Антифрикционный материал

 

ОП ИСАН ИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (ii>979741 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 08.07.80 (21) 2953912/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M. Кл.

F 16 С 33/08

ГОО7юрстэейкык кемктет

СССР (53) УДК 621.822..5 (088.8) Опубликовано 07.12.82. Бюллетень №45

Дата опубликования описания 17.12.82 пв делам нзебретений к Открытий (72) Авторы изобретения

В. П. Тепляков, В. И. Молодкин и Ю. В. Гнусов (71) Заявитель (54) АНТИФРИКЦИОННЫЛ МАТЕРИАЛ

Изобретение относится к антифрикционным материалам, работающим без смазки, и может найти применение для конструкции узлов трения криогенных машин, в частности для поршневых уплотнений, работающих при криогенных температурах.

В узлах трения известно использование антифрикционного материала, состоящего из нетканной основы в виде ленты, клеевого и антифрикционного слоев, при этом антифрикционный слой представляет собой частицы твердой смазки (фторопласт-4) в .клеевой основе 11) .

Недостатками известного материала является большой коэффициент линейного расширения — значительно больший, чем у металлических материалов, что приводит к возникновению касательных напряжений клеевых швах деталей, работающих при криогенных температурах. Кроме того, ленточные материалы обладают повышенной жесткостью, что затрудняет получение точных деталей, а материалы, содержащие фторопласт-4, неудовлетворительно склеиваются. Кроме того, недостатком известного материала является наличие в антифрикционном слое клея и неспособность материала работать всухую, так как клей не является антифрикционным материалом, соединение материала с корпусом узла с помощью клеевого слоя снижает надежность работы узла трения при криогенных и низких тем5 пературах, а, кроме того, клей имеет низкую теплопроводность, что способствует повышению температуры в зоне трения и увеличивает износ. Все это снижает надежность и ресурс работы узлов трения.

Цель изобретения — повышение надежности и ресурса работы узлов трения, работающих при низких и криогенных температурах.

Поставленная цель достигается тем, что в антифрикционном материале, состоящем

1s из основы, рабочего и соединительного слоев, основа выполнена из стеклоткани, в качестве соединительного слоя использован оловянистый припой, а рабочий слой выполнен из антифрикционной композиции следующего состава, вес.%:

MoSã 5 10

Pb 25 — 30

Фторопласт-4 Остальное

На чертеже представлен антифрикционный материал.

97974

Коэффициент трения

Интенсивность

Содержание, о, из наши ва ния, ч /ч-см2

Pb 40

Мо5д 20

Остальное

0,35

0,00072

Фторопласт-4

0,28

Pb 30

0,00055

MoS 15

Остальное фторопласт-4

0,28

Pb 30

МО52 10

Остальное

0,00050 г тороп;.аст-4

0,00042

Pb 25

NoSä 5

Остальное

0,20 фторопласт-4

Формула изобретения

Он состоит из основы 1, соединительного слоя 2 и рабочего слоя 3:

В качестве основы материала взята стеклоткань, так как стекло имеет малый коэффициент температурного расширения.

Кроме того, ткань состоит из пленки, которая содержит волокна, несвязанные между собой, что снижает влияние температурной усадки на жесткость деталей при криогенной температуре.

Использование антифрикцин предлагаемого состава позволяет осуществлять рабоКомпозиции с различным содержанием наполнителя

Стеклоткань и наполнитель

Стеклоткань и наполнитель

Стеклоткань и наполнитель

Стеклоткань и наполнитель

Оловянистый припой обладает хорошей теплопроводностью, что предупреждает возникновение касательных напряжений в местах соединений.

Изготавливается листовой комбинированный антифрикционный материал мето45 дом напыления и ультразвуковой обработки.

Плоские детали, например опоры, изготовляются путем вырубки и напайки на поверхность трения, а детали трубчатой формы, например направляющие, уплотнения, путем сгибания и припаивания ленты к поверхности с последующей калибровкой в фильерах.

Выполнение из данного материала узлов трения и уплотнений для криогенных машин позволит повысить их ресурс работы до 55

5000 ч. ту антифрикционного материала в узлах трения без смазки.

Свойства антифрикционной композиции определялись по результатам трибологических испытаний различных вариантов композиции.

В таблице приведены результаты трибологических испытаний различных вариантов антифрикционной композиции (испытания в среде гелия V=0,5м/с, Р=0,5 мПа, Т= 173 К).

Антифрикционный материал, состоящий из основы, рабочего и соединительного слоев, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и ресурса работы при низких и криогенных температурах, основа выполнена из стеклоткани, в качестве соединительного слоя использован оловянистый припой, а рабочий слой выполнен из антифрикционной композиции следующего состава, вес. /о.

MoS2 5 — 10

Pb 25 — 30

Фторопласт-4 Остальное

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1 Патент Великобритании № 1518677, кл. F 16 С 3304, 1978 (прототип).

979741

Составитель Н. Галкина

Редактор Т. Киселева Техред И. Верес Корректор А. Ференц

Заказ 9317/21 Тираж 803 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Антифрикционный материал Антифрикционный материал Антифрикционный материал 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к технологии производства слоистых пластиков и может быть использовано для изготовления антифрикционных изделий

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения машин и механизмов

Изобретение относится к технологии производства слоистых пластиков и может быть использовано для изготовления антифрикционных изделий

Изобретение относится к машиностроению, в частности к изготовлению изделий с антифрикционными покрытиями

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных узлах трения

Изобретение относится к технологии производства слоистых пластиков и может быть использовано для изготовления антифрикционных изделий

Изобретение относится к подшипниковому устройству для опирания вала машин, применяемых в определенных областях промышленности, например в пищевой, лекарственной промышленности или промышленности по производству напитков
Наверх