Имитатор шума двигателя

 

Союз Соеетскми

Соцналнстичесини

Ресеублни

ОПИСАНИЕ

- ИЗОБРЕТЕНИЯ

<>9О3914

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву(22) Заявлено 300580 (21 2933418/18-24 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет

Р М g> з

G 06 G 7/64

Государственный комитет

СССР яо делам изобретеиий и открытий ($3) УДК 681 333 (088.8) Опубликовано 0702.82. Бюллетень М 5

Дата опубликования описания 070282 (72) Авторы изобретения

Г.И. Хазов и В.Н. Семенов (7i) Заявитель (54) HNHTATOP ШУИА ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к аналоговой вычислительной технике и может быть применено в устройствах для имитации шума двигателя в тренажерах транспортных средств.

Известен имитатор шума двигателя,, содержащий диск из органического стекла с нанесенной на него меткой, вращающийся с постоянной скоростью . электродвигатель, источник питания, источник света, оптическую систему фотоэлемента (1).

Этот имитатор не позволяет точно имитировать шум работающего двигателя не только в режиме одной передачи, но и во всем диапазоне передач из-эа постоянства силы светового потока и скорости модуляции его вращения профилированным диском или крыльчаткой.

Наиболее близким к предлагаемому является имитатор шума двигателя„ содержащий источник шума, выходной усилитель и блок переключателей f2)В этом имитаторе шума двигателя изменение спектрального состава шума в режиме той или иной передачи в зависимости от изменения числа оборотов двигателя подчиняется линейному закону и достигается изменением скорости модуляции светового потока профилированной топограммой вращающегося диска, в реальном же двигате5 ле эта зависимость имеет более сложный характер.

Нанесенная на диск топограмма акустического шума двигателя представляет собой отверстия различной величины, количество которых ограничивается длиной окружности диска, на котором они расположены, что снижает возможность более точно воспроизводить спектр частоты работы реального двигателя на различных передачах.

Кроме того, надежность вышеуказанного имитатора шума невелика, так как он собран на электромеханическим элементах.

Цель изобретения — повышение точности имитации и надежности работы имитатора шума.

Указанная цель достигается тем, что в него дополнительно введены группа функциональных преобразовате,лей по количеству передач, широтноимпульсный модулятор, активный фильтр, фильтр низкой частоты, вход которого соединен с выходом источника шума, а выход — с первым входом активного

903914 фильтра, выхопы блока переключателей соединены с входами соответствующих функциональных преобразователей, выходы которых через широтно-импульсный модулятор соединены со вторым входом активного фильтра, выход активного фильтра соединен со входом ,усилителя.

На чертеже приведена структурная схема имитатора шума двигателя.

Он сопеожит источник 1 шума, фильтр 2 низкой частоты, активный фильтр 3, усилитель 4, группу функциональных преобразователей 5 по числу передач, блок 6 переключателей, источник 7 регулируемого напряжения, широтно-импульсный модулятор 8.

Имитатор шума работает следующим образом.

Сигнал с источника 1 шума поступает на фильтр 2 низкой частоты, где ограничивается до диапазона, в котором находится основная энергия спектра шума реального двигателя и затем поступает на вход активного фильтра 3.

При имитации, например, акустического шума двигателя в режиме первой передачи, напряжение с источника

7 регулируемого напряжения подается на блок 6 переключателей, в котором срабатывает ключ, соответствующий первой передаче, и подключает mrнал, пропорциональный оборотам двигателя, поступающей с вычислительного устройства на вход функционального преобразователя 5 первой передачи. Этот функциональный преобразо" ватель формирует зависимость вида

U9> ("и) где U „- напряжение управления на о выходе функционального преобразователя;

f — характеристика функцио1 нального преобразователя для первой передачи;

U< — напряжение, пропорциональное оборотам двигателя, выдаваемое источникам регулируемого напряжения.

Напряжение управления (U>„) управляет резонансной частотой активного фильтра 3 через широтно-импульсный .модулятор 8, который формирует периодическую последовательность импульсов с длительностью, пропорциональной входному управляющему напряжению.

Сигнал с широтно-импульсного модулятора в виде импульсов подается на второй вход активного фильтра 3, ре" зонансная частота которого изменяется под действием этого сигнала. Изменение резонансной частоты активного фильтра происходит в диапазоне перестройки резонансной частоты шума реального двигателя при изменении его оборотов от минимально устойчивых до максимальных. Сигнал с выхода активнсго фильтра 3 поступает на усилитель 4.

Имитация акустического шума двигателя на других передачах происходит аналогично, за исключением того, что в соответствии с включенной передачей срабатывает функциональный преобра15 зователь, соответствующий данной передаче.

Таким образом, выполнение имита„ тора шума на базе микроэлектронных элементов позволяет повысить точность

;Я .имитации IllvMB двигателя на холостом. ходу и различных передачах, увеличить надежность его работы, снизить габаритные размеры и вес по сравнению с существующими имитаторами шума.

Формула изобретения

S0

Имитатор шума двигателя, содержащий источник шума, выходной усилитель и последовательно соединенные источник регулируемого напряжения и блок переключателей, о т л и ч а юшийся тем, что, d целью повышения точности и надежности работы имитатора, в него дополнительно введены группа функциональных преобразователей по количеству передач двигателя, широтно-импульсный модулятор, активный фильтр, фильтр низкой частоты, вход которого соедкнен с выходом источника шума, а выход — с первым входом активного фильтра; выходы блока переключателей соединены со входами соответствующих функциональных преобразователей группы, выходы которых объединены и через широтноимпульсный модулятор подключены к второму входу активного фильтра, выход активного фильтра соединен со входом усилителя, выход которого asляется выходом имитатора.

Источники информации, I принятые во внимание при экспертизе

1. Радио, 1966, Р 3, с. 54.

2. Авторское свидетельство CCCP.

В 407383, кл. G 06 G 9/00, 1973 (прототип).

903914

Составитель В. Фукалов

Редактор A. Власенко Техред С.Иигунова Корректор И. Иоста

Заказ 127/33 Тираж 731 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР ло делаи изобретений и открытий

113035, Москва, X-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Имитатор шума двигателя Имитатор шума двигателя Имитатор шума двигателя 

 

Похожие патенты:
Наверх