Устройство для управления тиристорным коммутатором асинхронного трехфазного электродвигателя

 

И. Я, Браславский, А.М. Зюзев, Л. П.КокшарЪЪ и А.Н.Черкасский

I (72) Авторы изобретения (7l ) Заявитель

Уральский ордена Трудового Красного политехнический институт им. С.М. (54)УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТИРИСТОРНЫМ

КОММУТАТОРОМ АСИНХРОННОГО ТРЕХФАЗНОГО

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах переменного тока.

Известно устройство для управления тиристорным коммутатором асин5 хронного трехфазного электродвигателя, содержащее блок формирования управляющих импульсов тиристоров и блок режимов работы электродвигателЯ 11).

Устройство требует специальной проверки и настройки при изготовлении блока режимов работы.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является устройство для управления тиристорным коммутатором асинхронного трехфазного электродвигателя, содержащее блок формирования управляющих импульсов тиристоров коммутатора, и два триггерных элемента, выходы которых соединены с двумя входами блока формирования управляющих импульсов тиристоров коммутатора, блок логических элементов, связанный с командными. входами, выходы которого соединены со входами управляющих триггеров, и синхронизированный с питающей сетью генератор тактовых импульсов, который непосредственно и через ячейку задержки связан с блоком логических элемен-, тов (21.

Устройство достаточно сложно и не" надежно, так как содержит элемент (ячейку задержки), который подлежит техническому контролю.

Цель изобретения — упрощение и повышение надежности устройства.

Указанная цель достигается тем, что в известное устройство для управ" ления тиристорным коммутатором асинхронного трехфазного электродвигателя введены J-К триггер и три логических элемента НЕ, а триггерные элементы выполнены но схеме J-К триггеров, С вЂ” входы всех J-К триггеров под" ключены к выходу генератора тактовых

3 940 импульсов, а их R-входы объединены, выходы логических элементов НЕ соединены с К-входами соответствующих

J-К триггеров, а их входы объединены с первыми J-входами J-К триггеров и снабжены выводами для подключения к командному блоку, инверсный выход каждого из J-К триггеров подключен ко вторым и третьим J-входам остальных

J-К триггеров.

На чертеже изображена электрическая схема устройства. Устройство для управления реверсивным тиристорным коммутатором 1 асинхронного трехфазного электродвигателя 2 содержит блок 3 формирования управяющих импульсов тиристоров, три J-К триггера 4-6, одни выходы

7-9 которых подключены к параллельным входам блока 3, синхронизированный с питающей сетью через вход 10 генератор 11 тактовых импульсов, подсоединенный к объединенным С-входам всех триггеров 4-6, три логических элемента НЕ 12- 14, через которые командные входы 15-17 устройства связаны с К-входами 18-20 соответствующих триггеров 4-6, кроме того, командные входы,15- 17 устройства под-. ключены к первым J-входам 21-23, причем инверсные выходы 24-26 каждого из триггеров 4-6 подключены к другим

J-входам 27-32 остальных триггеров

4-6.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии, когда сигналы на командных входах 15-17 отсутствуют, а на объединенные R-входы 33 триггеров 4-6 поступает сигнал запрета, все триггеры 4-6 находятся в отключенном состоянии, вследствие чего отсутствует генерация управляющих импульсов блока 3, тиристоры закрыты, а двигатель, соответственно, отключен от сети.

Когда работа двигателя разрешена (обесйечивается присутствием сигнала "1" на объединенных й-входах

33 триггеров 4-6, при появлении сигнала "1", например на первом командном входе 15, что соответствует работе двигателя в режиме "Вперед" ) изменяется состояние сигналов на входах 21 и 18 триггера 4 и по отрицательному фронту первого тактового импульса от генератора 11 триггер 4 включается, при этом на его выходе

7 появляется сигнал "1", на кото271 4 рый через блок 3 включает тиристоры

36-39, вследствие чего двигатель запускается в направлении "Вперед".

На инверсном выходе 24 триггера 4 в этом случае присутствует сигнал

"0", который, поступая на J-вход

29 триггера 5 и вход 32 триггера 6, подтверждает выключенное состояние этих триггеров, to Для перевода двигателя из режима работы "Вперед", например, в режим работы "Назад" сигнал "1" снимается с первого командного входа 15 и подается на второй командный вход 16.

15 При этом изменяются состояния сигналов на входах 21 и 18 триггера 5 и входах 22 и 19 триггера 6, что приводит к йереключению триггера 4 в исходное состояние по отрицательноgp MQ фронту первого тактового импульса, поступившего после смены сигналов на командных входах 15 и !6. При этом снимается разрешение с блока 3 на генерацию управляющих импульсов для

35.тиристоров 34-39 и устанавливается необходимая для переключения комбинация сигналов на управляющих входах 22 и 19 триггера 6. По отрицательному фронту второго тактового импульса, 30 поступившего после смены сигналов на командных входах 15 и 16, триггер 5 включается, при этом на его прямом выходе 8 появляется сигнал "1", который через блок 3 включает тиристоры

38-43, и двигатель подключается к

35 сети для работы в режиме Назад . На

II ll инверсном выходе 25 триггера 5 появ ляется сигнал "0", который, поступая на J-вход 27 триггера 4 и J-вход 31 °

40 триггера б подтверждает выключенное.

Ф состояние триггеров 4-6. Переключение двигателя в режим динамического торможения происходит аналогично.

Отключение двигателя от сети и

45 возврат управляющих триггеров 4-6 в исходное положение производится снятием сигналов с входов 15-17 или подачей сигнала запрета (сигнал "0") на объединенные R-входы 33 триггеров

4-6.

Интервал времени t1„ между переключениями управляющих триггеров в рассматриваемой схеме, очевидно, всегда одинаков и равен 0,01 с.

Время исполнения команды на переключение двигателя из одного режима работы в другой (йк) является величиной случайной, изменяющейся в пределах

0 01 < як<0,02 с.

5 9402

Применение в предлагаемом устройстве J-К триггеров позволяет сократить количество необходимых элементов схемы управления и исключить элементы, требующие контроля при изготовлении и эксплуатации, что повышает надежность работы электропривода. При синхронизации генератора так товых импульсов с напряжением нереверсируемой фазы сети устройство 1о обеспечивает реверс двигателя с минимальными ударами момента.

Формула изобретения

Устройство для управления. тиристорным коммутатором асинхронного трехфазного электродвигателя, содерmagee блок формирования управляющих щ импульсов тиристоров коммутатора и два триггерных элемента, выходы которых соединены с двумя входами бло-ка формирования управляющих импульсов тиристоров коммутатора, генератор

71 6 тактовых импульсов, синхронизированный с питающей сетью, и командный блок, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, в него введены J-К-триггер и три логических элемента НЕ, а триггерные элементы выполнены по схеме J-К триггеров, С-входы всех J-К триггеров подключены к выходу генератора тактовых импульсов, а их R-входы обьединены, выходы логических элементов

HE соединены с К-входами соответствующих J-K триггеров, а их входы объединены с первыми J-входами J-К триггеров и снабжены выводами для подключения к командному блоку, инверс" ный выход каждого из J-К триггеров подключен к вторым и третьим J-входам остальных J-К триггеров.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

Авторское свидетельство СССР

М 6575Я, кл. H 02 P t/40, 1977.

2 . Авторское свидетельство СССР

lf 657552, кл. H 02 P 1/40, 1977.

940271

Составитель Е.Перемыслова

Редактор Н.Кешеля Техред Т. фанта Корректор Г, Решетник

Ф

Заказ 4684/76 Тираж 721 Подписное

8НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д.,4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для управления тиристорным коммутатором асинхронного трехфазного электродвигателя Устройство для управления тиристорным коммутатором асинхронного трехфазного электродвигателя Устройство для управления тиристорным коммутатором асинхронного трехфазного электродвигателя Устройство для управления тиристорным коммутатором асинхронного трехфазного электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для мощных синхронных и асинхронных трехфазных электрических машин, имеющих параллельные ветви обмотки статора

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в установках, требующих плавного и автоматического регулирования скорости механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства, где применяются электроприводы переменного тока в бесконтактном исполнении

Изобретение относится к электротехнике, а именно к управлению электрическими машинами, и может быть использовано в электроприводе для ступенчатого регулирования скорости асинхронного электродвигателя в сторону ее уменьшения

Изобретение относится к электротехнике, в частности к асинхронным электроприводам с частотно-токовым управлением, и может быть использовано в промышленных, транспортных и приборных электромеханических системах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для пуска и останова центробежных вибраторов, применяемых для очистки от налипания на стенках бункеров сыпучих материалов при их переработке

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электроприводу, и может быть использовано для ограничения крутящего момента на валу асинхронного электродвигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для плавного пуска и регулирования скорости асинхронных тиристорных электроприводов общепромышленного применения, а именно, в приводах вентиляторов, компрессоров, насосов, шлифовальных машин, транспортеров, механизмов горизонтального перемещения подъемно-транспортных машин и др

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при управлении системами «преобразователь частоты с автономным инвертором напряжения - асинхронный двигатель» (ПЧ-АД), работающими на механизмы с циклической знакопеременной нагрузкой (штанговые глубинные насосы, механизмы с кривошипно-шатунными приводами и т.п.)
Наверх