Уплотнение вращающегося вала

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 17.11.80. (21) 3004230/25-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 07.06.82. Бюллетень № 21

Дата опубликования описания 17.06.82 (51) М. К .

F 1.6 J15/32

Гасударственный квмнтет

СССР (53) УДК 62-762 (088.8 ) но делам изобретений н аткрмтий (72) Автор изобретения

Г. П. Сурков

Челябинский филиал Государственного союзного научно-исследовательского тракторного института (71) Заявитель (54) УПЛОТНЕНИЕ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА

Изобретение относится к машиностроению, в частности к уплотнительным устройствам манжетного типа, и может быть применено для герметизации вращающихся валов различных узлов и агрегатов.

Известны уплотнения с подвижным в осевом направлении уплотнительным элементом, фиксация положения которого в корпусе осуществляется с помощью установочных шайб (1) .

Однако для перестановки манжеты на новое место в таком уплотнении требуется полная разборка узла, что связано с увеличением трудоемкости обслуживания.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является уплотнение вращающегося вала, содержащее уплотнительный элемент в виде подвижной в аксиальном направлении манжеты, контактирующей с шейкой вала и фиксируемой относительно корпуса расположенным в нем устройством, включающим установленную в расточке корпуса втулку с закрепленным в ней в радиальном направлении штифтом, свободным концом входящим в направляющий паз корпуса, и фиксирующий положение штифта относительно корпуса элемент (2).

Для перемещения манжеты на новое место в таком уплотнении разборка узла не требуется, однако необходимо приложение

5 больших осевых усилий, в особенности для круп ногаба рити ых ма нжет.

Большое расстояние между фиксированными положениями манжеты, определяемое диаметром штифта, требует увеличения габаритов уплотнительного устройства, или ограничивает количество возможных перестановок манжеты из-за чего не полностью используется рабочая поверхность шейки вала.

Кроме того, при перемещении манжеты

15 на новое место по мере диаметрального износа уменьшается натяг ее уплотняющей кромки, что ведет к ухудшению герметизации узла.

Цель изобретения — облегчение обслуживания и уменьшение размеров уплотнительного узла в осевом направлении и повышение надежности уплотнения.

Указанная цель достигается тем, что в уплотнении направляющий паз выполнен

934104

3 по винтовой линии, а фиксирующий элемент выполнен в виде гайки, навернутой на резьбовой участок штифта, выступающая изпдд гайки часть которого выполнена цилиндрической.

Между торцовыми поверхностями манжеты и втулки установлена разделительная шайба.

На фиг. 1 изображено уплотнение в сборе; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — вид В на фиг. 1.

Уплотнение состоит из подвижной в аксиальном направлении манжеты 1, которая установлена в корпусе 2 и контактирует своей рабочей кромкой с конической (которая может быть и цилиндрической) шейкой

3 вала 4. К торцу манжеты 1 прилегает 1s через разделительную шайбу 5 втулка 6, установленная в расточке корпуса 2. Втулка выполнена с возможностью проворачивания и перемещения вдоль оси в расточке корпуса. Во втулке в радиальном направлении жестко закреплен один конец штифта

7. Свободный конец штифта входит в направляющий выточенный по винтовой линии паз 8 корпуса 2 и содержит резьбовой участок 9, на который навернута фиксирующая втулку относительно корпуса гай- 25 ка 10, и выступающую из-под гайки 10 цилиндрическую часть Il.

На торцовой поверхности корпуса по ходу винтовой линии нанесены риски 12, обозначающие угловое перемещение штифта 7, и соответственно осевое перемещение втулки 6 и манжеты 1.

При работе уплотнения в месте соприкосновения манжеты 1 с шейкой 3 вала 4 постоянно вырабатывается канавка, из-за чего герметичность уплотнения нарушается. Для восстановления работоспособности уплотнения манжету передвигают на новое неизношенное место. Для этого торцовый ключ

13 надевают на гайку 10 и выступающую изпод гайки цилиндрическую часть 11 штифта 7. 40

Ослабляют затяжку гайки и перемещают торцовым ключом штифт 7 по направляющему пазу 8 корпуса 2 на определенное расстояние (например на одно деление рисок

12). При этом происходит поворот втулки 6 4s и одновременное перемещение ее в осевом направлении пропорционально углу наклона винтовой линии, по которой выполнен направляющий паз 8. Перемещаясь, втулка 6 через разделительную шайбу 5 передвигает и манжету на новый участок шейки

4 вала. При этом разделительная шайба 5 предохраняет торцовую поверхность манжеты от задиров при проворачивании втулки. Затем гайку 10 затягивают, фиксируя штифт 7 с втулкой 6 и соответственно манжету 1 в новом положении.

Таким образом, при перемещении манжеты на новое место компенсируется износ шейки вала, благодаря чему восстанавливается герметичность уплотнения.

Применение предложенного уплотнения позволяет значительно облегчить перемещение манжеты на новое место, так как система «паз-штифт» в данном случае работает подобно винтовому механизму, а благодаря плавному бесступенчатому перемещению манжеты обеспечивается более полное использование рабочей поверхности шейки вала, уменьшение осевых размеров уплотнительного узла, а также повышается надежность уплотнения.

Формула изобретения

1. Уплотнение вращающегося вала, содержащее уплотнительный элемент в виде подвижной в аксиальном направлении манжеты, контактирующей с шейкой вала и фиксируемой относительно корпуса расположенным в нем устройством, включающим установленную в расточке корпуса втулку с закрепленным в ней в радиальном направлении штифтом, свободным концом входящим в направляющий паз корпуса, и фиксирующий положение штифта относительно корпуса элемента, отличающееся тем, что, с целью облегчения обслуживания, уменьшения размеров уплотнительного узла в осевом направлении и повышения надежности уплотнения, направляющий паз выполнен по винтовой линии, а фиксирующий элемент выполнен в виде гайки, навернутой на резьбовай участок штифта, выступающая из-под гайки часть которого выполнена цилиндрической.

2. Уплотнение по п. I, отличающееся тем, что между торцовыми поверхностями манжеты и втулки установлена разделительная шайба.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

I. Авторское свидетельство СССР № 493580, кл. F 16 J 15/32, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР № 611062, кл. F 16 J 15/32, 1978.

934104

ЮиРБ

Редактор С. Патрушева

Заказ 3890/26

Составитель Т. Маклакова

Техред А. Бойкас Корректор М. Коста

Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал IIIIII «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Уплотнение вращающегося вала Уплотнение вращающегося вала Уплотнение вращающегося вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения устройств в машино- и арматуростроении

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации вращающихся валов, работающих в условиях, характеризующихся высокой скоростью вращения вала, значительным его динамическим эксцентриситетом, повышенными давлением и температурой герметизируемой жидкости, повышенными требованиями к чистоте окружающей среды

Изобретение относится к уплотнительной технике и находит широкое применение в машиностроении

Изобретение относится к щелевым уплотнениям соединений с возвратно-поступательным движением, используемым в источниках жидкости высокого и сверхвысокого давления, при котором деформация сопряженных деталей существенным образом влияет на герметичность соединения

Изобретение относится к области общего машиностроения и предназначено для уплотнения подвижных соединений с целью предотвращения утечки масла из корпусов машин и узлов и для защиты внутренних полостей от внешних воздействий (проникновения пыли, грязи, влаги)

Изобретение относится к уплотнениям, разделяющим зону взаимодействия различных физических сред, относительно подвижной поверхности вала и статически замкнутого базового пространства, способствующего соосному удержанию вала относительно поворотных элементов в течение заданного периода эксплуатации

Изобретение относится к области машиностроения (детали машин)
Наверх