Устройство для моделирования учебных процессов

 

Союз Советскик

Социалистических

Реслублик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТРРСКОМУ СВ ТИЛЬСТВУ

pi) 888176 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 28р З.80 (21) 2900446/18-24 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет—

Опубликовано 071281.. Бюллетень l49 45

Дата опубликования описания 07,1231 р )м. к,.

С 09 В 19/00

Государственный комитет

ССС P ио дедам изобретений и открытий (53) УДК 681. 3. 071 (088. 8) (54) УС РОЯСтВО gHH NO+EHHPOBAHHSI УЧЕВНЫ

ПРОЦЕССОВ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в чаСтности к устройствам для моделйрования учебно-оперативных ситуаций, и может быть применено в практике программированного обучения.

Известны устройства (1 — 3), в которых используются магнитофон и диа- проектор, управляемый магнитофоном, или магнитофон, диапроектор или кинопроектор, управляемые автоматически, или магнитофон, диапроектор.и электрифицированная карта.

В этих устройствах раскрытие деталей учебно-оперативных ситуаций осуществляется путем проецирования на экран отдельных кадров (слайдов) или фрагментов фильма с иэображением элементов обучающей программы и пу- тем моделирования на карте или плане местности различных фрагментов учебно-оперативной ситуации в виде подсветки определенных конфигураций линий, знаков, а также их сочетаний.

Воспроизведение изображений на экран осуществляется блоком воспроизведения изображений, в состав которого входит либо диапроектор, либо ки нопроектор, либо одновременно диапроектор и кинопроектор.

При использовании кинопроектора носителями визуальной (наглядной) информации являются либо специально изготовленные учебные кинофильмы по избранной теме, либо учебные кинофильмы многоцелевого назначения.

Наиболее близким решением к изобретению по технической сущности и достигаеиому результату является устройство 4 ), содержащее блок воспроизведения изображения, кинопроектор, диапроектор, блок магнитной записи и блок звукового сопровождения, блоки управления, программные блоки, генератор меток, распределитель, пульт управления, ключи и реле времени.

Это устройство обеспечивает совместную работу магнитофона, диапроектора, кинопроектора и электрифицированной карты, что дает наглядность результата моделирования учебно-оперативных ситуаций. Недостаток известного устройства состоит в значительной сложности процесса подготовки учебной программы из-эа невозможности осуществления выбора и подготовки к демонстрации требуемого по теме очередного фрагмента фильма без остановки процесса обучения в случаях использования фильмов многоцелевого назначения. Эти трудности обусловле— ны тем, что в известном устройстве нет возможности управлять включением и выключением лампы кинопроектора по программе, без выключения лентопротяжного механизма. В результате этого затруднено использование в качестве демонстрационного материала учебных фильмов многоцелевого назначения, на которых требуемые по теме фрагменты фильма могут быть разнесены по длине рулона фильма. Поэтому по каждой теме необходимо изготавливать отдельные учебные фильмы или производить монтаж фильмов из отдельных фрагментов многоцелевого назначения.

Целью изобретения являются расширение дидактических возможностей уствходы которых соединены с первыми выходами и первым входом блока соответственно, входы триггеров являются первыми входами блока, выход одного из триггеров группы подключен к входу реле времени, выход которого является вторым выходом блока и соединен с вторым входом одного из триггеров.

На чертеже представлена функциональная схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит блок 1 памяти, состоящий из магнитной записи и воспроизведения, генератор 2 (меток), распределитель 3 импульсов, первый формирователь кодов 4 (программы), блок 5 подсветки, электрифицированную карту 6, второй формирователь 7 кодов, первый блок 8 управления и

35 второй вход блока памяти соединен с 40 вторым выходом блока звукового сопровождения информации, третий выход блока памяти через второй блок управления подключен к второму выходу пульта управления, соединенного 45 третьим выходом с вторым входом бло-. ка подсветки, а четвертым выходом и входом — с вторыми входом и выходом распределителя импульсов соответственно, введены элемент ИЛИ и последовательно включенные первый

d0 ройства, упрощение процесса подготовки учебной программы и расширение методических воэможностей технических средств обучения.

Укаэанная цель достигается тем, что в известное устройство, содержа щее последовательно включенные гене- ратор, блок памяти, распределитель импульсов, первый формирователь кодов, блок подсветки и электрифицированную карту, последовательно включенные второй формирователь кодов, первый блок управления и два блока предъявления учебной информации, пульт управления, соединенный первым выходом с вторым входом первого блока управления и первым входом ключа, выход которого подключен к второму входу одного из блоков предъявления учебной информации, третий вход которого через блок звукового сопровождения информации соединен с вторым выходом второго формирователя кодов, триггер, элемент И и второй триггер, соединенный выходом с вторым входом ключа, а вторым входом — с выходом эл мента ИЛИ и первого триггера под,.кл чены к одному из первых выходов вт рого формирователя кодов, второй выход которого соединен с вторым входом элемента ИЛИ,а третий выход . с вторым входом элемента И, второй вход первого триггера подключен к второму выходу первого блока управления, причем первый блок управления содержит реле времени и последовательно подключенные группу триггера и группу ключей, выходы и вторые

65 блоки 9 и 10 предъявления учебной информации, кинопроектор и диапроектор пульт 11 управления, второй блок 12 управления, блок 13 звукового сопровождения, ключи 14, 15, 16, 17, триггеры 18,19,20 и 21, реле 22 времени, ключ 23, триггер 24, элемент И 25, триггер 26 и элемент ИЛИ 27.

Ключи 14-17, триггеры 18 — 21 и реле 22 времени объединены в блок 8.

Блок 1 предназначен для записи и воспроизведения фонограммы пояснительного, текста и для синхронизации работы кинопроектора блока 9, диапроектора блока 10 и электрифицированной карты 6.

Генератор 2 предназначен для формирования меток, записанных в блок 1 при подготовке обучающей программы.

Распределитель 3 служит для преобразования временной последовательности командных меток, поступающих с блока 1 в пространственно-временную последовательность меток. Формирователь 4 совместно с блоками 5 по командам, поступающим с распределителя 3, устанавливает определенную временную последовательность включения элементов подсветки электрифицированной карты 6.

Формирователь 7 по командам, поступающим с распределителя 3, устанавливает определенную временную последовательность работы блоков 10 и 13.

Блок 13 по командам формирователя

7 обеспечивает включение звукового сопровождения с блока 9 с одновре нным отключением звукового сопровождения с блока 1. Кроме того, он обес-, печивает по командам с формирователя

7 отключение звукового сопровождения с блока 9 с одновременным включением звукового сопровождения с блока 1.

Блок 8 предназначен для управления работой блоков 9 и 10. Блок 12 предназначен для управления работой блока 1. Триггеры 24,26, ключ 23,элемент И 25 и ИЛИ 27 включает и выклю888176 ает лампу кинопроектора блока 9 по. программе формирователя 7.

При подготовке обучающей программя необходимо: подготовить кинофильм по выбран" ной теме;

5 записать в блок 1 фонограмму пояснительного текста, при озвученном кинофильме можно использовать фонограмму кинофильма; сделать запись в блок 1 командные метки, соответствующие данной обучаемой программы; установить диапозитивы в кассету диапроектора блока 10 н соответствующей последовательности; набрать в формирователе 4 после- 15 довательность включения и выключения элементов подснетки электрифицированной карты 6; иметь в формирователе 7 последовательность работы блокон 13 и 9, 10. . 29

При включении устройства по выбранной теме командные метки с блока

1 поступают в распределитель 3, где происходит усиление и распределение по управляющим цепям. С соответствУю- 25 щих выходов распределителя 3 командные метки поступают в формирователи

4 и 7. С формирователя 4 командные метки поступают в блок 5, который вырабатывает команды на включение и выключение элементов подсветки электрифицированной карты 6. С формирователя 7 командные метки в определенной временной последовательности поступают н блок 8, который вырабатывает команды включения и выключения кинопроектора блока 9, смены очередного диапозитива в диапроекторе блока 10, включения и выключения лампы диапроектора блока 10.

Включение и выключение лампы диа- 40 проектора блока 9 осуществляется по программе формирователя 7. Сигнал включения лампы кинопроектора блока

9 с выхода формирователя 7 поступает на единичные входы триггеров 20 и 21. 4

Эти триггеры устанавливаются в единичное состояние, н результате чего срабатывают ключи 16 и 17, включающие лентопротяжный механизм кинопроектора блока 9 н режим пуска. Триггер 21, кроме того, нключает реле 22, на выходе которого формируется сигнал, устанавливающий триггер 21 в нулевое состояние.

В результате этого ключом 17 выкч лючается режим пуска и включается

И рабочий режим лентопротяжного механизма.

Кроме того, этот сигнал устананливает триггер 26 и единичное состояние, на выходе которого формируется gp сигнал, включающий элемент И 25.

Сигнал включения лампы кинопроеккора блока 9 с выхода формирователя согласно программе поступает через элемент И 25 на единичный вход триггера 24, устанавливая его и единичное состояние. На выходе триггера 24 формируется сигнал, включающий ключ 23, а следовательно, и лампу кинопроектора блока 9.

Сигнал -включения лампы поступает с выхода формирователя 7 через элемент ИЛИ 27 на нулевой вход триггера 24. Триггер 24 устанавливается в нулевое состояние, в результате чего включается ключ 23 и лампа кинопроектора блока 9.

Сигнал включения кинопроектора блока 8 поступает с формирователя 7 на нулевые входы триггеров 20 и 26 и через элемент ИЛИ 27 на нулевой вход триггера 24. Эти триггеры устанавливаются в нулевое состояние, в результате чего включается и лентопротяжный механизм и лампа кинопроек тора блока 9, если она не была включена ранее по команде с формирователя 7.

Выполнение устройства рассмотренным выше образом. позволяет упростить процесс подготовки учебной программы, расширяет методические воэможности технических средств обучения, дает возможность создать различные варианты обучающих программ.

Формула изобретения

: 1.устройство для моделирования учебных процессов, содержащее последовательно включенные генератор, блок памяти, распределитель импульсов, первый формирователь кодов, блок подсветки и электрифицированную карту, последовательно включенные второй формирователь кодов, первый блок управления и два блока предъявления учебной информации, пульт управления, соединенный первым выходом с вторым входом первого блока управления и первым входом ключа, выход которого подключен к второму входу одного из блоков предъявления учебной информации, третий вход которого через блок звукового сопровождения информации соединен с нторым входом второго формирователя кодов, второй вход блока памяти соединен с вторым выходом блока звукового сопровождения информации, третий выход блока памяти через второй блок управления подключен к второму выходу пульта управления, соединенного третьим выходом с вторым входом блока подснетки, а четвертым выходом и входом — с вторыми входом и выходом распределителя импульсов соответственно, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройст,ва, введены ИЛИ и последовательно включенные первый триггер, элемент

И и второй триггер, соединенный выходом с вторым входом ключа, а вто888176 каз 10730/15

Подписное рым входом — с выходом элемента ИЛИ, первые входы элемента ИЛИ v первого триггера подключены к одному из первых выходов второго формирователя кодов, второй выход которого соединен с вторым входом элемента ИЛИ, а третий выход — с вторым входом элемента И, второй вход первого триггера подключен к второму выходу первого блока управления.

2.устройство по п.1,о т л и ч а ющ е е с я тем, что в нем первый блок управления содержит реле времени и последовательно включенные группу триггеров и группу ключей, выходы и вторые входы которых соединены с 15 первыми выходами и первыми входами блока соответственно, входы тригге.ров группы являются первыми входами блока, выход одного из триггеров группы подключен к входу реле времени, выход которого является вторым входом блока и соединен с вторым входом одного из триггеров группы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент СшА 9 3227814, кл. 179-100,1, опублик. 1974.

2. Патент ClllA 9 3475088, кл.,352-133, опублик. 1974.

3. Авторское свидетельство СССР

Р 413523, кл. G 09 В 19/00, 1972.

4. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2666502/18-24, кл. G 09 В 19/00, 1979 (прототип).

П "Патент", r.Óæãîðoä,óë.ÏðoåêòHàÿ,4

Устройство для моделирования учебных процессов Устройство для моделирования учебных процессов Устройство для моделирования учебных процессов Устройство для моделирования учебных процессов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу и устройству для обучения языкам и, в частности, иностранным языкам

Изобретение относится к учебным пособиям и может быть использовано при обучении как детей, так и взрослых, языкам

Изобретение относится к средствам учебного или тренировочного назначения, а также к спорту, играм и развлечениям и может быть использовано при создании имитаторов и тренажеров спортивного и военного назначения, интерактивных компьютерных игр и систем виртуальной реальности

Изобретение относится к системам определения положения и ориентации пользователей в пространстве и может быть использовано в интерактивных компьютерных играх, в тренажерах для обучения или тренировок спортивного и военного назначения

Изобретение относится к конструкции устройства для определения времени
Наверх