Устройство для измерения отношения частот

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

М АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (it)983565

Союз Советскик

Социалистические

Республик (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву Ж 838603 (53)M. Кл. (22) Заявлено 05.01.81 (2! ) 3231938/18 21.G01 К 23 OO с присоединением заявКи М (23) Приоритет

3Ьеударетеапа6 квинтет

СССР ае лелем нзебретеннй н аткрытнй

Опубликовано 23.12.82. Бюллетень М 47

Дата опубликования описания 23.12.82 (5й УЛ.К 621.317. .77.(088.8) (72) Автор изобретения

В. Я. Смирнов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ

ОГНОШЕНИЯ ЧАСТОГ

Изобретение относится к измерительной и импульсной технике и может быть использовано в специальных контрольно измерительных приборах, предназначенных для проверки систем с активным ответом.

По, основному авт. cs. М 838603 известно устройство для измерения отношения частот, которое содеркит переключатель, последовательно соединенные блок калибровки, измерительный блок, трызуб- григгера, два элемента ИЛИ и последовательно соединенные автогенератор, элемент И, блок деления, блок формирования, инвертор и элемент И-НЕ t 1).

Однако известное устройство позволя 15 ет произвести измерение только в лабораторных условиях, когда на бортовое обо рудование воздействуют запросные сигналы только от одного источника.

При использовании известного устрой- 2Е ства для определения ответности бортовм

1 о оборудования в естественных условиях аэродрома, т.е. при воздействии на бортовое оборудование несинхронных помех от других источников запросных сигналов (например, радиолокаторов}, точность измерения заметно снижается, а определение порога ограничения загрузки затрудняется. Таким образом, недостатком этого устройства является низкая точность измерений в условиях действия несинхронных помех.

Белью изобретения является повышение точности измерений в условиях воздействия несинхронных помех.

Эта цель достигается тем, что в устройство для измерения отношения частот, содеркашее< переключатель и последова-. тельно. соединенные блок калибровки, измерительный блок, т и Р5 григгера, два элемента ИЛИ, последовательно соединенные автогенератор, элемент И, блок деле ния, блок формирования, инвертор и элемент -HF» выход когорого подключен к первому входу первого элемента ИЛИ, вт рой вход которого соединен с первым выходом переключателя и с вторым входом элемента И, третий вход которого подклиэ3 983565 4 чен к выходу первого Р.5 - триггера, вы- В режимах "Кялиб ход второго К6 -триггера подключен к либровка 100 " (со второму входу элемента И-НЕ, второй среднее положения пе выход переключателя, соединен с первым управляющий потенциа входом второго элемента ИЛИ, второй ления через переключ вход которого подключен к выходу блока ИЛИ 8 или 7 устана деления, выходы первого и второго элендеи- 4 в положения "0" ил тов ИЛИ соединены с входами третьего но, определяя положен

КЬгриггера, второй вход первого К6- тельного блока 13- в тригге ра подключен к выходу инве Ргора 0 крайней правой точке дополнительно введены три Q5 pHI pe стройка производится три элемента И, блок распределен" я им . блока 1 4 калибровки. пульсов и формирователь стыдоба, причем B режиме иИзмере шина HMnyn os запуска подключена к пер- ние переключателя 1

soMy входу первого дополнительного — 15 приходящий по шине триггера, выход которого соединен с пер- устанавливает RS p в, входом первого дополнительного эпе- ние 1". элемент 19 нта И, второй вход которого подключен крьггым для прохожде к выходу автогенератора, а выход — к генератора 1 на вход входу блока распределения импульсов, пеР20 пения импУльсов. Час вый выход которого соединен с первыми генератора . у р входами второго и,третье го дополнитель- выхода блока ных TpHI Pupas, BTopoR ВыхОД блОха распре устанавливает p,Q /гр деления импульсов соединен с первыми положение "1 . входами пеРвого и втоРого основных тРиг- Импульс с второг геров, третий выход блока распределения распределения ль импульсов подключен к вторым входам чало формирова, я первого и второго дополнительных триг- ного сигналЯ H у»

rePoB непосредственно и через фоРмирова- ры 5 и 6 в и н, тель стРоба - к пеРвомУ входУ втоРого 30 Импульс с третье дополнительного элемента И, выход кото- распределения HMnóns рого соединен с вторым входом второго триггеры 15

ОснОВНОГО К 6 триггера, G BTopoA ВхОд крывая элемен гы И с шиной ответных сигналов и первым импульс определяет входом третьего дополнительного элемен- мирователя 22 строб 35 та И второй вход которого подключен под ожидаемый ответ

I к выходу второго дополнительного R;5- сигнал Временной ин триггера а выход — к второму входу сами с второго и тре третьего дополнительного 9.g . триггера, ка 18 распределения в мени заде ки

BbIKoEl которого соединен с третьим входом 40 Времени ф задеРкки элемента И-НЕ. бортового оборудован

На чертеже приведена структурная нятого запросного си схема у тройства для измерения отноше- пульсами с первого ния частот. времени запирани

Ь

Ванин.

Устройство содержит автогенератор 1, 45 элемент 2 И, блок 3 деления, основные

С момента появле

К -триггеры 4-6, элементы 7 и 8 ИЛИ, ром выходе блока 18 инвертор 9, элемент 10 И-НЕ, блок 11 формирования, переключатель 12, измерипрохождения импульс тельный блок 13, блок 14 калибровки, на вход блока 3 деле дополнительные К триггеры 15-17 импульс блока 3 дел блок 18 распределения импульсов, дополведомо позже послед нительные элементы 19-21 И, формиро-. переданный устройств ватель 22 строба, шину 23 импульсов

Выходной импульс запуска, шину 24 ответных сигналов и

5 поступает на вход эл шину 25 управления.

Устройство работает следующим образом. ровка 0%и и "Каответственно левое и реключятеля 12) л с шины 25 управатель 12 и элементы вливает Qg григгер и "1" соответствение стрелки измерикрайней левой или в шкалы. Точная подпотенциомет рами ние (правое положе2) импульс запуска, 23 с частотой F =1/, иггер 15 в положеИ оказывается отния импульсов автоблоха 18 распредетота импульсов автоИмпульс с первого пределения импульсов иггеры 16 и 17 в о выхода блоха 18 сов определяет напросного кодированавпивает Р5 -григгеи1 и

ro выхода блока 18 сов возвращает Р.5положение "0", за9 и 20. Этот же момент запуска фора длительностью Г ный декодированнь»й тервал между импультьего выходов блоимпульсов равен ответного сигнала ия относительно пригнала, а между ими третьего выходовя бортового Оборудония импульса на втс распределения им:открывается для

as автогенератора 1 ния. Выходной ения появляется занего импульса ответщегося реакцией на ом запросный сигнал. блока 3 деления емента 7 ИЛИ, а

c его выхода — íà 5 вход P$-триггера

4, подтверждая нахождение его в положении "1 " или устанавливая его в это по5 983,". ложение. По спаду выходного импульса блока 3 деления в блоке 11 формирования формируется сигнал, который поступает на инвертор 9 и устанавливает триггер

5 в положение О", закрывая элемент 2 5

И для прохождения импульсов автогенератора 1.

Прохождение импульса с инвертора 9 через элемент 10 И-НЕ зависит от состояния Д. триггеров 6 и 16.

Как отмечалось выше, в условиях наличия несинхронных помех по шине 24 б ответных сигналов приходят продекодированные ответные сигналы не только на запрос данного устройства, но и других l5 источников запросных сигналов.

Возможны две ситуации.

Ситуация 1. В момент передачи запрос ного сигнала бортовое оборудование не на. ходилось в режиме запирания. Следователь20 но, за время-(„через элемент 20 И не прошел ни один несинхронный ответный сигнал, который установил бы К6-epmrrep

16 в положение О".

Теперь только состояние g6 -григгера 25

6 будет определять, пройдет или не пройдет импульс с инвертора 9 через элемент 10 И-НЕ. Если на переданный запросный сигнал по шине 24 ответных сит налов пришел ожидаемый ответный сигнал 5ц через время 1, то он попадает в строб, сформированный формирователем 22, проходит через элемент 21 И на вход PSтриггера 6, устанавливая его в положение.

О . Тем самым к моменту поступления 35 импульса с инвертора 9 элемент 10 И-HE окажется закрытым для его прохождения и положение 1" RS -»триггера 4 не изме» нится, Если на переданный запросный сигнал сфкидаемый через время ty ответный сиг». нал не поступил, то К6-триггер 6 остань ся в полсвкении "1", а выходной импульс инвертора 9 пройдет через элементы 10

И-НЕ и 8 ИЛИ и установит Ю -триггер

4 в пспожение "О».

Ситуация 2. В момент передачи запросного сигнала бортовое оборудование находилось в режиме запирания.

Следовательно, за Bp8MH t) g%p&s 5p элемент 20 И прошел несинхронный ответный сигнал, который установил К - григ»гер 16 в положение «0. Тем самым к моменту поступления импульса с инвертора 9 элемент 10 И-НЕ окажется закрытым для его лрохождения и полакение

"1" Щ григгера 4 не изменится.

В итоге из рассмотрения обеих ситуаций следует, что R.5,-триггер 4 будет

Fi 3 находиться в положении 1" при поступлении ожидаемого через время ф ответ» ного сигнала и при его непоступлении изза нахождения бортового оборудования в режиме запирания, gQ триггер 4 будет переходить в положение О в течение времени Т -, при каждом пропаданий ожидаемого через время +, ответного сигнала, вызванном фактической перегруз кой бортового оборудования (где С> дли» тельность выходного импульса блока 3 деления).

Среднее значение тока, пропорциональное количеству принятых ответных сигналов, будет измерено измерительным блоком 13.

Таким образом, предлагаемое устройс вво позволяет в условиях воздействия несинхронных помех исключить из процесса измерения те пропадания огветных сигналов, которые не являются следствием перегрузки бортового оборудования, и повысить тем самым точность измерения приблизительно на 10% и достоверность результата измерения, а также получить результат измерения ответности, равной

100%, и при плавном увеличении частоты. следования запросных сигналов определить фактический порог срабатывания схемы ограничения загрузки.

Формула изобретения

Устройство для измерения отношения частот по авт. св. М 838603, о т л ич а ю ш е е с я тем, ч к, с целью повы» шения точности измерений в условиях воаьдействия несинхронных помех, в него дополнительно введены три g.5 григгера, три элемента И, блок распределения импульсов и формирователь строба, причем,... шина импульсов запуска подключена к первому входу первого дополнительного К6 триггера, выход которого соединен с пер вым входом первого дополнительного эле мента И, второй вход которого подключен к выходу автогенератора, а выход - к входу блока распределения импульсов, первый выход которого соединен с первыми входами второго и третьего дополнкю". тельных триггеров, второй выход блока распределения импульсов соединен с первыми входами первого и второго основных триггеров, третий выход блока распределения импульсов подключен к. вторым входам первого и второго дополнительных триггеров непосредственно и через формирователь строба - к первому входу второго дополнительного элемента И, выход кторого

7 983565 8 соед„нен с вторьм входом второго основ полнительного Й э . триггера, выход кото ного р.Ь- триггера, а второй вход - с ши- poro соединен с третьим входом элемента ной ответных сигналов и первым входом третьего дополнительного элемента И,, Источйики информатики, второй вход которого подключен к выходу S принятые во внимание при экспертизе, второго дополнительного g. ãðèããåра, 1. Авторское свидетельство ð а выход - к второму входу третьего до М 838603, 11.03.80.

ВНИИПИ Заказ 9911/51 Тираж 717 Подписное

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для измерения отношения частот Устройство для измерения отношения частот Устройство для измерения отношения частот Устройство для измерения отношения частот 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к радиоизмерительной технике

Изобретение относится к электрорадиоизмерительной технике и может быть использовано в качестве низкочастотного частотомера

Изобретение относится к электроизмерениям, автоматике, импульсной, преобразовательной и др.технике и может быть использовано в качестве многофункционального устройства, например, сравнение фаз или напряжений, или длительностей, или формирователей в интегральном исполнении

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите и противоаварийной автоматике электроэнергетических систем

Изобретение относится к обработке оптической информации и может быть использовано для решения задач регистрации изображения спектра, получаемого в Фурье-плоскости оптоэлектронного спектроанализатора

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для построения анализаторов спектра параллельного типа

Изобретение относится к электротехнике, а именно к релейной защите и противоаварийной автоматике электрических систем, и может быть использовано в цифровых системах защиты при прецизионном определении частоты сети

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для измерения отклонений мгновенной частоты от номинального значения, для демодуляции ЧМ-сигналов в радиоизмерительных, радиоприемных устройствах, в цифровых телевизионных декодерах СЕКАМ, в радиолокации
Наверх