Устройство для контроля профиля лопасти рабочего колеса гидромашины

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРОФИЛЯ ЛОПАСТИ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ГИДРОМАШИНЫ , снабженного ободом, расположенным относительно нижнего кольца направляющего аппарата с зазором, содержащее основание и пространственный шаблон, отличающееся тем, что, с целью повьшения точности воспроизведения профиля лопасти, оно дополнительно содержит закрепленную на основании и расположенную перпендикулярно к нему стойку с направляющим прямоугольным пазом, подвижную Г-образную каретку, одна сторона которой расположена в пазу стойки, а другая имеет ось и установленный на ней поворотный угловой стол, снабженный расположенными параллельно основанию поворотной и подвижной полками, -элементом отсчета угла поворота стола , фиксатором его положения относительно каретки и осью, а пространственный шаблон установлен на этой оси и выполнен в виде продольной профильной пластины, расположенной перпендикулярно к основанию и установленной на столе с возможностью относительно-. го перемещения, причем основание выполнено в виде плоской пластины, имеющей толщину, не превышающую высоту зазора, и снабженной распорными болтами для закрепления в зазоре и упорами, расположенными со стороны направляющего аппарата симметрично оси прямоугольного паза в плоскости, перпендикулярной к его боковым стенкам , и имеющими точечные контактные поверхности, взаимодействующие с нижним кольцом направляющего аппарата, а стойка и стол снабжены элементами отсчета и фиксации соответственно каретки и продольной пластины относительно основания и стола. с 9 2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что продоль (Л ная пластина снабжена подвижными поперечными профильными пластинами, имеющими элементы отсчета и фиксации их положения. 3.Устройство по пп. 1 и 2, о тличающееся тем, что каждая со поперечная пластина снабжена хвостовиком с направляющим пазом для размес щения продольной пластины, а последО ) няя - уголками с плоской направляю to щей поверхностью, контактирующей с хвостовиком поперечной пластины. 4.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью увеличения жесткости, оно снабжено регулируемым упором, состоящим из опоры с распорными болтами для ее крепления в зазоре и рычага переменной длины, один конец которого закреплен на опоре, а другой снабжен кронштейном, закрепленным на боковой поверхности продольной пластины.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (l9) (11) (51) 4 F 03 В 11/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 2925131/25-06 (22) 16.05.80 (46) 07.12.88. Бюл. и 45 (7 1) Производственное объединение турбостроения "Ленинградский металлический завод" (72) А.А. Сотников, Н.И. Пылаев, А.М. Лившиц, И,С. Глухов и В.К.Челапко (53) 621.224(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР )Т 543778, кл . F 03 В 11/00, 1977. (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ

ПРОФИЛЯ ЛОПАСТИ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ГИДРОИАШИНЫ, снабженного ободом, расположенным относительно нижнего кольца направляющего аппарата с зазором, содержащее основание и пространственный шаблон, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности воспроизведения профиля лопасти, оно дополнительно содержит закрепленную на основании и расположенную перпендикулярно к нему стойку с направляющим прямоугольным пазом, подвижную

Г-образную каретку, одна сторона которой расположена в пазу стойки, а другая имеет ось и установленный на ней поворотный угловой стол, снабженный расположенными параллельно основанию поворотной и подвижной полками, элементом отсчета угла поворота сто.ла, фиксатором его положения относительно каретки и осью, а пространственный шаблон установлен на этой оси и выполнен в виде продольной профильной пластины, расположенной перпендикулярно к основанию и установленной на столе с возможностью относительно-, го перемещения, причем основание выполнено в виде плоской пластины, имеющей толщину, не превышающую высоту зазора, и снабженной распорными болтами для закрепления в зазоре и упорами, расположенными со стороны направляющего аппарата симметрично оси прямоугольного паза в плоскости, перпендикулярной к его боковым стенкам, и имеющими точечные контактные поверхности, взаимодействующие с нижним кольцом направляющего аппарата, а стойка и стол снабжены элементами г отсчета и фиксации соответственно каретки и продольной пластины относи- . тельно основания и стола.

2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что продольная пластина снабжена подвижными поперечными профильными пластинами, имеющими элементы отсчета и фиксации их положения.

° а

3. Устройство по пп. 1 и 2, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что каждая поперечная пластина снабжена хвостовиком с направляющим пазом для разме- щения продольной пластины, а последняя — уголками с плоской направляющей поверхностью, контактирующей с 4 хвостовиком поперечной пластины. Ю

4. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с.я тем, что, с целью увеличения жесткости, оно снабжено регулируемым упором, состоящим из опоры с распорными болтами для ее Э крепления в зазоре и рычага переменной длины, один конец которого закреплен на опоре, а другой снабжен кронштейном, закрепленным на боковой поверхности продольной пластины.

978642

Изобретение.относится к области гидромашиностроения и может быть иснользовано при эксплуатации гидромашнн.

Известно устройство для контроля профиля лопасти рабочего колеса гидромашины, снабженного ободом, расположенным аи осительно нижнего кольца направляющего аппарата с зазором, содержащее основание и пространствен- ° ный шабцон.

Недостатками этого устройства является отсутствие центровки относительно лоиастей рабочего колеса нри установке нространственного шаблона и как следствие невысокая точность.

Цель изобретения - повышение точности воспроизведения профиля лопасти; 20

Поставленная цель достигается теи, что устройство дополнительно содержит закрепленную на основании и расположенную перпендикулярно к нему стойку с направляющим прямоугольным 25 пазои, подвижную Г-o6pasHye каретку, одна сторона который расположена в пазу стойки, а другая имеет ось и установленный на ней поворотный угловой стол, снабженный расположенными 3р параллельно основанию поворотной и подвижной полками, элементом отсчета угла поворота стола, фиксатором его положения относительно каретки и осью, а пространственный шаблон установлен на этой оси и выполнен в виде продольной профильной пластины, расположенной перпендикулярно к основанию и установленной на столе с возможностью относительного перемещения, 40 причем основание выполнено в вице плоской пластины, имеющей толщину, не превышающую высоту зазора, и снабженной распорныии болтами для закрепl ления в зазоре и упорами, расположенныии со стороны направляющего аппара45 та симметрично оси прямоугольного паза в плоскости, перпендикулярной к его боковым стенкам, и имеющими точечные контактные поверхности, взаимодействующие с нижнии кольцом направ- ляющего аппарата,астойка и стол снабжены элементами отсчета ификаации соответственно каретки и продольной пластины относительно основания и стола.

Продольная пластина снабжена подвиж- 55 ными поперечными профильными пластинаии, имеющими элементы отсчета и фиксации их положения. Каждая поперечная пластина снабжена хвостовиком с направляющим пазом для размещения продольной пластины, а последняя— уголками с плоской направляющей поверхностью, контактирующей с хвостовиком поперечной пластины. Устройство снабжено регулируемым упором, состоящим из опоры и распорными болтами для ее крепления в зазоре и рычага переменной длины, один конец которого закреплен на опоре, а другой снабжен кронштейном, закрепленным на боковой поверхности продольной пластины.

На фиг. 1 изображено устройство для контроля профиля лопасти рабочего колеса гндромашнны, фронтальная проекция; на фиг. 2 — то же, вид в плане; на фиг. 3 — вид по стрелке

А на фиг. 1; на фиг. 4 — узел Т на фиг. 1.

Устройство для контроля профиля лопасти рабочего колеса гндромашины, снабженного ободом 1, расположенным относительно нижнего кольца 2 направляющего аппарата с зазором Н, содержит основание и пространственный шаблон, закрепленную на основании и расположенную перпендикулярно к нему стойку 3 с направляющим прямоугольным пазом 4, подвижную Г-образную каретку 5, одна сторона которой расположена в пазу 4 стойки 3, а другая имеет ось б н установленный на ней поворотный угловой стол 7, снабженный расноложенныии параллельно основанию поворотной и подвижной полкамн 8 и 9, элементом 10 отсчета угла поворота стола 7, фиксатором 11 его положения относительно каретки 5 и осью 12, а пространственный шаблон установлен на осн 12 и выполнен в виде продольной проФильной пластины

13, расположенной перпендикулярно к основанию и установленной на столе 7 с возможностью относительного перемещения, причем основание выполнено в виде плоской пластины 14, имеющей толщину, не превышающую высоту зазо- ра Н, и снабженной распорныии болтами 15 для закрепления в зазоре Н и упораии 16, расположенными со стороны направляющего аппарата симметрично оси прямоугольного паза 4 в плоскости, перпендикулярной к его боковым стенкам,. и имеющими точечные контактные поверхности, взаимодействующие с нижним кольцом 2 направляющего àïïà2 4 стойки 3 элементом 19 на высоте Н от обода 1 рабочего колеса. Продольная пластина 13 поворачивается вокруг оси 12 в расчетное положение и фиксируется в этом положении элементом

2Q. Плоская пластина 14 основания устанавливается на обод 1 в зазоре Н и крепится там распорными болтами

15 так, чтобы точечные контактные поверхности упоров 16 касались нижнего кольца 2 направляющего аппарата, а вершина продольной пластины 13 была совмещена с вершиной входной кромки лопасти. Опора 27 закрепляется распорными болтами 28 в зазоре Н. Кронштейн 30 путем изменения рычага 29 приводится в соприкосновение наружной поверхностью с боковой поверх" костью I" продольной пластины 13. На продольную пластину 13 устанавлива- > ются поперечные пластины 21 и фиксируются в уголках 26 элементом 23 фиксации.

Отклонение лопасти от теоретического профиля фиксируется путем измерения зазоров между продольной и поперечными пластинами 13 и 21.

Устройство для контроля профиля лопасти рабочего колеса гидромашины позволяет повысить точность контроля, следовательно, и качество ремонта, что в свою очередь приводит к улучшению энергетических и кавнтационных характеристик гидромашины.

97864 рата, а стойка 3 и стол 7 снабжены элементами 17, 18 и 19, 20 отсчета и фиксации соответственно каретки 5 и продольной пластины 13 относитель5 но основания и стола 7. Продольная пластина 13 снабжена подвижными ноперечными профильными пластинами 21, имеющими элементы 22 и 23 отсчета и фиксации их положения. Каждая поперечная пластина 21 снабжена хвостовиком 24 с направляющим пазом 25 для размещения продольной пластины 13Ä а последняя — уголками 26 с плоской направляющей поверхностью S„ контакти 15 рующей с хвостовиком 24 поперечной пластины 21 Устройство снабжено регулируемым упогом, состоящим из опоры 27 с раснорными, болтами 28 для ее крепления в зазоре Н и рычага 29 переменной длины, один конец которого закреплен на опоре 27, а другой снабжен кронштейном 30, эакренлениым на боковой поверхности Р продольной пластины 13. 25

Для контроля профиля лопасти рабочего колеса гидромашины поворотный угловой стол 7 устанавливается на угол 0С по отношению к каретке .5 н фиксируется фиксатором 11, подвижная полка 9 стола 7 устанавливается на расстоянии L ..от поверхности упоров

16, а ось 12 — в положение, при котором точка Б находится на расстоянии

L от поверхности упоров 16, каретка

5 крепится в прямоугольном пазу 4

978642

Составитель А.Котенев

Техред N.Иоргентал

Редактор Н.Сильнягнна

Корректор Г.Реаетник .Ю

Заказ 6485

Тираж 431 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 ° Москва, Ж-35, Paymcwas наб. ° д. 4/5

° 4е ° Ю

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для контроля профиля лопасти рабочего колеса гидромашины Устройство для контроля профиля лопасти рабочего колеса гидромашины Устройство для контроля профиля лопасти рабочего колеса гидромашины Устройство для контроля профиля лопасти рабочего колеса гидромашины Устройство для контроля профиля лопасти рабочего колеса гидромашины Устройство для контроля профиля лопасти рабочего колеса гидромашины Устройство для контроля профиля лопасти рабочего колеса гидромашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вертикальному гидрогенератору, содержащему вал, установленный в опорной крестовине ротора, причем вал имеет вращающееся кольцо для радиального подшипника и сегменты радиального подшипника, которые опираются через элементы регулирования на несущее кольцо, жестко соединенное с опорной крестовиной ротора

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гидромашиностроению, и может быть использовано в гидротурбиностроении для соединения валов гидротурбин с валами гидрогенераторов и с рабочими колесами гидротурбин

Изобретение относится к производству центробежных машин и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипниковых узлов этих машин (компрессоров, насосов, турбин и пр.)

Изобретение относится к гидравлической машине, а именно поворотнолопаточной гидротурбине, либо может использоваться в корабельных гребных винтах с регулируемым углом поворота лопаток
Наверх