Тренажер радиотелеграфистов

 

(54) ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАфИСТОВ

Изобретение относится к тренажерам радиотелеграфистов и может найти применение в качестве устройств для обучения операторов систем управления.

Известен тренажер радиотелеграфистов, содержащий пульт обучаемого, своими выходами соединенный непос редственно и через блок преобразования длительности сигналов, блок фор о мирования временных импульсных! си гналов со входами логического блока запрета, связанного свои ип выходаьи с злектроаку сти чески м пр еобр азователем, и узел регистрации и логической

15 обработки информации, подключенный своими входами к выходам блока формирования временных и импульсных сигналов и блока преобразования длительности сигналов (I ).

Недостатком известного устройства является невысокая эффективность тренажа.

Цель изобретения - повышение эф- фекти вности тренажа.

Поставленная цель достигается тем, что тренажер имеет логический сумматор, блок временной задержки и блок индикации, при этом один иэ выходов блока преобразования длительности сигналов соединен с первым входом блока индикации и первым входом логического сумматора, второй вход которого подключен к одному из выходов блока формирования временных и импульсных сигналов и второму входу блока индикации, связанного третьим входом с выходом логического сумматора и входом блока временной задержки, выход которого подключен к управляющему входу электроакустического преобразователя, а также тем, что блок временной задержки имеет мультивибраторы и триггер, при этом входы мультивибраторов соединены с выходом логического сумматора, а выходы мультивибраторов через триггер подключены

90394 к управляющему входу электроакустического преобразователя.

На чертеже и зображена блок- схема тренажер а.

Тренажер радиотелеграфистов содержит пульт 1 обучаемого, логический блок 2 запрета, логический элемент ИЛИ 3, электроакустическую схему 4 преобразования, генератор 5 speменных меток, генератор 6 одиночных 10 импульсов, формирователь 7 импульсов, блок 8 преобразования длительности сигналов, блок 9 преобразования логической информации, схему 10 сравнения, блок 11 регистрации, логичес-. 15 кий сумматор 12, блок 13 временной задержки и блок 14 индикации.

Пул ьт 1 ради отеле гр афистов имеет блок 15 выбора режима работы, блок 16 установки масштаба преобразования 20 и ключ 17. Логический блок 2 запрета содержит логические элементы И 18 и 19 и логический элемент 20 запрета.

Блок 8 преобразования длительности сигналов состоит из триггера 21, 25 элементов 22 временной задержки, логических элементов И 23 и логическо, го элемента ИЛИ 24. Блок 9 преобразования логической информации имеет логические элементы И 25 и 26. Схе- З0 ма 1О сравнения содержит инверторы 27 и 28, логические элементы И-НЕ 29, 30 и логический элемент И 31.

Блок 13 временной задержки имеет мультивибраторы 32, 33 и триггер 34, что обеспечивает задержку без изменения длительности входного сигнала.

Блок 4 индикации содержит логические элементы И 35 36 и элементы 37

38 индикации.

Блок формирования временных и импульсных сигналов имеет генератор 5 временных меток, генератор 6 одиночных импульсов и формирователь 7 импул ь со в. Эл е кт роакусти ческий преобразователь,содержит логический элемент ИЛИ 3 и электроакустическую схему 4 преобразования. Позицией 39 на чертеже обозначен управляющий вход электроакустического преобразователя.

После включения тренажер работает следующим образом.

В первом режиме работы обучаемый прослушивает одиночный импульс. Режим 55 устанавливается переключателем (не показан) блока 15 выбора режима ра;:оты. Блок 15 форюрует сигнал, кото5 4 рый поступает на первый вход логического элемента И 19. Обучаемый нажимает ключ 17. При этом запускается генератор 6 одиночных импульсов, который формирует импульс определенной длительности .. Этот импульс поступает на второй вход логического элемента И 19, и с его выхода через логический элемент ИЛИ 3 - на вход

we кт роа кусти чес кой схемы 4 преобр азования. Обучаемый прослушивает звуковой образ импульса. После этого, переводя переключатель на блок 15; переходит ко второму режиму, в котором он должен воспроизвести с помощью ключа 17 импульс длительности и задаваемой ему в соответствии с методикой обучения (где и = 1,2, 3... устанавливается на блоке 16 установки масштаба преобразования) .

Во втором режиме обучаемый нажимает ключ 17, выдерживая длительность нажатия, равную и С. При этом сигнал с блока 15 выбора режима поступает только на второй вход логического . элемента И 18 и на запускающий вход генератора 5 временных меток, а сигнал с выхода ключа 17 одновременно поступает на запускающий вход генератора 6 одиночных импульсов и на вход формирователя 7 импульсов, С выхода формирователя 7 сигнал идет на первый вход логического сумматора 12, на второй вход логического элемента И 25 блока 9, на первый вход логического элемента И 35 блока 14 и нди каци и и на инфор мацисрный вход логического элемента 20 запрета.

В результате этого на выходе логического элемента И 19 сигнала нет, а так как он соединен с запрещающим входом логического элемента 20 запрета„то сигнал. с формирователя 7 импульсов проходит через логический элемент 20

3 а прет а и ло ги чес ки и элемент ИЛИ 3 на электроакустическую схему 4 преобразования. Обучаемый на слух контролирует формируемый им преобразованный импульс. Одновременно с нажатием ключа 17 запускается генератор 6, импульс с выхода которого через первый вход логического элемента И 18 поступает на вход блока 8 преобразования длительности си гналов. Передний фронт этого импульса, действуя на один из входов триггера 21, переводит последний в состояние, при котором появляется сигнал на первом вхо5 90 3945 6 де логического элемента И 26 бло- мента И 36 на элемент 37 индикации ка 9, втором входе логического сум- поступает импульс, включающий индиматора 12 и первом входе логического катор "Короче", обозначающий, что элемента И 36 блока 14 индикации. 3о обучаемый сформировал сигнал по дливтором режиме включается генератор 5 5 тельности меньше требуемого. Однои на вторые входы логических элемен- временно импульс разности длительтов И 25 и 26 поступают импульсы с ностей сигналов поступает на вход частотой временных меток. На выходах блока 13 временной задержки, состоя" логических элементов И 25 и 26 будут щего из параллельно вкпюченнь1х жду" формироваться одинаковые сигналы - 10 щих мультивибраторов 32 и 33, один временные метки, которые поступают из которых запускается передним фронна входы схемы 10 сравнения. Схема том, а другои - задним фронтом имсравнения выполнена на логических пул ьсов. Их выходы соединены со вхоэлементах И-НЕ 29 и 30, инверторах 27 дами триггера 34, переключаемого зад 28 и логическом элементе И 31 таким 15 ними фронтами импульсов мультивибраобразом, что при равенстве си гналов торов. На выходе триггера 34 формина выходах логических элементов И 25 руется импульс, по длительности рави 2Ь, а следовательно, и на входах ный входному, но задержанный на засхемы 10 сравнения с выхода логичес данное время, определяемое параметкого элемента И 31 сигнала снимать- 2в рами блока 13 временной задержки. ся не будет, и в блок 11 регистрации Этот импульс через логический эленичего не заноситсЯ. На выходе логи НТ ИЛИ 3 пос упа поступает на электроакусческого сумматора 12 сигнала тоже тическую схему 4 преобразования, и нет, так как последний выделяет толь- обучаеьий на .слух прослушает величико РазниЦУ в ДлительностЯх сигналов: 25 ну допущен„ои . ну допущенной ошибки. контрольного, поступающего на второй вход, и сформированного обучаемым, Если обучаеььй сформирует импульс, поступающего на первый вход. В бло- длительность которого больше чем ке 14 индикации ничего не отобразит- и< то сигнал с выхода блока S преся. Образования длительности прекратится

Если обучаемый сформирует импульс, . раньшеэ чем с формирователя 7 импульсов, дпительность которого меньше чем nZ, На выходе логического элемента И 26 то сигнал с формирователя 7 прекра- сигнала нет, а с выхода логического тится раньше, чем контрольный сиг- элемента И 25 в схему сравнения 10 нал с выхода блока 8. На выходе ло- з поступают временные метки, которые гического элемента И 25 сигнала нет, с выхода логического элемента И 31 а с выхода логического. элемента И 26 проходят в блок 11 регистрации и в схему 10 сравнения все еще не пос- отображаются величиной допущенной тупают временные метки, которые с .ошибки. выхода логического элемента И 31 про-4 ходят в блок 11 регистрации. С по- Так как на втоРом входе логичесмощью блока 11 регистрации обучае ый кого сУмматоРа 12 сигнал прекРащает в вуально опред ляет в личину допу- ся раньше, чем на первом, то импульс щенной ошибки, так как количество Разности длительностей сигналов с записанных в нем временных меток со- выхода сумматора 12 поступает

45 ответствует временной разности межо„второи вход логического элемента И 34 контрол ьным преобразованным сигналом блока и сигналом, пре бразованным обучае- КОТОРОГО ОЗДействУет сигнал с выхомым. да формирователя 7. С выхода логиI ческого элемента И 35 на элемент инТак как на первом входе логи чес- 5о дикации поступает импульс, включаюкого сумматора 12 сигнал прекратит- щий индикатор "Длиннее", обозначаюся раньше, чем на втором, то импульс щий, что обучаемый сформировал сиг" разности и длительностей си гналов нал по длительности больше требуемо- . с выхода сумматора 12 поступает на го. Одновременно импульс разности второй вход логического элемента И 36 55 длительностей сигналов поступает на блока 14 индикации, на первый вход вход блока 13 временной задержки, которого воздействует сигнал с выхо- с выхода которого задержанный импуль< да блока 8. С выхода логического эле- через логический элемент ИЛИ 3 пос7 9039 тупает на электроакустическую схему 4 преобразования.

При этом обучаемый имеет возможность на слух определить величину допущенной ошибки и ее характер 5 (уменьшен или увеличен формируемый си гнал) .

Использование предлагаемого изобретения позволит повысить эффективность тренажа за счет выявления ха- 10 рактера и величины слухового образа ошибки и .сократить время обучения путем улучшения самостоятельной ин" дивидуапьной подготовки. формула изобретения ,1. Тренажер радиотелеграфистов, содержащий пульт обучаемого, своими zo выходами соединенный непосредственно и через блок преобразования длительности сигналов, блок формирования временных и импульсных сигналов со входами логического блока запрета, 25 связанного своими выходами с элект- . роакустическим преобразователем, и узел регистрации и логической обработки информации, подключенный своими входами к выходам блока формирова" 30

45 ния временных и импульсных сигналов, и блока преобразования длительности сигналов, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности тренажера, он имеет логический сумматор, блок временной задержки и блок индикации, при этом один иэ выходов блока преобразования длительности сигналов соединен с первым входом блока индикации и первым входом логического сумматора, второй вход которого подключен к одному из выходов блока формирования временных и импульсных сигналов и второму входу блока индикации, связанного третьим входом с выходом логического сум" матора и входом блока временной задержки, выход которого подключен к управляющему входу электроакустического преобразователя.

2, Тренажер по и. 1. о- т л и . ч а" ю. шийся тем, что блок временной задержки имеет мультивибратор и триггер, при этом входы мультивибраторов соединены с выходом логического сумматора, а выходы мультивибраторов через триггер подключены к управляющему входу электроакустического преобразователя.

90 3945

Составитель С. Алексанов

Техред Й. Рейвес Корректор О. Билак

Редактор Н. Кешеля

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ю

Заказ 131/34 Тираж 473 - . Подписное

ВНИИ ПИ Государственно го комитет а СССР по делам изобретений и открытий

1130 35 Москва, Ж-35, Р аушская наб., д. 4/5

Тренажер радиотелеграфистов Тренажер радиотелеграфистов Тренажер радиотелеграфистов Тренажер радиотелеграфистов Тренажер радиотелеграфистов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к выполнению и обучению резьбе по дереву и может найти применение в легкой промышленности при изготовлении декоративных изделий
Изобретение относится к информатике и вычислительной технике, в частности к способам вывода текстовой информации на экран дисплея или телевизора для быстрого напоминания текста актером

Изобретение относится к области обучения спортсменов-стрелков стрельбе из любых видов огнестрельного оружия и может быть применено для тренировок спортсменов в школах высшего спортивного мастерства, в специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, при подготовке мастеров спорта, чемпионов, а также спортсменов высшей квалификации и для формирования высшего профессионализма сотрудников безопасности

Изобретение относится к средствам накопления информации
Наверх