Устройство для контроля работы транспортных средств

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советски к

Соцнапистическик

Республии ()883944 (61) Дополнительное к аит. свид-ву— (22) Заявлено 100380 (21) 2893570/ 18-24 с присоединением заявки М— (23) Приоритет— (51)М. Кл.

GO7 С 5/1О

3ееударстеаииый комитет ио 11еием изееретеиий и еткрытий

Опубликовано 231 1-81 ° Бюллетень М 43 е

Дата опубликования описания 231131 (5З) УЛК621.176/

/178 (088. 8) П.М.Чеголин, В.И.Петько, В. В.Кручинский, В Е. у и P.Ф.Иарецкий

1;:, . Ат щьу

I

Институт технической кибернетики АН Белорусскюй ЯЯД„ --"-ь ТЕ1 д (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Устройство для контроля работы транспортных средств относится к области измерительной техники и может быть использовано для спектрального экспресс-анализа случайных про-., цессов, протекающих в .узлах и дета5 лях транспортных средств во время дорожных испытаний, а также в лабораторных условиях для обработки информации, зарегистрированной на мага нитных носителях.

Известно устройство для контроля и регистрации показателей работы транспортных средств, позволяккцее измерять

15 дисперсию случайного процесса в пяти октавных частотных полосах и содержащее датчик, тензоусилитель, генератор импульсов, первый коммутатор, блок индикации и пять частотных кана20 лов, в каялом из которых установлены полосовой фильтр, усилитель, преобразователь, элемент И, второй коммутатор, блок масштабирования, первый, второй и третий счетчики и блок с равнения(! j.

Недостатком устройства является большое энергопотребление, значительные вес и габариты, что ограничивает возможности его применения на борту транспортного средства.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для контроля работы транспортных средств, содержащее датчик, подключенный ко входному усилителю, генератор импульсов, блок индикации, первый коммутатор, блок пересчета, обрабатывающий частотный канал и накапливаккцие частотные канапы по числу контролируемых поддиапазонов частот. Обрабатываккций частотный канал содержит полосовой фильтр, выход которого соединен со входом усилителя, первый выход которого через преобразователь подключен к первому входу элемента И, выход которого соединен со входом второго коммута883944 тора, второй выход усипителя подключен к первому входу управляемого делителя частоты, второй вход которого соединен со вторым выходом второго коммутатора, а выход — со вторыг входом первого счетчика, первый выход второго коммутатора подключен через блок масштабирования к первому входу второго счетчика, выходы которого соединены с первой группой входов блока сравнения, вторая группа входов которого подключена к выходам первого счетчика, выход блока сравнения соединен с первым входом первого счетчика и со входом третьего счетчика, выход которого подключен к блоку индикации )2).

Однако устройство обладает высоким энер гопотр еблением, значительным весом и габаритамй.

Цель изобретения — снижение энер- . гоемкости и упрощение устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее датчик, подключенный ко входному усилителю, 25 первый генератор импульсов, первый коммутатор, блок индикации и частотный канал, выполненный на элементе

ИЛИ, полосовом фильтре, выход которого соединен со входом усилителя, первый выход которого через преобразователь подключен к первому входу элемента

И, выход которого соединен со входом второго коммутатора, второй выход усилителя подключен к первому входу 55 первого управляемого делителя частоты, второй вход которого соединен со вторым выходом второго коммутатора, а выход — со вторым входом первого счетчика, первый выход второго ком- 4О мутатора подключен через блок масштабирования к первому входу первого счетчика, выходы которого соединены с первой группой входов блока сравнения, вторая группа входов которого 45 подключена к выходам второго счетчика, выход блока сравнения соединен с первым входом второго счетчика и со входом третьего счетчика, выход которого подключен к блоку индикации, введены, 5g блок записи и воспроизведения сигналов, второй управляемый делитель частоты и второй генератор импульсов, выход выходного усилителя подключен к первому входу элемента ИЛИ частотйого канала и к первому входу блока записи и воспроизведения сигналов. второй вход которого соединен с выходом второго управляемого ценителя частоты, который подключен ко второму входу элемента И частотного канала, выход блока записи и воспроизведения сигнала соединен:. о вторым входом элемента ИЛИ часто. ного канала, вход второго генератора импульсов подключен к первому входу первого счетчика и ко второму входу первого коммутатора, группа выходов которого соединена с группой входов блока записи и воспроизведения сигналов и с группой входов второго управляемого делителя частоты, выход которого подключен к первому генератору импульсов.

На чертеже приведена блок-схема устройства для контроля работы транспортных средств.

Устройство содержит датчик 1, входной усилитель 2, первый генератор

3 импульсов, первый управляемый делитель 4 частоты, частотный канал

5, полосовой фильтр 6, усилитель 7, преобразователь 8, элемент И 9, первый коммутатор 10, второй управляемый делитель 11 частоты, блок 12 масштабирования, элемент ИЛИ 13, первый счетчик 14, второй счетчик

15, блок 16 сравнения, третий счетчик 17, блок 18 индикации, блок 19 записи и воспроизведения сигналов, второй коммутатор 20, второй генератор

21 импульсов, вход 22 управляющего сигнала, причем выход датчика 1 подключен ко входу входного усилителя 2, выход которого соединен с первым входом элемента ИЛИ 13 частотного канала 5 и с первым входом блока записи и воспроизведения сигналов

19, выход которого соединен со вторым входом элемента ИЛИ 13. Частотный канал 5 содержит последовательно соединенные элемент ИЛИ 13, полосовой . фильтр 6, усилитель 7, блок преобразования 8, элемент И .9, второй коммутатор 20 на два положения, к первому контакту которого подключен блок масштабирования 12,. соединенный с первым входом второго счетчика 15, выходы которого подсоединены g пер вым входам блока сравнения 15; второй контакт коммутатора 20 соединен со вторым входом первого управляемого делителя частоты 4, первый вход которого Подключен ко второму вых<>ду усилителя 7, а выход — ко второму входу первого счетчика 14, выходы которого связаны со вторыми входами блока сравнения 16 . Выход блока сравнения

883944

l6 соединен с первым входом первого счетчика 14 и со входом третьего счетчика 17, выход которого подключен ко входу блока индикации 18.

Управляющие входы второго генератора S импульсов 21 и первого коммутатора

10 соединены между собой. Выход второго генератора импульсов 21 подключен ко второму входу второго счетчика

15 частотного канала 5 и второму вхо- ду первого коммутатора 20, группа выходов последнего подсоединена к третьему и последующим входам блока записи и воспроизведения сигналов

19, а также по второму и последующим входам второго управляемого делителя частоты 11, к первому входу которого подключен выход первого генератора импульсов 3, выход второго управляемого делителя частоты 11 подключен ко второму входу блока записи и воспроизведения сигналов 19 и второму входу элемента И 9 частотного канала 5.

Устройство работает следующим образом.

Вначале проводится контрольный заезд, тванспортного средства по мерному участку дороги, во время которо- З!! го устанавливаются оптимальные коэффициенты усиления входного усилителя

2, усилителя 7 и коэффициент деления первого управляемого делителя частоты

4 соответственно общему коэффициенту усиления в частотном канале 5. Во время контрольноro заезда регистрируют с помощью первого генератора им— пульсов 3 длительность;Ьр движения транспортного средства. Далее второй . 40 коммутатор 20 переключается в нижнее положение и проводит тарировку. На вход входного усилителя 2 подается единичный тарировочный сигнал, например сигнал 11 . Он поступает в частотный канал 5, где проходит через элемент ИЛИ 13, полосовой фильтр 6, усилитель 7 (в этом режиме его коэффициент усиления равен 1), блок преобразования 8, элемент И 9, второй коммутатор 20, блок масштабирования 12 (коэффициент масштабирования

10 !), поступает во второй счетчик

15 и накапливается в нем. Ло истече- нии времени тарировки р сигнал с первого генератора импульсов 3 через второй делитель частоты 11 (в этом режиме коэффициент деления равен 1) запретит прохождение сигналов через элемент И 9 и во втором счетчике, 15 зафиксируется число М . 0

После тарировки проводйтся режим

"Измерения", при этом второй коммутатор 20 переключается в верхнее положение, блок записи и воспроизведения сигналов 19 включается в положение

"Запись" и проводит рабочий заезд транспортного средства по мерному участку дороги. Сигналы с датчика l через входной усилитель 2 поступают на вход блока записи и воспроизведения сигналов 19 и регистрируются в нем в течение времени, определяемого первым генератором импульсов Э. Одновременно сигналы с выхода входного усилителя 2 поступают на вход частотного Канала 5, где проходят аналоговый тракт, преобразователь 8, элемент И 9 (в течение времени, опреде ляемого первым генератором импульсов 3), второй коммутатор 20 и поступают на вход первого управляемого делителя частоты 4, где они масштабируются в соответствии с коэффициентом усиления усилителя 7. Далее сигналы поступают на вход схемы пересчета, собранной на первом и втором счетчиках 14 и !5 и блоке сравнения

l6 . Результат фиксируется в третьем счетчике 17 и индицируется блоком индикации 18 и отражает величину измеряемого параметра в данной частотной полосе.

Затем оператор производит обработ/ ку и вывод результатов измерения в других частотных диапазонах. 11о сигналу со входа управляющего сигнала

22 второй генератор импульсов 21 выдает одиночный импульс, который во втором. счетчике 15 частотного канала

5 производит сдвиг числа Я- <„р 70 на один двоичный разряд вправо, что равносильно делению его на два, а во втором управляемом делителе частоты 11 коэффициент деления l сменяется на 2. Блок записи и воспроизведения сигналов 19 включается первым коммутатором 10 в положение Чтение" .

Сигналы с блока записи и воспроизведения сигналов 19 поступают на вход элемента ИЛИ 13 частотного канала 5 в течение времени р/2, зада-, ваемом первым генератором импульсов 3 и вторым управляемым делителем частоты 1!. Скорость воспроизведения в этом случае в два раза превышает скорость записи. Результат обработки

88 сигналов в частотном канале 5 иницируется блоком индикации 18 и соответствует значению измеряемого параметра.

По следующим управляющим сигналам в первом счетчике 15 будет происходить сдвиг чисел вправо на один двоичный разряд, что равносильно делению их каждый раз на два. По этому же сигналу второй управляемый делитель частоты 11 будет менять коэффициенты деления, т.е. 2, 2

2 3

2, а первый. коммутатор 10 будет соответственно менять ° скорость считывания сигналов в блоке записи и воспроизведения сигналов 19, увеличивая ее в 2, 2, ..., 2 раз. Значения 3 И измеряемого параметра в октавных полосах частот оператор получает после каждого управляющего сигнала на экране индикатора 18."

По расчетным данным, предлагаемое устройство по сравнению с известным обеспечивает снижение энергопотребления почти в 2 раза и уменьшение габаритов и веса примерно в 1, 2 раза. Это достигается за счет того, что в предлагаемом устройстве исключены все частотные каналы, кроме первого, а дополнительные блоки незначительно влияют на изменение эксплуатационных параметров прибора.

Формула изобретения

Устройство для контроля работы транспортных средств, содержащее датчик, подключенный ко входному усилителю, первый генератор импульсов, первый коммутатор, блок индикации и частотный канал, выполненный на элементе ИЛИ, полосовом фильтре, выход которого соединен со входом усилителя, первый выход которого через преобразователь подключен к первому входу элемента И, выход которого соединен со входом второго коммутатора, второй выход усилителя подключен к первому входу первого управляемого делителя частоты, вто3944 8 рой вход которого соединен со вторым выходом второ го коммут ат ор а, а выход — со вторым входом первого счетчика, первый выход второго коммутатора подключен через блок масштабирования к первому входу первого счетчика,. выходы которого соединены с первой группой входов блока сравнения, вторая группа. входов которого

10 подключена к выходам второго счетчика, выход блока сравнения соединен с первым входом второго счетчика и со входом третьего счетчика, выход которого подключен к блоку индика15 ции, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения энергоемкости и упрощения устройства, в него введены блок записи и воспроизведения сигналов, второй управляемый делитель частоты и второй генератор импульсов, выход выходного усилителя подключен к первому входу элемента

ИЛИ частотного канала и к первому входу блока записи и воспроизведения д сигналов, второй вход которого соединен с выходом второго управляемого делителя частоты, который подключен ко второму входу элемента И частотного канала, выход блока записи и воспроизведения сигналов соединен со вторым входом элемента ИЛИ частотного канала, вход второго генератора импульсов подключен к первому входу первого счетчика .и ко второму

35 входу первого коммутатора, группа выходов которого соединена с группой входов блока записи и воспроизведения сигналов и с группой входов второго управляемого делителя частоты, выход которого подключен к перво40 му генератору импульсов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке Ф 2529403/18-24,кл .6 07 С 5/08, 1979.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке - 2716059/! 8-24, кл.607 С 5/08, 1979 (прототип ) .

883944

Составитель Н.Баганова

Редактор В.Еремеева Техред М.Рейвес

Корректор Г.Огар

Филиал ППП "Патент", г. У:кгород, .ул.Проектная 4

3акаэ 10235/76 Тираж 620 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Устройство для контроля работы транспортных средств Устройство для контроля работы транспортных средств Устройство для контроля работы транспортных средств Устройство для контроля работы транспортных средств Устройство для контроля работы транспортных средств 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерению массы жидкостей, в частности топлива для двигателей внутреннего сгорания, при пропускании его через измерительные устройства непрерывным потоком

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в газобаллонной топливной системе ДВС для определения массы сжатого газа в баллоне

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при испытании, эксплуатации, статистическом анализе эксплуатационных показателей автотранспортного средства

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения количества топлива в топливном баке автомобиля

Изобретение относится к измерительной технике и может использоваться для измерения, учета и контроля расхода топлива двигателем внутреннего сгорания (ДВС) в процессе эксплуатации и мониторинга его состояния

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для автоматизированного централизованного учета номеров транспортных объектов (вагонов, контейнеров) на территориях железнодорожных станций, портов, баз, складов и строительных площадок

Изобретение относится к устройствам для измерения технического ресурса тяговотранспортных машин

Изобретение относится к двигателестроению
Наверх