Устройство для контроля обмотки якоря микроэлектродвигателя

 

Союз, Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСА

ИЗОБРЕТ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕ (61) Дополнительное к авт. сви (22) Заявлено 2704.81 (21) 3 с присоединением заявки ¹(23) Приоритет—

Опубликовано 30.10.82. Бкз

Дата. опубликования опис

Госуццрственный комитет

СССР ао целцм изобретений н открытий (72) Автор изобретения

В. С. Чмищен к (71) Заявитель (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОБМОТКИ ЯКОРЯ

МИКРОЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

30

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для обнаружения дефектов В обмотках Якорей MHKpoBJIBRTpoдвигателя постоянного и переменного тока при их производстве.

Известно устройство для комплексного обнаружения основных. обмоточных дефектов в якоре электрической .машины, содержащее П-образный индукторный датчик, подключенный к генератору переменного тока с частотой напряжения, обеспечивающей резонанс в обмотке якоря, и П-образный приемный датчик для измерения поля вращающегося якоря, соединенный с индикатором, которые расположены над противоположными лобовыми частями обмотки якоря f1).

Однако с помощью этого устройства нельзя уточнить вид дефектов в обмотке бракованного якоря, что необ. ходимо для статистического анализа техпррцессов, точного определения причин брака и на основе этого принятия мер к его устранению. Кроме того, при работе с устройством необходимо активное участие контролеров, выполняющих ручные работы по загрузке и выгрузке якорей и их разбраковки, Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаеьюму результату является устройство для контроля обмотки якоря микродвигателя, содержащее приводной механизм проверяемого якоря, основные

Ш-образные индукторный и приемный датчики, размещенные в параллельных плоскостях на расстоянии друг от друга в пределах длины пакета проверяемого якоря, П-образный .индукторный и .приемный датчики, установленные в одной плоскости на расстоянии друг от друга, равном длине пакета проверяемого якоря, генератор переменного тока повышенной частоты, соединенный с П-образным индукторным датчиком, три блока выделения сигналов, включающих входные усилители, амплитудные селекторы и триггеры, блок управления, первый вход которого соединен с установленными входами триггеров, второй выход— с управляющими входами генератора и триггеров, общую панель для крепления датчиков (2 ).

Однако данное устройство имеет ограниченные возможности, поскольку

970284 лониях их непрерывного потока и пере- S

15

50

60 не определяет обрывы проводников в обмотке якоря. Кроме того, применение этого устройства в составе автоматизированной технологической линни по изготовлению якорей, и усмещения при пооперационном изготовлении, связано с необходимостью введения ручного труда и разрыва технологического цикла для обеспечения контроля и раэбраковки якорей, что усложняет технологию, IloBMtIGBT затраты времени на контрольные операции и снижает производительность линии.

Цель изобретения - повышение точности разбраковки якорей по виду дефектов в процессе изготовления.

Поставленная цель достигается ,тем, что н устройство введены дополнительные Ш-образные индукторные и приемные датчики, два датчика контроля положения проверяемого якоря, три компенсатора помех, схема сборки, две cxew совпадения, блок формирования команд и подключенный к нему исполнительный блок для удаления и раэбраковки дефектных якорей.

Причем основные и дополнительные

Ш-образные датчики объединены в две группы последовательно соединенных индукторных датчиков, которые подключены к генератору переменного тока, и н две группы последовательно соединенных приемных датчиков, которые вместе с П-образными индукторным и приемным датчиками закреплены перпендикулярно к общей панели, установленной под углом относительно горизонтальной плоскости, и размещены на панели последовательно по ходу перемещения проверяемого якоря так, что плоскость расположения П-образных датчиков перпендикулярна плоскостям расположения Ш-образных датчиков, а датчики для контроля положения проверяемого якоря установлены на панели соответственно перед П-образными датчиками и после Ш-обраэнык датчиков, причем выходы П-образного приемного датчика и двух групп Ш-образных приемных датчиков подключены к основным входам соответствующих компенсаторон помех, вспомогательные входы которых соединены с выходом генератора, их выходы - с входами соответствующих блоков выделения сигналов, выходы двух иэ которых подключены через схему сборки к первому входу второй схеьы совпадения, первый вход блока управления соединен с одним из датчиков контроля положения проверяемого якоря, второй его вход - с другим датчиком контроля положения проверяемого якоря и с вторыми входами схем совпадения, выходы которых подключечы к соответствующим входам блока

3S формиронания команд для исполнитель- ного блока.

В каждой иэ групп Ш-образные датчики установлены линейно в одной плоскости вплотную друг к другу, образуя единую электромагнитную систему, причем обмотки индукторных датчиков соединены последовательносогласно, обмотки приемных датчиков — последовательно-встречно, а первые группы индукторных и приемных датчиков смещены по ходу перемещения проверяемого якоря относительно их вторых групп на половину расстояния между зубцами проверяемого якоря.

На фиг.1 изображена структурная схема устройства; на фиг.2 — конструкция и расположение датчиков н варианте устройства для контроля якорей днухполюсных микроэлектродвигателей; на фиг.3 — сечение A-A на фиг.2; на фиг.4 — сечение Б-Б на фиг.2. устройство содержит блок 1 управления, начальный 2 и конечный 3 датчики контроля положения якоря, П-образный индукторный датчик 4 и две группы Ш-образных и индукторных датчиков 5 и 6, подключенные к выходу генератора 7 переменного тока повышенной частоты, П-образный приемный датчик 8 и две группы Ш-абраэньж приемных датчиков 9 и 10, три селектинных канала, которые включают компенсаторы 11 — 13 помех и три блока выделения сигналов, состоящих из входных усилителей 14 - 16, амплитудных селекторов 17 — 19 и триггеров 20 — 22, схемы сборки 23, дне схемы 24 и 25 совпадения, блок 26 формирования команд и подключенное к его выходу исполнительное устройство 27 для удаления и раэбраковки дефектных якорей.

Первый вход блока 1 управления соединен с начальным датчиком 2, второй вход - c конечным датчиком 3 и с вторыми входами схем 24 и 25 совпадения, выходы которых подвипочены к первому и второму входам блока 26 формирования команд. Первый выход блока 1 соединен с установочными входами триггеров 20 — 22, второй выход - с управляющими входами генератора 7 и триггеров 20 и 22.

Выходы приемного датчика 8 и двух групп приемных датчиков 9 и 10 подключены соответственно к основным входам крмпенсаторав 11 - 13 помех, вспомогательные входы которых соединены с выходом генератора 7, выходы - с входами усилителей 14 — 16.

Информационные входы триггеров

20 - 22 соединены через селекторы

17 - 19 с выходами усилителей 14 — 1, а выходы триггера 20 и триггеров 21 и 22 — соответственно с первым нхо970284 дом схемы 24 совпадения и через схему 2 3 сборки с первым входом схемы 25 совпадения.

Конструктивно датчики предлагаемого устройства установлены на общей панели 28, являющейся частью наклонного желоба (не показан ), над или под которой скатываются по направляющим изготовленные якори, например от автоматического намоточного станка на транспортер, для дальнейшего их перемещения по автоматической технологической линии.

В устройстве для контроля якорей двухполюсных микроэлектродвигателей (фиг.2) датчики 4 и 8, группы датчи ков 5 и 9, б и 10 закреплены перпендикулярно к панели 28, установленной под углом 10-20 относительно горизонтальнои плоскости, и размещены на ней последовательно по ходу перемещения якоря. Датчик 2 установлен на панели 28 перед датчиками 4 и 8, а датчик 3 — после группы датчиков б и 10.

Каждая из групп датчиков 5 или б и 9, или 10 включает два Ш-образных датчика, охватывающих при движении якоря более половины его пазов, которые установлены в одной плоскос ти линейно вплотную друг к другу, образуя единую электромагнитную систему. В Ш-образных датчиках расстояние между центральным стержнем с обмоткой и его крайними стержнями соответствует расстоянию между зубцами якоря.

Группы индукторных 5 и б и приемных 9 и 10 датчиков размещены в параллельных плоскостях В-В и Г-Г, расстояние между которыми установлено в пределах длины пакета якоря, а индукторный 4 и приемный 8 датчики, расстояние между осями которых равно длине пакета якоря, — в плоскости Д-Д, перпендикулярной плоскостям В-В и Г-Г.

Для исключения пропуска бракованных якорей, возможного при попадании их пазов на полюса Ш-образных датчиков, группы датчиков б и 10 смещены относительно групп ;;атчиков 5 и 9 на половину расстояния между зубцами якоря.

Для снижения уровня помех от по лей рассеяния групп индукторных датчиков 5 и б, обмотки в которых соединены последовательно-согласно, в группах 9 и 10 обмотки приемных дат.— чиков соединены последовательно-. встречно.

При движении над панелью 28 изготовленный якорь,. вращаясь, последовательно проходит через три зоны контроля: над индукторным и приемным датчиками 4 и 8, над группами индукторных и приемных датчиков 5 не только его собственное поле, но и, несмотря на экранирование, поле рассеяния близко расположенного ин45 дукторного датчика 4. Причем сигналы помех в нем от индукторного датчика 4 соизмеримы с полезными сигналами, индуцированными собственным полем якоря.

Для выделения полезной информации с приемного датчика 8 подают в первый селективный канал. В этом канале в компенсаторе 11 путем амплитудной и фазовой подстройки напряжения от генератор 7 формируют компенсирующий сигнал, равный по амплитуде и противоположный по фазе мешающему сигналу, смешивают его с поступающим от приемного датчика 8 сигналами, подавляя в них помехи и выделяя полезные сигналы. С выхода компенсатора 11 полезные сигналы следуют в усилитель 14, где их усиливают до уровня, обеспечивающего четкую ра65 боту амплитудного селектора 17. Пос

40 и 9, б и 10 и через зону удаления бракованных якорей.

В первой зоне контроля в обмотке проверяемого якоря определяют обрывы проводников, а в остальных зонах контроля — наличие различных замыканий.

При появлении якоря над начальным датчиком 2 на его выходе возникает импульсный сигнал, который по первому входу запускает блок 1 управления. При этом на установочные входы триггеров 20 — 22 с первого выхода блока 1 управления поступает импульсный сигнал, который устанавливает их в исходное положение.

На выходе триггера 20 возникает сигнал "1", на выходах триггеров 21 и 22 - сигналы "0". Одновременно на втором выходе блока 1 управления появляется управляющий сигнал, который включает генератор 7 переменного тока и дает разрешение на прием информации триггера 20 — 22. На обмотки индукторного датчика 4 и групп индукторных датчиков 5 и б поступает переменное напряжение повышенной частоты от генератора 7.

При перемещении доброкачественного якоря в первой зоне контроля электромагнитным полем индукторного датчика 4 воздействуют на одну из лобовых частей его обмотки и возбуждают в ее секциях ряд синфазных ЭДС, создающих в замкнутом контуре секций якоря ток и, следовательно, собственное поле. В обмотке бракованного якоря с обрывом ток в разомкнутом кочтуре его секций и поле отсутствуют.

Одновременно приемным датчиком 8 измеряют над другой лобовой частью обмотки доброкачественного якоря

70284

Формула изобретения

55 ле амплитудной селекции сигналы с выхода селектора 17, пропускающего сигналы только от доброкачественного якоря, поступают на информационный вход триггера 20, который, срабатывал фиксирует наличие сигналов, а появление на его выходе сигнала "0" указывают на отсутствие обрывов в обмотке якоря.

При наличии обрыва в обмотке якоря сигналы на выходе селектора 17 отсутствуют. Триггер 20 остается в исходном положении, а сигнал "1" на его выходе указывает на наличие обрыва н обмотке якоря.

При перемещении вращающегося доброкачественного якоря во второй и третьей зонах контроля электромагнитным полем индукторных датчиков 5 и б последовательно воздействуют на активные стороны секций в каждом из его пазов и возбуждают в обмотке якоря встречные ЭДС, в результате чего ток и поле в нем отсутствуют. Если н проверяемом якоре имеются межвитковые, межсекцнонные или коллекторные замыкания, то над пазами его возбуждаемых дефектных секций возникает поле, образованное токами короткоэамкнутых контуров.

Одновременно приемными датчиками 9 и 10 измеряют над пазами возбуждаемых секций якоря не только его поле, но и, несмотря на экраниронание, поле рассеяния индукторных датчиков 5 и б. Причем сигналы неустраненных помех, предварительно сниженных встречным включением обмоток этих датчиков, соизмеримы или превышают полезные сигналы, индуцированные в них полем дефектного якоря с малыми витковыми замыканиями или с замыканиями через повышенные переходные сопротивления.

Для ныделения полезной информации измеренные сигналы с приемных датчиков 9 или 10 подают во второй или третий селективный канал, где их пропускают через компенсатор 12 или

13 помех, подавляя в них помехи, уси ливают в усилителе 15 или 1б, селек тируют по амплитуде в селекторе 18 или 19, пропускающего только сигналы замыканий, и при дальнейшем прохождении фиксируют .н триггере 21 .или 22. При срабатывании последних на их выходах появляются сигналы 1"., которые через схему 23 сборки поступают на первый вход схемы 25 совпадения, указывая наличие заиканий н обмотке проверяемого якоря.

Если контролируете сигналы не проходят через селекторы 18 и 19, то триггеры 21 и 22 остаются в исходном положении и сигналы "0" на их ныхо— дах указывают на отсутствие замыканий в проверяемом якоре.

10 !

В момент прохождения проверяемого якоря над конечным датчиком 3 контроль его обмотки прекращается, производится анализ полученной информации и на его основе принятие решения о годности или дефектности якоря, пропуска на дальнейшие технологические операции или его удаление и разбраковку по виду дефекта.

При этом на выходе датчика 3 поянляется кратковременный сигнал "1", который поступает на вторые нходы схемы 24 и 25 совпадения и на второй вход блока 1 управления, прерывая его работу. Отключается генератор 7 и запираются входы триггеров 20 — 22.

Одновременно, если проверяемый якорь является дефектным, на выходе схемы 24 или 25 сонпадения формируется кратковременный сигнал "0", который поступает на второй или первый вход блока 2б формирования команд, управляющего исполнительным бло ком 27.

При попадании дефектного якоря н зону удаления брака исполнительный блок 27 по команде с блока 26 формирования команд снимает этот якорь с панели 28 и транспортирует его в зависимости от вида дефекта н соответствующий бункер, а затем возвращается н исходное положение.

Если проверяемый якорь является доброкачественным, то он беспрепятственно проходит дону удаления брака и попадает на транспортер технологической линии.

Предлагаемое устройство наиболее целесообразно применять для проверки якорей на заводах в условиях массового производства микродвигателей, на автоматизированных технологических линиях, где необходима автоматизация контроля, удаления и разбраковки якорей на промежуточных и окончательной стадиях их изготовления.

Предлагаемое устройство в отличие от известных обеспечивает автоматизацию контроля и раэбраконки якорей в процессе их перемещения в технологических линиях, снижение затрат времени на контрольные операции.

1. Устройство для контроля обмотки якоря микроэлектродвигателя, содержащее приводной механизм проверяемого якоря, основные Ш-образные и индукторный и приемный датчики, размещенные и параллельных плоскостях на расстоянии друг от друга н пределак длины пакета проверяемого якоря, П-образные индукторным и приемный датчики, установленные н одной

970284

10 плоскости на расстоянии друг от дру. га, равном длине пакета проверяемого якоря, генератор переменного тока повышенной частоты, соединенный с П-образным индукторным датчиком, три блока выделения сигналов, включающих входные усилители, амплитудные селекторы и триггеРы блок управления, первый вход которого соединен с установочными входами триггеров, второй выход — с управляющими входами генератора и триггеров, общую панель для крепления датчиков, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности разбраковки якорей по виду дефектов в процессе изготовленкя, в устройство введены дополнительные Ш-образные индукторные и приемные датчики, два датчика контроля положения проверяемого якоря, три компенсатора помех, схема сборки, две схемы совпадения, блок формирования команд и подключенный к нему исполнительный блок для удаления и разбраковки дефектных якорей, основные и дополнительные Ш-образные датчики объединены в две группы последовательно соединенных индукторных датчиков, которые подключены к генератору переменного тока, и в две группы последовательно соединенных прием.. ых датчиков, которые вместе с П-образными индукторным и приемным датчиками закреплены перпендикулярно к общей панели, установ. ленной под углом относительно горизонтальной плоскости, и размещены на панели последовательно по ходу перемещения проверяемого якоря так, что плоскость расположения П-образных датчиков перпендикулярна плоскостям расположения Ш-образных датчиков, а датчики для контроля положения проверяемого якоря установлены на панели соответственно перед П-образными датчиками и после Ш-образных датчиков, причем выходы П-образного приемного датчика и двух групп

Ш-образных приемных датчиков подключены к основным входам соответствующих компенсаторов помех, вспомогательные входы которых соединены с выходом генератора, их выходы — с входами соответствующих блоков выделения сигналов, выходы двух из ко1О торых подключены через схему сборки к первому входу второй схемы совпадения, выход третьего — к первому входу первой схемы совпадения, первый вход блока управления соединен

35 с одним из датчиков для контроля положения проверяемого якоря, второй его вход - с другим датчиком для контроля положения якоря и с- вторыми входами схем совпадения, выходы которых подключены к соответствующим входам блока формирования команд для исполнительного блока.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью контроля, B каждой из групп Ш-образные датчики установлены линейно в одной плоскости вплотную друг к другу, образуя единую электромагнитную систему, причем

ЗО обмотки индукторных датчиков соединены последовательно-согласно, обмотки приемных датчиков - последовательно-встречно, а первые группы индукторных и приемных датчиков смещены по ходу перемещения проверяемого яко-. ря относительно их вторых групп на половину расстояния между зубцами проверяемого. якоря.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

40 1. Авторское свидетельство СССР

Р 535666, кл. Н 02 К 15/00, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 657527,кл. Н 02 К 15/00, 1977.

970284

Н генератору

Цгиа Г трвнегторлмр

/юру л а,юлу

И генеремору фий. 4

Составитель B. Никоноров

Редактор Н. Гришанова ТехредЛ.Пекарь КорректорО. Билак

Заказ 8382/56 Тираж 717 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35," Раушская наб., д. 4/5

Филила ППП "Патент", г. ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для контроля обмотки якоря микроэлектродвигателя Устройство для контроля обмотки якоря микроэлектродвигателя Устройство для контроля обмотки якоря микроэлектродвигателя Устройство для контроля обмотки якоря микроэлектродвигателя Устройство для контроля обмотки якоря микроэлектродвигателя Устройство для контроля обмотки якоря микроэлектродвигателя Устройство для контроля обмотки якоря микроэлектродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора

Изобретение относится к диагностированию электрооборудования, а именно к способам определения технического состояния работающих электродвигателей вентиляторов, размещенных в неразборных корпусах, и выявления неисправностей на ранних стадиях их развития

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в электрических машинах, работающих в энергосистемах

Изобретение относится к отводу высокочастотного сигнала ошибки из высокочастотного электромагнитного поля в электрической мощной машине с несущим электрическую обмотку статором

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к способам и устройствам послеремонтного испытания электрических машин постоянного тока и, в частности, на горных предприятиях для послеремонтного испытания двигателей, генераторов экскаваторов, буровых станков и др

Изобретение относится к устройствам для исследования параметров генераторов и может быть использовано при лабораторных и производственных испытаниях синхронных и асинхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается способов и устройств для испытаний статора, при осуществлении которых разнообразные испытания, такие, как испытания характеристики сопротивления, характеристики экстратока, направления вращения и выдерживаемого напряжения статора проводят ранее соединения полностью изготовленного статора с ротором

Изобретение относится к диагностическому оборудованию и может быть использовано для диагностирования генераторных установок, работающих совместно с аккумуляторными батареями
Наверх