Устройство для подвеса подводного аппарата к буксирному кабель-тросу

 

Союз Советскнх

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 02.04.80 (21) 2915036/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M Кл з

В 63 В 21/66

Государстеенный комитет

СССР о делам нзооретений и открытий

Опубликовано 30.12.81. Бюллетень № 48

Дата опубликования описания 10.01.82 (53) УДК 629.125. . 127.4 (088.8) (72) Авторы изобретения

Б. Ф. Титаев, Ю. В. Курчатов, В. В. Дреко и Н! !

I ! ! !

1 ", )

Дальневосточный ордена Трудового Краснфго Знамени:,;.;:"; политехнический институт им. В. В. Кч44ыыева (71) Заявитель (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ ПОДВЕСА ПОДВОДНОГО АППАРАТА

К БУКСИРНОМУ КАБЕЛЬ-ТРОСУ

Изобретение относится к эксплуатации флота, в частности к устройствам для подвеса подводного аппарата к буксирному кабель-тросу.

Известно устройство для подвеса подводного аппарата к бускирному кабельтросу, включающее два силовых шарнирно 5 связанных между собой элемента, первый из которых сопряжен через силовую заделку с броней кабель-троса, а второй связан с электроразъемом, содержащим ответные токоведущие части (1) .

Недостаток известного устройства — низ- 10 кие эксплуатационные качества вследствие значительного перекручивания кабель-троса при движении аппарата по круговым траекториям, а также при вращении аппарата вокруг вертикальной оси.

Цель изобретения — повышение эксплуатационных качеств аппарата путем уменьшения перекручивания кабель-троса при движении аппарата по круговым траекториям, а также при вращении аппарата вокруг вертикальной оси. 20

Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено узлом вращения ответных токоведущих частей электроразьема относительно друг друга, связанным с электроразъемом и со вторым силовым элементом, а ответные токоведущие части электроразъема выполнены каждая в виде двух коаксиально расположенных втулок, между которыми установлен изоляционный элемент, при этом упомянутые втулки токоведущих частей выполнены сопрягаемыми между собой.

Кроме того, с целью повышения надежности, узел вращения ответных токоведущих частей электроразъема содержит герметичный кожух со смонтированными внутри него радиальными и упорным подшипниками, при этом второй силовой элемент выполнен с хвостовиком, расположенным внутри герметичного кожуха и сопряженным с радиальными и упорным подшипниками, а полость герметичного кожуха заполнена жидким диэлектриком, причем электроразъем размещен внутри герметичного кожуха, одна лара коаксиально расположенных втулок соединена с концом хвостовика, а другая— с кожухом.

На фиг. 1 изображено устройство, продольный разрез; (электроразъем показан не

893690

Формула изобретения

55 разрезанным); на фиг. 2 — электроразъем в увеличенном виде, продольный разрез.

Изображенный вариант относится к кабель-тросу коаксиального типа, используемому обычно на глубоководных аппаратах.

Устройство для подвеса подводного аппарата 1 к кабель-тросу 2 коаксиального типа, содержащему наружную броню 3, центральную токоведущую жилу 4 и металлическую экранирующую оплетку 5, разделенные слоями изоляции с продольной герметизацией, включает верхнюю коническую вилку 6 первого силового элемента, причем броня 3 соединена силовой заделкой 7, например свинцовой заливкой, с вилкой 6.

Входной конец кабель-троса 2 пропущен через отверстие в верхней конической вилке 6 первого силового элемента. Кабель, освожденный от брони, проведен через цилиндрическое звено 8 карданного шарнира и нижнюю полую коническую вилку 9 второго силового элемента внутрь разъемного герметичного кожуха 10 узла вращения ответных токоведущих частей электроразъема 11 и присоединен к последнему. Первый и второй силовые элементы (конические вилки 6 и 9) шарнирно связаны между собой через цилиндрическое звено 8, образуя карданный шарнир. От электроразъема 11 выходной конец кабель-троса 2 выведен через нижнее отверстие в кожухе 10, герметизированное сальниковой набивкой 12 с помощью нажимной гайки 13, и пропущен в корпус подводного аппарата 1, на котором укреплен кожух 10 узла вращения токоведущих частей электроразъема. Место ввода кабеля в нижнюю вилку 9 силового элемента залито герметиком 14. Нижняя вилка 9 выполнена с хвостовиком а, пропущенным внутрь кожуха 10, и снабжена снизу упорной гайкой

l5. Между ней и верхней крышкой кожуха

10 помещены радиальные 16 и упорный 17 подшипники. Место входа хвостовика а нижней вилки 9 в кожух 10 герметизировано уплотнительным кольцом 18, Стык между верхней и нижней частями кожуха 10 снабжен прокладкой 19.

Электроразъем ll сверху содержит наружную втулку 20 токоведущей части, к которой припаяна экранирующая оплетка 5 кабель-троса, и внутреннюю втулку 21 токоведущей части (к ней припаяна центральная токоведущая жила 4 входного конца кабельтроса 2) . Между собой верхние токоведущие втулки 20 и 21 разделены изоляционным элементом 22, а изоляционный элемент

23 помещен между втулкой 20 и хвостовиком а вилки 9 карданного шарнира. Верхние втулки 20 и 21 находятся в соприкосновении с нижними (наружной 24 и внутренней 25) токоведущими втулками, к которым припаяны соответственно экранирующая оплетка и центральная токоведущая жила выходного конца кабель-троса, пропущенного

5 0

Зо

50 в корпус подводного аппарата 1. Друг от друга и от кожуха 10 втулки 24 и 25 отделены изоляционными элементами 26 и 27.

Для улучшения контакта стенки втулок 21 и 24 разрезаны вертикальными прорезями на отдельные лепестки. Для компенсации наружного гидростатического давления полость кожуха IO заполнена жидким диэлектриком 28. Втулки 20, 21, 24 и 25 коаксиально расположены относительно друг друга.

Устройство работает следующим образом.

При движении подводного аппарата по круговым траекториям или длительном вращении вокруг своей вертикальной оси радиальные 16 и упорный 17 подшипники, а также коаксиальные токоведущие втулки

20, 21 24 и 25 полностью устраняют закручивание брони 3, центральной токоведущей жилы 4 и экранирующей оплетки 5.

Независимость продольных и поперечных наклонений кабель-троса относительно корпуса подводного аппарата 1 обеспечивается угловыми перемещениями верхней вилки 6 и цилиндрического звена 8 карданяого шарнира.

Силовая нагрузка от брони 3 кабельтроса к корпусу подводного аппарата 1 передается через силовую заделку 7, верхнюю вилку 6, цилиндрическое звено 8 и нижнюю вилку 9 карданного шарнира, упорную гайку 15, радиальные 16 и упорный 17 подшипники и кожух 10 узла вращения токоведущих частей электроразъема.

Электрическая энергия подается к подводному аппарату 1 по двухпроводной цепи, состоящей из центральнй жилы 4 со втулками 21 и 25, обеспечивающими скользящий контакт при вращении аппарата, и экранирующей металлической оплетки 5 с втулками 20 и 24. По этой же цепи поступают информационные сигналы (например, телеметрические и телевизионные) от аппарата к обслуживающему судну и наоборот.

Герметичность полости кожуха 10, заполненного жидким диэлектриком 28, обеспечивается сальниковой набивкой 12, герметиком 14, уплотнительным кольцом 18 и прокладкой 19.

Применение предлагаемого устройства для подвеса подводного аппарата к кабельтросу в 2 — 3 раза увеличивает количество и повышает надежность передачи информации, собираемой приборами аппарата (благодаря возможности движения аппарата по круговым траекториям и вращения его вокруг своей вертикальной оси) .

1. Устройство для подвеса подводного аппарата к буксирному кабель-тросу, включающее два силовых шарнирно связанных между собой элемента, первый из которых сопряжен через силовую заделку с броней

893690 (Риг 1 кабель-троса, а второй связан с электроразьемом, содержащим ответные токоведущие части, отличающееся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем уменьшения перекручивания кабель-троса при движении аппарата по круговым траекториям, а также при вращении аппарата вокруг вертикальной оси, оно снабжено узлом вращения ответных токоведущих частей электроразъема относительно друг друга, связанным с электроразъемом и со вторым силовым элементом, а ответные токоведу- о щие части электроразъема выполнены каждая в виде двух коаксиально расположенных втулок, между которыми установлен изоляционный элемент, при этом упомянутые втулки токоведущих частей выполнены сопрягаемыми между собой.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, узел вращения ответных токоведущих частей электроразъема содержит герметичный кожух со смонтированными внутри него радиальными и упорным подшипниками, при этом второй силовой элемент выполнен с хвостовиком, расположенным внутри герметичного кожуха и сопряженным с радиальными и упорным подшипниками, а полость герметичного кожуха заполнена жидким диэлектриком, причем электроразъем размещен внутри герметичного кожуха, одна пара коаксиально расположенных втулок соединена с концом хвостовика, а другая — с кожухом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Хо 563317, кл. В 63 В 21/56, 04.01.76 (прототип).

893690 фиг.2

Составитель В. Старых

Редактор Н. Бушаева Техред А. Бойкас Корректор Г. Огар

Заказ 11358/28 Тираж 492 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для подвеса подводного аппарата к буксирному кабель-тросу Устройство для подвеса подводного аппарата к буксирному кабель-тросу Устройство для подвеса подводного аппарата к буксирному кабель-тросу Устройство для подвеса подводного аппарата к буксирному кабель-тросу 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортировке грузов водным путем и может быть использовано для транспортировки любых грузов

Изобретение относится к судостроению, в частности к транспортному устройству для транспортировки, преимущественно, экологически опасного груза водным путем

Изобретение относится к техническим средствам изучения и освоения морей и океанов, в частности к устройствам стабилизации подводных носителей измерительной аппаратуры

Изобретение относится к судостроению, в частности к оборудованию, специально предназначенному для буксировки объектов или судов, находящихся под водой

Изобретение относится к области подводной техники, а более конкретно к подводным необитаемым самоходным или буксируемым аппаратам

Изобретение относится к морской технике и может быть использовано при эксплуатации буксируемых подводных аппаратов, опускаемых платформ и при проведении работ в скважинах нефте- и газодобычи

Изобретение относится к судостроению, в частности к спускоподъемным устройствам для постановки/выборки буксируемых линий
Наверх