Перемычка для гашения ударной воздушной волны

 

Союз Советскнк

Социалистических

Республик г

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

t (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 20.12.79 (21) 2854506/22-03 с присоедмненйем заявки М— (23) Приоритет—

Опубликовано 15. 04. 82. Бюллетень М 14

Дата опубликования описания 1 5..04 . 82 (51)М. Кл.

Е 21 F 5/00

9кударстмнный комитет

СССР по делан кзабретекий к открытки

C (53) УДК 622..818 (088. 8) (72) .Авторы изобретения .

А. Е. Умнов, В. H. Власов, П. Т. Га

Штаб военизированных горноспасатель и Дальнего Востока (7I ) Заявитель (54) ПЕРЕМЫЧКА ДЛЯ ГАШЕНИЯ УДАРНОЙ ВОЗДУШНОЙ

ВОЛНЫ

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для гашения ударных воздушных волн, образующихся в подземных выработках при взрывах зарядов.

Известна шахтная взрывоустойчивая перемычка, используемая для гашения ударной взрывной волны, включающая расположенную перпендикулярно оси гор1 ной выработки стенку и устройство для

30 гашения ударной взрывной волны, выполненное в виде подпружиненных клала. нов с направляющими стержнями,.рабочий ход которых направлен в сторону, противоположную направлению взрывной волны и установленное в проемах, выполненных в стенке (1) .

Недостатком данной перемычки является высокая трудоемкость ее возведения и недостаточная эффективность гашения ударной взрывной волны.

Иввестна также перемычка для гашения ударной воздушной волны, устанавли. ваемая в горной выработке и включаю;. щая вертикальные стойки (элементы сопротивления ударной воздушной волне), установленные с зазором по отношению друг к другу и горизонтально расположенные гибкие связи, огибающие поочередно вертикальные стойки с наружной и внутренней стороны перемычки и элементы крепления перемычки к стенкам горной выработки (2) .

Недостаток известной перемычкиограниченная работоспособность ввиду порывов гибких связей, поломки вертикальных стоек ударными волнами, а также большая стоимость.

Цель изобретения - повышение работоспособности перемычки и снижение стоимости ее изготовления.

Цель достигается тем, что элементы сопротивления ударной воздушной волне выполнены из бывших в употреблении автомобильных шин, снабженных дополнительными гибкими вертикально и наклонно расположенными гибкими связями, огибающими поочередно шины

3 92022 с внешней стороны, при этом все гиокие связи пропущены через отверстие в каждой шине с возможностью их перекрещивания внутри каждой шины.

На фиг. 1 показана принципиальная s схема перемычки для гашения ударной воздушной волны, вид спереди, поперечное сечение горной выработки; на фиг. 2 - то же, сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - то we, сечение А-А (во 1Î время прохождения ударной воздушной волны).

Перемычка для гашения ударной воздушной волны состоит из элементов сопротивления ударной воздушной волне, установленных с зазором по отношению друг к другу и выполненных из бывших в употреблении автомобильных шин 1, связанных между собой горизонтально, вертикально и наклонно расположеннымирр тросами 2 (гибкими связями) и присо- единенных деталями крепления 3 к стенкам выработки 4. В зависимости от размеров выработки, величины взрываемых зарядов и степени необходимого zs понижения давления на фронте ударной волны,при проходе перемычки выбирают размер бывших в употреблении автомобильных шин 1, количество их для перегораживания сечения выработки. Ав- jg томобильные шины 1 могут подвешиваться в один или несколько слоев.

Для увеличения сопротивления воздушной волне центральное отверстие может быть закрыто деревом, вставленным в кольцевую полость шины. Кроме того, к подвешенной перемычке из автомобильных шин могут быть прикреплены деревянные или металлические щиты, также для увеличения сопротивлений @> воздушной волне. Металлические или деревянные щиты могут быть изготовлены квадратной формы размером, равном диаметру шины, Циты крепятся к шине с помощью болтов, хомутов или гибких нитевидных связей, например, металлических тросов, капроновых шнуров, и т.д. Конструкцию крепления щита к шине выбирают в зависимости от наличия материалов и условий использования, например в агрессивных средах

% нежелательно использовать металл, тогда щит делают из дерева, .а крепят щит к шине капроновыми шнурами. При конструировании крепления щита к шине необходимо соблюдать условйя возможной свободной деформации шины тросами 2 (гибкими связями) при прохождении ударной воздушной волны.

В зависимости от места установки перемычки закрепляют с помощью анкер. ных болтов. Для этого по периметру выработки в местах закрепления гибких связей 2 бурят шпуры, в которые устанавливают анкерные болты самых различных конструкций, нашедших употребление на данном предприятии. Соединение анкерного болта с гибкой связью может быть самой различной конструкции, например закрепленная гайкой на анкерном болту, шайба с отверстием для пропуска троса 2 и т. д.

Если выработка закреплена бетоном, то детали крепления 3 могут быть выполнены в виде закладных элементов, т. е. в бетон вкладываются металлические стержни или трос, заканчивающиеся крючками или петлей, за которые в последующем крепятся тросы 2 крепления перемычки.

Шины связываются между собой тросами 2 (гибкими связями) и подвешиваются к стенкам выработки 4 за детали крепления 3. В качестве гибких связей

2 может быть использован стальной трос, например бывший в употреблении стальной строс с подъемных машин, или. капроновые илй из другого материала шнуры, веревки.

Монтаж защитной перемычки начинают с установки нижнего ряда шин 1. Для того, чтобы шины 1 вертикально стояли, пропускают тросы 2 поочередно огибая то с одной, то с другой стороны шину

1, пропуская его через центральное отверстие, После установки каждая шина оказывается обхвачена с двух сторон гибкими .связями, перекрещивающимися внутри шины, Затем. таким же образом подвешивают ряды 6 и j шин, предварительно установив их на закрепленном ряде. После установки всех шин дополнительно скрепляют вертикальными и наклонными связями, так же пропуская тросы то с одной, то с другой стороны шин, переплетая их между собой тросом. При необходимости щиты навешиваются на шины при подвешенной перемычке.

Перемычка для гашения ударной воздушной волны работает следующим образом.

При действии ударной воздушной волны от взрывных работ автомобильwe шины 1, сжимаясь, воспринимают динамическую нагрузку и передают ее гибким связям (тросам) 2, которые, в свою очередь, также сжимают автомо5 „9282 бильные шины 1. За счет этого увеличивается общая длина перемычки и она под действием воздушного потока откло. няется, как показано на фиг. 3у:cia все это расходуется энергия воздушиого потока, что снижает давление на фронте ударной воздушной волны. После прохождения ударной воздушной .волны упругие силы резиновых автомобильных шин возвращают перемычку в исход- io ное состояние и она готова к восприятию следующих ударнь1х волн от последующих взрывов.

Чем больше сопротивление по перемещению упругой перемычки, изготов- is ленной из автомобильных шин, тем боль. ше снижается давление на фронте ударной воздушной волны. Автомобильные шины имеют большую прочность и из них можно связать с помощью троса на - щ дежно работающую перемычку для восприятия больших нагрузок от ударных воздушных волн.

Предлагаемая перемычка может найти широкое применение для гашения zs ударных воздушных волн при системах с мелкошпуровой отбойкой, когда взрыв. ные работы ведутся в больших объемах и рассредоточены во времени, а также при проведении массовых взрывов сква-зо жинными зарядами при отбойке уступов.

Применение предложенной конструк"„ ции для гашения ударной воздушной волны даст значительный экономический эффект, который будет получен за счет сокращения монтажно-демонтажных операций и восстановительных работ после взрывов.. Кроме того, учитывая, что на устройство перемычки можно использовать старые шины, пришедшие в 4О негодность, и трос, бывший в употреб. лении, то практически на сооружение ее будут затрачены незначительные средства, что составит экономию по сравнению с самыми дешевыми известными сооружениями, так как стоимость изготовления перемычки в основном будет складываться из трудовых затрат

29 6 на связку и подвеску бывших в употреблении автомобильных шин в выработке, а также стоимости троса и деталей для подвески и закрепления в горной выработке. Ввиду большой прочности перемычки с использованием бывших в употреблении автомобильных шин, а также возможности многократного использования ее, затраты на гашения ударных воздушных волн будут минимальными.

Формула изобретения

Перемычка для гашения ударной воздушной волны, устанавливаемая в горной выработке и включающая элементы сопротивления ударной воздушной волне установленные с зазором по отношению друг к другу, и горизонтально расположенные гибкие связи, огибающие поочередно элементы сопротивления ударной воздушной волне с внешней стороны,, и элементы крепления перемычки к стенкам горной выработки, отличающаяся тем, что, с целью повышения работоспособности перемычки и снижений стоимости ее изготовления, элементы сопротивления ударной воздушной волне выполнены из бывших в употреблении автомобильных шин, снабженных дополнительными гибкими вертикально и наклонно расположенными гибкими связями, огибающими поочередно шины с внешней стороны, при этом все гибкие связи пропущены через отверстие в каждой шине с возможностью их перекрещивания внутри каждой шины.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР 501170, кл. Е 21 F 5/00, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР

М 519545, кл. Е 21 F 5/00, 1974 (прототип).

Перемычка для гашения ударной воздушной волны Перемычка для гашения ударной воздушной волны Перемычка для гашения ударной воздушной волны Перемычка для гашения ударной воздушной волны 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к способам профилактики и снижения вероятности взрывов пылегазовоздушной смеси в выработанном пространстве и прилегающих к нему выработках угольных шахт

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано при отработке выбросоопасных участков калийных пластов длинными очистными забоями с гидромеханизированными комплексами

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано в шахтах, опасных по внезапным выбросам угля и газа

Изобретение относится к области строительства, а именно к вопросу обеспечения защиты горных выработок при многократном действии воздушных ударных волн

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для создания безопасности проходки выработок по газоносным и выбросоопасным угольным пластам

Изобретение относится к горной промышленности и направлено на повышение эффективности взрывных работ в шахтах, опасных по газу (метану)

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для гашения воздушных ударных волн в горных выработках с целью сохранения подземных сооружений и коммуникации от разрушения

Изобретение относится к области горного дела и может быть использовано при буровзрывном разрушении горных пород в угольных, нефтяных и озокеритовых шахтах, серных, колчеданных и соляных рудниках, опасных по газу и пыли

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим безопасность проведения взрывных работ
Наверх