Устройство для контроля расстояния между торцом вала- шестерни и осью проушин редуктора

 

ОП КСАН

ИЗОВРЕТЕ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТ

Союз Советскик

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22)Заявлено 28.04.81 {2I) 3284 с присоединением заявки МВкудврстюны1 кемктет

СССР

00 делаю изебретений и юткрыткв (23) Приоритет

Опубликовано 23. 1О. 82. Б

Дата опубликовании описани

A.В.Воронин, Б.Н.Вардашкин и В.И.Харитонор- — . р" . «, .«„"«) « «

1 (72) Авторы изобретения

"осковский автомеханический институт и Моск (7 ) 3 ордена Пени на, ордена О к 1 ябрь ской Революции аивители

Трудового Красного Знамени автомобильный заво (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ

ТОРЦОМ ВАЛА-ШЕСТЕРНИ И ОСЫО ПРОУШИН

РЕДУКТОРА

Изобретение относится к машино. строению и может быть использовано для контроля точности сборки редук.торов с коническими зубчатыми передачами.

Известно устройство для контроля расстояния между торцом вала-шестерни и осью проушин редуктора, содержащее корпус с центрами для Фиксирования вала-шестерни, механизм центрирования, размещаемый- в процессе контроля в проушинах, привод вращения вала-шестерни, механизм нагружения, выполненный в виде стакана, установленного коаксиально одному из центров и взаимодействующего с торцем вала-шестерни, установленный коаксиально стакану с возможностью относительного перемещения вдоль его оси базирующий механизм, взаимо.действующий с торцом вала-шестерни, . и закрепленный на нем индикатор (.1).

В этом устройстве механизм центрирования, выполненный в виде штанги .с неподвижным калибром на одном ибнце и подвижным в осевом направлении сьемным калибром на втором ее конце не обеспечивает совмещения оси калиьров с осью проушин редуктора из-за неравенства их диаметров и непостоянства диаметра проушин, что приводит к снижению точности конт10 роля. Кроме того, штанга с калибрами вручную устанавливается в проушинах, что приводит к низкой производительности контроля.

Целью изобретения является повышение точности и производительности контроля.

Эта цель достигается тем, что в устройстве для контроля расстояния

20 между торцом вала-шестерни проушин редуктора, содержащем корпус с центра. ми для Фиксирования вала-шестерки, механизм центрирования, размецаемый

968582

< 3

Ы у 33 10

3 в процессе контроля в проушинах, привод вращения вала-шестерни, механизм нагружения, выполненный в виде стакана, установленного коаксиально одному из центрьв и вэаиомдействующего с торцом вала-шестерни, уста-" новленный коаксиально стакану с возможностью относительного перемещения

1 вдоль его оси баэирующий механизм, взаимодействующий с торцом вала-шестерни, и закрепленный на нем индикатор, механизм центрирования выполнен в виде штанги, закрепленных на ее концах двух роликов, контактирующих в процессе контроля с дном проушин, четырех угловых рычагов, попарно размещенных на этих роликах с возможностью поворота и контактирующих в процессе контроля одними концами со стенками проушйн, а другиии концами образующих прямоугольную призму, размещенного в ней калибра, взаимодействующего с индикатором, устройство снабжено поворотным валом, установленным в корпусе параллельно оси штанги, тремя парами рычагов, одни концы одной пары соединены со штангой, второй пары - с калибром, третьей пары - с механизмом нагружения, другие их концы связаны с поворотным валом для обеспечения последовательного введения в контакт роликов, калибра и механизма нагружения с соответствующими поверхностями проушин, призмы и торцом вала-шестерни, а размеры угло вых рычагов и диаметр калибра выбраны из условия гарантированного обеспечения совмещения оси калибра с осью проушин контролируемого редуктора.

На фиг. 1 показана схема устрой-: ства для контроля расстояния между торцом вала-шестерни и осью проушин редуктора; на фиг.2 - то же, вид сбоку.

Устройство содержит корпус 1 с центрами 2 и 3 для фиксирования вала-шестерни 4, штангу 5, закрепленные на ее концах ролики 6 и 7, контактирующие в процессе контроля с дном проушин 8 угловые рычаги. 9,10 и 11,12, попарно размещенные на этих, роликах с возможностью поворота и контактирующие в пррцессе контроля одними концами со стенками проушин

8, а другими концами образующие прямоуголь ную призму, размещенный р ней калибр 13, привод .14 вращения вала-шестерни 4, механизм нагружения, ф выполненный в виде стакана 15, установленного коаксиально центру 2 и взаимодействующего через торцовой подшипник 16 с торцом вала-шестерни

4, установленный коаксиально стакану 15 с возможностью относительного перемещения вдоль его оси базирующий механизм 17, взаимодействующий с торцом вала-шестерни 4, закрепленный

10 на нем индикатор 18, взаимодействующий с калибром 13, поворотный вал

19 с ручкой 20, три пары рычагов 2 1 и 22, 23 и 24, 25 и 26, одни концы рычагов 21 и 22 соединены со штангой и 5, рычагов 23 и 24 - с калибром 13, рычагов 25 и 26 - со стаканом 15, а другие концы этих рычагов связаны с поворотным валом 19 и три пары упоров 27 и 28, 29 и 30, 31 и 32 для обеспечения последовательного введения в контакт роликов 6 и 7 калибра

13 и торцового подшипника 16 соответственно с проушинами 8, образующими призмы концами рычагов 9,и 10, 11 и 12 и торцом вала-шестерни 4. В устройстве размеры угловых рычагов

9,10,11 и 12 и калибра 13 выбраны из следующих соотношений где L - расстояние между точками касания ролика и наконечника углового рычага с поверх-.

3S ностью проушины;

Р - длина перпендикуляра, опущенного из точки касания ролика с поверхностью проушины на линию, проходящую через по 0 .,верхность углового рычага, контактирующую с калибром;

d - диаметр калибра;

D - -диаметр проушины.

При таких соотношениях размеров отклонения диаметра проушин до 0,2 мм приведут к несовпадению осей калибра и проушины не более 0,00001 мм. . I

Устройство работает следующим образом.

30 В исходном состоянии ручкой 20 отводят рычаги 2 1-26, в нерабочее положение, фиксируемое упорами 27-32.

При этом стакан 15 с подшипником

16 и с базирующим механизмом 17, каs$ либр 13 и штанга 5 выведены из зоны контроля, а индикатор 18, калибр

13 и угловые рычаги 9,10 и 11,12 не взаимодействуют друг с другом.

68g82

5 9

При, контроле исследуемый редуктор

33 устанавливают конусным отверстием хвостовика вала-шестерни 4 на центр 3. Поворачивают ручку 20 в рабочее положение. При этом сначала рычаги,21 и 22 приведут в контакт ролики 6 и 7 с проушинами 8. При дальнейшем повороте вала 19 рычаги . 2 1 и 22 проворачиваются относительно него, а рычаги 23 и 24 опускают калибр 13 в призмы, образованные рычагами 9,10 и 11,12 и, наконец, рычаги 25 и 26 обеспечивают введение центра 2 .в конусное отверстие головки вала -шестерни 4 и контактиро вание подшипника 16 с торцом головки вала-шестерни 4, а индикатора

18 с калибром 13, ось которого совмещается с осью проушин 8. Прикладывают к стакану 15 нормированное осевое усилие F, а к валу-шестерне

4 с помощью привода 14 - крутящий момент и по индикатору 18 производят отсчет отклонения расстояния между торцом вала-шестерни 4 и осью проушин 8 от настроечной величины.

Использование предлагаемого уст ройства позволяет повысить точность контроля за счет совмец|ения оси ка.= либра с осью проушин независимо от колебания размера диаметра проушин в пределах допуска. Кроме того, повышается производительность койтроля за счет самоустановки базирующих и измерительных механизмов на объекте контроля. вала-шестерни, механизм нагружения, выполненный в виде стакана, установленного коаксиально одному из центров и взаимодействующего с тору цом вала-шестерни, установленный коаксиально стакану с возможностью относительного перемещения вдоль .его оси базирующий механизм, взаимодействующий с торцом вала-шестерйи, 1О и закрепленный на нем индикатор, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что,, с целью повышения точности и производительности контроля, механизм центрирования выполнен в виде штан- И ги, закрепленных на ее концах двух .роликов, контактирующих в процессе контроля с дном проушин, четырех угловых рычагов, попарно размещенных на этих роликах с возможностью пово20 рота и контактирующих в процессе контроля одними концами со стенками проушин, а другими образующих прямо.угольную призму, размещенного в ней калибра, взаимодействующего с инди25 ккааттоорроомм, устройство снабжено поворотным валом, установленным в корпусе параллельно оси штанги, тремя парами рычагов, однй концы одной пары соединены со штангой, второй пары - с калибром, третьей пары - с механизмом нагружения, другие их концы связаны с поворотным валом для обеспечения последовательного вве.дения в контакт роликов, калибра и механизма нагружения с соответствую- . щими поверхностями прОушин, призмы и торцом вала-шестерни, а размеры угловых рычагов и диаметр калибра ра

Формула изобретения

Устройство для контроля расстояния между торцом. вала-шестерни и осью проушин редуктора, содержащее корпус с центрами для фиксирования вала-шестерни, механизм центрирования, размещаемый в процессе контроля в проушинах, привод вращения выбраны из условия гарантированного обеспечения совмещения оси калиб с осью проушин контролируемого реду тора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке Ю 2779149/25-28, кл. G О1 В 5/14, 1,979 (прототип).

968582

Составитель А.Швыркова

Редактор Н.Лазаренко Техред И. Коштура Корректор И.Ватрушкина

Заказ 8140/65 Тираж 614 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для контроля расстояния между торцом вала- шестерни и осью проушин редуктора Устройство для контроля расстояния между торцом вала- шестерни и осью проушин редуктора Устройство для контроля расстояния между торцом вала- шестерни и осью проушин редуктора Устройство для контроля расстояния между торцом вала- шестерни и осью проушин редуктора Устройство для контроля расстояния между торцом вала- шестерни и осью проушин редуктора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к области измерений, в частности к контролю положения подкрановых путей в плане преимущественно мостовых кранов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля межцентровых расстояний отверстий в деталях, прошедших механическую обработку

Изобретение относится к техническим измерениям в машиностроении и может быть использовано для измерения зазоров в сопряжениях между подвижной и неподвижной частями изделия, например, в исполнительных гидроцилиндрах при проведении их диагностирования

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении преимущественно для измерения расстояния между перекрещивающимися и пересекающимися осями отверстия и цилиндрической шейки в деталях типа вала и кронштейна

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении преимущественно для измерения расстояний между осями отверстий и их межосевых углов в корпусных деталях

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении, преимущественно для измерения расстояний между осями отверстий и их межосевых углов в корпусных деталях

Изобретение относится к области технологии машиностроения, а также к устройствам для измерения межосевого расстояния отверстий деталей и узлов, а также к средствам обеспечения взаимозаменяемости крупных агрегатов машин
Наверх