Переносная бензомоторная цепная пила

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Реслублик

< >992185 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 23.02.81 (21) 3251041/29-15 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

В 27 В 17/00

Гееударстееллм» кемитет

СССР (53) УДК 634.0. .36 (088.8) Опубликовано 30 01.83. Бюллетень № 4

Дата опубликования описания 05.02.83 ав делам кзебретенкй и еткрмтий

В. И. Вецлер и Г. Л. Красин 1сий ,,,с

1 ° IР

Производственное объединение «Ма иностфойтельный г;завод им. Ф. Э. Дзержйнскогов.- --:!:: (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ПЕРЕНОСНАЯ БЕНВОМОТОРНАЯ ЦЕПНАЯ ПИ,ЛА

Изобретение относится к лесосечным моторным инструментам и предназначено для использования при работах в лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Известна переносная бензомоторная цепная пила, включающая двигатель с пильным аппаратом, опорную раму с рукоятками управления и бензобаком, соединенную при помощи амортизаторов с двигателем, снабженным механизмом уравновешивания сил инерции первого порядка, противовесы которого расположены в плоскости шатуна, при этом механизм уравновешивания выполнен в виде двух противовесов, противоположно вращающихся с одинаковой угловой скоростью и установленных на параллельных валах, расположенных в плоскости, проходящей через оси цилиндра и коленчатого вала двигателя, кроме того, ось одного противовеса совпадает с осью коленчатого вала, а ось другого удалена от оси первого в сторону от цилиндра (1) .

Указанная пила имеет сравнительно большой уровень мощности виброколебаний на рукоятках управления, потому что уравновешивающий механизм ослабляет (компенсирует) виброколебания, возникающие от сил инерции основной частоты (первой гармоники) виброколебаний двигателя пилы, и ни в какой степени не подавляет вторую гармонику, которая дает наиболее опасные для оператора виброколебания. Кроме тото, указанная пила не обеспечивает достаточной безопасности работы оператора из-за движения пилы (пильного аппарата) на оператора при резком увеличении числа оборотов двигателя вследствие неуравновешенности реактивных сил.

Наиболее близкой к предлагаемой является переносная бензомоторная цепная пила, которая содержит одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с центральным кривошипно-шатунным механизмом, в ко15 тором встроен механизм уравновешивания инерционных сил плоскость движения инерционных масс которого совпадает с плоскостью движения шатуна или лежит.в непосредственной близости от нее, пильный аппарат, дугообразную переднюю и пистолетного типа заднюю рукоятки, образующие несущую раму пилы, соединенную через упругие элементы с двигателем, и топливный бак, максимально приближенный своим центром тяжести к центру массы пилы, при

992185 этом механизм уравновешивания инерционных сил имеет два вала, оси вращения которых расположены в одной плоскости с осью вращения коленчатого вала, на котором установлен маховик, а плоскость, проходящая через оси вращения валов, перпендикулярна плоскости движения шатуна. Каждый из валов механизма уравновешивания имеет противовес и шестерню, сцепленную с шестерней коленчатого вала, а противовесы обоих валов лежат в непосредственной близости к плоскости движения шатуна двигателя (2) .

Указанная бензомоторная цепная пила имеет недостатки. Во-первых, на рукоятках управления во время работы пилы возникает сравнительно высокий уровень мощности виброколебаний с частотой, равной удвоенной частоте вращения коленчатого вала, вследствие того, что виброколебания этой частоты не компенсируются (не ослабляются) встроенным в двигатель механизмом уравновешивания инерционных сил; во-вторых, такая конструкция пилы не обеспечивает необходимую безопасность оператора от травм, так как при резком переходе от малых к рабочим оборотам двигателя реактивный момент импульса корпуса пилы возрастает скачком и отбрасывает пилу на оператора «обратный удар», вследcrave чего и возможно травмирование последнего работающим пильным аппаратом.

Цель изобретения — уменьшение мощности виброколебаний на рукоятках управления и повышение безопасности работы оператора при резком увеличении числа оборотов двигателя.

Указанная цель достигается тем, что второй вал механизма уравновешивания имеет зубчатое келесо, которое сопряжено с зубчатым колесом первого вала, и установлен от его оси на расстоянии полтора дезаксиала, причем оси первого и коленчатого валов расположены симметрично относительно оси цилиндра двигателя и в плоскости, перпендикулярной этой оси, а маховик расположен на первом валу механизма уравновешивания.

Кроме того, с целью уменьшения габаритов картера двигателя и виброколебаний второй гармоники инерционных сил, ось второго вала механизма уравновешивания расположена относительно плоскости, проходящей через оси коленчатого и первого валов, со стороны, противоположной расположению цилиндра, на расстоянии не более дезаксиала от оси цилиндра.

При таком конструктивном исполнении пилы обеспечивается, во-первых, у меньшение мощности виброколебаний на рукоятках управления по причине того, что механизм уравновешивания инерционных сил имеет противовес, установленный на втором валу, вращающемся с частотой в два раза большей, чем частота вращения колен5

ro

25 зо

55 чатого вала, и уравновешивает силу инерции второго порядка (вторую гармонику) кривошипношатунного дезаксиального механизма; во-вторых, повышение безопасности работы оператора вследствие того, что маховик кривошипно-шатунного механизма установлен на первом валу, который вращается в противоположную сторону относительно вращения коленчатого вала и уменьшает тем самым реактивный момент импульса движущихся масс двигателя, вызывающий поворот пилы на оператора при резком ускорении оборотов двигателя; в-третьих, уменьшение габаритов картера двигателя и, следовательно, его массы и массы уравновешивающего механизма по причине выполнения кривошипно-шатунного механизма дезаксиальным, что и позволило иметь один вал, несущий шестерню и противовес для уравновешивания сил инерции первого порядка и второй вал с одной шестерней и одним противовесом для уравновешивания сил инерции второго порядка (второй гармоники) и, кроме того, наличие дезаксиального кривошипно-шатунного механизма повышает мощность двигателя и уменьшает износ цилиндра и поршня двигателя; в-четвертых, наиболее эффективное подавление инерционных сил второго порядка (второй гармоники) достигается потому. что второй вал уравновешивающего механизма установлен относительно плоскости, проходящей через оси коленчатого и первого валов, со стороны, противоположной: расположению цилиндра, на расстоянии не больше дезаксиала от оси цилиндра, а это, в конечном счете, уменьшает момент сил инерции поршня и противовеса второго вала.

На фиг. 1 показана переносная бензомоторная цепная пила, разрез; на фиг. 2— дезаксиальный кривошипно-ш атунный механизм двигателя с механизмом уравновешивания инерционных сил в аксонометрии.

Переносная бензомоторная цепная пила имеет одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с дезаксиальным кривошипно-шатунным механизмом, в который встроен механизм уравновешивания инерционных сил, плоскость движения инерционных масс которого совпадает с плоскостью движения шатуна (фиг. 1) или лежит в непосредственной близости от нее, пильный аппарат 2, рукоятки 3 управления и топливный бак 4. Механизм уравновешивания имеет установленный в картере двигателя первый вал 5, на котором установлен маховик 6 (фиг. 2), шестерня 7, сцепленная с шестерней 8 коленчатого вала 9, и противовес 10 для уравновешивания инерционных сил первого порядка кривошипно-шатунного механизма, второй вал 11 с противовесом

12, разделенным на две части для улучшения компоновки, шестерней 13, сцепленной с шестерней 7 первого вала 5. Оси коленчатого и первого валов 9 и 5 расположены в картере двигателя параллельно между

992185

16

26

30

56

S5 собой на расстоянии удвоенного дезаксиала друг от друга (дезаксиал — расстояние, равное. смещению оси коленчатого вала 9относительно цилиндра 14 двигателя) в плоскости, перпендикулярной оси цилиндра

14 и симметрично относительно этой оси.

Ось второго вала 11 параллельна оси первого вала 5 и находится на расстоянии от нее равном полтора дезаксиала, а относительно плоскости, проходящей через оси коленчатого и первого валов (9 и 5), ось второго вала 11 находится со стороны, противоположной расположению цилиндра 14 на расстоянии не более дезаксиала от оси цилиндра 14. Механизм уравновешивания такой конструкции может быть применен в пилах как с низко расположенными, так и высокорасположенными рукоятками 3 управления, при этом рукоятки 3 управления могут образовывать виброзащитную раму пилы, включающую бензобак. При этом виброзащитная рама может быть соединена с корпусом пилы через упругие элементы (амортизаторы) .

Работающий кривошипно-шатунный механизм двигателя создает неуравновешенные силы инерции первого и второго порядков (первую и вторую гармоники). Вращение коленчатого вала 9 передается через сцепленные между собой шестерни 8 и 7 на первый вал 5, который, вращаясь вместе с противовесом 10 с той же угловой скоростью, что и коленчатый вал 9, но в противоположном направлении,. создает силы инерции, равные по величине и противоположно направленные силам инерции первого порядка, создаваемым кривошипно-шатунным механизмом двигателя, и,следовательно, уравновешивает последние при всех режимах работы двигателя. Таким образом достигается равновесие сил инерции первого порядка, а это, в свою очередь, приводит к исключению виброколебаний на рукоятках 3 управления от этих сил. Одновременно вращение от первого вала 5 передается через сцепленные между собой шестерни 7 и 13 на второй вал 11 с его противовесом 12, который, вращаясь в ту же сторону, что и коленчатый вал 5, но с удвоенной угловой скоростью, уравновешивает силы инерции второго порядка (вторую гармонику), возникающие при вращении кривошипно-шатунного механизма двигателя, чем и обеспечивается исключение виброколебаний на рукоятках 3 управления от сил инерции второго порядка. Кроме того, маховик 6, установленный .на первом валу 5, вращаясь вместе с последним в сторону противоположную вращению коленчатого вала 9. компенсирует в некоторой степени реактивный момент импульса корпуса пилы, чем и достигается повынйние безопасности работы оператора. Использование предлагаемого технического решения уменьшает мощность виброколебаний на рукоятках управления при сохранении веса и габаритов пилы путем выполнения кривошипно-шатунного механизма дезаксиальным с встроенным механизмом уравновешивания инерционных сил, который уравновешивает инерционные силы, создаваемые кривошипно-шатунным механизмом, как первого, так и второго порядка, и повышает безопасность работы оператора за счет размещения маховика на конце первого вала. В конечном счете это приводит к повышению производительности труда оператора и снижению заболеваемости операторов виброболезнью. По сравнению с известными (базовыми) образцами пил («Тайга-214» — с низкорасположенными рукоятками управления и «Урал-2» — с высокорасположенными рукоятками управления) предлагаемая пила будет иметь при прочих равных условиях (весе, габаритах, производительности пиления и т. п.) на рукоятках управления более низкий уровень виброколебаний на 5 — 8 дБ, что позволит изготовлять в СССР пилы с минимальным уровнем виброколебаний по сравнению с пилами всех зарубежных стран.

Формцла изобретения

l. Переносная бензомоторная цепная пила, содержащая одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с кривошипношатунным механизмом, механизм уравновешивания инерционных сил, имеющий маховик, противовесы, установленные на параллельных коленчатому валу валах, первый из которых связан посредством цилиндрической зубчатой передачи с коленчатым валом, Отличающаяся тем, что, с целью уменьшения мощности виброколебаний на рукоятках управления и повышения безопасности работы оператора при резком увеличении числа оборотов двигателя, второй вал механизма уравновешивания имеет зубчатое колесо, которое сопряжено с зубчатым колесом первого вала, и установлен от

его оси на расстоянии полтора дезаксиала, причем оси первого и коленчатого валов расположены симметрично относительно оси цилиндра двигателя и в плоскости, перпендикулярной этой оси, а маховик расположен на первом валу механизма уравновешивания.

2. Пила по п. 1, отличающаяся тем. что, с целью уменьшения габаритов картера двигателя и виброколебаний второй гармоники инерционных сил, ось второго вала механизма уравновешивания расположена относительно плоскости, проходящей через оси коленчатого и первого валов, со стороны, противоположной расположению цилиндра, на расстоянии не более дезаксиала от оси цилиндра.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 519321. кл. В 27 В 17/00, 1974.

2. Патент Швеции № 371958, кл. В 27 В 17 08, 972 (прототип) .

47иг. t фиг. Z

Составитель А. Кондратюк

Техред И. Верес КорректоР В. Прохненко

Редактор С. Пекарь

l Подпи сное

Заказ 11210/12 Тираж 56

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4,5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Переносная бензомоторная цепная пила Переносная бензомоторная цепная пила Переносная бензомоторная цепная пила Переносная бензомоторная цепная пила 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к переносным моторным инструментам

Изобретение относится к переработке лесоматериалов на пилопродукцию (брусья, доски и т.п.) посредством легко разборных и легко транспортируемых к местам переработки (вырубки, дачные участки и т.п.) устройств

Изобретение относится к деревораспиловочному оборудованию и в частности, к цепным пилам

Изобретение относится к устройствам для продольной распиловки бревен на пиломатериалы преимущественно в условиях малых частных предприятий

Изобретение относится к лесной и деревообрабатывающей промышленности, в частности, к устройству для торможения пильного аппарата переносного моторного инструмента

Изобретение относится к лесной и деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано в устройствах натяжения пильной цепи режущецепного аппарата моторной пилы

Изобретение относится к лесной и деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано в устройствах натяжения пильной цепи режущецепного аппарата моторной пилы

Изобретение относится к деревораспиловочному оборудованию, в частности к цепным пилам

Изобретение относится к деревораспиловочному оборудованию, в частности к цепным пилам
Наверх