Устройство для упрочнения зубчатых колес

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 1501.81 (2)) 3235857/25-27

Союэ Советскни

Социалистических

Республик

«i>969394

И11М. Кп.

В 21 Н 5/02 с присоединением заявки ¹вЂ”

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) ПриоритетДЗ) УДК 621 ° 771..67(088.8) Опубликовано 301ц82. Бюллетень HP 40

Дата опубликования описания 301082 (72) Авторы изобретения

A.N. Даньков (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРОЧНЕНИЯ .ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может найти применение при финишной обработке зубчатых колес.

Известно устройство для обработ« ки зубчатых колес ультрозвуком, содержащее инструмент в виде зубчатого сектора, в зацеплении с которым находятся упрочняемые зубчатые колеса, совершающие относительно него .планетарное движение (1).

Известно также устройство для упрочнения зубчатых колес, в корпусе которого расположены ультразвуковой преобразователь и привод деталей с приводным валом, несущим державку с инструментальным колесом и оправ« ку для размещения обрабатываеьапс колес (2).

Недостатком известного устройства является то, что колебания ультразвуковой частоты в зоне зацепления упрочняемого и инструментального зубчатых колес налагаются радиально, вследствие чего составляющая деформирующего усилия, перпендикулярная к обрабатываемой поверхности, невелика, что:обуславливает сравнительно малую толщину упрочненного наклепом слоя. Указанный недостаток не Усграняется полностью и в случае наложения ультразвуковых колебаний тангенциально иэ-эа возможности свободного вращения оправки с инструментальными зубчатыми колесами, что не позволяет использовать всю силу удара для упрочнения рабочей поверхности зубьев.

Бель изобретения - улучшение качества обработки.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для упрочнения зубчатых колес, в корпусе которого расположены ультраэвковой преобразователь и привод деталей с.приводным валом, .несущим державку с инструментальным колесом и оправку для размещения обрабатываеьых колес, снабжено жестко закрепленным на приводном валу водилом, на свободном конце которого выполнен продольный паэ, при этом оправка для размещения обрабатываемых колес установлена в укаэанном пазу с возможностью радиального перемещения, при этом державка установлена на приводном валу с возможностью вращения относительно приводного вала, а ультразвуковой преобразователь жестко связан с торцовой поверх3О ностью инструментального колеса.

969394

На фиг, 1 изображено устройство, общий вид на фиг. 2 - вид о стрелке A на фиг. 1.

Устройство содержит инструментальное зубчатое колесо 1, закрепленное на оси 2, установленной с возможностью вращения на торце приводного вала 3, приводимого во вращение электродвигателем 4. Геометрические оси зубчатого колеса 1, оси 2 и приводного вала 3 совпадают. Хвостовик оси 2 установлен в регулируемой гайке 5 и подшипнике 6 скольжения.

В зацеплении с инструментальным зубчатым. колесом 1 находятся два обрабатываеьих зубчатых ксвлеса 7, одно из которых жестко закреплено на оправке 8 винтом 9, а другое свободно вращается на оправке 8 и связано с ней посредством пружины 10 кручения через втулку 11, закрепленную на оправке 8 винтом 12. Свободный конец оправки 8 установлен в регулируемой подшипнике 13, затягиваемом гайкой 14. Корпус 15 подшип» ника 13 может перемещаться по водилу 16 и фиксироваться на нем в требуемом положении с помощью накладки 17. Водило 16 закрепляется на приводном валу 3 затяжкой винта

18. В диске инструментального зубча. того колеса 1 закреплен фасонный штифт 19, плоская поверхность которого прижимается к торцу закрепленного на магнитострикционном преобразователе 20 концентратора 21 винтом 22.

Устройство работает следующим образом.

Обрабатываеьие зубчатые колеса 7, устанавливаются на оправке 8 и поворачиваются друг относительно друга на.угол, величина которого определяется велнчиной требуемого статического усилия.прижатия зубьев обрабатываемых и упрочняемого зубчатых колес друг к другу, создаваемого пружиной 10. После этого, перемещая корпус 15 вместе с оправкой 8 по водилу 16, вводят обрабатываемые зубчатые колеса 7 в зацепление с инструментальным зубчатым колесом 1, и после установки требуемого межосевого расстояния закрепляют корпус 15 на водиле 16 с помощью накладки 17.

Затем включают электродвигатель 14, вращение ротора которого передается приводному валу 3 и жестко закрепленному на нем водилу 16, Вращение водила 16 обеспечивает планетарное движение обката обрабатываемых зубчатых колес 7 по инструментальному зубчатому колесу 1. Благодаря тому,,что штифт 19 жестко закреплен в диске .колеса 1 а само колесо 1 имеет возможность вращаться совместно с осью

2 относительно приводного вала Э, венцу зубчатого колеса 1 концентратором 21 сообщаются колебания, близкие к крутильным. Часть энергии этих колебаний, накладываемых в зоне

10 зацепления инструментального и .обрабатываевих зубчатых колес, расходуется на поверхностное пластическое деформирование рабочих поверхностей зубьев обрабатываеьих зубчатых колес и их упрочнение.

Благодаря тому, что колебания ультразвуковой частоты венца инструментального зубчатого колеса в предлагаемом устройстве близки к крутильным, составляющая деформирующего

Усилия, нормальная к рабочим поверхностям зубьев, значительно возрастает по сравнению со случаем наложения в зоне зацепления обрабатываемого и инструментального зубчатых колес радиальных или тангенциальных колебаний, что обуславливает увеличение толщины. упрочненного наклепом слоя

Ю

25 материала.

Формула изобретения Устройство для упрочненвя зубча-. тых колес, в корпусе которого распо- ложены ультразвуковой преобразоваЗ5 тель и привод вращения обрабатываеasm колес с приводным валом, несущим державку с инструментальным колесом и, оправку для размещения об.рабатываемых колес, о т л и ч а ю40 щ е е с я тем, что, с целью улучшения качества обработки, оно снабжено жестко закрепленным на приводном валу водилом, на свободном конце. которого выполнен продольный паз, при

45 этом оправка для размещения обрабатываемых колес установлена в указан- ° ном пазу с возможностью вращения относительно приводного вала, а ультразвуковой преобразователь жестко связан с торцовой поверхностью инструментального колеса.

Источники информации, принятые во вниМание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2855306/27, кл. В 21 Н 5/02, 19.12.79.

2. Авторское свидетельство СССР

9 721212, кл. В 21 Н 5/02, 19.07.78 (прототип).

Устройство для упрочнения зубчатых колес Устройство для упрочнения зубчатых колес Устройство для упрочнения зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для изготовления и восстановления накаткой зубчатых колес с внутренними зубьями в ремонтном производстве

Изобретение относится к способу для упрочняющего накатывания нагружаемой вдоль оси нагрузки детали в проходящей примерно перпендикулярно оси нагрузки канавке, которая имеет минимальный радиус кривизны, который должен определяться в параллельном оси нагрузки поперечном сечении

Изобретение относится к металлообработке, отделочно-упрочняющей обработке крупномодульных зубчатых колес, например, тяговых редукторов подвижного состава

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в разных областях машиностроения, а именно для упрочнения различных деталей с чередующимися выступами и впадинами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления деталей методом пластического деформирования, а именно к способам импульсного холодного накатывания эвольвентных зубьев колес методом огибания с дискретной подачей инструмента на один оборот заготовки, и может быть использовано для получения заготовок зубчатых колес с малым припуском преимущественно с зубьями криволинейной формы

Изобретение относится к обработке материалов, в частности к изготовлению профилей накатыванием роликами

Изобретение относится к области накатки, а именно к изготовлению компонента, имеющего зубья с внутренним зацеплением в виде барабана многодисковой муфты сцепления или зубчатого колеса внутреннего зацепления

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к обработке прямозубых зубчатых колес поверхностным пластическим деформированием

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к обработке прямозубых зубчатых колес поверхностным пластическим деформированием
Наверх