Пылезащитная манжета

 

ОПИС Е

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.12.80 (21) 3211985/25-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

F 16 J 15/32

Гасударственный камнтет (53) УДК 62-762 (088.8) Опубликовано 15.07.82. Бюллетень № 26

Дата опубликования описания 25.07.82 по делам нзобратеннй н открытий

ЭС6СРФФ1У

В. В. Старичнев, Ю. Ф. Пономаренко, С. Н1 Мустафаев и 0. E. аймзон г 1 Т т" 1 ХК4 ЧИС% а 11 (72) Авторы изобретения . чьЛл;гТц а

Государственный проектно-конструкторский и эксперимейтальныи / институт угольного машиностроения (71) Заявитель (54) ПЫЛЕЗАЩИТНАЯ МАНЖЕТА

Изобретение относится к машиностроению, предназначено для герметизации абразивных сред и может быть применено в узлах выходных валов горных машин.

Известна пылезащитная манжета, выполненная в виде скребковой кромки и наклоненной перемычки, соединяющей скребковую кромку с дном канавки корпуса. Такая манжета имеет высокую герметизирующую способность по отношению к абразивным пылевым средам за счет выполнения ее из упругого жесткого материала, типа пластмассы, а также за счет того, что скребковая кромка и наклонная перемычка выполнены конусными (1).

Однако возможна заштыбовка полости между скребковой кромкой и наклонной перемычкой абразивом, результатом чего может быть потеря радиальной упругости скребковой кромки, а следовательно, и снижение герметичности в условиях биения штоков (валов) . Кроме того, сечение манжеты выполнено не симметричным, результатом чего является возможность использования манжеты данного типоразмера только для герметизации штока или цилиндра.

Известна также пылезащитная манжета из упруго-жесткого материала, смонтированная в канавке корпуса, на боковой к абразивной среде поверхности которой выполнена полость, образованная двумя скребковыми кромками, одна из которых взаимодействует с уплотняемой поверхностью вала, а другая контактирует с

1Ц дном канавки корпуса; полость заполнена упругим элементом, упертым в боковую к абразивной среде поверхность канавки корпуса, а между упругим элементом и торцовой поверхностью полости манжеты

15 образован зазор (2).

Недостатком этой манжеты является невысокая герметичность манжеты в условиях герметизации абразива высокой твердости при значительных биениях ва2ц лов. Это связано с равномерностью профиля скребковых кромок и натяга упругого элемента по ним.

Цель изобретения — повышение герметизирующей способности манжеты в усло943449

5 0 !

З0

Формула изобретения

55 виях абразивных сред повышенной твердости при значительных биениях валов.

Указанная цель достигается тем, что в манжете обе скребковые кромки выполнены симметрично конусными, сужающимися в сторону противоположную от абразивной среды, а упругий элемент установлен с переменным натягом по скребковым кромкам, с максимальным натягом в крайних к абразивной среде точках в месте взаимодействия скребковых кромок манжеты с уплотняемыми поверхностями вала и дна канавки, а нулевой по значению натяг в наиболее удаленных от абразивной среды точках в месте образования зазора между упругим элементом и торцовой поверхностью манжеты.

Выполнение скребковых кромок конусным и, сужающимися в противоположную сторону от абразивной среды, позволяет обеспечить высокую жесткость уплотняемого стыка за счет утолщенного сечения кромок, а высокую радиальную упругость — за счет отслеживания биений вала тонкими корневыми сечениями скребковых кромок. Переменный натяг упругого элемента усиливает данный эффект, обеспечивая повышение жесткости за счет максимального натяга, который дополнительно играет роль демпфера при биениях штоков. Нулевой натяг в другой крайней точке не оказывает влияние на податливость корневого сечения.

На фиг. 1 показана пылезащитная манжета, общий вид; на фиг. 2 — соотношение исполнительных размеров сечений манжеты и упругого элемента; на фиг. 3 кривые радиальной упругости скребковых кромок манжеты и натяга упругого элемента по скребковым кромкам.

Пылезащитная манжета 1 выполнена из упруго-жесткого материала типа полиамид 610 и смонтирована в канавке 2 корпуса 3. На боковой поверхности 4, крайней к абразивной среде, имеется полость 5, образованная двумя скребковыми кромками 6 и 7. Скребковая кромка 6 контактирует с уплотняемой поверхностью 8 вала 9, а скребковая кромка 7 взаимодействует с дном 10 канавки 2 корпуса 3. Полость 5 заполнена упругим, например резиновым, элементом 11. Упругий элемент 11 с одной стороны. уперт в боковую к абразивной среде поверхность 12 канавки 2 корпуса 3, а с другой стороны между ним и торцовой поверхностью 13 полости 5 образован зазор 14. Обе скребковые кромки 6 и 7 выполнены симметрично конусными с углом конуса, при этом сужающимися в сторону, противоположную от абразив ной среды. Упругий элемент 11 выполнен с переменным натягом Л. Максимальный натяг max обеспечен в крайних к абразивной среде точках «а» в месте взаимодействия скребковых кромок 6 и 7 манжеты 1 с уплотняемой поверхностью 8 вала 9 и дном 10 канавки 2 корпуса 3. При этом максимальный натяг Ьтпд„обеспечен за счет максимальной разности исполнительных размеров Ai и Аг полости 5 манжеты 1 и упругого элемента Il. Нулевой натяг

Л = 0 обеспечен в наиболее удаленной от абразивной среды точке «в», а именно в месте образования свободного пространства между упругим элементом 11 и торцовой поверхностью 13 полости 5 манжеты 1, за счет равенства исполнительных размеров В1 и В в этом месте сечения манжеты 1.

При работе жесткий уплотнительный стык, образованный толстой пластмассовой скребковой кромкой 6 (или 7) и уплотняемой поверхностью 8 вала 9, а также максимальным натягом Лтпдх упругого элемента 11 обеспечивает надежную герметизацию абразивной пыли высокой твердости.

За счет конусных скребковых кромок 6 и 7 и нулевого натяга упругого элемента 11 конструкция в целом имеет хорошую радиальную упругость и позволяет отслеживать значительные биения штоков тонкими корневыми сечениями и отсутствием натяга упругого элемента.

Использование изобретения позволяет в малых габаритах надежно герметизировать абразивную среду повышенной твердости, даже в условиях высоких биений валов.

Пылезащитная манжета из упруго-жесткого материала, смонтированная в канавке корпуса, на боковой к абразивной среде поверхности которой выполнена полость, образованная двумя скребковыми кромками, одна из которых взаимодействует с уплотняемой поверхностью вала, а другая контактирует с дном канавки корпуса; полость заполнена упругим элементом, упертым в боковую к абразивной среде поверхность канавки корпуса, а между упругим элементом и торцовой поверхностью полости манжеты образован зазор, отличаюи1аяся тем, что, с целью повышения герметизирующей способности манжеты в условиях абразивных сред повышенной твердости при значительных биениях валов, обе скребковые кромки выполнены симметрично конусными, сужающимися в сторону, противоположную от абразивной среды, а упругий элемент установлен с переменным натягом по скребковым кромкам, с максимальным натягом в крайних к абразивной среде точках в месте взаимодействия скребковых кромок манжеты с уплотняемыми поверхностями вала и дна канавки, а нулевой по значению натяг

94344 в наиболее удаленных от абразивной среды точках; в месте образования зазора между упругим элементом и торцовой поверхностью полости манжеты.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

6

1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2945228/25-08, кл. F 16 j 15/32, 1980.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2855096/25-08, кл. F 16 j 15/32, 1980.

943449

/ aduanb//gg

УпРу t ocmb (няаПт яг )

Составитель Т. Маклакова . Г лько Техред А. Бойкас Корректор В. Синицкая

Редактор А. Гулько

990 Подписное

Заказ 5073/42 Тираж

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП аПатент>, г. Ужгород, ул. Проектная, я 4

Пылезащитная манжета Пылезащитная манжета Пылезащитная манжета Пылезащитная манжета 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения устройств в машино- и арматуростроении

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации вращающихся валов, работающих в условиях, характеризующихся высокой скоростью вращения вала, значительным его динамическим эксцентриситетом, повышенными давлением и температурой герметизируемой жидкости, повышенными требованиями к чистоте окружающей среды

Изобретение относится к уплотнительной технике и находит широкое применение в машиностроении

Изобретение относится к щелевым уплотнениям соединений с возвратно-поступательным движением, используемым в источниках жидкости высокого и сверхвысокого давления, при котором деформация сопряженных деталей существенным образом влияет на герметичность соединения

Изобретение относится к области общего машиностроения и предназначено для уплотнения подвижных соединений с целью предотвращения утечки масла из корпусов машин и узлов и для защиты внутренних полостей от внешних воздействий (проникновения пыли, грязи, влаги)

Изобретение относится к уплотнениям, разделяющим зону взаимодействия различных физических сред, относительно подвижной поверхности вала и статически замкнутого базового пространства, способствующего соосному удержанию вала относительно поворотных элементов в течение заданного периода эксплуатации

Изобретение относится к области машиностроения (детали машин)
Наверх