Устройство пластичной смазки

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 14.08.81 (21) 3329285/25-08 (И)М.КП. с присоединением заявки N9Г 16 и 7/00

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет (53) УДК 621. 89 (088. 8) Опубликовано 07.0183. Бюллетень М 1

Дата опубликования описания 070183 (72) Авторы изобретения

Н.Г.Виткалов и Л.N.Hâà÷åâ

Всесоюзный научно-исследовательский инс цементного машиностроения (71) Заявитель (5 4 ) УСТРОЙСТВО ПЛАСТИЧНОЙ СМАЗКИ

Изобретение относится к машиностроению и может быть преимущественно использовано в подшипниковых узлах, (трения, качения) вращающихся валов и осей, в зубчатых, цепных передачах и других устройствах с пластичной (густой, консистентной) смазкой.

Известны устройства, содержащие корпус, торцовую крышку, вал и шестеренчатый насос-активатор Й 3.

Недостатком известного устройства является то, что при вращении подшипника пластичная смазка выдавливается роликами из зоны контакта в свободные кольцевые полости подшипника и торцовые крышки (особенно в холодное вре- . мя года), теряя подвижность и в дальнейшем не поступает. в места контакта тел качения с беговыми дорожками. В результате этого в работе участвует только малая доля пластичной смазки, сохранившаяся на телах качения и беговых дорожках подшипника. Ввиду малого количества масла, участвующего в работе, его кругооборот осуществляется часто, в связи с чем загрязнение масла продуктами износа наступает значительно раньше, что отрицатель но сказывается на эксплуатационной долговечности подзипника и создает трудности при обслуживании, так как требует частой замены масла.

Целью изобретения является повышение эффективности смазки узла и повышение долговечности смазываемого узла путем создания циркулирования пластичной смазки при работе узла.

1() Указанная цель достигается тем,,что устройство пластичной смазки, например подшипника зубчатой передачи и других узлов, выполнено в виде вытеснительной шестерни-сателлита, установленной в пространстве между Llec1с, терней. с наружными зубьями, закрепленными на вращающемся валу, и колесом с внутренними зубьями и зацеплявщейся одновременно с этими центральными шестернями. Кроме того, шестернясателлит выполнена пустотелой с радиальными отверстиями, проходящими в поперечном сечении через зубья и впадины между ними, а по концам шестерни-сателлита установлены подшипники, взаимодействующие наружным диаметром с беговыми дорожками шестерни и колеса.

На фиг.1 показано устройство, общий вид, на фиг.2 — разрез Л-Л на фиг.1; на фиг.3 — вариант выполнения

987271 устройства; на фиг.4 — разрез Б-Б на фиг.3.

Устройство (фиг.1 и 2) содержит корпус 1, торцевую крышку 2, вращающийся вал 3, смазываегьгй подшипник

4 и шестеренчатьгй насос-активатор 5.

Насос-активатор 5 состоит из шестерни б с наружными зубьями, колеса 7 с внутренними зубьями и вытеснительной шестерни-сателлита 8. Шестерня б закреплена на вращающемся валу 3, коле- 10 со 7 установлено неподвижно в корпусе

1, а вытеснительная шестерня-сателлит

8 свободно установлена в пространстве между шестерней б и колесом 7 и зацепляется с ними. 15

Устройство (фиг.3 и 4) содержит корпус 1, торцовую крышку 2, вращающийся вал 3, смазываегый подшипник

4 и шестеренчатый насос-активатор 9.

Насос-активатор 9 состоит иэ шестерни 102О с наружными зубьями, колеса 11 с внутренними зубьями и вытеснительной шестернисателлита 12 с распорными подшипниками 13 по концам. Шестерня 10 закреп лена на валу 3, колесо 11 установлено в корпусе 1, а шестерня-сателлит

12 расположена в круговом пространстве между шестерней 10 и колесом 11 и взаимодействует с ними зубьями и наружными диаметрами распорных подшипников 13 — с беговыми дорожками шестерни 10 и колеса 11. Шестерня-сателлит 12 имеет глухое отверстие 14, обращенное в сторону смазываемого подшипника 4, и радиальные отверстия

15, проходящие через зубья и впадины между ними.

Устройство пластичной смазки (фиг.1 и 2) работает следующим образом.

При вращении вала 3 на подшипни- 40 ках 4 осуществляется вращение шестерни 6 и вытеснительной шестерни-сателлита 8, которая, обкатываясь вокруг неподвижного колеса с внутренними зубьями 7, совершает планетарное 45 . движение в круговой полости 16, частично заполненной пластичной смазкой и вытесняет пластичную (густую, консистентную) смазку в подшипник 4, чем обеспечивается постоянное обновление смазки в подшипнике, и повышает долговечность смазываемого узла. 3а один оборот шестерни-сателлита

8 вокруг центральной оси вала 3 осуществляется один цикл круговой смаз- 55 ки подшипника.

Устройств а пластичной смаз ки (фиг.3 и 4) работает следующим образом.

При вращении вала 3 на подшипниках 6О

4 осуществляется вращение шестерни

10 и шестерни-сателлита 12, которая, обкатываясь вокруг неподвижного колеса 11, совершает планетарное вращение полости 17 и вытесняет пластичную смазку из этой полости к рабочим поверхностям смазочного подшипника 4, тем самым обеспечивается постоянное обновление смазки в подшипнике. При обкатывании шестерни-сателлита 12 вокруг шестерни 10 и колеса 11 пластичная- смазка из впадин зубьев выдавливается как в осевом направлении шестерен (вдоль зубьев) в зазоры по торцам, так и в радиальном направлении через отверстия 15, центральное отверстие 14 и далее в полость смазываемого подшипника 4. Таким образом, осуществляется активная циркуляция и эффективное обновление пластичной смазки в подшипнике, что повышает КПД смазочной системы и долговечность смазываемого подшипника.

С целью увеличения количества циркулирующей пластичной смазки в смазываемом подшипнике в единицу времени в шестеренчатом насосе-активаторе может быть установлено соответственно

2 и 3 и более шестерен-сатегчитов, расположенных по окружности в круговой полости, где расположена пластичная смазка. Пропорционально коли честву шестерен-сателлитов увеличивается количество пластичной смазки, прогоняемой через смазываемый подшипник.

Использование устройства пластичной смазки возможно преимущественно для тихоходных подшипников и зубчатых передач. В качестве смаэываемых подшипников могут быть радиальные и упорные подшипники скольжения и качения (шариковые, роликовые, игольчатые и другие). К ним относятся подшипники опорных роликов и подвенцовых шестерен вращающихся печей в цементной, химической, строительной,и других отраслях промышленности, а также в барабанных мельницах для помола различных материалов в различных областях народного хозяйства.

Предлагаемое устройство, с созданием циркуляции смазки внутри подшипникового узла при работе, обеспечивает повышение долговечности и надежности смазываемОго узла, более эффективное использование смазки и упрощение технического обслуживания.

Формула изобретения

1. Устройство пластичной смазки, например подшипника, зубчатой передачи и других узлов, содержащее корпус, торцовую крышку, вал и шестеренчатый насос-активатор, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения эффективности смазки и повышения долговечности смазываемого узла путем создания циркулирования пластичной смазки, на валу закреплена иестерня с наружными зубьями, а в корпусе закреплено колесо с внутренними эубья. 987271

7 / (Фиг. /

БНИИПИ Заказ 10257/19 Тираж624 Подписное

Филиал ППП "Патент", r.yæroðoä, ул.Проектная,4 ми, при этом в пространстве между ними установлена по меньшей мере одна вытеснительная шестерня-сателлит, находящаяся одновременно в зацеплении с шестерней и колесом.

2. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повы.шения надежности-, по обе стороны зубчатого венца шестерни-сателлита установлены подшипники, взаимодействующие 10 наружным диаметром с беговыми дорожками шестерни и колеса.

3. Устройство по п.1 и 2, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности смазки узла и повышения КПД-, шестерня-сателлит выполнена, пустотелой с радиальныькотверстиями, проходящими в поперечном сечении через зубья и впадины между ними.

Источники информации, принятые во внимание при .экспертьэе

1. Е.Ф.Чуб. Крупногабаритные подшипники качения. М., "Машиностроение", 1976, с.107.

Устройство пластичной смазки Устройство пластичной смазки Устройство пластичной смазки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано в разных отраслях народного хозяйства как средство для многоканальной непрерывной смазки элементов подвижных соединений, функционирующих в условиях значительного загрязнения окружающей среды и уплотняемых посредством газодинамических лабиринтных уплотнений

Изобретение относится к устройствам для дозирования пластичной смазки, преимущественно для разового дозирования смазки в больших объемах, подаваемой к крупногабаритным узлам трения

Изобретение относится к устройству для отвода жидкого смазочного материала из опорного устройства для вращающегося вокруг оси вала, в частности, для паровой турбины

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в конструкциях горных машин и в других областях машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазки различных деталей машин, находящихся в подвижном контакте, в частности к смазке зубчатого зацепления венцовой шестерни, приводного вала-шестерни и ее опор качения мельниц горно-обогатительных комбинатов и глиноземных заводов

Изобретение относится к технике нанесения покрытий в электростатическом поле и может быть использовано в устройствах электростатического промасливания в черной металлургии
Наверх