Способ лесозаготовок и комплекс машин для его осуществления

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

C с Ъ

/ =" г

К АВТОРСКОМУ СВМДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 25. 03. 80 (21)2901310/29-15 с присоединением заявки ¹ (311 М. Кп.

А 01 G 23/08

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Г (23) Приоритет

Опубликовано :151082. бюллетень №338

Дата опубликования описания 15,10 82 (33)УДК634 0. . 3 б (088 ° 8) (72) Авторы изобретения

В.А.Горбачевский и В.ВсГорбачевск

Центральный научно-исследовательский и проектн конструкторский институт механизации и энергет лесной промышленности (71) Заявитель (54) СПОСОБ ЛЕСОЗАГОТОВОК И КОМПЛЕКС МАМИН

ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ с.

Изобретение относится к технологии и технике лесозаготовок и может быть использовано при.комплекс-,. ной механизации лесосечно-транспортных работ.

Известен способ лесозаготовок, включающий .операции вырывания деревьев из земли„ переноса и укладки их валочно-погрузочной машиной на прицепное транспортное средство и транспортировку набранного .воза деревьев по лесовозной дороге (1).

Известен комплекс машин для осуществления этого способа,: включающий. валочно-погрузочную машину, тягач и прицепное транспортное средство с дьвнлами Ь1.

Наиболее близким к предлагаемому является способ лесозаготовок, включающий операции срезания, переноса и укладки деревьев валочно-погрузоч-. ной машиной на прицепное транспортное средство, подвозку набранного воза деревьев и транспортировку его по лесовозной дороге (2 1.

Известен также комплекс машин: для осуществления. известного способа, включающий валочно-погрузочную маши.ну, тягач и прицепное транспортное средство с дышлами (2). с

Недостатком известных способов лесозаготовок является то, что при .транспортировании прицепных средств по дороге с разворотом их на лесосеке резко возрастают путь и сопротив.ление движению, что приводит к увеличению энергетических затрат и не обеспечивает сохранения подроста.

1п Причем конструкция известных комп. лексов машин предусматривает транспортировку прицепных транспортных средств только валочно-погрузочной машиной или тягачом и не позволяет передавать их от трактора седельному тягачу.

Кроме того, невозможность передачи прицепного транспортного средства на лесовозной дороге седельному тягачу приводит к необходимости его балластировки, что также вызывает .рост энергетических затрат и снижение эффективности.

Цель изобретения - повыаение эффективности лесозаготовок путем увеличения сохранности подроста.

Цель достигается тем, что согласно способу лесозаготовок подвозку осуществляют перемещением прицепного транспортного средства задним ходом

3О .по колее, проложенной валочно-погру965397 эочной машиной в направлении, противоположном ее движению при наборе воза деревьев.

Причем в комплексе машин для осуществления способа рамы тягача и валочно-погрузочной машины снабжены 5 буксирными устройствами, через которые пропущен конец троса лебедки для взаимодействия с дышлами прицепного транспортного средства.

Кроме того, каждое дышло прицепно- )0 го транспортного средства выполнено в виде рамы с коником, причем нижняя часть рамы имеет сцепной шкворень, а ее .свободный конец — замок для фиксации тросов лебедок, установленных на валочно-погрузочной машине и тягаче.

Г1ри этом буксирное устройство выполнено в виде раструба.

Тягач снабжен дополнительной поворотной в вертикальной плоскости рамой с установленным на ее конце дополнительным буксирным устройством, На фиг. 1 изображена схема раз. работки лесосеки с помощью комплекса лесозаготовительных машин; на фиг. 2 — комплекс лесозаготовительных машин, вид сбоку; на фиг. 3 буксирное устройство с направляющим раструбом и тросом лебедки; на фиг.4— наконечник дышла с замковым устройст- 0 вом для конца троса лебедки,вид А на фиг. 3; на фиг. 5 — тележка прицепного транспортного средства с дышлом, кониками и сцепным шкворнем (в положении I дышло тележки сое- динено сцепным устройством, в положении II — с направляющим раструбом буксирного устройства); на фиг. 6 — трактор-толкатель (тягач) с поворотной телескопической рамой. 40

Способ лесозаготовок осуществляется комплексом машин, включающим валочно-погрузочную машину 1,.прицепное транспортное средство 2 в виде двух одинаковых тележек с дышлами и 4 тягач 3. На валочно-погрузочной машине 1 и тягаче 3 предусмотрены буксирные устройства, каждое из которых включает заключенный. на их раме направляющий раструб 4, через который проПущен трос 5 лебедки 6. Второй конец троса 5 соединен с наконечником дышла 7, имеющим замковое устройство 8. Вертикальный ролик 9 предот-. вращает трение троса 5 о раструб 4 при намотке троса 5 на барабан лебедки 6. Для обеспечения сцепки прицепного транспортного средства 2, как с буксирным устройством, так и с седельным сцепным устройством, каждое дышло прицепного транспортно <0 го средства 2 выполнено в виде несущей рамы 10 и снабжено .сверху дополнительным передвижным коником 11, сверху — сцепным шкворнем 12 для соединения с седельным сцепным уст- 65 ройством 13 тягача, а на свободном конце — наконечником дышла 7, снабженным замковым устройством 8. Перемещение коника 11 на дышле позволяет регулировать нагрузку на седельное устройство 13. Дышло соединено осью шарнира 14 с рамой тележки 15, имеющей коник 16. Опускание рамы возможно в пределах, установленных ограничителем 17.

При присоединении дышла к буксирному устройству"тягача 3 или валочно-погрузочной машины 1 прицепное транспортное средство работает в режиме прицепа, т.е. целиком воспринимает нагрузку на свои тележки, а при присоединении дышла через сцепной шкворень 12 к седельнЬму устройству 13 тягача — в режиме полу-; прицепа, т.е. частично передает нагрузку на седельное устройство 13.

Для удобства сцепки тягача 3 с .груженным прицепным транспортным средством 2 со стороны вершин погруженных деревьев, свисающих с кони ка 16, тягач снабжен дополнительной поворртной в вертикальной плоскости ,рамой 18, на-конце которой установлен дополнительный раструб 19. Ðàма управляется гидроцилиндром И и имеет выдвижной шток 21, позволяющий менять положение буксирного устройства относительно тягача. Компоновка буксирного устройства на тягаче предусматривает применение горизонтального ролика 22, устраняющего трение троса о раструб 4.

На фиг. 5 показано два положения наконечника дышла прицепного транспортного средства 2, при непосредстн венном присоединении к тягачу 3, когда дополнительная телескопическая рама 18 поднята, и при присоединении дышла к телескопической раме 18, когда она опущена.

Способ лесозаготовок осуществляется следующим образом.

Валка деревьев производится стрелой валочно-погрузочной машины по заранее выбранной технологической схеме.

Прямолинейными ходами по лентам

23, перпендикулярным усам 24, с разворотом валочно-погрузочной машины на усе. Подвозка полностью погруженных деревьев на прицепном транспортном средстве осуществляется на два уса в направлении того из них, от которого валочно-погрузочная машина удаляется при наборе воза. Валочно-пог-. рузочная машина работает без холостых переходов.

Валочно-погрузочная машина совершает рабочий ход, транспортируя за собой прицепное транспортное средство, на которое укладывает срезанные деревья до полной загрузки. Загруженные прицепные транспортные средства транспортируют в направлении, обратном на965397 бору Во3а к одному усу. Разворот валочно-погрузочной машины производится на промежуточном волоке, после чего совершается холостой ход в направлении уса. В этом случае подвозка совершается в одном направлении на один лесовоэный ус и количество усов сокращается в два раза.

Технологическая схема выбирается с учетом технико-экономических показателей, достигаемых при ее реализации. Ю

Возможны и другие технологические схемы осуществления способа.

Во всех вариантах подвозка деревьев на прицепном транспортном средстве к лесовозному усу осуществляет- 15 ся перемещением прицепного транспортного средства задним ходом по колее, проложенйой валочно-погрузочной машиной в направлении, обратном ее движению при наборе воза деревьев. Такая подвозка прицепного транспортного средства к лесовозному усу, исключающая разворот прицепного транспортного средства на лесосеке, является отличительной особенностью предлагае- 5 мого способа и обеспечивает достижение указанной цели. Кроме того, способ предусматривает обеспечение подвозки полностью погруженных деревьев в усложненных: природных условиях.

Для этой цели подвозку осуществляют одновременно двумя машинами; валочно-погрузной машиной и тягачом. устройство прицепного транспортного средства позволяет испольэовать его как реверсивное транспортное средство, пригодное для транспортировки полностью погруженных деревьев, r pu движении .как в прямом, так и в обратном направлениях. Наличие у прицепного транспортного средства двух gg дышл позволяет осуществлять его транспортировку сразу двумя машинами, из которых одна соединена с передней тележкой и выступает в роли тяг ча, а вторая — соединена с задней тележкой и выступает в роли толкателя.

В случаях крайне тяжелых природных условий:. на грунтах с низкой несуще» способностью предпочтительно использовать прием импульсного подтя гивания прицепного транспортного средства посредством лебедки с тросом. Лебедка устанавливается как на валочно-погрузочной машине, так и на тягаче, и в то время, как одна из машин подтаскивает прицепное транспорт-.э5

:ное средство на тросе, другая может выступать в роли толкателя, способствуя надежной тр/анспортировке прицепного транспортного средства.

Пример 1. Валочно-погрузоч-. 60 ная машина 1 транспортирует прицепное транспортное средство 2 по па; сечному волоку с остановками для вы-. полнения Налочно-погруэочных операций в зоне охвата стрелой; при этом 45 транспортировка осуществляется на буксирном устройстве илн с помощью седельного сцепления устройства 13 валочно-погрузочной машины 1..После загрузки прицепного транспортного средства 2 тягач 3 въезжает на пасечный волок по колее, проложенной валоччо-погрузочной машиной 1, присоединяется к дышлу задней тележки прицепного транспортного средства 2 и транспортирует его к усу в направлении, обратном движению валочно-погрузочной машины 1, по проложенной валочно-погрузочной машиной колее задним ходом без разворота для передачи быстроходному седельному тягачу (не доказан ) или непоср =.цтвенно к пункту перегрузки, или конечному пункту при малых расстояниях вывозки. В случае доставки прицепного транспортного средства 2 к пункту перегрузки пакет деревьев укладывается в запас или перегружается на магистральный транспорт (например, дьухкомплектный автопоезд большой мощностью) для транспортировки на конечный пункт, причем в качестве второго комплекта магистрального поезда при небольших расстояниях может быть использовано прицепное транспортное средство 2.

Взамен отбуксированного груженного прицепного транспортного средства 2 к валочно-погрузочной машине 1 подается трактором или тягачом 3 порож нее прицепное транспортное средство

2, и операция повторяется. Для подачи порожняка задним ходом по проложенной колее производится блокировка сцепки прицепного транспортного средства 2.

Пример 2. Валочно-погрузочная машина 1 в тяжелых условиях движения транспортирует прицепное транспортное средство 2 по пасечному воло-, ку импульсным способом. Для этого при переходе на следующее место выполнения операций срезания и погруз.- . ки она непосредственно буксирует прицепное транспортное средство 2 за ,собой, а отходя, выпускает трос 5 лебедки 6 и после остановки на новой позиции подтягивает лебедкой 6 прицепное транспортное средство 2, а затем продолжает. операции срезания и погрузки. При загрузке прицепного .транспортного средства 2 тягач 3, как и в примере 1, присоединяется к заднему дышлу и транспортирует прицепное транспортное средство 2 на буксирном устройстве или импульсным способом с использованием приемов, описанных при транспортировке прицепного транспортного средства 2 за валочно-погрузочной машиной 1. При импульсном подтягивании резко возрастает тяговое усилие на перемещение прицепного транспортного средства 2, которое может раэвить тягач. Если тя965397

Формула изобретения ги тягача недостаточно даже при подтаскивании лебедкой, то следует применить трактор-толкатель (двойная тяга ).

Предложенная система транспортировки прицепного транспортного средства реша- 5

4 ет главный вопрос рассматриваемого предложения — гарантированное движение прицепного транспортного .средства по лесосеке при буксировке его трактором валочно-погрузочной машины 1Î и возможность передачи его седельному тягачу для транспортировки по дороге.

Пример 3. В особо тяжелых условиях двйжения по пасечному волоку прицепное транспортное средство 2 одновременно транспортируется валочно-погрузочной машиной 1 и тягачом, снабженным дополнительной поворотной рамой. При этом валочно-пог- 20 рузочная машина 1 и тягач 3 присоеди» иены соответственно к передней и задней тележкам прицепного транспортного средства 2. При укладке на прицепное транспортное средство 2 круп.ных деревьев тягач 3 отходит на .безопасное расстояние. Для удобства сцепки тягача 3 с груженным прицепным транспортным. средством 2 со стороны вершин погруженных деревьев, свисающих с коника 1б, предварительно выдвигают на необхсЩимую длину шток телескопической поворотной рамы

18, снабженный на свободном конце дополнительным раструбом, через который пропущен трос 5 лебедки 6. Конец троса 5. закрепляют в замковом устройстве 8 на наконечнике дМшла 7 и, включая лебедку б, производят сцепку.

Сцепка осуществляется автоматическй, так как наличие у буксирного. устрой- Щ ства направляющего раструба, через который пропущен трос 5 лебедки б, обеспечивает надежное попадание в раструб наконечника дышла 7 и фикса цию дышла в транспортном положении..

Буксировка груженного воза к усу производится трактором с помощью валоч но-погрузочной машины, работающей в режиме толкателя. В последнем случае валочно-погрузочная машина возвращается к месту стоянки резервного при- цепного транспортного средства 2 и может заменить прицепное транспортное средство без помощи трактора. Для максимального увеличения тягового уси- лия может быть применено импульсное подтаскивание прицепного транспортно-, го средства с помощью валочно-погрузочной машины (в направлении набора воза ) и трактором при подвозке гру-.. женного прицепного транспортного средства. Все остальные операции выполняются, как в примерах 1 и 2.

При реализации предложенного спо= соба лесозаготовок и комплекса лесо-. заготовительных машин для его осу- Ы в ществления, повышение эффективности лесозаготовительного процесса дости= гается за счет совмещения операций .. пакетирования и погрузки, поэволяющего исключить челюстные погрузки, а также за счет замены волочения де ревьев транспортировкой в полностью. погруженном положении, что резко сокращает энергетические затраты на эту операцию, позволяет сохранить крону дерева без ее загрязнения. Наряду с этим достигается значительный лесо хозяйственный эффект эа счет сохранения подроста, что достигается в ре-, зультате отказа от волочения деревьев, непосредственной укладки деревьев на прицеп и транспортировки его задним ходом без разворота на лесосеке путем реверсивного, воэвратнопоступательного движения по колее валочно-погрузочной машины. Транспортировка в полностью погруженном положении позволяет увеличить допустимое расстояние. первичного транспорта, и использовать сформированный на лесосеке состав в качест-. ве псезда первой ступени при двухступенчатой технологии вывозки леса.

Формирование пакета деревьев некосредственно на прицепное транспортное средство и транспортировка в полнос-. тью погруженном положении снимает транспортные расходы Заготавливаемой древесины. Сохранение подроста на бОЪ осваиваемой площади дает экономический эффект 120 руб на гектар.

Использование предлагаемого способа лесозаготовок и системы машин особенно эффективно в сочетании с двухступенчатой транспортной технологией.

1. Способ лесозаготовок, включающий операции срезания, переноса и укладки деревьев валочно-погрузочной машиной на прицепное транспортное средство, подвозку набранного воза де-б ревьев и транспортировку его rio лесовозной дороге, о т л и ч а ю щ и и -. с я тем, что, с целью повыаения эффективности-лесозаготовок путем увеличения сохранности подроста, подвозку осуществляют перемещением прицепного транспортного средства задним ходом по колее, проложенной валочно-погру- зочной машиной в направлении, противо положном ее движению при наборе воза деревьев.

2. Комплекс машин для осуществле-. ния способа по п.1, включающий валоч но-погрузочную машйну, тягач и прицепное транспортное средство с,.дышлами, отличающийся тем, что, рамы тягача и валочно-погрузочной машины снабжены буксирными устройства) 965397

I ми, через которые пропущен конец троса лебедки для взаимодействия с дышла ми прицепного транспортного средства.

3. Комплекс по п. 2, о т л и ч аю шийся тем, что, каадое дышло прицепного транспортного средства вы- S .полнено в виде рама с .коником, причем нииняя часть равеа имеет сцепной шкворень, а ее свободный конецзамоК для фиксации тросов лебедок, установленных на валочно-погрузоч- 39 .ной машине и тягаче.

4. Комплекс по пп. 2 и 3, о т л и« ч а ю шийся тем, что, буксирное устройство выполнено в виде, раструба.

5 °,Комнлекс по пп.-2-4, о т л ич а ю шийся тем, что, тягач снабжен дополнительной поворотной в вертикальной плоскости рамой с установленным на ее конце дополнительным буксирным устройством.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

У 127510, кл. А. 01 G 23/08, 1959.

2. Патент США Р, 3269436, кл. 144-3, 1966 (прототип) .

9653Р7

Составитель Т.Ивкина

Редактор М.Бандура Техред Л.Пекарь КорректорЕ.Рошко

Заказ 7719/2 Тираж 699 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раущская наб.,д.4/5

Филиал НПП "Патент",. г. Ужгород, ул. Проектная,4

Способ лесозаготовок и комплекс машин для его осуществления Способ лесозаготовок и комплекс машин для его осуществления Способ лесозаготовок и комплекс машин для его осуществления Способ лесозаготовок и комплекс машин для его осуществления Способ лесозаготовок и комплекс машин для его осуществления Способ лесозаготовок и комплекс машин для его осуществления Способ лесозаготовок и комплекс машин для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к отрасли лесного хозяйства, в частности к машинам, применяемым на рубках ухода за лесом для подготовки технологических коридоров в естественных насаждениях и прореживания лесных культур

Изобретение относится к лесному хозяйству, в частности к средствам для рубок ухода за лесом, для захвата за комель срезанных и подтрелеванных к технологическому коридору отдельных деревьев или сортиментов с последующим подъемом их в вертикальное положение и укладкой после разворота стрелы вдоль технологического коридора или в штабель, или на прицепную тележку

Кусторез // 2102867
Изобретение относится к сельскому хозяйству и лесному хозяйству, в частности к устройствам для срезания нежелательной древесной поросли при уходе за рядовыми лесными культурами на вырубках

Изобретение относится к машинам для направленной и выборочной валки деревьев и может быть использовано в лесной промышленности

Изобретение относится к лесной промышленности и может быть использовано в сельскохозяйственном машиностроении

Изобретение относится к манипуляторным лесозаготовительным машинам с харвестерной рабочей головкой, захватно-срезающее устройство которых имеет обрабатывающие механизмы

Изобретение относится к манипуляторным лесозаготовительным машинам с харвестерной рабочей головкой, захватно-срезающее устройство которых имеет обрабатывающие механизмы

Изобретение относится к манипуляторным лесозаготовительным машинам с харвестерной рабочей головкой, захватно-срезающее устройство которых имеет обрабатывающие механизмы
Наверх