Цифровой тахометр

 

Сокзз Советских

Социапистическнх

Республик

ОПИСЛНИЕ

ИЗОБРЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<и 930126 (61) Дополнительное к авт. с вид-ву = (22)Заявлено 23.07.80 (21) 2963462/1821 с присоединением заявки М-. (23) Приоритет (51)М. Кл.

G 01 R 3/48

1Ьоударстееиный квинтет

СССР ао делам изобретений и открытий

Опубликовано 23.05,82, Бюллетень ЭЙ19

Дата опубликования описания 23. 05. 82 (53) УДК531.77 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. С. Кольченко и В. Г. Ушатов (71) Заявитель

Волжское объединение по производству легковых автомобилей (54) ЦИФРОВОЙ TAXONETP

Изобретение относится к измерени ям, в частности к измерениям скорос ти вращения.

Известно устройство для измерения скорости вращения, содержащее импульСный датчик, выход которого соединен с входом счетчика числа периодов, генератор эталонной частоты, соединенный с первым входом ключа выход которого соединен с счетчиком эталонной частоты, триггер, один вход которого соединен с выходом импульсного датчика скорости, а другой — с выходом одногб из разрядов счетчика импульсов эталонной частоты, выход триггера соединен с вторым входом ключа, третий вход которого соединен с датчиком скорости (1).

Недостатком устройства является

его относительная сложность.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является цифровой тахометр, содержащий индикатор, счетчик импульсов, генера тор опорной частоты, выход которого соединен с входом формирователя интервала, сигнал с которого подан на вход разрешения счетчика, инфор мационный вход которого соединен с датчиком импульсов, связанным с вращающимся объектом (21.

Однако устройство не обеспечивает, достаточной точности.

Цель изобретения - повышение точности измерений, Поставленная цель достигается тем, что в цифровой тахометр, со15 Держащий HHQHKBTOp ВХОД кОтОрОгО соединен с выходом счетчика, входы которого подключены соответственно к входной шине и выходу формирователя интервалов измерения, один из входов которого подключен к выходу генератора импульсов, введен временной дискриминатор, входы которого соединены с выходом генератора импульсов и входной шиной, а выход

0126 4 тервалов измерения, счетчик 3,. индика-

30 зз

3 93 .подключен к второму входу формирователя интервалов измерения ° Временной дискриминатор содержит элемент ИЛИ и первый О-триггер, входы которых соединены с входами дискриминатора, и второй О-триггер, один . вход которого соединен с выходом первого 0-триггера непосредственно, второй вход, второго D-триггера соединен с выходом элемента ИЛИ через фазосдвигающую RC-цепь, а выход вто. рого О-триггера соединен с выходом временного дискриминатора.

На фиг. 1 приведена структурная электрическая схема тахометра; на фиг. 2 - схема временного дискриминатора.

Тахометр содержит (фиг.1) „генератор 1 импульсов, формирователь 2 интор 4, временной дискриминатор 5.

На входную шину 6 подан сигнал с датчика (не показан), связанного с вращающимся объектом.

Временной дискриминатор (фиг.2) состоит из D-триггеров 7 и 8, элемента ИЛН 9 и фазосдвигающей RC-цепи 10.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии генератор 1 работает в автономном режиме, формирователь 2 сигналом запрета препятствует работе счетчика 3, индикатор 4 в своей оперативной памяти содержит результат предыдущего измерения.

На дискриминатор 5 поступают импульсы напряжения от генератора 1 и от датчика, чувствительного к зубьям профилированного диска, жестко связанного с коленчатым валом двигате" ля (не показан). При совпадении начала периода следования импульсов генератора 1 с началом периода сигнала измеряемой частоты (совпадение передних фронтов импульсов) на выходе дискриминатора 5 появляется одиночный импульс, которым запускается формирователь 2, формирующий эталонный временной интервал путем подсчета заданного числа импульсов . генератора 1..

В течение формирования времени счета счетчик 3 суммирует число входных импульсов. По окончании времени счета состояние счетчика 3 переписывается в индикатор 4, а счетчик и формирователь 2 возвращаются в исходное состояние. формирова15

25 тель 2 опять становится чувствительным к приходу импульса с выхода дискриминатора 5.

При следующем совпадении передних фронтов импульса измеряемой частоты и импульса генератора, на выходе дискриминатора 5 появляется импульс, цикл работы всего устройства повто" ряется.

Дискриминатор 5 работает следую щим образом.

C помощью триггера 7 определяется взаимное расположение передних фронтов импульсов. На выходе триггера 7 формируется логическая "1" по приходу импульса генератора, если им" пульс входного сигнала появляется раньше или одновременно с импульсом генератора. На выходе триггера 8. сигнал логической "1" формируется только при совпадении передних фронтов импульсов генератора i и входно-: го сигнала, т.е. при совпадении момента прихода импульсов на входы С и D. Необходимость фазосдвигающей цепи 10 обусловлена неодинаковым вре менем срабатывания элемента ИЛИ и триггера 7. фазосдвигающая цепь 1О выполнена в виде RC-цепи. Величиной постоянной времени цепи 10 можно регулировать ширину зоны срабатывания дискриминатора от идеального совпадения фронтов импульсов до конечной величины фазового сдвига между ними.

Ожидание моментов совпадения фрон-!

ТоВ начала измерения, и неопределенкость по времени начала измерения не являются противоречием.

Формула изобретения

1. Цифровой тахометр, содержащий индикатор, вход которого соединен с выходом счетчика, входы которого подключены соответственно к входной шине и выходу формирователя интервалов измерения, один из входов которого подключен к выходу генератора импульсов, отличающийся тем, что, с целью повышения точнос ти измерения, в него введен временной дискриминатор, входы которого соединены с выходом генератора импульсов и входной шиной, а выход под ключен к второму входу формирователя интервалов измерения.

2, Тахометр по п.1, о т л и ч аю шийся тем, что временной дис930126 6

0-триггера -соединен с выходом временного дискриминатора, 5. криминатор содержит элемент ИЛИ и первый О-триггер, входы которых соединены с входами дискриминатора и второй D-триггер, один вход которо го соеДинен с выходом первого D-триггера непосредственно, второй вход второго Р-триггера соединен с выходом элемента ИЛИ через фазосдвигаюцую RC-цепь, а выход второго

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Авторское свидетельство СССР

h" 670890, кл. Г 01 R 3/40, 27.02.78.

2. Заявка Франции N 2154373, кл. G OI P 3j48, 15.06.73.

930126

Составитель А. Артюх

Редактор Т.Киселева Техред T.Èàòo÷êà Корректор П. Ивыдкая

Заказ 3458/56 Тираж 719 Подписное.

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Цифровой тахометр Цифровой тахометр Цифровой тахометр Цифровой тахометр Цифровой тахометр 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам, измеряющим частоту вращения различных деталей и узлов и может быть использовано, в частности, в антиблокировочной системе тормозов автомобиля для измерения скорости вращения его колес и в микропроцессорной системе управления двигателем автомобиля для определения положения коленчатого вала и формирования угловых импульсов

Изобретение относится к измерительной технике, системе автоматики и может быть использовано для измерения частоты вращения вала привода, измерения расхода турбинными расходомерами, крутящего момента вращающегося вала и т.д

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для измерения скорости вращения различного рода валов и механизмов

Изобретение относится к области измерительной техники

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано, например, в системах электронного управления режимами работы двигателя автомобиля

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения скорости вращения, в том числе измерения скорости вращения привода спидометра коробки передач автомобиля, для измерения скорости его движения, а также может быть использовано с различными информационными системами, в частности с маршрутными компьютерами

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к электронным устройствам управления
Наверх