Вентильный электродвигатель

 

Союз Советскик

Социапистическик

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04.03.80 (21) 2888950/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M. Кл а

Н 02 К 29/02

Гещйарстаянлмй ллмитет

СССР ле делам лзабретений и еткрмтий (53) УДК 621.313 .13.014.2:621. .382 (088.8) Опубликовано 30.11.81. Бюллетень № 44

Дата опубликования описания 30.11.81 (72) Авторы изобретения

Н. Н. Левин, В. И. Никулин, С. И. Шеленок

П. А. Назаров и В. П. Кондитеров (71) Заявитель (54) ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроприводам с бесконтактной конструкцией исполнительного двигателя, широко применяемым в устройствах автоматики.

Известны вентильные электродвигатели, содержащие коммутатор и синхронный двигатель с необмотанным зубчатым ротором, статор которого имеет пазы, где уложены обмотки якоря (1) .

Недостатком такой конструкции является сложность и низкая надежность коммутатора.

Известны также бесконтактные двигатели, которые конструктивно выполнены в виде синхронного двигателя, трансформаторного трансформированного датчика положения ротора и транзисторного коммутатор а (2) ..

Недостатком данной конструкции является наличие датчика положения ротора, усложняющего двигатель, увеличивающего вес и энергоемкость устройства, требующего дополнительного источника высокой частоты.

Наиболее близким к предлагаемому является электродвигатель, в котором роль

2 датчика положения ротора выполняет сам якорь, содержащий якорь с обмоткой, секции которой соединены с выходом коммутатора, выполненного в виде тиристорного инвертора с отсекающими диодами и нагрузкой в катодных цепях тиристоров, и управляющий трансформатор (3).

Однако наличие трансформатора, дополнительной обмотки возбуждения и источника переменного тока приводит к усложнению конструкции электродвигателя, повышению

10 его массы и габаритов.

Цель изобретения — упрощение конструкции вентильного электродвигателя, снижение его массы и габаритов.

Поставленная цель достигается тем, что в вентильном электродвигателе, содержащем якорь с обмоткой, секции которой соединены с выходом тиристорного коммутатора, и индуктор, он снабжен делителем, герконами, дополнительным резистором, конденсатором и ключом, катод каждого тиристора соединен с концом коммутируемой им фазы через

26,делитель, состоящий из последовательно соединенных резистора, и зашунтированного другим резистором конденсатора, управляющий электрод каждого тиристора через диод

886160 соединен замыкающим контактом геркона со средней точкой делителя, включенного в соседнюю против хода часовой стрелки фазу, а размыкающим контактом — с началом коммутируемой им фазы, причем управляющие электроды двух тиристоров, включенных в смежные фазы, соединены с зажимом источника питания через последовательно соединенные резистор и конденсатор, -а катушка управления герконами соединена с источником питания через ключ.

На чертеже схематически изображен вентильный электродвигатель.

Вентильный электродвигатель состоит из синхронной машины с многофазной обмоткой якоря, фаз 1 — 4 индуктора 5 и коммутатора на тиристорах 6 †. Катоды тиристоров с началами фаз якорной обмотки соединены диодами 10 — 13, а с концами фаз — через делители, состоящие из резисторов 14 — 17 и конденсаторов 18 — 21, зашунтированных резисторами 22 — 25. Управляющие электроды тиристоров 6 — 9 через диоды 26 — 29 замыкающими контактами герконов 30 — 33 соединены со средней точкой-делителя, подключенного к фазам 1 — 4, а размыкающим контактом того же геркона 30 — 33 — с началами фаз 1 — 4. Кроме того, управляющий электрод тиристора б соединен через последовательно включенные резистор 34, конденсатор 35 с зажимом источника питания, а управляющий электрод тиристора 9 — к источнику питания через резистор 36 и конденсатор 37. Катушка 38 управления герконами 30 — ЗЗ соединена с зажимами источника питания через ключ 39. Коммутирующие конденсаторы 40 и 41 соединяют катоды тиристоров 6, 7 и

8, 9 между собой.

Устройство работает следующим образом

При подключении двигателя к источнику постоянного тока происходит отпирание тиристора б по цепи "+ источник питания, конденсатор 35, резистор 34, управляющий электрод тиристора б, резисторы .14 и 22 — источника питания. Напряжение источника прикладывается к фазе 1 через диод 10 и к делителю, состоящему из резистора 14 и конденсатора 18. В фазе 1 появляется ток, конденсатор 18 начинает заряжаться. Аналогично происходит отпирание тиристора 9. Последнее приводит к появлению тока в фазе 4 и заряду конденсатора 21 делителя. Взаимодействие токов, имеющих место в фазах 1 и 4, с магнитным потоком, который создается индуктором 5, создает статический момент. Если теперь замкнуть ключ 39, то благодаря накопленному заряду на конденсаторе 18, через замыкающий контакт геркона 31 к управляющему электроду тиристора 7 . прикладывается напряжение, достаточное для обеспечения условий отпирания тиристора 7, Тиристор 7 отпирается, 35

Формула изобретения

50 конденсаторы, отличающийся тем, что, с

5

4 в фазе 2 появляется ток, конденсатор 19 заряжается, тиристор 9 с помощью коммутирующего конденсатора 41 запирается.

Взаимодействие токов в фазе 1 и фазе 2 с магнитным потоком индуктора создает вращающий момент, под действием которого ротор начинает вращение по ходу часовой стрелки. Как только напряжение на конденсаторе 19 достигнет при его заряде величины, достаточной для отпирания тиристора, тиристор 8 отпирается, а тиристор 6 запирается. В фазе 3 появляется ток, что способствует возрастанию скорости поворота ротора двигателя по часовой стрелке.

Заряд конденсатора 20 до уровня напряжения отпирания тиристора приводит к отпиранию тиристора 9, что в свою очередь, при появлении тока в фазе 4 обеспечивает дальнейшее увеличение скорости, и, следовательно, ЭДС вращения в фазах обмотки якоря, Как только ЭДС достигается величины достаточной для отпирания тиристоров ключ 39 размыкают. Управляющие элект роды подключаются к началам фаз через размыкающие контакты герконов, а наведенная ЭДС в фазе 4 в рассматриваемый момент вращения приводит к отпиранию тиристора 9 по цепи "+" ЭДС, размыкающий контакт геркона 33, диод 29; управляющий электрод тиристора 9, резистор 17, конденсатор 21, "—" ЭДС. Ток, появившийся в фазе 4, взаимодействует с магнитным потоком индуктора, создает момент, способствующий вращению ротора двигателя против часовой стрелки. ЭДС наводится в фазе 1 и приводит к отпиранию тиристора 6, выключению тиристора 8 и появлению тока в фазе 1 и т. д.

Исключение дополнительной обмотки возбуждения значительно упрощает предлагаемый электродвигатель, увеличивает момент на единицу объема и веса. Появляется возможность выполнить индуктор с постоянными магнитами.

Вентильный электродвигатель, содержащий многофазную обмотку, индуктор и коммутатор, в котором катод каждого тиристора соединен с началом коммутируемой им фазы через диод, катоды тиристоров, включенных в противоположные фазы, соединены через целью упрощения конструкции и снижения массы и габаритов, он снабжен делителем, состоящим из последовательно соединенных резистора и зашунтированного другим резистором конденсатора герконами, дополнительным резистором, конденсатором и ключом, причем катод каждого тиристора соединен с концом коммутируемой им фазы через делитель, управляющий электрод каж886160

Составитель А. Санталов

Редактор Е. Дичи нская Техред А. Бойкас Корректор Н. Швыдкая

Заказ 10554/73 Тираж 733 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4 дого тиристора через диод соединен замыкающим контактом геркона со средней точкой деления, включенного в соседнюю, например против хода часовой стрелки, фазу, а размыкающим контактом с началом коммутируемой им фазы, причем управляющие электроды двух тиристоров, включенных в смежные фазы, соединены с зажимом источника питания через последовательно соединенные резистор и конденсатор, а катушка управления герконами включена на этот источник через ключ.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3749991, кл. 318-138, 1966.

2. Овчинников И. Е. и Лебедев Н. H.

Бесконтактные двигатели постоянного тока автоматических устройств. ill.-Л., «Энергия», 1966, с. 13.

3. Авторское свидетельство СССР по зп явке № 2699532/24-07, 1978.

Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электродвигателям с встроенным датчиком положения и скорости, и может быть использовано, например, в вентильных электроприводах в качестве исполнительного элемента, в устройствах автоматики

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электродвигателям с встроенным датчиком положения и скорости, и может быть использовано, например, в вентильных электроприводах в качестве исполнительного элемента, в устройствах автоматики

Изобретение относится к управляемым электроприводам

Изобретение относится к магнитному вращающемуся устройству и, в частности, к магнитному вращающемуся устройству, которое использует многократно пульсирующие силы, возникающие между постоянным магнитом и электромагнитом

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к электротехнике, а именно к бесконтактным электрическим машинам, и может быть использовано в качестве электродвигателя для приведения в движение технологических рабочих машин и транспортных установок, работающих с изменяющимися значениями нагрузок и скоростей движения, а также в качестве генератора, работающего в окружающих средах с высокой влажностью, запыленностью, с содержанием химически агрессивных веществ

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам с бесконтактной коммутацией секций обмоток статора в зависимости от положения ротора с помощью преобразователя частоты, т
Наверх