Система предупреждения столкновения самолета с землей

 

„„884588

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К ЙАТЕМТУ (6l) Дополнительный к патентуСеез Соввтеннх

Сецналмстмческих

Ресвублмк

3 (51) М. Кл. (22) Заявлено 24.02. 76 (21) 2328550/40-23 (23) Приоритет — (32) С 05 О 1/06

Гааудааатаеафа аазапат

СССР аа делам хзебратехий х етлрмтей (331 (53) УДК 629.7. .051.56 (088.8) Опубликовано 23,11.81БюллЕтЕнь № 43

Дата опубликования описания 23.1! .Sl

Иностранцы

Чарльз Д. Бейтмэн (Канада) и Ханс Р Мюллер . (Швейцария) (72} Авторы изобретения

Иностранная фирма

"Сандстрэнд Дейта Контрал" (7l) Заявитель (США) (54) СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ САМОЛЕТА

С ЗЕМЛЕЙ

Изобретение относится к самолетным .системам предупреждения столкновений самолета с землей.

Известна система предупреждения столкновения самолета с землей, содержащая измеритель скорости самолета в числах М, радиовысотомер, измеритель скорости изменения высоты самолета и датчик положения шасси самолета, под.— ключенный к первому входу вентипьной 10 схемы И, второй вход которой подключен к формирователю сигнала предупреждения, а выход — к индикатору сигнала предупреждения (1 1.

Недостатками известной системы являетсп то, что в нем формирование сигнала безопасной высоты не связано со скоростью самолета, а также, имеют мес.то логичные предупредительные сигналы 20 об опасной высоте при пролете над нижелетящими самолетами при посадке, снижающие эффективность работы систе" мы предупреждения столкновения самолета с землей. Ж

Цель изобретения — повышение эффективности работы системы предупреждения„

Поставленная цель достигается тем, что s систему предупреждения столкновения самолета с землей, содержащую нмернтель скорости самолета в числах

И, радиовысотомер, измеритель скорости изменения высоты самолета и датчик положения шасси самолета, подключен-: ный к первому входу вентильной схемы

И, второй вход которой подключен к формированию сигнала предупреждения, а выход « к индикатору сигнала предупреждения, дополнительно введен формирователь сигнала безопасной высоты в функции числа М, вход которого соединен с измерителем числа М, а .выходс первым входом формирователя сигнала предупреждения, второй вход которого подключен к радновысотомеру.

Кроме того, измеритель скорости изменения высоты самолета соединен со входом формирователя сигнала предупреждения через схему запрета о скорости нвменения высоты самолета.

884588

19

Причем схема защиты по скорости изменения высоты самолета снабжена двумя управляющими входами, подключенными к соответствующим выходам радиовысотомера.

Схема защиты по скорости изменения высоты самолета подключена к измерителю скорости изменения высоты самолета через последовательную RC-цепочку.

На фиг. 1 приведен график зависимости минимально допустимой высоты полета от скорости самолета; на фнг. 2 — блок-схема системы.

На графике зависимости, приведенном на фиг. 1, обозначены два участка g и Д, которые характеризуют минимально допустимую высоту полета h и высоту полета h, выше которой скорость полета не лимитируется. Участок .8 характеризуется линейной зависимостью допустимой величины полета от скорости

B состав системы предупреждения столкновения самолета с землей (фиг. 2) входят: измеритель 1 числа

M полета, формирователь 2 сигнала безопасной высоты в функции числа М, включающий буферный усилитель 3, канальный переключатель 4, усилитель 5, сумматор 6, диод 7 и резистор ф, формирователь 9 сигнала предупреждения, вентильная схема И 10, схема 11 запрета по скорости изменения высоты самолета, включающая компаратор 12, резистор 13, конденсатор 14, диод 15, и резистор 16, а также радиовысотомер 17 и измеритель 18 скорости изменения высоты самолета.

Система работает следующим образом.

Напряжение, пропорциональное числу

М, с измерителя 1 числа М полета посту пает на вход формирователя 2 сигнала безопасности высоты, состоящего из буферного усилителя 3, канального переключателя 4, усилителя 5, сумматора

6, в результате чего на выходе сумматора 6 имеется сигнал, пропорциональный числу M.

На второй вход сумматора подается сигнал с радиовысотомера 17, соответствующий значению высоты 4, Ь4, в результате чего выходной сигнап сумматора 6 при скорости полета, соответству" ющей числу М менее N, характеризуется горизонтальной, линией !фиг. 1,).

При скорости полета более М4 выходной сигнал усилителя 5 сумиируется с сигналом высоты полета Ь4 в сумматоре

6Ä который затеи подается на первый вход формирователя 9 предупредительного сигнала, выполненного в виде компаратора, на второй вход которого поступает сигнал с радиовысотомера 17, характеризующий истинную высоту полета h.

В компараторе оба эти сигнала сравниваются, и при превышении вычислительной минимально допустимой высоты полета истинной компаратор 12 формирует предупредительный сигнал, к торый подается на вход вентильной схемы

И 10. Другим входным сигналом вентильной схемы И 10 является сигнал от датчика положения шасси самолета, который при посадке, когда шасси выпущены, не позволяет выдавать сигнал предупреждения.

Дпя исключения выдачи ложных предупредительных сигналов прн полете самолета над нижелетящими летательными аппаратами система снабжена схемой 11 запрета по скорости изменения высоты, самолета, соединенной с измерителем

18 скорости изменения высоты самолета, формирующей сигнал. (Этот сигнал может генерироваться путем дифференцирования сйгнала с радиовысотомера по времени). Сигнал h вводится в усилитель, работающий в режиме компаратора через резистор 13 и конденсатор 14, при этом компаратор имеет пороговую характеристику с порогом отпирания, соответствующим скорости изменения высоты, определяемой радиовысотомером, в режиме пролета над нижелетящими летательными аппаратами. Отпертый компаратор генерирует сигнал, который

40 через диод 15 подается на вход формироватепя 9, при этом его величина выбирается такой, что подавляет любые другие сигналы на его входе и предотвращает действие системы предупреждения. Цепь обратной связи, содержащая резистор 16, служит для того, чтобы держать компаратор в отпертом состоянии, поддерживая тем самым систему предупреждения в запрещенном режиме.

Ж Схема 11 запрета снабжена двумя входами для перевода компаратора в исходное состояние: первый — переводит компаратор в закрытое состояние, когда .высота полета более Ь (после пропета

И нижелетящего летательного аппарата), второй — когда высота будет менее h соответствующей заданной минимальной высоте на этапе взлета. RC-цепочка

884588 на входе компаратора сдужит для исключения отпирания последнего на малых высотах при пролете над зданиями, высокими системами и др., когда запрещать действие системы предупреждения 5 нельзя.

Формула изобретения

l. Система предупреждения столкновения самолета с землей, содержащая измеритель скорости самолета в числах

М, радиовысотомер, измеритель скорости изменения высоты самолета и датчик положения шасси самолета, подключенный к первому входу вентильной схемы

И, второй вход которой подключен к формирователю сигнала предупреждения, а выход — к индикатору сигнала предупреждения, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности работы системы предупреждения, в нее дополнительно введен формирователь сигнала безопасной высоты в функ- ции числа М, вход которого соединен с измерителем числа М, а выход — с первым входом формирователя сигнапа предупреждения, второй вход которого подключен к радиовысотомеру.

2. Система по п. 1, о т л и ч а " к щ а я с я тем, что в ней измеритель скорости изменения высоты самолета соединен со входом формирователя сигнала предупреждения через схему saпрета по скорости изменения высоты самолета.

3. Система по,п. 2,. о т л и ч аю щ а я с я тем, что в ней схема защиты по скорости изменения высоты самолета снабжена двумя управляющими входами, подключенными к соответствующим выходам радиовысотомера.

4. Системапоп 2, отличаю щ а я с я тем, что в ней схема saщиты по скорости изменения высоты самолета подключена к измерителю скорости изменения высоты самолета через по следовательную RC-цепочку.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Ф 37!5118, . кл. 340-27, опублик. 06.08.73.

884588

Редактор Э. Лаэаренко

ВВВ

Закаэ I0293/90

Корректор Н. Сте

Техред А. Ач "

Тиран 943 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

ll3035, Москва, Ж-З5, Рауиская наб., д. 4/5 ф аВФВМ ююЮМВЮ филиал ППП "Патент", г. Уагород, ул. Проектная, 4

Система предупреждения столкновения самолета с землей Система предупреждения столкновения самолета с землей Система предупреждения столкновения самолета с землей Система предупреждения столкновения самолета с землей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике антенных измерений и может быть использовано для измерения положения измерительного элемента для дефектоскопии стен строительных сооружений, для определения ближнего поля антенн с большой апертурой защищенных обтекателем сложной формы, например в виде полусферы ил конусообразной формы

Изобретение относится к авиационным комплексам, обеспечивающим условия снижения аварийности при полетах по сложным маршрутам, в районах взлетно-посадочных полос (ВПП) и при посадке - наиболее ответственного этапа эксплуатации летательного аппарата (ЛА)

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в устройствах управления транспортными средствами

Изобретение относится к системам управления ракетами и может быть использовано в аппаратуре управления ракетой, вращающейся вокруг своей продольной оси

Изобретение относится к области управления подвижными объектами, в частности к области стабилизации судна

Изобретение относится к средствам сигнализации и управления для широкого класса человеко-машинных систем, в т.ч

Изобретение относится к устройствам управления и стабилизации измерительных устройств на качающемся основании и может быть использовано для управления лучом антенны мобильной РЛС обнаружения

Изобретение относится к средствам управления, а более конкретно - к системам поиска, обнаружения, опознавания и слежения, получившим широкое распространение во многих областях народного хозяйства и в военной технике

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам управления и диагностики бортового оборудования, и предназначено для установки на гражданские летательные аппараты (ЛА)
Наверх