазу, обеспечивая стойкость изоляции к действию центробежных сил при рабочих скоростях вращения и ремонтопригодность обмотки (извлечение из пазов при угонной скорости вращения в нагретом состоянии),дает возможность изготавливать ремонтопригодные якоря с пропиткой термореактивным компаундом, что позволяет повысить надежность работы якорей в экстремальных условиях, сократить цикл пропиткисушки, его трудоемкость и энергоемкость.

1. Изоляция обМоток электрических машин, пропитанная термореактивI ным компаундом, содержащая последовательно наложенные на обмотку слюдосодержащую ленту и антиадгезивный по отношению к компаунду материал, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности в эксплуатации, в качестве антиадгеэивного материала она содержит ленту, намотанную с постоянным шагом и отрицательным перекрытием, причем площадь ленты составляет 1/2-3/4 поверхности обмотки в пазу.

2. Изоляция по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что антиадгезивная лента выполнена из фторопластовой пленки.

15 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 262239, кл H 02 К 15/02, 1966 °

2. Авторское .свидетельство СССР

Щ 9 710092, кл. H 02 К 15/12, 1977.

Изоляция обмоток электрических машин Изоляция обмоток электрических машин Изоляция обмоток электрических машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к изготовлению обмоток высоковольтных электрических машин, преимущественно стержневых обмоток генераторов с изоляцией из пропитанных термореактивным составом изоляционных лент на основе слюдяных бумаг и стекловолокнистых подложек

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении обмоток статоров электрических машин, трансформаторов, дросселей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения уплотнений валов электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и касается способов пропитки и сушки таких электротехнических изделий, как обмотки статоров, роторов электродвигателей, трансформаторов, магнитопроводов и т.п

Изобретение относится к области электротехники и касается способов электроосмотической сушки изоляции обмоток электрических машин при их эксплуатации, а также для предупреждения увлажнения изоляции обмоток электрических машин во время технологической паузы

Изобретение относится к области электротехники, а именно к ремонту электрических машин преимущественно с термореактивной изоляцией

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для капельной пропитки и сушки обмоток электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологии изготовления катушек сильных магнитных потоков, которые могут быть использованы в электротехнической промышленности

Изобретение относится к области токовой сушки трансформаторов, электрических кабелей, электрических машин, конкретно к токовой сушке обмоток электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх