Рыхлитель

 

О П И С А Н И Е 90539

Союз Советских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 07.12.77 (21) 2551437/29-03 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 15.02.82. Бюллетень № 6

Дата опубликования описания 15.02.82 (51) М Кч з

Е 02 F 5/30

Гооударстеенный комитет

СССР (53) УДК 624 1-32.3 (088.8) па делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

А. Я. Пецко, P. Л. Турецкий, Н. Е. Тупяков, В. А. Нестеренок и Н. Г. Райкевич

Центральный научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства Нечерноземной зоны СССР (71) Заявитель (54) РЪ|ХЛИТЕЛЪ

Изобретение относится к земле рой ным машинам, в частности к оборудованию для рыхления грунта и предназначено для разработки мерзлых грунтов и может быть использовано для рыхления грунтов, имеющих плотный верхний слой, и для взламывания дорожных покрытий.

Известен рыхлитель, содержащий базовую машину и навешенную на нее балку с рыхлящим зубом, связанную с опорой посредством гидроцилиндров, сообщенных с гидросистемой базовой машины (1).

Недостатком известного рыхлителя является его низкая производительность, так как при рыхлении крупным сколом базовая машина периодически делает остановки.

Цель изобретения — повышение производительности рыхлителя путем автоматического изменения заглубления рыхлящего зуба в зависимости от сопротивления грунта рыхлению при непрерывном поступательном движении базовой машины.

Указанная цель достигается тем, что в рыхлителе, содержащем базовую машину и навешенную на нее балку с рыхлящим зубом, связанную с опорой посредством гидроцилиндров, сообщенных с гидросистемой базовой машины, зуб закреплен на балке шарнирно посредством серег с возможностью перемещения в продольном направлении, при этом шарниры на рыхлящем зубе смещены вперед по ходу движения относительно шарниров на балке, и связан с балкой в продольном направлении через гидроцилиндр, штоковая полость которого постоянно связана с гидроаккумулятором, 1в а гидроцилиндры, связывающие балку с опорами, установлены последовательно и один из них связан через согласующее устройство с гидроаккумулятором, а другой соединен с гидрораспределителем базовой машины.

Кроме того, согласующее устройство выполнено в виде золотника и управляющего упора, связанных соответственно с рыхлящим зубом и балкой, а упор выполнен в виде свободно установленного на рамке подпруgo жиненного кулачка, имеющего дорожкипрямого и обратного хода, разделенные гребнем и косыми прорезями.

На чертеже показаны конструктивная и гидравлическая схемы рыхлителя.

905393

На базовой машине 1 посредством гидрофицированного механизма 2 навески установлена балка 3, к которой на серьгах 4 шарнирно закреплен рыхлящий зуб 5 так, что шарниры на рыхлящем зубе смещены вперед по ходу движения относительно шарниров на балке. Зуб 5 также соединен с балкой 3 в продольном направлении через тяговый гидроцилиндр 6, штоковая полость которого постоянно связана с гидроаккумулятором 7, установленным на напорной магистрали 8 гидросистемы базовой машины 1 последовательно за обратным клапаном 9.

Напорная магистраль 8 через золотник 10 сообщена со сливной магистралью 11. Опора выполнена в виде колес 12, установленных на цапфах поперечной балки 13, свободно посаженной на продольном пальце 14, который прикреплен к раме 15. Передняя часть рамы шарнирно установлена на цапфах 16, прикрепленных к балке 3, а ее задняя часть соединена с балкой 3 через рабочий 17 и вспомогательный 18 гидроцилиндры одностороннего действия, установленные последовательно и выполненные в общем корпусе, разделенном перегородкой на две изолированные друг от друга полости. Вспомогательный гидроцилиндр 18 связан с распределителем гидросистемы базовой машины, а рабочий 17 — с двухпозиционным трехходовым золотником 19, который, в свою очередь, имеет гидравлическую связь с гидроаккумулятором 7 и механическую связь с рыхлящим зубом 5. Золотник 19 и связанный с балкой 3 управляющий упор 20, установленные с постоянным взаимным контактом, образуют устройство, служащее для согласования работы тягового 6 и рабочего

17 гидроцилиндров. Золотник 19 и упор 20 установлены с возможностью регулировки взаимного положения на кронштейнах 21 и 22.

Перед началом работы от гидросистемы базовой машины запитывается гидроаккумулятор 7. Заданное давление в нем поддерживается с помощью золотника 10 путем перепуска избыточного масла из напорной 8 в сливную 11 магистраль. Поршень тягового гидроцилиндра 6 занимает крайнее заднее положение, шток золотника 19 находится в верхнем положении и сообщает полость рабочего гидроцилиндра 17 со сливной магистралью 11, поршень этого гидроцилиндра занимает крайнее нижнее положение.

Путем подачи или слива масла из полости вспомогательного гидроцилиндра 18 с помощью распределителя гидросистемы трактора устанавливают требуемое заглубление рыхлящего зуба 5. Оптимальным будет такое заглубление, когда рыхлящий наконечник зуба находится в талом грунте, а его верхняя грань своей средней частью вплотную подведена снизу к мерзлому слою. Гидроцилиндры механизма 2 навески служат только для перевода рыхлителя в рабочее или транспортное положение, а во время

S о

15 ио н î

Зэ со

4S

so

SS работы золотник распределителя гидросистемы базовой машины, управляющий этими гидроцилиндрами, устанавливают в «плавающее» положение.

Заглубление рыхлящего зуба производят путем выполнения нескольких проходов машины по одному следу. При движении машины с заглубленным зубом взламывание мерзлого слоя происходит за счет вертикальной составляющей реакции сил резания, возникающей на верхней грани средней части рыхлящего наконечника зуба.

Тяговый гидроцилиндр 6 выполнен в виде амортизатора, уменьшающего пиковые нагрузки. Вертикальные нагрузки воспринимаются колесами 12, этим самым разгружается механизм 2 навески. Шарнирные соединения рамы 15 с балкой 3 на цапфах 16 и поперечной балки 13 с рамой на пальце 14 позволяют колесам 12 копировать рельеф, не создавая перекосов конструкции.

В зависимости от сопротивления мерзлого грунта рыхлению, когда горизонтальная составляющая сил резания превышает усилие на штоке тягового гидроцилиндра 6, рыхлящий зуб 5 останавливается, а балка 3 продолжает двигаться вместе с машиной 1, перемещая одновременно поршень тягового гидроцилиндра 6 и упор 20 вперед. Поскольку серьги 4 установлены в исходном положении так, что шарниры на зубе 5 смещены вперед относительно шарниров на балке 3, зуб опускается в сторону талого грунта и рыхлящий наконечник зуба силой тяги машины продвигается под мерзлым слоем.

Когда относительное перемещение рабочего органа и рабочей балки достигает величины, обусловленной взаиморасположением золотника 19 и упора 20, последний нажимает на золотник, при этом полость рабочего гидроцилиндра 17 сообщается с гидроаккумулятором 7, давлением масла поршень отжимается вверх и поднимает балку 3 с зубом 5 относительно рамы 15 колес, взламывая мерзлый слой.

Расход масла из гидроаккумулятора 7 восполняется не только за счет поступления из гидросистемы машины, но и за счет масла, вытесняемого из полости тягового гидроцилиндра 6, что повышает быстродействие и КПД системы. Таким образом, упругий элемент, соединяющий рыхлящий зуб 5 с балкой 3 в продольном направлении, выполнен в виде гидроцилиндра, связанного с гидроаккумулятором, и является более предпочтительным, чем амортизатор другого типа (например пружина) .

Вспомогательный гидроцилиндр 18 действует независимо от рабочего гидроцилиндра 17 и служит для регулировки заглубления рыхлящего зуба 5 в процессе рыхления, а в необходимых случаях — для ручного управления процессом взламывания мерзлого слоя.

Использование данного изобретения позволяет производить рыхление грунтов се905393

Формула изобретения

Составитель Г. Jlьвова

Редактор Н. Воловик Техред А. Бойкас Корректор Л. Бокшан

Тираж 710 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 зонного промерзания наименее энергоемким методом крупного скола при непрерывном поступательном движении базовой машины, что дает возможность повысить производительность не менее чем в 1,5 раза.

1. Рыхлитель, содержащий базовую машину и навешенную на нее балку с рыхлящим зубом, связанную с опорой посредством гидроцилиндров, сообщенных с гидросистемой базовой машины, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности рыхлителя путем автоматического изменения заглубления рыхлящего зуба в зависимости от сопротивления грунта рыхлению при непрерывном поступательном движении базовой машины, зуб закреплен на балке шарнирно посредством серег с возможностью перемещения в продольном направлении, при этом шарниры на рыхлящем зубе смещены вперед по ходу движения относительно шарниров на балке, и связан с балкой в продольном направлении через гидроцилиндр, штоковая полость которого постоянно

5 связана с гидроаккумулятором, а гидроцилиндры, связывающие балку с опорами, установлены последовательно и один из них связан через согласующее устройство с гидроаккумулятором, а другой соединен с гидрораспределителем базовой машины.

2. Рыхлитель по п. 1, отличающийся тем, что согласующее устройство выполнено в виде золотника и управляющего упора, связанных соответственно с рыхлящим зубом и балкой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Кисленко А. А. и Гинченко С. Х. Оборудование для разработки мерзлых грунтов крупным сколом.-«Строительные и дорожные машины», 1975, Ко 3, с. 8 (прототип).

Рыхлитель Рыхлитель Рыхлитель 

 

Похожие патенты:

Рыхлитель // 899796

Изобретение относится к области строительства и горного дела, в частности применимо для разработки прочных грунтов и горных пород

Изобретение относится к искусственному оттаиванию мерзлых пород в горном деле и строительстве и может быть использовано при подземной разработке мерзлых россыпных месторождений

Изобретение относится к ударным механизмам, которые могут быть использованы в машинах для разработки скальных пород и мерзлых грунтов в горной и строительной промышленностях

Щелерез // 2147647
Изобретение относится к технике для нарезания узких щелей в прочных грунтах, в частности в дорожных асфальтобетонных покрытиях

Изобретение относится к устройствам для разрушения упругохрупких материалов, преимущественно горных пород, и может быть использовано в машинах ударного действия, разрушающих материалы путем ударного внедрения в среду

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для разработки мерзлых грунтов, для разрушения твердых дорожных покрытий, старых фундаментов, для бестраншейной прокладки трубопровода, забивки дренажных труб

Изобретение относится к землеройной технике и может быть использовано в горной промышленности при выполнении вскрышных работ в карьерах в зимний период года на мягких породах сезонного промерзания, а именно для разупрочнения мерзлых откосов путем нарезания щелей по высоте уступа

Изобретение относится к способам и устройствам для рыхления и разгрузки смерзшихся или слежавшихся материалов и может найти применение при разгрузке грузов из вагонов

Изобретение относится к землеройным машинам и может быть использовано при разработке прочных и мерзлых грунтов

Изобретение относится к строительству и может найти применение для послойного рыхления прочных грунтов, а также снятия асфальтобетонных покрытий при ремонте автомобильных дорог и тротуаров
Наверх