Устройство для управления электроприводом переменного тока (его варианты)

 

Союз Советскин

Социапистическик

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ i ii936329 (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Зая влено 22.08.80 (2 I )29821 91/24-07 с присоединением заявки № (23) ПриоритетОпубликовано1 5.06.82. Бюллетень № 22

Дата опубликования описання15.06 82

{5I)M. Кл.

Н 02 P 5/34

6 вЮарстккнн 4 квинтет

СССР йв делам изобретений н открытий (>3) Й K 621.31 6..7(088.8) (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ

ПЕРЕМЕННОГО ТОКА (El 0 ВАРИАНТЫ) Изобретение относится к эпектротехнике, а именно к частотно-управляемому эпектроприводу переменного тока, и может быть использовано в замкнутых по скорости системах, me требуется высо5 кое качество регупирования, Известно устройство для управления эпектроприводом переменного тока, содержащее канал регулирования скорости, в котором сигнал обратной связи формируется с помощью эпектромеханического датчика (тахогенератора) (1) .

Недостатком этого устройства является конструктивная сложность.

Наиболее близким к предлагаемому по :технической сущности является устройство, содержащее регуляторы реактив-. ной мощности и скорости, выходы которых через основной преобразователь координат и преобразователь фазных токов 20 соединены с фазными обмотками машины переменного тока. Устройство содер жит датчики фазных токов, напряжений, ЭДС, потокоспеплений и измеритель ска рости, выход которого связан с регулятором скорости, входы соединены с выходами датчиков фазных ЭДС и потокосцеплений. В устройстве предусматриваеь ся выделение фазных ЭДС из фазных на.пряжений машины на основе . 1 2-компенсации. Сигнал скорости формируется путем преобразования фазных ЭДС с по.мощью фазных потокосцепЛений143.

Недостатком этого устройства явпя« ется низкая точность управления, обусловленная погрешностями в формировании сигнала обратной связи по скорости изза неучета температурных .изменений активных сопротивлений фазных обмоток

MB llI M HbI .

Цель изобретения » повышение точности управления эпектроприводсм переменного TOKB.

Укаэанная цель достигается тем, что в устройство для управления электроприводом переменного тока, содержащее регуляторы реактивной мощности и скороо» ти, выходы которых через основной преоб

3 9О63 разователь координат и преобразователь фазных токов соединены с фазными обмотками машины переменного тока, датчики фазных токов напряжений, ЭДС, потокосцеплений и измеритель скорости, выход которого связан с регулятором скорости, а входы соединены с выходами датчиков фазных ЭДС и потокосцеплений введены дополнительный преобразователь координат и блок деления датчик фаз- 10 ивах потокосцеплений снабжен дополнитель ным выходом, а датчик фазных ЭДС— управляющим входом, соединенным с выходом блока деления, вход делителя которого подключен к выходу регулятора реактивной мощности. а вход делимого— к выходу дополнительного преобразователя координат, соединенного входами с выхс дом датчика фазных ЭДС и дополнитель ным выходом датчика фаэных потокосцеплений.

Указанная цель в другом варианте выполнения достигается тем, что в устройство для управления электроприводом переменного тока, содержащее регулятор» реактивной мощности и скорости, выходы которых через основной преобразователь координат и преобразователь фаэных токов соединены с фазными обмотками машины переменного тока, датчики фаэных токов, напряжений, ЭДС, потоко цеплений и иэмеритепь скорости, выход которого связан с регулятором скорости, а вхо. ды соединены с выходами датчиков фазных ЭДС и потокосцеплений, введены дополнительный преобразователь координат, блок деления, блок умножения и сумматор, датчик фазных потокосцеплеиий: снабжен дополнительным выходом, при этом выход сумматора подключен к

40 регулятору скорости, один из входов соединен с выходом измерителя скорости, а другой — с выходом блока умножения, входы которого подключены к выходам блока деления и дополнительного преобразователя координат, соединенного вхо45 дами с дополнительным выходом датчика фазных потокосцеплений и выходами датчика фазных ЭДС, при этом вход делимого блока цепения подключен к выходу регулятора скорости, а вход делите- 50 ля - к выходу регулятора реактивной мощности.

На фиг. 1 и 2 представлены варианты выполнения устройства; на фиг. 3 - век° торная диаграмма машины переменного тока.

Машина 1 переменного тока подклк чена к преобразователю 2 фазных токов, управляющие входы которого через основной преобразователь координат 3, регулятор 4 реактивной мощности и регупятор 5 скорости связаны с выходами блс ка 6 задания. Датчики 7 фазных токов и датчики 8 фазных напряжений подсоединены к входам датчика 9 фазных ЭДС, выхоп которого через измеритель 10 скорости связан с регулятором 5 скорости. Выходы датчика 11 фаэных потокосцеплений, связанного с машиной 1, соединены с входами преобразователя 3 координат и измерителя 10 скорости.

В первом варианте выполнения (фиг. 1 ) устройство, кроме того, содержит дополнитепьный преобразователь 12 координат и блок 13 деления. Датчик 11 фазных потокосцеплений снабжен дополнительным выходом а датчик 9 фазных ЭДС вЂ” управляющим входом, соединенным с выходом блока 13 деления. Вход делителя блока

13 подключен к выходу регулятора 4 реактивной . мощности, а вход делимоговыходу преобразователя 12 координат, соединенного входами с выходом датчика

9 фазных ЭДС и допол.нитепьным выходом датчика 1 1 фазных потокосцеплений.

Во втором варианте выполнения (фиг. 2 устройство содержит эпементы 1-11, а также дополнитеп ьный преобразователь 14 координат,:блок 15 деления, блок 16 умножения и сумматор 17. Входы преобразователя 14 координат соединены с выходом датчика 9 фаэных ЭДС и дополнительным выходом датчика 11 фазных потокосцеплений. Вход делимого блока 15 подключен к выходу регулятора 5 скорости, а вход делителя - к выходу регулятора 4 реактивной мощности. Выходы блока 15 и преобразователя 14 через блок

16 подключены к сумматору 17, включенного в цепь между измерителем 10 скорости и регулятором 5 скорости, Устройство работает следующим образом.

Примем для простЬты пояснений, что обмотки машины 1 переменного тока выполнены двухфазными. В соответствии с диаграммой (фиг. 3) имеем: с3 и с), - оси фазных обмоток машины,,9- ось ориен-т тации вектора у потокосцепления маши ны, Я - ось, ортогональная по отношению к вектору Ly .

Фазные напряжения машины на обмотках б, Я записываются д13

ОД-, 1Д с +Eg (Ю), dl = q,+ q, gg с (а), (l) 36329

Е (ж) = Ос -R1g-Ь "1

Ct ? )СОИ) - У И ", где

1,) =ф Ю+Р.Т

5 9

Где Ц -R =R — активные сопротивления д обмоток d и Ч, - переходные индуктив —

С( ности обмоток д и ф; (1р) р (у)- ЭДС обмоток Д и q, зависяшие от скорости эпектродвигателя 1И

- фазные токи обмоток

ñ3. и ф.

Фазные токи и напряжения подчиняют ся закону симметричной двухфазной сиотемы, т. е. их можно рассматривать как проекции векторой 1 и 11. (фиг. 3) на оси фаз d и с .

Мгновенные значения фазных токов

11 и 1р, можно выразить через активную

Т О и реактивную Т составляющие вектора тока I

I> S1ng — I СОЕ ". (7

С учетом (2) запишем (1) в виде:

U< =R(IDcosy-z иу)+ (IDcoc$-I s1n3j + (V о) .

dt 1,/

С р 111 -I СО0 )+ (37

С1

+ @ (-1 S1ng-I@COqy)+

О

+ g< (-Ч(Ь1и .), Ч,„СОВ =9<, -Ч ЧИ P D% — фазные потокосцепления обмоток

Ци о, - амплитуда вектора потокосцепле ния. . Проекции 0 и 1,) вектора U на оси g и Ц найдутся по правилу координатного преобразования ного питания uf - скорость скольжения, в асинхронном электроприводе И) - скорость вала с точностью до скольжения) .

При выделении фазных ЭДС из фазных напряжений путем 1 Z. - компенсации измеряются фазные напряжения О, U u токи 1, 1 q и производятся операции ()=О -Я1 дч а а а а (Величина L для конкретной машины определена конструктивными особенностями и является величиной постоянной. Поэтому падение напряжения на индуктивности а1

20 — может быть скомпенсировано точно, если измерен ток 1 и его производ

АЖ ная — . Величина р. зависит от темпьQt ратуры обмоток, которая в свою очередь

25 зависит от состояния окружающей среды и режима работы машины. Поэтому падение напряжения на активном сопротивле нии 4 не может быть точно скомпенсировано, если измерен ток 1 . При точном выполнении операции (9), то есть при точной компенсации активных и индуктивных падений напряжения (UDDER, VI1- Е, )., выражения (5) и (6) с учетом (3) будут иметь вид

И =О, (10)

Uz --Ч и («) Если. скомпенсировать только индуктивные падения напряжения, выражения (5) и (6) будут иметь вид

0 =Кт. ( )дС 11 — 0 911 " (g)

U< =-u< 1 ) - )1 COS p

Подставляя в (5) и (6) выражения (3}, получим:

0 = RIo ЬT 9 е с1 Ig

U@=(4I>>g )u+R7@yl, (g) д 3" гдето= — - скорость вращения обмоток относительно вектора потокосцепления (в синхронном электроприводе gi - скорость вала, в электроприводе на базе машины двой;

В известном устройстве по (2) последовательно производятся операции (9) и (6). Тригоноометрические функции 81Н уи со5< необходимые для выполнения операции (6), получают, используя информацию о фазных потокосцеплениях обмоток

Д и о. Из (4) находим

Учитывая вышеизложенное, а именно то, что падение напряжения на активном сопротивлении обмоток нельзя точно ском пенсировать, результат операции (6) 6у

1. устройство для управления электроприводом переменного тока, содержащее регуляторы реактивной мощности и скорости, выходы которых через основной преобразователь координат и преобразс ватель фазных токов соединены с фаэными обмотками машины переменного тока, датчики фазных токов, напряжений, ЭДС, потокосцеплений и измеритель скорости, выход которого связан с регулятором скорости, а входы соединены с выходами датчиков .фазных ЭДС, и потокосцеплений, отличающееся тем, что, с целью повышения точности управления, введены дополнительный преобразоватепь координат и блок, деления, датчик фазных потокоснеплений снабжен дополнительным выходом, а датчик фазных ЭДС - управляющим входом, соединенным с выходом ю блока деления, вход делителя которого подключен к выходу регулятора реактивной мощности, а вход делимого - к выходу дополнительного преобразователя координат, соединенного входами с выхсдом датчика фазных ЭДС и дополнительным выходом датчика фазных потокосцеп,чений.

7 9363 дет иметь вид (13), Выражение (13) состоит иэ двух слагаемых, первое из которых пропорционально скорости (прн неизменном потоке машины), а второе зависит от степени точности К - ком- 5 пенсации и является ошибкой. при измерении скорости в известном устройстве.

В предложенном устройстве, кроме операции (9) и (6), производится еше операция (5) и ее результат используется для корректирования результата опера»ции (6). Результат ойерации (5) будет иметь вид (12). Из (12) видно, что результат (5) пропорционален падению напряжения на нескомпенсированном*сопротивлеуй К реактивной составляющей I тока Х Таким образом, при $40 по результату (5) можно судить о точности

- компенсации при выделении фазных

ЭДС по (9). Если 0 =О, значит Я - 20 компенсация произведена точно, .если

$/0, значит R - компенсация произведена не точно. Чем больше величина 0, тем хуже произведена g, - компенсация.

B. устройстве (фиг. 1) операции (9) выполняются в блоке 9 выделения фазных

ЭДС. Операция (6) производится в измерителе 10 скорости. Операция (5) производится в координатном преобразователе

1 2. B блоке 1 3 деления производится 30 определение текущей величины нескомпенсированного сопротивления Q ло соот1 и,» ношению, вытекающему из (12) Р »=T.g

Сигнал, пропорциональный реактивной coc-M тавляющей 1, поступает иэ регулятора

4 реактивной мощности, Выходной сигнал . блока 13 деления используется в качест ве управляющего в блоке 9 выделения фазных ЭДС. 40 компенсация с помощью этого сигнала подстраивается таким образом, чтобы, сигнал блока 13 был равен нулю, то есть К вЂ” компенсация была произведена точно. Тогда результат операции 45 (6) будет иметь вид (11), то есть будет точно пропорционален скорости электропривода.

В другом варианте устройства (фиг. 2) операции (9), (6) и (5) производятся так же, как в устройстве на фиг. 1. Выходной сигнал координатного преобразователя 14 U = КТ », В блоке 16 умножения этот сигнал умножается на ве.личнну1Л/g>, полученную в олове 15 деления. Сигналы Iq и I> поступают иэ регуляторов 5 и Ч скорости и реактивной мощности соответственно. Вы29 8 ходной сигнал, блока 16 умножения равен

R| =RT@ . Из (13) видно, 1д» что эта величина является погрешностью измерителя 1 скорости иэ-за неточной

Й вЂ” компенсации. В сумматоре 17 производится операция, вытекающая из (13):

=фю . Выходной сигнал

О, сумматора 1 7, пропорциональный ч скорости эпектропривода, подается в качестве.сигнала обратной связи в регулятор 5 скорости.

Таким образом, введение в устройство для управления электроприводом переменного тока дополнительного преобразователя координат и блока деления обеспечивает повышение точности управления за счет учета темпераФурных изменений активных сопротивлений фазных обмоток машины при формировании сиг нала обратной связи по .скорости. В другом варианте выполнение устройства при ввеаении i дополнительного преобразователя координат, блока деления, блбка умножения и сумматора также обеспечивается повышение точности управлений.

Формула изобретения

9 936329 10

2.Устройство для управления электро- входов соединен с выходом измерителя приводом переМенного тока, содержащее скорости, а другой - с выходом блока регуляторы реактивной мощности и ско- умножения, входы которого подключены рости, выходы которых через основной к выходам блока деления и дополнитель преобразователь координат и преобразова- з ного преобразователя координат, соединентель фазных токов соединены с фазными ного входами с дополнительным выходом обмотками машины переменного тока, датчика фазных потокосцеплений и выдатчики фазных токов, напряжений, ЭДС, ходами датчика фазнь х ЭДС, при эгом потокосцеплений и измеритель скорости, вход делимого блока деления подключен выход которого связан с регулятором скс о к выходу регулятора скорости, а вход рости, а .входы соединены с выхода- делителя - к выходу регулятора реактивми датчиков фазных ЭДС и потокосцеп- ной мощности. лений, о т л и ч а ю ui е е с я тем, Источники информации, что, с целью повышения точности управ- принятые во внимание при экспертизе ления, введены дополнительный преобра- З l. Чиликин М.Г. и др. Теория автомазователь координат, блок деления, блок тизированного электропривода. М., Энерумножения и сумматор, датчик фазных гня, 1979, с. 406. потокосцеплений снабжен дополнительным 2. Авторское свидетельство СССР выходом, при этом выход сумматора под- по заявке l4 27S1267 07, ключен к регулятору скорости, один из 20 кл. H 02 P 7/42, 1979.

Устройство для управления электроприводом переменного тока (его варианты) Устройство для управления электроприводом переменного тока (его варианты) Устройство для управления электроприводом переменного тока (его варианты) Устройство для управления электроприводом переменного тока (его варианты) Устройство для управления электроприводом переменного тока (его варианты) Устройство для управления электроприводом переменного тока (его варианты) 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электроприводу и преобразовательной технике и может быть использовано в трехфазном электроприводе с повышенными частотами вращения электродвигателей переменного тока

Изобретение относится к локомотивостроению

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей выполнения частотно-управляемого асинхронного электропривода, используемого, преимущественно, для рельсовых транспортных средств

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в асинхронных электроприводах различных механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в общепромышленных электроприводах, в частности в приводах ручного электроинструмента

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах механизмов, требующих регулирования пускового и тормозного моментов

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах управления машин, станков, в автоматизированных промышленных и бытовых швейных машинах
Наверх