Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства (его варианты)

 

(72) Авторы изобретения

А.M.Âàðëûrèí и М.Ф.Колпакчи

)

М

Электротехнический завод им. Х. Пегельиана (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ЕГО ВАРИАНТЫ) 15

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, конкретно к устройствам для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, например автомобиля.

Известно устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащее задатчик циклов, управляемый электродвигателем концевой выключатель и резистор, предназначенный для торможения электродвигателя в конце каждого цикла работы 311.

Недостатком этого устройства является то, что через резистор при включении электродвигателя протекает паразитный ток I< 5-6 А, нагружающий коммутирующие элементы, что ofраничивает воэможность уменьшения величины сопротивления этого резистора. При реально применяемых величинах сопротивления резистора, а также увеличении напряжения питания быст2 роходный электродвигатель недостаточно эффективно тормозится, в результате чего концевой выключатель переключается в начальное положение и происходит повторный запуск электродвигателя.

Известно также устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащее задатчик циклов, соединенный выходом с управляющим электродом тиристора; включенного в цепь питания двигателя и соединенного катодом подвижным контактом управляемого двигателем концевого выключателя, один из неподвижных контактов которого соединен с положительной шиной источника питания, и схему торможения двигателя, включаюцую в себя ключ и тиристор, анод которого соединен с неподвижным контактом концевого выключателя, катод - с отрицательной шиной источника питания, 7594

5 !

О

IS

23

43

3 92 управляющий электрод — с выходом ключа 12) .

Недостатком этого устройства яв ляется низкая помехоустойчивость схемы торможения, которая может привести к возможности ложных включений тиристоров в цепи питания двигателя и схемы торможения, что приводит к короткому замыканию источника питания.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащее задатчик циклов с выходом, соединенным с управляющим !электродом тиристора, включенного в цепь питания двигателя и соединенного катодом с подвижным контактом управляемого двигателем концевого выключателя, один из неподвижных контактов которого соединен с положительной шиной ! источника питания, и схему торможе.ния двигателя, включающую в себя ключ, выполненный, по меньшей мере, на одном транзисторе, резисторы, конденсатор, тиристор, анод которого соединен с другим неподвижным контактом концевого выключателя, а катод — с отрицательной шиной источника питания (31.

Однако это устройство также обладает недостаточной помехоустойчивостью по следующим причинам. Транзисторы, входящие в состав схемы .торможения и предназначенные для усиления положительного импульса, поступающего в цепь управляющего электрода тиристора этой схемы, подключены к положительной шине источника питания, напряжение которого складывается с импульсными помехами, поступающими от системы зажигания двигателя, а также от электродвигателя стеклоочистителя. Даже при кратковременном открывании этих транзисторов происходит запуск тиристора схемы торможения, если этот запуск совпадает с. моментом включения тиристора, управляющий электрод которого подключен к задатчику циклов, то также может произойти короткое замыкание источника питания.

Цель изобретения — повышение по..мехоустойчивости устройства.

Цель достигается тем, что в устройстве для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащем задатчик циклов с выходом, соединенным с управляющим электродом тиристора, включенного s цепь питания двигателя и соединенного катодом с подвижным контактом управляемого двигателем концевого выключателя, один из неподвижных контактов которого соединен с положительной шиной источника питания, и схему торможения двигателя„ включающую в себя ключ, выполненный, по меньшей мере, на одном транзисторе, резисторы, конденсатор, и тиристор, анод которого соединен с другим неподвижным контактом концевого выключателя, а катод — с отрицательной шиной источника питания, ключ выполнен на транзисторе и-р-и типа, эмиттер которого непосредственно, а база через один из резисторов соединены с отрицательной шиной источника питания и коллектор которого через другой резистор и диод соединен соответственно с подвижным контактом концевого выключателя и управляющим электродом тиристора схемы торможения, соединенным через конденсатор с отрицательной шиной источника питания, причем база транзистора через третий резистор дополнительно соединена с анодом тиристора схемы торможения.

Цель может быть достигнута тем, что в устройстве для управления.двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащем схему торможения с ключом, ключ выполнен на транзисторе р-и-р типа, эмиттер которого непосредственно и через параллельно включанные один из резисторов и конденсатор соединен соответственно с подвижным контактом концевого выключателя и с базой, которая соединена через другой резистор с анодом тиристора схемы торможения, параллельно силовой, цепи которого включен третий резистор и управляющий электрод которого соединен через четвертый резистор с коллектором транзистора.

На фиг. 1 приведена принципиальная схема устройства для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства; на фиг ° 2 - другой вариант выполнения принципиальной схемы упомянутого устройства.

5 9275

Устройство (фиг.1) содержит задатчик 1 циклов, соединенный выходом с управляющим электродом тиристора 2.

Катод тиристора 2, соединен с двигателем 3, в цепь питания которого вклю- чен управляемый двигателем 3 концевой выключатель 4 с контактами

4.1-4.3. Схема торможения двигателя

3 выполнена на тиристоре 5, резисторе 6 и-р-и типа, резисторах 7-9, конденсаторе 10 и диоде 11. Тирис.тор 5 включен параллельно двигателю

3, анод тиристора 5 соединен с контактом 4.3 концевого выключателя 4, катод тиристора 5 — с отрицательной шиной источника питания, управляющий электрод которого через конденсатор

10 соединен с отрицательной шиной источника питания и диод 11 с коллектором транзистора 6, который через резистор 7 соединен с подвижным контактом 4.1 выключателя 4. База транзистора 6 через резистор 8 соединена с анодом тиристора 5 и через резистор 9 с отрицательной шиной источни- ? ка питания.

Устройство работает следующим образом.

При подключении устройства к ис- jy точнику питания задатчик 1 циклов вырабатывает положительной импульс, который подается на управляющий . электрод тиристора 2, последний открывается и включает двигатель 3.

После переключения подвижного контакта 4.1 выключателя 4 из положения I в положение (тиристор 2 эакорачивается и выключается, при этом питание двигателя 3 до окончания цикла проис- ходит через выключатель 4. Транзистор 6 схемы торможения при положении I подвижного контакта выключателя 4 открыт и насыщен, после размыкания выключателя 4 (переключение контакта в положение II) транзистор

6 закрывается и в цепь управляющего электрода тиристора 5 через диод 11 подается ток управления, т.е. тиристор 5 подготовлен к включению. 8 момент окончания рабочего цикла на анод тиристора 5 подается напряжение, тиристор 5 включается и осуществляет эффективное торможение двигателя 3.

В этом варианте выполнения схемы устройства ключ, входящий в схему торможения, выполняется на транзисторе и-р-и типа, который непосредственно не связан с положительной ши94- 6 ной источника питания. Минимизация зависимости от импульсных помех схемы достигается тем, что эмиттер транзистора закорочен с базой через контакты концевого выключателя, в момент открывания тиристора 2 транзис" тор надежно закрыт и импульсные помехи не могут вызвать включение тиристора 5.

В варианте выполнения по фиг. 2 устройство содержит задатчик 1 циклов, соединенный выходом с управляющим электродом тиристора 2. Катод тиристора 2 соединен с двигателем 3; управляющим выключателем 4 с контактами 4.1-4.3. Схема торможения выполнена на тиристоре 5, тиристоре 6 р-и-р типа, резисторах 7-9, конденсаторе 10 и выполняющем функцию ди" ода 11 по фиг. 1 резисторе 12, Тиристор 5 включен параллельно двигателю 3 через выключатель 4, катод тиристора 5 соединен с отрицательной шиной источника питания, управляющий электрод тиристора 5 через резистор 12 соединен. с коллектором транзистора 6, параллельно тиристору

5 включен резистор 9. Эмиттер транзистора 6 соединен с подвижным контактом 4.1 выключателя 4 и через параллельно соединенные резистор 7 и конденсатор 10 с базой, которая через резистор 8 соединена с анодом тиристора 5.

Устройство работает следующим образом.

При подключении устройства к источнику питания задатчик 1 циклов вырабатывает положительный импульс, который подается на управляющий электрод тиристора 2, тиристор 2 открывает я и включает двигатель 3.

После переключения подвижного контакта 4.1 выключателя 4 из положения I в положение 1Х тиристор 2 закорачивается и выключается, при этом питание двигателя 3 до окончания цикла происходит через выключатель

4. Транзистор 6 схемы торможения в положении I выключателя 4 закрыт, после размыкания выключателя 4 (переключение в положение II) транзис- тор 6 открывается и в цепь управляющего электрода тиристора 5 ода тся ток управления, т.е. тиристор 5 подготовлен к включению. В момент окончания рабочего цикла при переключении концевого выключателя 4 в положение 1 тиристор 5 включается

7 92 и осуществляет эффективное торможение двигателя 3. В этом варианте выполнения устройства повышение поме- . хоустойчивости достигается тем, что транзистор 6 схемы торможения открыт и насыщен в момент открывания тиристора 2, управляющий электрод которого подключен к задатчику циклов, при этом напряжение на управляющем электроде тиристора 5 схемы торможения равно нулю, импульсные помехи не могут открыть тиристор.

Использование устройства обеспечивает высокую надежность и долговечность работы стеклоочистителя.

ЭкЬномический эффект на одно изделие ориентировочно составляет

Р руб., при плане производства

10 тыс. шт. в год экономический эффект 20 тыс. руб. в год. формула изобретения

1. Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транс-. портного средства, содержащее задатчик циклов с выходом, соединенным с управляющим электродом тиристора, включенного в цепь питания двигателя и соединенного катодом с подвижным контактом управляемого двигателем концевого выключателя, один из неподвижных контактов которого соединен с положительной шиной источника питания, и схему торможения двигателя, включающую в себя ключ, выполненный по меньшей мере на одном транзисторе, резисторы, конденсатор и тиристор, анод которого соединен с другим неподвижным контакI том концевого выключателя, а катодс отрицательной шиной источника питания, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения помехоустойчивости, ключ выполнен на транзисторе и-р-д типа, эмиттер которого непосредственно, а база через один из резисторов соединены с отрицательной шиной источника питания и коллектор которого через другой резистор и диод соединен соответствен7594

19

15 ния, и схему торможения двигателя, включающую в себя ключ, выполненный по меньшей мере на одном транзисторе, резисторы, конденсатор и тиристор, анод которого соединен с другим неподвижным контактом концевого выключателя, а катод — с отрицательной шиной источника питания, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения помехоустойчивости, ключ выполнен на транзисторе р-п.-р типа, эмиттер которого непосредственно и через параллельно включенные один из резисторов и конденсатор соединен соответственно с подвижным контактом концевого выключателя и с базой, которая соединена через другой резистор с анодом тиристора схемы торможения, параллельно силовой цепи которого включен третий резистор и управляющий электрод которого соединен через четвертый резистор с коллектором транзистора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции Н 2113022, кл. В 60 S 1/00, 1972.

2. Патент Франции Ю 2125947, кл. В 60 S 1/00, 1972. . 3. Авторское свидетельство СССР по заявке И 2623402/11, кл. В 60 S 1/08, 1978 (прототип) . но с подвижным контактом концевого выключателя и управляющим электродом тиристора схемы торможения, соединенным через конденсатор с отрицательной шиной источника питания, причем база транзистора через третий резистор дополнительно соединена с анодом тиристора схемы торможения.

2. Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащее задатчик циклов с выходом, соединенным с управляющим электродом тиристора, включенного в цепь питания двигателя и соединенного катодом с подвижным контактом управляемого двигателем концевого выключателя, один из неподвижных контактов которого соединен с положительной шиной источника пита

Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства (его варианты) Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства (его варианты) Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства (его варианты) Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства (его варианты) Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства (его варианты) 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в качестве стеклоочистителя ветрового стекла в автомобилях, в частности в автомобилях с ограниченной зоной для монтажа стеклоочистителя

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и предназначено для использования при реализации управления стеклоочистителями автомобилей

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и предназначено для использования при реализации управления стеклоочистителями автомобилей

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, конкретно - к способам и устройствам управления электродвигателями системы очистки ветрового стекла автомобиля

Изобретение относится к техническим решениям, предназначенным для чистки транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств

Изобретение относится к способам и устройству управления приводом стеклоочистителя

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к стеклоочистителям, и может применяться в стеклоочистителях автомобилей, автобусов и других транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, конкретно к способам управления системой очистки ветрового стекла транспортного средства
Наверх