Устройство для двухзонного управления полем электродвигателя постоянного тока

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Соцнапистнчесиин

Республик

< >944035 (бт ) Деполммтельиое к авт. свна-вy (22) Заявлено 02 10.80 (2l ) 2987268/24-07 с присоединением заявим М (51)M. Кл.

Н 02 P 5/06

5еоударетвакныб комитет

СССР ео аелам нэобрвтеннк и отнрмтий (23) Приоритет

Опубликовано 15.07.82. Бюллетень № 26

Дата опубликования описания 15.07.82 (53) УДК 621.Э16.. 7 1 (088. 8) (72) Автор изобретения

М. Л. Прудков (7I ) Заявитель

Государственный проектный институ (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДВУХЗОННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПОЛЕМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯ ННОГО ТОКА

Изобретение относится к электротехЪ нике, в частности, к электроприводам постоянного тока с двухзонным управлением полем электродвигателя.

Известно устройство для двухзонного управления полем электродвигателя пос5 тоянного тока h функции ЭДС якоря, содержащее дополнительный контур регу-, лирования напряжения якоря электродвигателя и изменения установки по ЭДС якоря (1) ..

Недостатком устройства является его сложнос гь

Наиболее близким по технической суш15 ности к предлагаемому является устройство дж двухзонного управления полем электродвигателя постоянного тока, содержащее трехвходовой регулятор . nona электродвигателя, первый вход которого соединен с источником задатощего сигкапа, второй - с выходом датчика напряжения якоря электродвигателя, и датчик тока якоря электродвигателя f 232

Недостатком устройства является воем никновение перенапряжений на якоре электродвигателя при токах, больших номинального, что снижает надежность работы устройства.

Бель изобретения - повышение надежности работы устройства.

Бель достигается за счет того, что в известное устройство дополнительно введены два двухвходовых последовательно соединеннык сумматора, включенных между выходом датчика тока якоря электродвигателя и третьим входом трехвходового регулятора поля электродвигателя, и инвертор, вход которого соединен с выходом датчика напряжения якоря электродвигателя, а выход - с первыми sxoдами сумматоров, причем первый суммат р сй бжен ограничителем уровнк вы о ь-, нса.о сигнала.

На фиг. 1 показана функциональная схема устройства; на фиг. 2 - зависимости напряжения 6 якоря электродвиха и ЭДС e m т а нру:-а.

3 944035

Устройство для двухэонного управления полем электродвигателя постоянного тока содержит трехвходовой регулятор 1 поля электродвигателя, первый вход которого соединен с источником 2 задающего сигнала, второй — с выл(одом датчике 3 напряжения якоря электродвигателя, два двухвходовых последовательно соединенных сумматора 4 и 5, включенных между выходом датчика 6 тока якоря элеи 1О тродвигателя и третьим входом регулятора 1 поля электродвигателя, и инвертор, 7, вход которого соединен с выходом датчика 3 напряжения якоря электродвигателя, а выход — с первыми входвми сумматоров 4 и 5.

Устройство работает следующим образом, Задакц ий сигнал Î не входе регулятора 1 соответствует номинальному зна- 2о чению Рн ЭДС двигателя

Ъ

О -6„=0„-З„-Р (25

Устройство для двухзонного управления полем электродвигателя постоянного тока, содержащее трехвходовый регулятор.поля электродвигателя, первый вход которого соединен с источником задающего сигнала, второй — с выходом датчика напряжения якоря электродвигателя, и датчик тока якоря электродвигателя, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы уст-! ройства, в него дополнительно введены два двухвходовых последовательно сое50

55 г=u-Зря где - R - сопротивление якорной пепи двигателя;

0 и 3< - номинальные значения напряжения и тока якоря двигателя.

Ограничение выхода сумматора 4—

0 — устанавливается на уровне, соответству юшем сумме

ОО4 " +3 Р (l

Если ток двигателя не превышает номинального значения, 34 3н, то напряже- 35 ние на зажимах двигателя также не пре-. вышает номинального 0 < 0 . При этом сигнал датчика 3 напряжейия не проходит через сумматоры 4 и 5 не вход регулятора 1, так кек .благодаря инвер- 4о тированию сумматором 4 знака входного сигнала, на входе сумматора 5 сигналы датчика 3 взаимно компенсируются. Через сумматоры 4 и 5 на вход регулятора 1 прОхОдит тОлькО сигнал дзтчикв 45 тока 6 -BR, т.е. при0 0и на вход регулятора 1 поступает алгебраическая сумма сигналов датчиков 3 и 6, соответствунхцвя обратной связи по ЭДС. двигателя

Регулятором 1 обеспечивается при этом поддержание равенства сигналов (1) и (3), т.е, = H При достижении током

Э номинального значения, Э=ЛИ, напряжение U возрастает до номинального

0 0и, в сигнал на выходе сумматора 4 (0,, достигает ограничения Ua = vs.. П ри дальнейшем увеличении тока Э)Зн: сигнал UH сохраняется неизменным и равным О, Поэтому на выходе сумматора

5, инвертирующего знак входного сигнала, имеется сигнал U, соответствующий алгебраической сумме и5--(0-uo4.) (4)

На вход регулятора 1 при этом поступает алгебраическая сумма сигналов 0 (1), Ug (4) и 0 датчике 3, которая регулятором 1 поддерживается равной нулю, т.е.

u>+ о -0= o (s)

Если учесть равенства (1), (2) и (4), из выражения (5) получается, что при

Д Ди регулятор 1 обеспечивает поддержание равенства: U=Uи, т.е. Обратная связь по ЭДС преобразована в обратную связь по напряжению. Таким Обрезом, при токе двигателя, превышающем номинальное значение, напряжение на зажимах двигателя поддерживается постоянным и равным номинальному значению. Из фиг. 2 следует, что при токе нагрузки, меньшем номинального Э (3Н, напряжение

0(0II и обеспечивается поддержание постоянства ЭДС двигателя, равной номинальному значению О=Рн. При росте тока двигателя сверх номинального 3) 3Н напряжение достигает номинального значения 00Ч, обратная связь по ЭДС преобразовывеется в обратную связь по напряжению, напряжение остается постоянным U=U<, а ЭДС начинает сни)KEIThcH 0 4 0q .

Технико-экономическое преимущество устройства заключается в исключении перенапряжений на зежимех двигателя, т.е. в повышении надежности его работы.

Формула изобретения

5 944035 6 диненных сумматора, включенных между снабжен ограничителем уровня выхосжовыходом датчика тока якоря электродви- го сигнала. гателя и третьим входом трехвходового Источники информации, регулятора поля электродвигателя, и ин- принятые во внимание при экспертизе вертор, вход котороМ соединен с выхо- g 1. Авторское свидетельство СССР дом датчика напряжения якоря электро- N 617798, кл. Н 02 P 5/06, 1978. двигателя, а выход - с первыми входами 2. Патент Великобритании сумматоров, причем первый сумматор & 1535655, кл. Н 02 P 5/06, 1979, Составитель В. Самохин

Редактор К. Волощук ТехредЕ.ХаритончикКорректор М. Шароши, Заказ 5147/72 Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ. Государственного комитета СССР по долам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-З5, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для двухзонного управления полем электродвигателя постоянного тока Устройство для двухзонного управления полем электродвигателя постоянного тока Устройство для двухзонного управления полем электродвигателя постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх