Способ предварительного напряжения металлической балки

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. cBид-ву— (22) Заявлено 11.03.80 (21) 2893583/29-33 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл з

E 04 С 3/10

Государственный комитет (53) УДК 624 014.2 (088.8) Опубликовано 28.02.82. Бюллетень № 8

Дата опубликования описания 05.03.82 ло делам изобретений н открытий (72) Авторы

К. Д Басиев, С. С. Касабиев и И. Н. Мастерко (54) СПОСОБ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАПРЯ)КЕНИЯ

МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ БАЛКИ

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении промышленных и сельскохозяйственных зданий.

Известен способ предварительного напряжения металлической балки, заключающийся в присоединении к нижнему поясу балки стальных канатов и их натяжений (1).

Однако этот способ характеризуется сложностью выполнения предварительного напряжения, а применяемые для создания 10 предварительного напряжения высокопрочные материалы и анкерные крепления увеличивают металлоемкость.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является способ предварительного напряжения металлической балки, включающий создание прогиба балки, обратного эксплуатационному. Упругое деформирование стенки производят вдоль оси, смещенной относительно центральной оси балки в сторону пояса, работающего на сжатие (2).

Недостатком указанного способа является сложность изготовления, что связано с необходимостью использования специального стенда с применением мощных домкратов.

Цель изобретения — упрощение способа предварительного напряжения для балок с содержанием углерода 0,25 — 04О/о.

Поставленная цель достигается тем, что в способе предварительного напряжения ме- таллическои балки, включающем создание прогиба балки, обратного эксплуатационному, в нижней части балки образуют зону с повышенным значением предела текучести путем локального нагрева до 900—

950 С с последующим интенсивным охлаждением.

С целью создания условий безопасной работы балок, выполненных в виде пластины, или тавра, величину зоны нагрева принимают равной 1/20 — 1/30 высоты балки.

С целью создания условий безопасной работы балок, выполненных в виде двутавра, зону нагрева располагают с двух концов в растянутой полке, величиной равной 1/20—

1/30 ширины последней.

На фиг. 1 показаны зона нагрева балки, эпюра остаточных напряжений, поперечное сечение; на фиг. 2 — прогиб балки f после остывания; на фиг. 3 — сечение балки, эпю909069 ра остаточных напряжений, эпюра напряжений от нагрузки и суммарная эпюра напряжений в загруженной балке из Ст 35; на фиг. 4 — зона нагрева двутаровой балки.

Зона балки, равна — — — высоты по1 1

20 30 перечного сечения или 1/20 — 1/30 ширины полки, подвергается нагреву выше температуры начала мартенситного превращения (900 — 950 С) с последующим интенсивным охлаждением. Величина обрабатываемой зоны принимается из условия безопасной работы всей балки, так как в процессе за- гружения в примыкающей к обрабатываемой зоне балки возникает текучесть металла. Участок текучести металла зависит от обрабатываемой зоны и исключает потерю устойчивости. Нагрев указанной зоны балки осуществляется газовыми или плазменными горелками, которые перемещаются со скоростью 40 — 50 м/ч. Скорость охлаждения зависит от содержания углерода в стали и должна соответствовать в интервале начала и конца мартенситного превращения >< от 160 до 80 с. Интенсивное охлаждение нагретой зоны происходит по обе стороны балки по всей длине.

Локальный нагрев зоны балки сопровождается протеканием двух процессов. Во-первых, локальный нагрев приводит к образованию пластических деформаций укорочения и прогибу балки после остывания. Кроме того, в сталях с содержанием углерода свыше 0,25 /р при нагрева их до 900 — 950 С с последующим интенсивным охлаждением, Зф происходят структурные превращения, связанные с распадом аустенита в мартенсит и образованием зоны с повышенным значен ием предела текучести. Следствием этих двух процессов после полного остывания балки образуется зона с повышенным зна- з чением предела текучести и находящаяся под действием сжимающих напряжений, а сама балка получает прогиб, f-обраный эксплуатационному.

В результате локального нагрева зоны 40 балки и интенсивного охлаждения в интер-. вале мартенситного превра:цения наряду с пластическими деформациями укорочения происходят структурные превращения в зоне оав (фиг. 3). Зона оав находится под дейстгием сжимающих напряжений и пре- 4> дел текучести этой зоны значительно превосходит предел текучести основного материала балки.

При загружении балки эксплуатационной нагрузкой происходит перераспределение эпюры напряжений от локального нагрева. В зоне efh происходит переход растягивающих напряжений в сжимающие, а в зоне de — переход сжимающих в растягивающие, т. е. процесс сопрвождается увеличением упругой работы балки. По мере увеличения нагрузки в зоне bed растягивающие напряжения нарастают и достигают предела текучести бт . Сжимающие напряжения зоны оаЬ вначале нагружения уменьшаются, а затем переходят в растягивающие и зона оаЬ балки воспринимает дополнительную нагрузку за счет большого значения предела текучести бт . В зоне oab предел текучести в 2 — 2,5 раза превосходит предел текучести основного материала.

Применение предлагаемого способа позволяет упростить технологию предварительного напряжения металлической балки.

Формула изобретения

1. Способ предварительного напряжения металлической балки, включающий создание прогиба балки, обратного эксплуатационному, отличающийся тем, что, с целью упрощения способа для балок с содержанием углерода 0,25 — 0,40/О), в нижней части балки образуют зону с повышенным значением предела текучести путем локального нагрева до 900 — 950 C с последующим интенсивным охлаждением.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью создания условий безопасной работы балок, выполненных в виде пластины или тавра, величину зоны нагрева принимают равной 1/20 — 1/30 высоты балки.

3. Способ по п. 1, отличаюшийся тем, что, с целью создания условий безопасной работы балок, выполненных в виде двутавра, зону нагрева располагают с двух концов в растянутой полке, величиной равной 1/20—

1/30 ширины последней.

Источники информации, . принятые во внимание при экспертизе

1. Беленя Е. И. Металлические конструкции. М., Стройиздат, !976.

2. Авторское свидетельство СССР № 547508, кл. Е 04 С 3/10, 1975.

Редактор М. Ткач

Заказ 792/41

Составитель И. Ермолова

Техред А. Бойкас Корректор Г. Решетник

Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ предварительного напряжения металлической балки Способ предварительного напряжения металлической балки Способ предварительного напряжения металлической балки Способ предварительного напряжения металлической балки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для усиления пролетных балок промышленных и гражданских зданий, а также действующих мостовых конструкций

Изобретение относится к строительным конструкциям, а именно к конструкциям покрытий зданий и сооружений

Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано в несущих конструкциях покрытия и перекрытия промышленных и гражданских зданий

Балка // 2172372
Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для усиления балочных конструкций промышленных и гражданских зданий, действующих мостовых конструкций, а также в строительных предварительно напряженных конструкциях из разнородных материалов

Изобретение относится к строительным конструкциям, преимущественно сборно-разборным, и может быть использовано в промышленном и гражданском строительстве, а именно во временных сборно-разборных зданиях и сооружениях типа выставочных павильонов, крытых временных складов и т.п

Изобретение относится к строительным конструкциям, а именно к конструкциям покрытий зданий и сооружений, а также может использоваться в качестве отдельно стоящих несущих систем специального назначения, например, в качестве ригелей жестких поперечин электрифицированных железных дорог

Изобретение относится к строительным конструкциям, а именно к конструкциям покрытий зданий и сооружений, а также может использоваться в качестве отдельно стоящих несущих систем специального назначения, например в качестве ригелей жестких поперечин электрифицированных железных дорог

Изобретение относится к строительным конструкциям, а именно к конструкциям покрытий зданий и сооружений, а также может использоваться в качестве отдельно стоящих несущих систем специального назначения, например в качестве ригелей жестких поперечин электрифицированных железных дорог

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при усилении несущих конструкций балочного типа (например, балок покрытий, перекрытий, подкрановых балок и т.п.)

Изобретение относится к строительным конструкциям, а именно к способу монтажа предварительно напряженной шпренгельной рамы, и может быть использовано при возведении несущих каркасов зданий и сооружений, жестких поперечин электрифицированных железных дорог и т.п
Наверх