Способ получения дизельных фракций

 

Союз Советскими

Социалистически к

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Х АВТОРСХОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 060879 (21) 2836313/23-04 (5 f ) hh. Ka.

С 10 G 7/06 с присоединением заявки ¹â€” (23) П р иор итет Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 231131. Бюллетень ¹ 43

Дата опубликования описания 231 1.81 (53) УДК 665. 63 (088.8) Ф.А. Арсланов, P.Ã. Гареев, E.Т. Китанова, Г.Г. Теляшев и Ф.Ш. Мунирова (72) Авторы изобретения (7! ) Заявитель (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ФРАКЦИЯ

Изобретение относится к способам получс .ия дизельных Фракций путем перегонки нефти и может быть исполь. эовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Известен способ получения дизельных фракций путем атмосферно-вакуумной перегонки нефти, включающий возврат промежуточной дизеле-газойлевой фракции из вакуумной колонны в основную атмосферную колонну (1).

Однако, хотя способ позволяет увеличить отбор дизельной фракции от нефти, он требует дополнительных энергозатрат.

Наиболее близким к изобретению является способ получения дизельных фракций, который заключается в том, что частично отбензиненную нефть с низа колонны предварительного испарения подают через печь в первую атмосферную колонну, имеющую отпарную и концентрационную секции, где отбирают сверху бенэино-керосиновую

Фракцию в паровой фазе, боковым погоном — фракцию 240-360 C которую направляют в отпарную колонну, снизу — остаточную Фракцию.

Бензино-керосиновую фракцию разделяют во второй атмосферной колонне. В отпарную колонну и в ниэ каждой колонны подают водяной rap.

Остаточную Фракцию направляют в вакуумную колонну и при разделении получают вакуумный газойль и гудрон (2).

Недостаток: способа заключается в низком выходе целевого продукта.

Целью изобретения является повышение выхода целевого продукта.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу получения дизельных фракций путем перегонки частично отбензиненной нефти в

15 первой атмосферной колонке, имеющей отпарную и концентрационную секции, с отбором верхнего потока в паровой фазе, бокового погона и снизу колонны — остаточной фракции с после2О дующем подачей верхнего погона во вторую атмосферную колонну, остаточной Фракции — в вакуумную колонну, иэ вакуумной колонны боковым погоном отводят промежуточную фракцию, выкипающую в интервале 240-490оС, подают часть ее в жидкой фазе в количестве 2-4 вес.Ъ от исходного сырья в верхнюю часть отпарной колонны, направляют в нижнюю часть отпарной

ЗО колонны паровой поток отпаркой сек883) 48

Верхнее (циркуляционное) орошение через теплообменник (не показан) с температурой на входе 220 С и холодильник 11 выводят из колонны 4 и вводят по линии 12 (40 вес.Ъ 50 при 70ОC). От циркуляционного орошения отводят промежуточную дизелегазойлевую фракцию 240 — 490 С

12,5 вес.Ъ при 220 C) и падают по линии 13 в верх боковой отпарной колонны 14. В последнюю подают также пар отгонной секции (4,85 вес.Ъ при.

364 С) и жидкость концентрационной секции колонны (6,5 вес.Ъ при 357 С) соответственно по линии 15 и 16.

Выводимый снизу боковой отпарной колонны 14 жидкий поток (8,0Ъ при 334 C)

17 возвращают в колонну 2 по пинии а верхний погон в паровой Фазе (водяной пар и часть дизельная Ф).акции первой атмосферной колонны, подают полученный при этом продукт верха в паровой Фазе в низ второй атмосферной колонны с последующим выводом иэ нее целевых Фракций.

На чертеже схематически представлена установка для реализации

5 предлагаемого способа.

Пример. В качестве сырья используют частично обензиненную

1 нефть, полученную из смеси нефтей

Арпанской и Западно-Сибирских месторождений в соотношении 1:1 с плот îî<<>> < <у о = О, 87.

Содержание фракций в исходном сырье, вес.Ъ на нефть (здесь и далее вес.Ъ расчитаны относительно 15 исходной нефти):

85 140оС 9,3

).40-240оС 14,6

240-280 С 6,6

260 360оС 12,7

360-490оС 19,5

490 С-КК 31,9

Частично отбензиненную нефть нагревают в печи и с температурой

375ОC по линии 1 вводят в количестве 94, 8 вес.Ъ в колонну 2 в виде парожидкостной смеси (весовая доля отгона равна 0,43). В колоннах 3 и 4 разделяют соответственно дистил— пят и остаточную фракцию колонны 2.

13 низ колонны 2 по линии 5 подают водяной пар в количестве 0,85 вес.Ъ с температурой нагрева 180 C. Oc таточную фракцию — мазут (53,9 вес.Ъ при 390 C) через печь подают по линии

6 в колонну 4,в. низ которой подают по линии 7 водяной пар (0,41 вес. -. при 180 C). Снизу колонны 4 по пинии 8 выводят гудрон (31,9 вес.Ъ при 371 С), боковым погоном по линии

9 выводят фракцию вакуумного гаэойля 40

360-490 С. (19,4Ъ при 270 С), сверху по линии 10 отводят углеводородные и водяной пары (0,1Ъ и 0,41-„ соответственно при 123 C) в вакуумсоздающее устройство. 45 ции 240-360 С 5,0 вес.Ъ при 298 C) направляют в низ колонны 3 по линии

18. Боковым погоном из колонны 2 выводят в жидкой Фазе дизельную фракцию 240-360 С (9,5 вес.Ъ при

307 C) и вводят ее в колонну 3 по линии 19. B колонну 3 через холодильник 20 (температура на входе 269 C) вводят верхнее циркуляционное орошение (30 вес.Ъ при 70 С) по линии

21. С верха колонны 2 фракцию 85280 С (28,4 вес.Ъ при 240 С) направляют по линии 22 в колонну 3. Выводимый сверху колонны 3 паровой поток (18,0 вес.Ъ при 103 С) конденсируют в конденсаторе-холодильнике 23 и возвращают в колонну 2 в качестве холодного орошения (8,7 вес.Ъ при

40ОС) по линии 24, а балансовый избыток этой фракции, т.е. бензиновой фракции 85-140 С (9,3 вес.Ъ при

40 С) отводят по линии 25. Из колонны 3 боковыми погонами отводят керосиновую фракцию 140-240 С (14,8 вес.Ъ при 168 C) по линии 26 и легкую дизельную фракцию 240260оС (6,6 вес.-o при 240 С) — по линии 27.

Тяжелую дизельную фракцию 280-.

360 С (12,7 вес.Ъ при 278 C) выводят снизу колонны 3 по линии 28.

Колонны 2 и 3 содержат по 23 ректификационные тарелки, в том числе в отгонных секциях по 10 шт.

Колонна 4 и боковая отпарная колонна 14 содержат соответственно 15 шт, (в отгонной секции 4 шт.) и 8 шт.

ЭФФективность тарелок принята равной 0,5; перепад давления на одну тарелку составляет 6 мм рт.ст. Давление вверху колонн 2, 3, 4 и отпарной колонны 14 составляет соответственно 1,8; 1,5; 0,078 и 1,9 ата.

Проводят сопоставительный расчет предлагаемого способа и известного по известной методике (3).

Общими условиями расчета приняты количество и состав исходного сырья, давление в колоннах, температура нагрева исходного сырья и мазута, суммарный расход водяного пара (1,26 вес.-o) отбор бензиновой, керосиновой, гаэойлевой фракций и их качество (содержание целевых компонентов).

Основные результаты расчета следующие (цифры в скобках относятся к известному способу), вес.Ъ:

Отбор легкой дизельной фракции

240-280 С 6,6 (-)

Отбор тяжелой дизельной фракции

280-36О С 12,7 (-)

Суммарный отбор дизельных фракций 19,3 (16,8).

Таким образом, предлагаемый способ позволяет повысить выход дизельных Фракций беэ использования дополнительных энергозатрат.

883148

Формула изобретения

Составитель Н.Королева

Редактор И.Николайчук Техред Ж.Кастелевич Корректор H. Степ

Заказ 10121/36 Тираж 551 Подпис ное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и с ткрытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., л.4/5

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.П;о:к г.«я,4

Способ получения дизельных фракций путем перегонки частично отбензиненной нефти в первой атмосферной колонне, имеющей отпарную и концентрационную секции, с получением верхнего погона в паровой фазе, бокового погона и снизу колонны — остаточной фракции с последующим направлением верхнего погона во вторую атмосферную колонну, остаточной фракции — в вакуумную колонну, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения выхода целевого продукта, иэ вакуумной колонны боковым погоном отводят промежуточную фракцию, выкипающую в интервале 240-490 С и часть ее в жидкой фазе в количестве 2-4 вес.Ъ от исходного сырья подают в верхнюю часть отпарной колонны, в нижнюю часть которой направляют паровой поток отпарной секции первой атмосферной колонны, полученный при этом продукт верха отпарной колонны в паровой фазе подают в низ второй атмосферной колонны с последующим выводом из нее целевых фракций.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Багиров И.Т. Современные установки первичной перегонки нефти.

М., Химия, 1974, с. 130 °

2. Передовой опыт работы НовоУфимского НПЗ. М., ЦНИИТЭнефтехим, 1964, с. 70-78 (прототип) .

3. Теляшев Г.Г. и др. Применение

ЭВМ для расчета ректификационного оборудования ° Нефтепереработка и нефтехимия, M., ЦНИИТЭнефтехим, 1976. Р 7, с. 12.

Способ получения дизельных фракций Способ получения дизельных фракций Способ получения дизельных фракций 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к химической и нефтеперерабатывающей технологии, в частности к перегонке жидких смесей под вакуумом

Изобретение относится к нефтехимии и нефтепереработке, преимущественно к установкам вакуумной перегонки жидких продуктов, например нефти, и может быть использовано при ректификации нефтяного сырья

Изобретение относится к массообменным аппаратам для разделения смесей и может быть использовано преимущественно в нефтехимической промышленности для ректификации нефтяного сырья или в химической, пищевой, фармацевтической и т.п

Изобретение относится к способам и устройствам для разделения эмульсий несмешивающихся жидкостей, в частности к сепараторам-фазоразделителям для установок вакуумной перегонки нефтяного сырья, и может найти применение в нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газоперерабатывающей и других отраслях промышленности, улучшая при этом экологию окружающей среды

Изобретение относится к области нефтехимии, а именно к установкам для создания вакуума при перегонке жидкого продукта, например, при перегонке нефтепродуктов, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности
Наверх