Тренажер рулевого швертбота типа кэт

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Республик (1)947902 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 070379 (21) 2733847/18-12 с присоед нением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Р М К з

G 09 В 9/06

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (531УДК685. 6 (088.8) Опублиновано 3007.82. Бюллетень ¹ 28

Дата опубликования описания 300782.„. q< (ЮЗ(тМ

A.Ñ. Розин и Н.Е. Рози а

11Л 1 E

Б(15ЛИС Т!- " - . И. Микояна (71) Заявитель

Куйбышевский инженерно-строи (54) ТРЕНАЖЕР РУЛЕВОГО ШВЕРТБОТА ТИПА КЭТ

Изобретение относится к тренажерам для обучения и тренировки яхтсменов в управлении швертботом íà курсах бейдевинд и при поворотах оверштаг.

Известен тренажер для обучения

/правлению моторными судами, содержащий устройство ввода командной информации, сигнальный блок, информационную модель с репитерами гирокомпаса и аксиометра и блок автоматической оценки (1).

Однако этот тренажер малоэффективен при тренировках яхтсменов, так как в нем не учитываются действия реальных динамических условий, возникающих при управлении парусными судами.

Известно также устройство для тренировки спортсменов, содержащее корпус судна, бегучий такелаж, гик и ру ь (2) .

Однако известное устройство также малоэффективно при обучении и тренировках яхтсменов, так как оно не имитирует характера реальных нагрузок, .преодолеваемых спортсменом на галсе и при смене его, при заходах и порывах ветра.

Цель изобретения — повышение эффективности тренировки.

Поставленная цель достигается тем, что в тренажере рулевого шверт- бота типа КЭТ, содержащем корпус швертбота,бегучий такелаж, гик и руль, имеются датчики перемещения шкота шкотового угла грота, оттяжки галсового угла грота, оттяжки передней шка- торины грота, шверта бегучего такелажа, датчик .. натяжения гика-штоков бегучего такелажа, датчик натяжения гика-шкотов бегучего такелажа,датчйк угла поворота гика, датчик угла поворота руля и схему управления, регистрации и индикации, два соленоида с сердечниками и гибкими тягая, подвесы и вентилятор, установленный на передней части корпуса швертбота, который шарнирно установ» лен на подвесах и соединен через, ибкие тяги с сердечниками соленоидов, а датчики кинематически связаны соответственно с,бегучим такелажем и электрически связан со схемой управления, регистрации и индикации.

25 На @Иг.1 показана схема установки корпуса швертбота; на фиг,2 - функциональная схема тренажера.

Тренажер рулевого швертбота тила

КЭТ содержит корпус 1 швертбота, бе30 гучий такелаж (на чертеже не показан), 947902 датчик 2 натяжения гика-шкотов бегучего такелажа, датчик 3 угла поворота гика, три датчика перемещений: шкота 4 шкотового угла грота, оттяжки 5.галсового угла грота, оттяжки 6 передней шкаторины грота, датчик 7 угла поворота руля, датчик 8 перемещения шверта корпуса, два шарнирных подвеса 9 и 10 (шарнир 9 не показан), два соленоида 11 и 12 со втягивающимися сердечниками 13 и 14, гибкими i0 тягами 15 и 16, вентилятор 17, механизм 18 перемещения вентилятора, схему 19 управления, регистрации и индикации, включающую пульт 20 управления силой и направлением ветра, )5 блок 21 определения угла и силы ими- тируемого ветра, устройство 22 оценки тягового усилия грота, световые индикаторы НОРМА 23, Растрав лен 24, "Перебран" 25, устройство

26 определения циркуляции швертбота, блок 27 определения кренящего момента.

Корпус 1 швертбота шарнирно установлен по мидельвейсу эа форштевень и транец на подвесках 9 и 10. Сердечники 13 и 1 4 соленоидов 11 и 12 закреплены посредством гибких тяг 15 и

16 с правого и левого борта соответственно к килю корпуса 1. Корпуса со-ЗО леноидов закреплены на неподвижных основаниях.

На направляющей (на чертеже не показано) установленной в,горизонталь- 35 ной плоскости вокруг корпуса 1, размещен вентилятор 17 с механизмом 18 его перемещения. Пульт 20 управления силой и направлением ветра соединен электрически с вентилятором 17 и ме- 4О ханизмом 18 его перемещения, к которому также подсоединены выходы блока

21 определения угла и силы имитируемого ветра и устройства 26 определения циркуляции швертбота. Датчик 2 натяжения гика-шкотов бегучего такелажа, датчик 3 угла поворота гика, датчики перемещений 4 шкота шкотового угла грота 4, оттяжки 5 галсового угла грота, оттяжки 6 передней шкаторины грота и блок 21 определения угла и силы имитируемого ветра соответственно подключены к входам устройства 22 оценки тягового усилия грота, а к логическим выходам последнего устройства подсоединены световые55 индикаторы "Норма" 23, "Растравлен" 24, "Перебран" 25. Аналоговый выход устройства 22, датчик 7 угла поворота руля и блок 21 определения угла и силы имитируемого ветра соответственно соединены с выходами устройства 26 определения циркуляции швертбота, а выход последнего устройства, датчик 8 перемещения шверта корпуса, аналоговый выход устройства 65

22 и блок 21 соответственно связаны с входами блока 27 определения кренящего момента, выходы которого соединены с обмотками соленоидов 11 и 12.

Система замыкается через обучаемого рулевого, управляющего тренаженом с помощью бегучего такелажа, гика,шверта корпуса и руля и также откренивающего корпуса швертбота своим телом.

Тренажер работает следующим образом.

Ветровой поток, имитируемый вентилятором 17, воздействует на блок 21 определения угла и силы имитируемого ветра и воспринимается обучаемым рулевым. При этом, блок 2 I определения кренящего момента, управляемый выходным сигналом блока 21, формирует такой электрический ток, который будучи подключен напрямую к соленоиду (без учета сигналов на других входах блока 27) создает кренящий момент

Ф максимально возможный для данных yãла и силы ветра при полностью выбранных гика-шкотах и гика, расположенном в диаметральной, плоскости яхты.

Исходно, в устройство оценки тягового усилия грота 22 заносится значение оптимального угла поворота гика Ж как функции курса яхты относительно ветра, типа швертбота, мачты формы грота и силы ветра.

Р

На логи,ческих выходах устройства

22 происходит сравнение оптимального угла поворота гика сК- с величиной реального угла поворота гика ф: при Pi = о 2 загорается световой индикатор НОРМА 23, при рЫ «2О загорается световой индикатор РАСТРАВЛЕН 24, при )Ь о - 2 загорается световой индикатор ПЕРЕВРАН 25, при углах ветра меньших с6р/g где

Ы р — угол ветра, соответствующий курсу гоночный бейдевинд, все три индикатора не горят.

Одновременно, на аналоговом выходе устройства 22 оценки тягового усилия грота появляется сигнал, зависящий от реального и оптимального углов поворота гика, параметров датчиков перемещения бегучего такелажа грота и пропорциональный кренящему моменту, действующему на швертбот в случае . прямолинейного движения.

Управляя рулем швертбота, рулевой воздействует на датчик 7 угла поворота руля, при этом в устройстве 26 определения циркуляции швертбота моделируется траектория движения швертбота относительно ветра, причем скорость циркуляции приведения или уваливания определяется сигналами устройства 22 оценки тягового усилия грота, и блока 21 определения угла и силы имитируемого ветра. Выходной сиг947902 нал устройства 26 определения циркуляции швертбота через механизм 18 перемещения вентилятора воздействует на последний, перемещая его по направляющей, имитируя тем самым динамику движения вращения швертбота относительно ветра, причем направлен

1 1111 ие уваливания и приведения определяется в механизме 18 перемещения вентилятора по значению сигнала блока 21 определения угла и силы имити- 10 руемого ветра.

Выходные сигналы устройства 22 оценки тягового усилия грота, устройства 26 определения циркуляции швертбота и сигнал датчика 8 перемещения шверта корпуса модулируют в блоке 27 определения кренящего момента ток обмотки соленоида, имитируя . тем самым -динамику кренящего момента.

С пульта 20 управления силой и 20 направлением ветра задаются либо сигналы, пропорциональные постояннодискретным возмущениям силы и направления ветра, либо синтезируется непрерывный сигнал, имеющий случайный характер, близкий к реальным ветро25 вым условиям, при этом по этим законам меняется скорость вращения лопастей и перемещение вентилятора

17 по направляющей.

Регулируя бегучий такелаж, шверт корпуса, работая гикашкотами бегучего такелажа, рулем и откренивая, спортсмен получает навыки управления швертботом типа КЭТ, а также отрабаTHsaeT технику лавирования, открени- 35 вания и поворотов оверштаг., Формула изобретения

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское

9 578650 кл. G

2. Авторское р 598612, кл. A свидетельство СССР

09 В 9/06. свидетельство СССР

63 В 69/00в

Тренажер рулевого швертбота типа

КЭТ, содержащий корпус шверт бота б егучий такелаж, гик и руль, о т

1 л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности тренировки, он имеет датчики перемещения шкота шкотового угла грота, оттяжки галсового угла грота, оттяжки передней шкаторины грота, датчики перемещения шверта корпуса, датчик натяжения гика-шкотов бегучего такелажа, датчик угла поворота гика, датчик угла поворота руля и схему управления, регистрации и индикации, соленоиды, установленные по обе стороны корпуса, с сердечниками с гибкими тягами, связанными с килем корпуса, подвесы и вентилятор с механизмом его перемещения, установленные на направляющей, установленной вокруг оси корпуса швертбота,. который шарнирно установлен на подвесах и coe" динен через гибкие тяги с сердечниками соленоидов, а датчики кинематически связаны соответственно с бегучим такелажем и электрически связаны со схемой управления, регистрации и индикации.

947902

Составитель A.Êàöþáà

Редактор Е.Кинив ТехредА. Вабинец Корректор Г.Orap

Ъ»

Заказ 5658/75 Тираж 472 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðoä, ул.Проектная, 4

Тренажер рулевого швертбота типа кэт Тренажер рулевого швертбота типа кэт Тренажер рулевого швертбота типа кэт Тренажер рулевого швертбота типа кэт 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к тренажерной технике и предназначено для обучения, тренировки и повышения квалификации судоводителей

Изобретение относится к судостроению и касается создания транспортно-тренинговых судов для морского профессионального образования

Изобретение относится к области тренажных средств для подготовки космонавтов к действиям после посадки космического аппарата на водную поверхность, к средствам для имитации волнения моря при проведении исследований и испытаний в моделируемых условиях

Изобретение относится к тренажерным средствам и направлено на обеспечение возможности тренировки лоцмана на борту судна, снабженного средствами для динамического позиционирования

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для выработки навыков обслуживания корабельных систем

Изобретение относится к тренажеростроению, в частности корабельным тренажерам, и может быть использовано для подготовки экипажей кораблей

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для подготовки операторов гидроакустических комплексов (ГАК)
Наверх