Устройство для защиты асинхронного электродвигателя от перегрузки

 

Союз Советскнк

Соцнапнстнчесннк

Республик

ОЛ ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ())) 936182

Ф

\ .г

Ю (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14. 07. 80 (21) 2959197/24-р 7 с присоединением заявки № (23) Приоритет (5l jM. Кд.

Н 02 Н 7/08

Гооудерстееииый комитет

CCCP ио лелем изобретений и открытий (53) УДК 621; 316. .925(088.8) Опубликовано 15.06 ° 82. Бюллетень № 22

Дата опубликования описания 15.06.82 (72) Авторы изобретения

М,С,Бинус, С.Я.Петрухин, А.В.Руднев и Э.И.Кизельштейн

Научно-исследовательский горнорудный институт (7! ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ АСИНХРОННОГО

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ ПЕРЕГРУЗКИ

Изобретение относится к релейной защите, а именно к устройствам защиты асинхронных электродвигателей от перегрузки и опрокидывания.

Известны устройства для защиты асинхронных электродвигателей от перегрузки, содержащее большое количество элементов и не обеспечивающие необходимого уровня надежности, дающие ложные срабатывания при пусках электродвигателей, а также отсутствие выдержки времени на повторное включение электродвигателей 11), Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для защиты электродвигателя при опрокидывании, содержащее датчик тока, выпрямитель, релейнотранзисторный усилитель, времязадаю" щую цепочку, стабилизирующий элемент, соединенные между собой параллельно и через пороговый элемент

) подключены к выходу датчика гока (2j

Недостатками известного устройства являются то, что оно не обеспечивает требуемого уровня надежности работы защиты, поскольку устройство способно защитить электродвигатель только в режиме опрокидывания. Надежность и работоспособность электродвигателя снижается из-за перегрева при технологических пере грузках.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей уст" ройства защиты и обеспечение повторного включения электродвигателя.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для защиты асинхронного электродвигателя от перегрузки, содержащее датчик тока с выпрямителем, пороговый элемент, релейно-транзисторный усилитель с

10 времязадающей цепочкой на входе, состоящей из регистра и накопительной емкости, стабилизатор напряжения, подключенный паралг)ельно к ре936182 а ле йно- т ран эи сторному усили т елю, Ф дополнительно снабжено полупроводниковым диодом, реэисторно-диодным делителем напряжения из последова" тельно соединенных двух резисторов и диода, при этом анод полупроводникового диода подключен к средней точке резисторов резисторно-диодного делителя напряжения и к положительной клемме выпрямителя датчика >0 тока, а катод диода - к переменному резистору, анод диода резисторнодиодного делителя напряжения подключен к общей точке положительного полюса стабилизатора напряжения и отрицательного полюса выпрямителя датчика тока, катод упомянутого диода присоединен к одному иэ резисторов резисторно-диодного делителя напряжения, а второй резистор

20 соединен с отрицательным полюсом стабилизатора напряжения.

При этом для обеспечения выдержки времени перед повторным включением электродвигателя, между общей точкой накопительной емкости, переменного резистора и отрицательным полюсом стабилизатора напряжения включены два последовательно соединенных резистора, средняя точка которых соединена с базой транзистора релейнотранзисторного усилителя.

На чертеже показана принципиальная схема предложенного устройства.

Устройство для защиты электродвигателей состоит из датчика 1 тока с полупроводниковым выпрямителем 2, положительная клемма которого присоединена к средней точке резистора

3 и 4 и к катоду полупроводникового

40 диода 5, в нижнее плечо резисторно- диодного делителя напряжения включен диод 6 катодом к резистору 4, катод полупроводникового диода 5 подключен и переменному резистору 7 времяэадаюцей цепочки, накопительная емкость

8 времязадающей цепочки положительныж полюсом подключена в точку соедиI нения переменного резистора 7 и резистора. 9, к средней точке последо- >0 вательно соединенных резисторов 9 и 10 подключена база транзистора 11, второй вывод резистора 10 подключен к отрицательной клемме стабилизатора напряжения 12, в эмиттерную цепь

55 транзистора 11 включен резистор 12 температурной компенсации, нагрузкой транзистора 11 является испопнительное реле 14 с замыкающими контактами

15, реэисторно-диодный делитель и релейно- транзисторный усилитель соединены параллельно и подключены к стабилизатору 12 напряжения, Устройство работает следующим образом.

При подаче переменного напряжения на вход стабилизатора 12 напряжения получает питание реэисторно-диодный делитель напряжения 3, 4 и 6 и релейно-транзисторный усилитель 11, 13 и 14, срабатывает реле 14 и своими контактами 15 подготавливает цепь управления электродвигателя 16. С реэисторно-диодного делителя 3, 4 и

6 подается запирающий потенциал на анод полупроводникового диода 5 для обеспечения порога срабатывания заг иты. При нормальной работе электродвигателя 16 сигнал, поступающий с выхода полупроводникового выпрямителя 2 датчика 1 тока, недостаточен для компенсации запирающего потенциала на аноде диода 5, транзистор

11 находится в насыщенном состоянии.

При перегрузке, превышающей номинальную, диод 5 открывается и накопительная емкость 8 заряжается через переменный резистор 7, Одновременно с ростом положительного потенциала на верхней по схеме обкладке накопительной емкости 8 уменьшается отрицательный потенциал на базе транзистора 11. Через время, обусловленное параметрами времязадающей цепочки 7 и 8 и величиной перегрузки транзистора 11 закрывается, реле

14 обестачивается и своими контактами

15 разрывает цепь управления электродвигателем 16.

Повторное включение электродвигателя 16 возможно через некоторое время, необходимое для его частичного охлаждения, время задержки обеспечивается постоянной времени разряда накопительной емкости 8 через резисторы 9 и 10 и стабилизированный источник 12 питания, В пусковом режиме, вследствие ограниченной продо;пжительности пускового периода, накопительная емкость 8 не успевает зарядиться до напряжения, достаточ— ного для запирания транзистора 11 и реле 14 остается во включенном положении, Использование предложенного устройства обеспечивает работу электро9361

Формула изобретения .Устройство для защиты асинхронного электродвигателя от перегрузки, содержащее датчик тока с выпрямителем, пороговый элемент, релейнотранзисторный усилитель с времязадающей цепочкой на входе, состоящей из резистора и накопительной емкости, стабилизатор напряжения, подклю- р5 ченный параллельно к релейно-транзисторному усилителю, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью расши" рения функциональных возможностей путем обеспечения повторного включения, оно дополнительно снабжено полупроводниковым диодом, резисторнодиодным делителем напряжения из последовательно соединенных двух резисторов и диода, при этом анод полупроводникового диода подключен к

5 двигателей в более благоприятном типовом режиме, Как только нагрузка на двигатель превышает номинальную, устройство с выдержкой времени отключает его и дает разрешение на повторное включение только после частичного охлаждения. Кроме того, частые отключения электродвигателя сигнализируют оператору о ненормальном режиме его работы. В этом заклю- 10 чается эффективность работы предложенного устройства для защиты электродвигателей, 82 6 средней точке резисторов резисторнодиодного делителя напряжения и к положительной клемме выпрямителя датчика тока, а катод диода - к переменному резистору, анод диода резисторнодиодного делителя напряжения подключен к общей точке положительного полюса стабилизатора напряжения и отрицательного полюса выпрямителя датчика тока, катод упомянутого диода присоединен к одному из резисторов резисторно-диодного делителя напряжения, а второй резистор соединен с отрицательным полюсом стабилизатора напряжения, накопительная емкость включена между положительным полюсом стабилизатора напряжения и переменным резистором.

2. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения выдержки времени перед повторным включением электродвигателя между общей точкой накопительной емкости и переменного резистора и отрицательным полюсом стабилизатора напряжения включены два последовательно соединенных резистора, средняя точка которых соединена с базой транзистора релейно-транзисторного усилителя, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 543087, кл. H 02 H 7/08, 1977.

2. Авторское свидетельство СССР

N 458917, кл. Н 02 H 7/08, 1971.

936182

Составитель В.Орлов

Техред А. Бабинец Корректор Н.Стец

Редактор Н.Воловик

Филиа ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 4238/64 Тираж 669 Подписное

8НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, W-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для защиты асинхронного электродвигателя от перегрузки Устройство для защиты асинхронного электродвигателя от перегрузки Устройство для защиты асинхронного электродвигателя от перегрузки Устройство для защиты асинхронного электродвигателя от перегрузки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх