Шип противоскольжения

 

O ll M C A H H E „,998141

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.02.81 (21) 3244677/27 11 (5E)M. Кл.

3254530/27-11, 3251544/27-11

В 60 С 11/14

Гвв дврствеай квмитвт

CCCP (23) Приоритет 18.02.81; 27.02.81 (53) УД К629.11., 012.7 (088.8) Опубликовано 23 02 83 Бюллетень № 7

Дата опубликования описания 23.02.83 вв делам извбретений и вткрытий (72) Автор изобретения

10. Ф. Шутилин (?1) Заявитель

Воронежский технологический институт (54) ШИП ПРОТИВОСКОПЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к автомобильной промьппленности и касается средств повышения проходимости колесных транспортных средств, в частности, шипов противоскольжения, устанавливаемых в протекторе колеса транспортного средства.

Известен шип противоскольжения, преимущественно для автомобильной шины, содержащий разъемный корпус с внутренней полостью охватывающей сердечник, рабочий конец ко- 0 торого обращен из корпуса наружу, упругий элемент, размещенный между стенкой полости и противоположным указанному концом сердечника (11.

Однако известный шин при эксплуатации на дорогах с частичным обледенением разрушает дорожное покрытие в местах, не покрытых льдом или снегом, и интенсивно истирается сам.

Целью изобретения является расширение 2о функциональных возможностей.

Для достижения поставленной цели в шипе противоскольжения, характеризующимся вышеуказанной совокупностью существенных призиаков, упругий элемент выполнен из материа-, ла, ступенчато меняющего свою жесткость в зависимости от температуры.

Причем упругий элемент выполнен из биметалла. упругий элемент выполнен из резины, имеющей температуру стекловаиия в пределах минус 10 — ллюс 60 С.

Кроме того, упругий элемент выполнен из сплава с термической памятью.

На фиг. 1 изображен шип противоскольжения, у которого упругий элемент из биметаллической пружины; на фиг. 2 — то жеъ выполненный из резины, имеющий температуру стеклования в пределах минус 10плюс 60 С; на фиг. 3 — то же, упругий элемент которого выполнен из сплава с термической памятью.

Износостойкий сердечник 1 установлен в полости разъемного корпуса, образованной деталями 2 и 3, соединенными, например, с помощью резьбы. Внутри полости размещен упругий элемент 4, выполненный в соответствии с фиг. 1 из биметаллической пружины, 998141

3 изготовленной, например, из латуни (на фиг. темная часть) и стали (светлая часть).

Возможна установка нескольких таких пружин в различных плоскостях. В соответствии с фиг. 2 — из резины с температурой стекло-. вания в интервале минус 10 — плюс 60 С.

В соответствии с фиг. 3 упругий элемент 4 из сплава с термической памятью, например, иэ сплава 54 — 56 мас.% никеля и 44 — 46 мас.% титана. t0

Кроме того, в полости корпуса установлены регулировочные шайбы 5.

При выполнении упругого элемента из резины (фиг. 2) в полости корпуса выполяют кольцевые проточки 6, а упругий элемент

4 изготовлен с некоторым зазором между ее боковыми поверхностями и деталью 2.

Шип противоскольжения работает следующим образом.

В соответствии с фиг. 1 в биметаллической10 пружине при снижении температуры наружный латунный слой уменьшается в длине в большей степени, чем внутренний стальной. Возникающие,термические напряжения разгибают пружину и поднимают сердечник, выталкивая его рабоч-; —:-; 25 часть из корпуса шипа, обеспечивая соприкосы вение сердечника с дорогой. Причем при более низких температурах усилие "распрямления" пружины увеличивается и тем выше, чем ниже температура, т. е. предложенная конструкция 50 обеспечивает незначительное давление сердечника на дорогу при 0 С, когда лед, снег прочны.

Следовательно, .шип сам "выбирает" величину давления шипа на дорогу с учетом ее состояния.

В соответствии с Фиг. 2 се рдечник 1 в свободном от контакта с дорогой состоянии, выдвинут из корпуса шипа. Во время движения автомобиля при температуре воздуха +20 С и вьппе упругий элемент 4 сжимается сердечником 1, заполняет зазор в полости и кольцевые@ проточки 6, которые обеспечивают вытеснение резины из-под сердечника 1 при его входе в полость корпуса, При снижении температуры окружающей среды до 0 С шип работает аналогичным обра-4 зом, т. е. сердечник 1. утапливается в корпус при контакте с дорогой, mo обеспечивает низ кое удельное давление сердечника. 1 на дорожное покрытие и обуславливает малое истирание шипа и дорожного покрытия при движе50 нии автомобиля при отсутствии снега и льда на поверхности дороги.

При температуре окружающей среды 0 С и ниже в зоне установки, шипа температура протектора составляет для легковой покрышки 20 С и ниже, вследствие чего элемент 4 теряет эластичность, эастек товывается, становит. ся твердой (так как имеет температуру стеклования 20 С) и жестко фиксирует сердеч4 ник 1 в рабочем, положении: сердечник 1 выступает из корпуса и обеспечивает надежное сцепление колеса с обледеневшей дорогой.

Шайбы. 5 обеспечивают регулировку положения сердечника 1 после износа рабочей части.

Поскольку размеры покрышки определяют величину температуры развивающейся в протекторе, то в покрышках большого размера, для грузовых автомобилей, например, в зоне установки шипа температура поднимается до

60 С. В покрышках малого размера, в условиях движения на пониженных скоростях при снеге, гололеде температура в зоне установки шипа может составлять 0 С и даже минус10 С.

Поэтому для каждого вида покрышек необходимо выбирать резиновый элемент 4 с требуемой температурой стеклования.

В соответствии с фиг, 3, внутри полости устанавливают упругий элемент 4, изготовленный из сплава 55 мас.% никеля и 45 мас.% титана, обладающий термической памятью: увеличивающийся по длине при температуре ниже 10 С и уменьшающийся по длине при температуре выше 10 С. Получают такую вставку путем отжига в штампе и охлаждения до 10 С плоской пластинки удлиненной формы и от..::игом в штампе и охлаждением до 0 С morayтой в виде дуги пластинки укороченной формы.

Вставка "запомнила", что при температуре ниже -10 С она плоская, удлинена, а при температуре выше 10 С вЂ” изогнута, укорочена.

Шайбы 5 обеспечивают регулировку размеров выступающей части сердечника.

Шип может "выбирать" автоматически два режима эксплуатации — холостой и рабочий.

В рабочем режиме при температуре окружающей среды 0 С и ниже элемент 4 удлинен, поднимает сердечник 1 вверх, выдвигая его рабочий конец из корпуса шипа, увеличивая сцепление колеса с обледенелой дорогой. Длина выступающего рабочего конца сердечника регулируется шайбами 5.

В холостом режиме эксплуатации (показано штрихами) при температуре окружающей среды выше 0 С температура протектора в .зоне шипа при движении повышается до 10 С и более, элемент 4 изгибается, уменьшается по длИне. Пружина утапливает сердечник в полость шипа, выводя его из контакта с дорогой.

Таким образом, сердечник шипа противоскольжения во всех трех случаях не соприкасается с дорожным покрытием, при температуре выше 0 С дорожное покрытие очищается от льда и снега, а следовательно не истирается и не разрушает дорогу.

Предлагаемый шип противоскольжения сам "выбирает" наиболее экономичный режим эксплуатации, что позволяет увеличить срок его службы и снизить износ дорожного покрыизобретения

Формула

l. Шип противоскольжения, преимущественно дпя автомобильной шины, содержащий разьемный корпус с внутренней полостью, охватывающей сердечник, рабочий конец которого обращен из корпуса наружу, упругий элемент, размещенный между стенкой полости и противоположным указанному концом сердечника, .о т л н ч а ю шийся тем,. что, с целью расширения функциональных воэможностей, он выполнен из материала, 5 . 9981 тия в период межсезонья. Выбор режима эксплуатации для каждого вида покрышек необ. ходимо производить oliblTHbBvf путем, так как температура внутри шипа для разных видов покрышек различна при температуре окружающей среды 0 С.

41 6 ступенчато меняющего свою жесткость в зависимости от температуры.

2. Шип по п. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что упругий элемент выполнен иэ би металла.

3. Шип по п. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что упругий элемент выпопнен из резины, имеющей температуру стеклования в пределах минус 10 — плюс 60 С.

4, Шип по п. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что упругий элемент выполнен иэ сплава с термический памятью.

Приоритет по .и унк там:

11.02.81 по пп. 1 и 2.

18.02.81 по п. 3

27.02.81 но п. 4.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции У 386673, кл. 63 е 19, 1908 (прототип).

1033/26 дни сное

Филиал ППП "Патент", г.ужгород. ул.Проектная,4

Шип противоскольжения Шип противоскольжения Шип противоскольжения 

 

Похожие патенты:

Шина // 495218

Изобретение относится к шинной промышленности и касается конструкции средств противоскольжения транспортных средств, в частности элементов противоскольжения, которыми оснащаются протекторы шин для повышения их сцепления с опорной поверхностью, характеризующейся малым коэффициентом сцепления

Изобретение относится к шинной промышленности и касается конструкции шипов противоскольжения, которыми оснащаются протекторы шин транспортных средств для повышения их сцепления с опорной поверхностью, характеризующейся малым коэффициентом сцепления

Изобретение относится к способу и установке для включения твердых гранул в протекторы шин, а также в отдельные резиновые полосы и заготовку протектора

Изобретение относится к автомобильной промышленности

Изобретение относится к средствам улучшения ходовых качеств автотранспортных средств при движении по обледенелым дорогам и позволяет повысить безопасность движения в сложных дорожных условиях гололеда

Изобретение относится к автомобильному транспорту

Изобретение относится к шинной промышленности и касается изготовления ошипованных шин для колесных транспортных средств, используемых для повышения сцепления с опорной поверхностью при движении в зимний период года
Наверх