Устройство для торможения трехфазного асинхронного электродвигателя

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 16.01.81 (21) 3235725/24-07 ) j$) М.Кп.> с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Н 02 P 3/24

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий!

Опубликовано 30,08,82,Бюллетень ¹ 32 .153) УДК621 316.717(088.8) Дата опубликования описания 30 ° 08.82 (72) Авторы изобретения

И.A. Гудков, М.В. Данилин и В.П. Кулаков (71) Заявитель

БИБЛИОТЕК!1." (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ ТРЕХФАЗНОГО

АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к электро- технике и может быть использовано в электроприводах переменного тока.

Известны устройства для торможения трехфазных асинхронных двигате5 лей, содержащее источник постоянного тока, подключенный к двум фазам статорной обмотки электродвигателя(11.

Это устройство обладает, малой на-, дежностью из-за повышенного нагрева статарной обмотки.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является устройство для торможения трехфазного асинхронного электродвигателя, статорная обмотка которого соединена по схеме

"звезда с нулевым проводом", содер. жащее пускатель, катушка которого подключена параллельно одной из фаз статорной обмотки электродвигателя, три тиристора, катоды каждого из которых соединены с соответствующими фазами статорной обмотки, а ано25 ды объединены и соединены с нулевым . проводом статорной обмотки, три диода, аноды которых объединены и через переменный резистор соединены с общей точкой анодов тиристоров (21 .

Однако это устройство также имеет малую надежность из-за повышенного нагрева статорной обмотки электродвигателя в режиме его торможения, вызванного длительным воздействием неуправляемого тормозного тока, значительно превышающего пусковой, что обуславливает перегрев двигателя при частых торможениях и выход его из строя °

Цель изобретения †.повышение надежности устройства.

Указанная цедб достигается тем, что в устройство для торможения асинхронного электродвигателя введены позистор, подключенный параллельно переменному резистору, и три цепочки из последовательно соединенных конденсатора и резистора, общая точка которых соединена с управляющим электродом соответствующего тиристора, свободный вывод конденсатора соединен .с .катодом этого же тиристора, а свободный вывод резистора — с катодом одного из диодов.

На чертеже изображена принципиальная схема предлагаемого устройства.

В устройстве для торможения трехфазного асинхронного двигателя 1 си955468 ловые тиристоры 2-4 соединены анодами в общую точку, связанную с нуле" вой точкой статорных обмоток двигателя 1, а катоды тиристоров 2-4 соединены со статорными обмотками. Катушка 5 пускателя соединена через контакт б кнопки "Пуск" с фазой питающего напряжения, а через нормально закрытый контакт 7 датчика ,точной остановки электродвигателя с нулевой точкой статорных обмоток. Па-l0 раллельно контакту б кнопки "Пуск" включен контакт 8 самоблокировки катушки 5. Второй контакт 9 кнопки

"Пуск" установлен параллельно контакту 10 катушки 5. К двум фазам ста- 15 торной обмотки двигателя 1 со стороны контактов 11 и 12 пускателя катушки 5 подключена катушка тормозного реле 13 через контакт 14 датчика начала торможения. Параллельно этому контакту включен контакт 15 самоблокировки тормозного реле 13.

Нормальнб открытый .контакт 16 реле

13 включен между нулевой точкой статорных обмоток двигателя и переменным резистором 17, соединенным с управляющими электродами тиристоров

2-4, через диоды 18-20 и вспомогательные резисторы 21-23 между катодами и управляющими электродами тиристоров 2-4 включены конденсаторы

24-26. Параллельно переменному резистору 17 включен позистор 27.

Устройство работает следующим образом.

После замыкания контакта б кнопки "Пуск" запитывается катушка пускателя 5, силовые контакты 10-12 которого подключают двигатель 1 к электрической сети. Пускатель катушки 5 становится на самоблокировку 40 через контакт 8. После замыкания контакта 14 датчика начала торможения запитывается катушка реле 13. Реле

13 становится на самоблокировку через контакт 15, а его нормально от, 45 крытый контакт 16 подключает управляющие электроды силовых тиристоров

2-4 к нулевой точке статорных обмоток двигателя 1 через диоды 18-20, вспомогательные резисторы 21-23, пере.50 менный резистор 17 и позистор 27.

Угол открытия тиристоров 2.-4, а следовательно, и величина постоянного тока торможения двигателя 1 определяется углом сдвига фазы RC-цепей, содержащих емкости 24-26, связанные с ними вспомогательные резисторы 2123 и сопротивления поэистора 27 и резистора 17, включенных параллельно.

В начальный момент сопротивление поэистора 27 минимально и равно 1020 Ом, а величина сопротивлений резисторов 21-23 такова, что сдвиг фазы КС-цепью минимален, а угол открытия тиристоров 2-4 почти максима- 65 льный, как максимален и тормозной ток через них, его величина l „ = 1216 1„ Ом, При этом двигатель интенсив- но тормозится. Через 0,2-0,4 с позистор 27 разогревается током через управляющие электроды тиристоров

2-4 и его сопротивление возрастает до 10-20 кОм. Угол одного сдвига фазы возрастает и сопротивлением переменного резистора 17 Rz= 20 подобранного так, что угол сдвига фазы

РС-цепью будет соответствовать минимальному тормозному току 1

I 2,5 — 4 1„0м °

Сопротивление резистора 17.составляет 1,5-2,5 кОм.

Ротор двигателя вращается на ползучей скорости до того момента, когда нормально закрытый контакт 7 датчика точной остановки электродвигателя разорвет цепь питания катушки

5 пускателя. Электродвигатель отключается от. сети и схема приходит в исходное положение.

Изобретение обеспечивает значительный технико-экономический эффект связанный как с повышением долговечности приводных двигателей за счет уменьшения перегрева обмоток тормозным током, так и за счет экономии электроэнергии.

Формула изобретения

Устройство для торможения трехфазного асинхронного электродвигателя, статорная Обмотка которого соединена по схеме "звезда с нулевым проводом", содержащее пускатель, катушка которого подключена параллельно одной иэ фаз статорной обмотки электродвигателя, три,тиристора, катоды каждого из которых соединены с соответствующими фазами статорной обмотки, а аноды объединены и соединены с нулевым проводом статорной обмотки, три диода, аноды которых объединены и через переменный резистор соединены с общей точкой анодов тиристоров, о т л и ч а ю щ е е с я тем,. что, с целью повышения надежности, в него введены позистор, подключенный параллельно переменному резистору, и три цепочки из последовательно соединенных конденсатора и резистора, общая точка которых соединена с управляющим электродом соответствующего тиристора, свободный вывод конденсатора соединен с катодом этого же тиристора, а свободный вывод ре-, зистора — с катодом одного иэ диодов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Мейстель А.М. Динамическое торможение приводов с асинхронными двигателями. М., "Энергия", 1967,. с. 116, рис. 44.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 773879, кл. Н 02 Р 3/24, 1979.

955468

Составитель Е. Перемыслова

Редактор Е. Папп Техред Т.Маточка . Корректор С. Шекмар

Заказ 6470/74 Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП."Патент", r.Óæãîðoä, ул.Проектная, 4

Устройство для торможения трехфазного асинхронного электродвигателя Устройство для торможения трехфазного асинхронного электродвигателя Устройство для торможения трехфазного асинхронного электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей

Изобретение относится к электрорадиотехнике

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в устройствах для перемещения и натяжения ленточных материалов, например в технологическом оборудовании для производства и обработки электропроводящих рулонных ленточных материалов, в электроприводах подачи ленточных материалов в пресс, в лентопротяжных механизмах устройств ввода-вывода информации

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых двигателей
Наверх