Способ транспорта высоковязкой жидкости по трубопроводу

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

< >977896 (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 13.07.81(2 I) 3317403126 08 (51)М. Кл.

F 17D1/16 с присоединением заявки М

3Ьеударстекнны6 квинтет

СССР (23) Приоритет

Опубликовано 30.11.82. Бюллетень М 44 не делан наобретеннй н откритнй (53) УДК621, .643(088.8) Дата опубликования описания 30,11.82 (72) Автор" *, изобретения

H. Н. Репин, E. Г. Кутуков, и В, Г. Карамыш

Всесоюзный научно-исследовательский инстигувпосбоуу -: --.:.

F подготовке и транспорту нефти и нефтепродуктов (7!) Заявитель, (54) СПОСОБ ТРАНСПОРТА ВЫСОКОВЯЗКОЙ

ЖИДКОСТИ ПО ТРУБОПРОВОДУ

Изобретение относится к трубопроводному транспорту высоковязкой жидкости и может быть использовано, преимущественно, на транспорте высоковязких нефтей и нефтяных эмульсий по промысловым трубопроводам совместно с попутным 5 газом.

Известен способ транспорта высоковязкой жидкости совместно с подстилающим слоем воды, дающий большой эффект то снижения энергозатрат на транспорт по трубопроводу $1 j .

Недостатком способа являтотся большие дополнительные затраты на транспорт воды (необходимость вводить свыше

30 вес.%1на подготовку нефти (так как !

ысть добавляемой воды эмульгируется), та утилизацию воды в конечном пункте подготовки, на ее доставку в начальный пункт транспорта, на поверхностно-активные вещества, предотвращающие эмульгирование добавляемой воды.

Наиболее близким к предлагаемому

-является способ трубопроводного транспорта, согласно которому для улучшения реологических свойств перекачиваемого продукта в него вводят топочный газ в количестве, обеспечивающем его растворение в потоке (2) .

Недостатком способа является то, что для заметного снижения энергозаграг необходимо иметь достаточное количество газа хорошо растворимого в нефти (до 30 вес.%). Наличие же свободного газа и в этом случае приводит к увеличению гидравлического сопротивления.

Цель изобретения - снижение энергозатрат на транспорт высоковязкой жидкости по трубопроводу.

Эта пель достигается тем, что в поток жидкости вводят газ в количестве, обеспечивающем нахождение его в потоке в свободном состоянии и их совместный транспорт ведут при расслоенном течении.

Такой эффект обьясняется за счет уменьшения гидравлического сопротивлеИсточники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США М 3434485, кл. 137-13, опублик. 1970 °

2, Авторское свидетельство СССР ,N 631746, кл, $173) 1/16, 1978 (прототип) .

3 97789 ния трубопровода, вследствие "уменьшения площади контакта вязкой жидкости с его стенкой с помощью вводимого газа. Для того, чтобы этот эффект сохранялся по всей длине трубопровода необходимо, s чтобы газ не растворялся в потоке вязкой жидкости. Поэтому необходимо или вводить в поток нерастворимый газ (азот, воздух) или вводить частично растворимый газ (метан, этан, пропан, бутан) в количестве, обеспечивающем наличие его в свободном состоянии в по, токе при известных температуре и давлении. При этом скорость движения жидкости и количество добавляемого газа в трубопроводе ограничиваются рас слоенным режимом течения, так как увеличение скорости движения жидкости и избыточное количество добавляемого газа приводяr к образованию воли, герекрытию 20 газового потока, образованию эмульсионного течения, способствующих увеличе,нию контакта вязкой жидкости со стенкой и уменьшению рассматриваемого эффекта.

Кроме того, профиль трассы трубопровода 25 выбирается так, чтобы его уклон не превышал 3-4о, так как в противном случае . на участках с большими уклонами невоз. можно будет сохранить расслоенное течение вязкой жидкости и газа при любом . 30 гидродинамическом режиме течения.

6. 4

При транспорте маловязкой жидкости совместно с газом эффект незаметен и начинает проявляться при вязкости жидкости больше 0,5 П.

Использование. предлагаемого способа транспорта высоковязкой жидкости совместно с газом позволит снизить энергозатраты на перекачку за счет снижения гидравлического сопротивления.

Формула изîбретения

Способ транспорта высоковязкой жидкости по трубопроводу, включающий ввод (>в перекачиваемую жидкость газа, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью снижения энергозатрат, транспорт осуществляют при расслоенном режиме течения, причем газ вводят в количестве, обеспечивакицем наличие его в свободном состоянии в потоке при рабочей температуре и давлении.

Составитель И. Петоян

Редактор П, Макаревич Техред M.Òåïåð Корректор Г. Огар

Заказ 9189/52 Тираж 539 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5. Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ транспорта высоковязкой жидкости по трубопроводу Способ транспорта высоковязкой жидкости по трубопроводу 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к гидротранспорту высоковязких нефтей

Изобретение относится к трубопроводному транспорту нефтей, преимущественно к трубопроводному транспорту высокопарафинистых нефтей с применением депрессорных присадок и разбавителей

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, а точнее, к транспортированию вязких продуктов, например нефти и продуктов ее переработки, и может быть использовано для снижения пускового давления и аварийности на трубопроводе

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано в теплоэнергетике

Изобретение относится к нефтяной и нефтехимической промышленности, а именно к устройствам, предназначенным для трубопроводного транспорта всех типов нефтей и нефтепродуктов

Изобретение относится к судостроению и гидравлики и направлено на решение вопросов, связанных с повышением расходно-напорных характеристик перекачивающих гидросистем путем уменьшения сопротивления трения гидромагистралей и улучшения условий работы гидронасосов, включенных в эту систему
Наверх