Дисковый тормоз

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик ()903619 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 11.07.80 (21) 2956787/25-27 с присоединениемзаявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. К .

F 16 D 55/44

Гасударственный комнтет

Опубликовано 07.02.82. Бюллетень № 5 (53) УДК 62-592 (088.8) ао делам нэобретеннй н открытий

Дата or.óoликования описани» 7.02.82 (72) Авторы изобретения

1О. А. Бердинских, В. И. Гнедой, В. Г. Злобин, О. C. Нев и М . H. Романов (71) Заявитель

,54) ДИСКОВЫ1 ТО1=. .1ОЗ

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в высокоточном приводе радиотелескопа, а также в приводах других và;*. èí и механизмов, где требуется обеспечить высокую точность остановки подвижных,астей (время торможения и положение) .

Известен дисковый тормоз с электромагнитным приводом; содержащий смонтированные соосно валу в корпусе неподвижный диск с фрикционными накладками, тол- 0 катель в виде диска с фрикционными накладками, ступица которого связана тормозной пружиной, установленной на валу, с механизмом регулировки тормозного усилия, тормозной диск, помещенный между неподвижным диском и толкателем, а также направляющие осевого перемещения толкателя. Фрикционные диски в известном тормозе установлены с возможностью осевого перемещения, а направляющие выполнены в виде пальцев (1). го

Недостатком известной конструкции является невозможность его использования в привадвх высокоточных приборов, например радиотелескопов.

Это связано с тем, что известное устройство не обеспечивает самдустановки толкателя, что приводит к. нестабильности тормоз;o o момента. а также с тем, что известна.-" «ояс . —, укц,;» не,;беспечивает постоянст а зазора между фрикционными накладками и Top 103íûM диском. ! !ель изобретения — повышение надежности работы тормоза путем обеспечения более тсчного осевого перемещения толкателя, а также путем обеспечения постоянства зазора между фрикционными поверхностями.

Поставленная цель достигается тем, что в дисковом тормозе с электромагнитным приводом, содержащем смонтированные соосно валу в корпусе неподвижный диск с фрикционными накладками, толкатель в виде диска с фрикционными накладками, ступица которого связана тормозной пружиной, установленной на валу, с механизмом регулировки тормозного усилия, тормозной диск, помещенный между неподвижным диском и толкателем, а также направляющие осевого перемещения толкателя, направляющие осевого перемещения толкателя расположены симметрично

903619

Формула изобретения относительно продольной оси вала и выполнены в виде пальцев с закрепленными на них сухарями и сферических выступов, выполненных на ступице толкателя, при этом на боковой поверхности диска толкателя выполнены радиальные пазы, а в корпусе соосно ступице толкателя выполнены осевые пазы, в которых сферические выступы ступицы размещены с возможностью контакта с внутренней боковой поверхностью паза, пальцы жестко закреплены в корпусе, а сухари помещены в радиальных пазах диска толкателя с возможностью контакта торцами с внутренней торцевой поверхностью пазов.

Неподвижный диск с фрикционными HBкладками жестко закреплен ча корпусе, а тормозной диск выполнен в виде гибкой пластины и жестко закреплен на валу.

На чертеже представлено устройство, продольный разрез.

Дисковый тормоз состоит из корпуса 1, в котором смонтирован тормозной вал 2, соегиненный жестко с тормозным диском 3, выполненным в виде гибкой пластины. Тормозной диск 3 размещен-между неподвижным диском 4 и толкателем 5, снабженным фрикционными накладками 6 и 7. Неподвижный диск 4 соединен жестко с корпусом . Толкатель 5 состоит из диска 8 и ступицы 9. При расторможенном тормозном вале 2 между тормозным диском 3 и неподвижным 4 и толкателем 5 выстав- з© лен зазор б. Диск 8 толкателя 5 выполнен с двумя диаметрально противоположными лазами 10, которые контактируют с сухарями 11. установленными на пальцах 12, закрепленных в корпусе 1. Кроме того, толкатель 5 имеет ступицу 13 с дву- з мя диаметрально противоположными сферическими выступами 14, которые контактируют с плоскими поверхностями паралле.пьных пазов 15, выполненных в корпусе 1. Привод толкателя 5 содержит электромагнит 16, закрепленный в корпусе 1, и тормозную пружину 17, которая связана с устройством регулировки усилия поджатия толкателя 5 к тормозному диску 3.

Это устройство содержит винт 18, упорную шайбу 19 и стопорную гайку 20.

Устройство работает следующим образом.

При снятии питания с обмотки электромагнита 16 толкатель 5 под действием пружины 17, скользя сферическими выступами 14 по направляющим 15 корпуса 1, у.пpyro деформирует тормозной диск 3, зажимает его между толкателем 5 и неподвижным диском 4 и за счет момента трения удерживает от вращения тормозной

Вал 2. Тормозной момент воспринимается корпусом 1 через закрепленные на нем с помощью пальцев 12 сухари 11, которые

1 контактируют с пазами 10 толкателя и через диск 4. В процессе торможения толкатель 5 может одновременно поворачиваться относительно двух взаимно перпендикулярных осей. (первая — общая продольная ось пальцев 12, вторая — перпендикулярная первой и оси вращения тормозного вала) .

При подаче питания на обмотку электромагнита 16 толкатель 5 притягивается к электромагниту. Одновременно тормозной диск 3 за счет упругости устанавливается в исходное положение, в результате чего тормозной вал 2 растормаживается. Отсутствие зазора при работе предлагаемого дискового тормоза обеспечивается за счет соединений тормозного диска 3 с тормозным валом 2, неподвижного диска 4 с корпусом 1 и подвижного диска 8 с толкателем 5. Этим достигается отсутствие основной составляющей погрешности положения остановки подвижных частей (тормозного вала) . Стабильность тормозного момента, а следовательно, и времени торможения при перекосе дисков по технологическим или друтим причинам обеспечивается равномерным ппижатием д?IcKOB Ilo BcpH поверхности (поверхности фрикционных накладок 6 и 7) за счет шарнирной установки толкателя 5 вВ ккооррппуусе 1 и упругого соединения в осевом направлении с тормозным валом 2 тормозного диска 3.

Регулировка величины тормозного момента осуществляется за счет поджатия пружины 17 ппи помощи винта 18 через шайбу 19. После настройки винт 18 стопорится гайкой 20.

Таким образом, благодаря особенностям выполнения, конструкция дискового тормоза обеспечивает повышение точности остановки подвижных частей и, следоВательно, дает ВОзмОжнОсть ОетанаВли вать подвижные части в строго определенном положении и за строго определенное время. Кроме того, конструкция обладает повышенной долговечностью и надежностью за счет равномерного износа дисков и отсутствия . зазоров в соединенных дисков с соответствующими деталями тормоза. Возможность производить регулировку тормозного момента за счет изменения величины поджатия пружины обеспечивает настройку времени торможения.

Все это имеет большое значение при работе радиотелескопа в автоматическом режиме, когда количество циклов переброс-остановка-наблюдение достигает нескольких сотен в час.

1. Дисковый тормоз с электромагнитным приводом, содержащий смонтированные соосно валу в корпусе неподвижный диск с фрикционными накладками, толкатель в виде диска с фрикционными накладками, сту903619

Составитель Е. Ахматова

P т Л. Гратилло Техред А. Бойкас едактор . рат

980 Подписное

Заказ 74/18 Тираж

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 45

Филиал ППП <<Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 пица которого связана тормозной пружиной, установленной на валу, с механизмом егулировки тормозного усилия, тормозной иск помещенный между неподвижным диском и толкателем, а также направляющ ие осевого перемещения толкателя, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы путем обеспечения более точного осевого перемещения толкателя, а также путем обеспечения постоянства зазора между тормозным диском и фрикционными накладками, направляющие осевого перемещения толкателя расположены симметрично относительно продольной оси вала и выполнены в виде пальцев с закрепленными на них сухарями и сферических выступов, выполненных на ступице толкателя, при этом на боковой поверхности диска толкателя выполнены радиальные пазы, а

6 в корпусе соосно ступице толкателя выполнены осевые пазы, в которых сферические выступы ступицы размещены с возможностью контакта с внутренней боковой поверхностью паза, пальцы жестко закрепле ны в корпусе, а сухари помещены в раождиальных пазах диска толкателя с возм ностью контакта торцами с внутренней торцевой поверхностью пазов.

2. Тормоз по п. 1, отличающийся тем, что неподвижный диск с фрикционными наладками жестко закреплен на корпусе, к и а тормозной диск выполнен в виде ги ко" пластины и жестко закреплен на валу.

Источники информации, принятые во внимание.при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР 4 222073, кл. F 16 D 55/44, 1967 (прототи.

Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к электромагнитным тормозам, и может быть использовано в тормозах электродвигателей
Наверх