Датчик числа оборотов вала

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

Оп ИСАНИНА

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< >994997 (51) Дополнительное к авт. свмд-ву Н 847209 (22) Заявлено 16.02.81 (21) 3249175/18 — 10 с присоединением заявки М (23)Приоритет

Опубликовано 07.02.83. Бюллетень М 5

Дата опубликования описания 07.02.83 (sI)M. Кл.

G 01 P 13/00

3Ьсуаарствопвй кеннтет

СССР ао делам нзебретеннй н открытнй (53) "Л 531.772 (088.8) -а1 (72) Авторы изобретения

Ф И. Я. Ходак, Г. И. Лошкарев и А. А. Итина

Государственный проектный институт "Электротях хиащроект" (7I ) Заявитель (54) ДАТЧИК ЧИСЛА ОБОРОТОВ ВАЛА

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в системах, требующих измерения числа оборотов в тех случаях, когда необходимо различать направление вращения.

По основному авт. св. N 847209 известен датчик числа оборотов вала, содержащий диамагнитный зубчатый диск, связанный с валом и расположенный в воздушных зазорах трансформаторов двух автогенераторов, два триггера, два элемента ЗАПРЕТ и элемент

ИЛИ, при этом выход первого автогенератора через первый элемент ЗАПРЕТ соединен с входом установки 1 первого триггера и с инверсным входом второго элемента ЗАПРЕТ, выход второго автогенератора через второй элемент ЗАПРЕТ соединен с входом установки в 1 второго триггера и с инверсным входом первого элемента ЗАПРЕГ, а входы установки в 0 обоих триггеров объединены и через. элемент ИЛИ подключены к выходам автоге нераторов (11.

Однако если, при вращении диска против часовой стрелки происходит смена направления вращения в зоне формирования импульса на соответствующей выходной шине, в момент возбуждения второго автогенератора единичный сигнал формируется и на второй выходной шине. Одновременное присутствие сигналов на обеих выходных шинах и их одновременное исчезновение прн дальнейшем l0 вращении диска в новом направлении требует дополнительных элементов разделения; выходных сигналов для их реверсивного счета.

Кроме того, если происходят "колебания" диска (двойное изменение направления вра15 щения) между точками зон формирования выходных .импульсов противоположных знаков, но начальное направление вращения не меняется, формирование только одной nap@ го импульсов приводит к погрешности преобразо— вания, так как резчльтат реверсивного счета при этом не изменится, хотя диск провернулся и полностью прошел зону формирования счетного импульса.

3 994997

Целью изобретения является повышение точности датчика.

Поставленная цель достигается тем, что в датчике числа оборотов вала выходы первого и второго элементов ЗАПРЕТ соединены с дополнительными входами установки в ."0 соответственно воторого и первого триггеров.

На чертеже представлена схема датчика.

Датчик содержит два автогенератора 1 и

2, управляемые общим латунным диском 3, 16 резисторы 4, два элемента ЗАПРЕТ 5 и 6 выходы которых подключены к входам установки в 1 триггеров 7 и 8, соединены с до- . полнительными входами установки в 0 триггеров 8 и 7 соответственно, а также соединены с инверсными входами элементов

ЗАПРЕТ 6 и 5 соответственно. Потенциальные

R-входы установки в 0 обоих триггеров 7 и

8 объединены и подключены к выходу элемента ИЛИ 9, входы которого соединены с щ выходами автогенераторов 1 и 2.

Трансформаторы автогснераторов смещены друг относительно друга в плоскости диска. на угол, при котором "критические зоны" автогенсраторов сдвинуты во времени и не э5 совпадают, и в то жс время обеспечивается участок устойчивого срыва генерации обоих авто генераторов.

При вращении латунного диска в направлении против часовой стрелки, начиная с момента, когда оба автогснератора возбуждены, на их выходах присутствуют нулевые сигналы.

При этом нулевым сигналом с выхода элемента ИЛИ 9, действующий по R-входу, триггеры

7 и 8 устойчиво удерживаются в нулевом

35 состоянии. На выходахных шинах датчика сигналы отсутствуют.

При дальнейшем вращении диска 3 и выходе его выреза нз прорези трансформатора

40 автогенератора 1 происходит резкий срыв генерации автогенератора 1. При этом на выходе элемента ЗАПРЕТ 5 появляется единичный сигнал, который поступает на вход установки в 1 триггера 7 и на инверсный вход элемента

ЗАПРЕТ 6. Одновременно снимается установочный нулевой потенциал с R-входов триггеров

7и8.

Неустойчивая работа автогенератора 1 в

его "критической зоне" в момент срыва генерации,. характеризуемая возможным много- 50 кратным включением и отключением, не оказывает влияния на состояние триггера 7, а значит и на выходной сигнал, так как одновременно с появлением сигнала на входе установки в 1 который смог бы переключить триггер, появляется нулевой сигнал на выходе элемента ИЛИ 9 и удерживает триггер 7

R-входа .в исходном состоянии.

Этот процесс продолжается до выхода автогенератора 1 .на "критической зоне" и вхождения его в режим устойчивого срыва генерации. При этом на выходе элемента

ЗАПРЕТ 5 устанавливается единичный сигнал.

При дальнейшем вращении диска 3 его диаметрально противоположным лепестком срывается генерация автогенератора 2.

Однако, вследствие того, что элемент

ЗАПРЕТ 6 по инверсному входу блокирован единичным сигналом с выхода элемента

ЗАПРЕТ 5, то на ВРемя срыва генерации автогенератора 1 сигнал с выхода автоненератора 2, в том числе и возможные ложные импульсы, имеющие место в "критической зоне" этого автогенератора, не проходят.на выходе элемента ЗАПРЕТ б и не оказывают влияния на состояние элементов схемы.

Дальнейшее вращение диска 3 приводит к возбуждению автогснератора 1, что обесчечивает появление нулевого сигнала. на выходе элемента ЗАПРЕТ 5. Этим сигналом снимается блокировка с инверсного входа элемента

ЗАПРЕТ б, а так как автогенератор 2 еще находится в состоянии устойчивого срыва генерации и на его выходе присутствует единичный сигнал, то при снятии блокировки с элемента ЗАПРЕТ. 6. на его выходе в тот жс момент времени формируется сднничный сигнал, которым сразу жс блокируется по инверсному входу элемент ЗАПРЕТ 5 и тем самым, запрещается прохождснис на выходе последнего ложных импульсов. имеющих место в

"критической зоне" автогенератора 1 при его возбуждении.

Нулевым сигналом с вь|хода элемента

ЗАПРЕТ 5 триггера переключается в единичное состояние, формируя на выходной шине А датчика единичный сигнал о вращении диска в направлении вращения против часовой стрелки. Одновременно единичный сигнал с выхода элемента ЗАПРЕТ 6 поступает на вход установки в 0 триггера 7 и вход установки в 1 триггера 8, чем подготавливает их для последующего переключения в соответствующее состояние.

При этом, если направление вращения диска не меняется, выходной сигнал на шине

А будет сохраняться до момента возбуждения автогенератора 2, при котором нулевым сигналом с выхода элемента ИЛИ 9 оба триггера устанавливаются в нулевое состояние .

Неустойчивая работа автогенератора 2 в его

"критической зоне" при вхождении в режим генерации также не оказывает влияния на состояние триггера 8, а значит и на выходной сигнал, как это описано для триггера 7.

Если направление вращения диска не изменяется, лри дальнейшем его вращении цикл работы повторяется.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР Р 847209, 25 кл. G 01 P 13/00> 10.10.79. ! составитель Г. Толкачев

Техред М.Надь

Корректор М. лароши

Редактор А. Шандор

Тираж" 871

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений, и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Заказ 631/29

Филиал ППП "ППятент™, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 - 99499

Если же в зоне формирования импульса на выходной шине А происходит смена направления вращения, в момент возбужденияавтогенератора 2 на выходе элемента .

ЗАПРЕТ 6 формируется нулевой сигнал, ко- 5 торым триггер 8 переключается в единичное состояние, а триггер 7 возвращается в нулеsoe состояние. Это исключает единовременнод присутствие сигналов на выходных шинах А и Б при дальнейшем вращении диска в новом направлении и не. требует дополнительных элементов разделения выходных сигналов для их реверсивного счета.

В случае, если при направлении вращения в зоне. формирования выходного сигнала противоположного знака направление вращения диска изменяется вновь, т. е. происходят

"колебания" диска между точками зон формирования выходных сигналов противоположных знаков,. в первоначальное направле- 20 ние вращения диска не меняется, датчик формирует три импульса, причем два из них формируются на выходной шине А, соответственно начальному направлению. вращения против часовой стрелки, что.при использова7 б нии реверсивного счета исключает возможность ошибки.

Таким образом, введение дополнительных связей для установки триггера датчика s нулевое состояние. обеспечивает разделение

1 во времени выходных сигналов и исключается возможность ошибки при "колебаниях" диска между точками формирования выходных .импульсов противоположных знаков

Формула изобретения

Датчик числа оборотов вала по авт.

cs. И 847209„ отличающийся тем, что, с целью повышения его точности, выходы первого и второго элементов

ЗАПРЕТ соединены с дополнительными входа- ми установки в 0 соответственно второго и первого триггеров.

Датчик числа оборотов вала Датчик числа оборотов вала Датчик числа оборотов вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для измерения расхода жидкостей с колеблющимся элементом, приводящимся в движение потоком этих жидкостей, и пропускающим их непрерывным потоком

Изобретение относится к области приборостроения, в частности к средствам индикации движения, измерения скорости и ускорения, и может найти применение в авиационном приборостроении, а также в приборах для физических исследований и демонстраций

Изобретение относится к промысловому рыболовству и может быть использовано для тралового рыболовства на океанских акваториях в районах морских течений

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения скорости вращения и контроля знака вращения подводных самодвижущихся объектов

Изобретение относится к области авиации и, в частности, к определению воздушных параметров полета летательных аппаратов

Изобретение относится к системам подачи печатной ленты для принтера и, более конкретно, к системе обнаружения движения ленты в кассете с печатной лентой

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения скорости вращения вала
Наверх