Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронной машины

 

В. Ф. Наумов, /. . (ПРоизводственное знергетическое объединение

"Донбассэнерго" (72) Автор изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах возбуждения синхронных машин.

Известно устройство для автомати5 ческого регулирования возбуждения синхронной машины, обмотка возбуждения которой подключена через выпрямитель к вспомогательному генератору переменного тока (1 ).

Недостатком этого устройства является его сложность.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является уст" ройство для автоматического регулиро >> вания возбуждения синхронной машины, содержащее вспомогательный генератор статорная обмотка которого через управляемый мостовой преобразователь подключен к обмотке .возбуждения син- го хронной машины, датчик напряжения статора вспомогательного генератора, автоматический регулятор возбуждения синхронной машины, выполненный в виде усилителя с одним первичным и двумя вторичными каскадами, выходы которых подключены соответственно к входам систем .управления катодной и анодНоН группами управляющих элементов, например тиристоров.мостового преобразователя (21.

Недостатками известного устройства являются значительная сложность, обусловленная наличием двух систем возбуждения - синхронной машины и вспомогательного генератора и, следовательно, повышенные потери электроэнергии.

Целью изобретения является упрощение устройства и экономия электроэнергии.

Поставленная цель достигается тем, что катодная группа тиристоров мос" тового преобразователя снабжена дополнительным выводом и введен буферный тиристор, подключенный параллельно .обмотке возбуждения вспомога тельного генератора, снабженного до5

IO

IS

35 ю

SO ся по формуле

3 93 полнительной обмоткой статора с нулевым выводом, соединенным с одним из выводов обмотки возбуждения вспомогательного генератора, другой вывод которой связан с дополнительным выводом катодной группы тиристоров мостового преобразователя, дру гие выводы дополнительной обмотки статора вспомогательного генератора включены между последовательно соединенными силовыми управляемыми приборами, например, тиристорами, соответствующих плеч катодной группы мостового преобразователя, к входу . системы управления которой через соответствующий вторичный каскад усилителя автоматического регулятора возбуждения синхронной машины подключен один вход датчика напряжения статора вспомогательного .генератора, а второй вход датчика напряжения соединен с управляющим электродом буферного тиристора.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема устройства; на фиг. 2— зависимость 1 p.cw = <(Ip.sr) где ток ротора синхронной машины р.см ток ротора вспомогательного генератора.

Устройство содержит вспомогательный генератор l, выход которого через управляемый мостовой преобразователь 2 подключен к обмотке возбуж.дения 3 синхронной машины 4. Дополнительная обмотка 5 статора вспомогательного генератора 1 предназначена для питания его обмотки возбуждения 6. Один вывод обмотки возбуждения 6 подключен к нулевому выводу обмотки 5, выводы которой включены между последовательно соединенными тиристорами 7 и 8, 9 и 10, ll и 12 соответствующих плеч катодной группы 13 преобразователя 2. Другой вывод обмотки возбуждения 6 подключен к дополнительному выводу катодной группы 13 тиристоров мостового преобразователя.

Автоматический регулятор возбуждения 14 синхронной машины 4 содержит двухкаскадный усилитель с одним первичным каскадом 15 и двумя вторичными 16 и 17. Выход вторичного каскада !6 соединен со входом системы управления 18 катодной группы . 13 и системы управления 19 анодной группы 20 преобразователя 2, Вторичный каскад 17 усилителя и датчик напряжения 21 статора вспомогатель6345 4 ного генератора образуют автоматический регулятор напряжения вспомогательного генератора 1. При этом один выход датчика 21 напряженая через вторичный каскад 17 усилителя подключен на вход системы управления 18 катодной группы 13 преобразователя 2. Второй выход датчика 21 напряжения через контакт 22 соединен с управляющим электродом буферного тиристора 23, подключенного параллельно обмотке возбуждения 6 вспомогательного генератора

Зависимость, приведенная на фиг.2, показывает, что ток Др 6I- ротора вспомогательного генератора 1 (фиг.l) практически пропорционален току 3p,å ротора синхронной машины 4 в диапазоне номинального режима. И если обеспечить приблизительно одинаковую скорость изменения тока ротора вспомогательного генератора 1 и тока ротора синхронной машины 4, то автоматическая система регулирования синхронной машины поддерживает в этом диапазоне изменений токов постоянным напряжение статора вспомогательного генератора.

Однако при разомкнутом контуре регулировании тока ротора синхронной машины, например при переводах возбуждения с основного на резервное, или в случае регулирования токов в режиме выше номинального, где зависимость между ними B общем нелинейная (фиг. 2), для поддержания постоянным напряжения статора вспомогательного генератора необходимо управляющим сигналом, изменяющимся в функции напряжения статора вспомогательногб генератора, корректировать регулирующее воздействие на тех силовых управляемых приборах системы возбуждения синхронной машины, на которых одновременно образуют и регулирующий орган для возбуждения вспомогательного генератора. Согласуют скорость изменения тока ротора вспомогательного генератора со скоростью изменения тока ротора синхронной машинм путем подбора определенного уровня напряжения источника питания обмотки ротора вспомогательного генератора, который определяетЧ = 8(k 1) (О 5 те(1 «7 1

0 5

93634 зо где V где V - скорость нарастания напряе жения возбуждения вспомогательного генератора; — кратность форсировки вспомогательного генератора;

Т - результирующая постоянная времени вспомогательного генератора;

0,5 - величина времени в секундах. 1о

В устройстве в качестве преобразователя с системой управления, т.е. регулирующего органа для возбуждения вспомогательного генератора используют тиристоры 8, 10 и 12 и сис- !5 тему управления катодной группы 13 преобразователя. 2 системы возбуждения синхронной машины. Схема буферного тиристора 23 выполняет не. сколько функций: дополнительно со- щ гласует скорость изменения токов роторов машин в переходных режимах; осуществляет дополнительное регулирование тока ротора вспомогательного генератора с целью обеспечения 25 автономного регулирования токов роторов машин. Ток через обмотку возбуждения вспомогательного генератора в схеме с буферным тиристором определяется по формуле Й д + ш !т о

m a )д о 2

Где дд — выпрямленный ток ° проте- з, кающий через обмотку возбуждения .вспомогательного генератора; ток через тиристор преобт разователя;

1д — ток через буферный тиристор;

М - угол проводимости буферного тиристора;

m - число фаз преобразователя.

Таким образом, изменяя угол проводимости буферного тиристора, дополнительно регулируют ток возбуждения вспомогательного генератора.

Точки подключения обмотки 5 в пле50 чах катодной группы 13 преобразователя 2 выбираются из условия прибли.зительного равенства обратных напряжежений, создаваемых на тиристорах системой возбуждения синхронной ма55 шины 4 и схемой обмотки 5 вспомогательного генератора 1. Аналогично может использоваться и анодная группа 20 преобразователя 2.

5 6

Устройство работает следующим образом.

В нормальном режиме заданный уровень выходного напряжения синхронной машины 4 поддерживается с помощью автоматической системы регулирования, содержащей автоматический регулятор возбуждения 14, выходной сигнал которого воздействует на вход системы управления 18 катодной группы 13 и системы управления l9 анодной группы 20 преобразователя 2.

Заданный уровень выходного напряжения вспомогательного генератора 1 автоматически поддерживается с помощью системы регулирования возбуждения синхронной машины 4. Для дополнительного регулирования тока ротора вспомогательного генератора 1 используют буферный тиристор 23, которым управляют с помощью датчика 21 напряжения. Второй выходной сигнал датчика 21 напряжения,воздействующий на систему управления 18 катодной группы 13 преобразователя 2, в нормальных режимах синхронной машины 4 отсутствует, à появляется при определенном отклонении от заданного значения выходного напряжения вспомогательного генератора либо при размыкании контура регулирования тока ротора синхронной машины 4. При этом воздействие на систему управления 18 катодной группы !3 преобразователя 2 .сигналом датчика 21 напряжения, изменяющимся в функции напряжения статора вспомогательного генератора, не изменяет среднего значения напряжения ротора синхронной машины, так как любое изменение угла управления на тиристорах катодной группы компенсируется так ю же изменением угла управления на тиристорах анодной группы с помощью системы автоматического регулировавания возбуждения синхронной машины.

В данном режиме напряжение ротора синхронной машин определяется по формуле, Vg = — -!(3 E (cosM<+ cosa )

2П 1 и напряжение ротора синхронной машины; амплитуда фазного напряжения статора вспомогательного генератора; угол регулирования анодной группы тиристоров;

936345

Формула изобретения о - угол регулирования катодной группы тиристоров.

В переходных режимах, например, при резком развозбуждении синхронной машины путем перевода преобразователя 2 в инверторный режим, обмотка возбуждения вспомогательного генератора замыкается на буферный тиристор 23. Это позволяет уменьшить скорость изменения тока ротора вспомо- 1о гательного генератора по отношению к скорости изменения тока ротора синхронной машины и тем самым обеспечить правильность работы системы возбуждения синхронной машин. Для обес- )В печения одновременного гашения поля . синхронной машины и вспомогательного генератора предварительно отключают буферный тиристор 23 путем размыкания контакта 22. 20

Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронной машины, содержащее вспомогательный генератор, статорная обмотка которого через управляемый мостовой преобразователь подключена к обмотке возбуждения синхронной машины, датчик напряжения статора вспомогательного генератора, автоматический регулятор возбуждения синхронной машины, выполненный в виде усилителя с одним первичным и двумя вторичными каскадами, выходы которых подключены соответственно к входам систем управления катодной и анодной группами управляющих элементов, например, тиристоров мостового преобразователя, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения устройства и экономии электроэнергии, катодная группа тиристоров мостового преобразователя снабжена дополнительним выводом и введен буферный тиристор, подключенный параллельно обмотке возбуждения вспомогательного генератора, снабженного дополнительной обмоткой статора с нулевым выводом, соединенным с одним из выводов обмотки возбуждения вспомогательного генератора, другой .вывод коброй связан с дополнительным выводом катодной группы, тиристоров мостового преобразователя, другие выводы дополнительной обмотки статора вспомогательного генератора включены между тиристорами соответствующих плеч катодной группы мостового преобразователя, к входу системы управления которой через соответствующий вторичный каскад усилителя автоматического регулятора возбуждения синхронной машины подключен один вход датчика напряжения статора вспомогательного генератора, а второй вход датчика напряжения соединен с управляющим электродом буферного тиристора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

У 299008, кл. Н 02 Р 9/14, 1969

2. Глебов И.А. Системы возбуждения мощных синхронных машин. Л., "Энергия", 1979, с. 30-44, рис. 2,3 и 2.15.

936345

Составитель Н. Корева

TexpeA M.Tenep

Корректор А.Дзятко

Редактор M. Недолуженко

Заказ 4250/72

Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронной машины Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронной машины Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронной машины Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронной машины Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей, в частности к генераторным установкам двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к регулированию возбуждения синхронных машин (СМ)

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве источника электроэнергии в автономной системе генерирования

Изобретение относится к оборудованию автомобилей и содержит генератор, включающий обмотку возбуждения, первая и вторая выходные клеммы которого соединены через измеритель тока и аккумуляторную батарею, минусовая клемма которой соединена с общей шиной

Изобретение относится к области электротехники и касается реле-регулятора напряжения генератора, используемого при его включении в сеть

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для создания автоматических регуляторов возбуждения мощных синхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и может использоваться на крупных тепловых и атомных электростанциях

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройствам управления и регулирования электрических агрегатов, и может быть использовано в авиационной промышленности для стабилизации тока и напряжения стартера-генератора, а также в различных отраслях народного хозяйства, где необходимо независимо изменять электрическое сопротивление пропорционально питающему напряжению и току

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к синхронным машинам, более конкретно - к синхронным двигателям и силовым блокам "трасформатор-двигатель" и предназначено для использования в приводе турбомеханизмов и иных машин средней и большой единичной мощности, не требующих регулирования частоты вращения

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к системам возбуждения синхронных машин, а именно к устройствам гашения магнитного поля обмотки возбуждения синхронных машин
Наверх