Патенты автора Хабибуллин Азамат Мансурович (RU)

Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к разработке катализатора и способа изодепарафинизации дизельных дистиллятов с его использованием для получения дизельных топлив арктических сортов. Катализатор содержит двойную смесь высококремнеземных цеолитов (среднепористого цеолита ZSM-5 со структурой пентасил и широкопористого цеолита фожазита - ультрастабильного USY), гидрирующий переходный металл - в виде оксида никеля, промотор - оксида бора и связующее вещество - оксид алюминия при следующем соотношении компонентов, мас.%: cмесь цеолитов 50,0-70,0; гидрирующий металл 5,0-10,0; промотор 1,0- 4,0; связующее вещество до 100,0. Смесь цеолитов включает: ZSM-5 с модулем 150-200 в водородной форме и ультрастабильный USY - цеолит LaHY с модулем 8-11 (содержание La2O3 5-6 мас.%) при массовом соотношении ZSM-5 : LaHY, равном (3-9) : 1. Также раскрывается способ изодепарафинизации нефтяного сырья с использованием вышеупомянутого катализатора, отличающийся тем, что процесс изодепарафинизации гидроочищенных прямогонных дизельных дистиллятов осуществляют при температуре 250-350°С, давлении 2,0-3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 2-4 час-1 и соотношении Н2/сырье, равном 100-1200 нм3/м3. Техническим результатом является разработка катализатора изодепарафинизации дизельных дистиллятов, не содержащего галогена и активированного при более низкой температуре и более низком давлении, а также способа получения, с использованием этого катализатора при более низкой температуре и более низком давлении, дизельных топлив арктических марок, обладающих более низкими значениями предельной температуры фильтруемости и температуры помутнения. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 3 табл., 1 пр.
Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к способу получения битума из остатков перегонки нефти гудрона/полугудрона. Способ осуществляют путем окисления гудрона/полугудрона кислородом воздуха при температуре от 250 до менее 270°С в присутствии добавки. Причем в качестве добавки используют фракцию 270°С-кк тяжелой смолы пиролиза, взятую в количестве от 3 до менее 5 мас.% или от более 5 до 15 мас.% на сырье. Техническим результатом заявленного изобретения является разработка способа получения битума, отличающегося повышенными эксплуатационными характеристиками, в том числе после старения, а также снижение переменных затрат на производство битума путем сокращения времени окисления. 3 табл., 9 пр.
Предложен способ получения катализатора алкилирования бензола этиленом, включающий получение катализатора на основе цеолита ZSM-5 без связующего, его сушку и прокаливание, где смешивают порошкообразный цеолит ZSM-5 21-40 мас.%, каолин 6-15 мас.%, молотый силикагель 50-63 мас.% и олигомерные эфиры ортокремниевой кислоты 2-8 мас.%, увлажняют полученную смесь водой, формуют гранулы, которые далее сушат, прокаливают в атмосфере воздуха при 550-700°С в течение 2-6 часов, осуществляют гидротермальную кристаллизацию в реакционной смеси мольного состава (2,8-4,2)Na2O⋅(0,7-2,4)R⋅Al2O3⋅(60-90)SiO2⋅(400-1100)H2O при 110-120°С в течение 48-72 часов, промывают водой, трехкратно обрабатывают водными растворами солей аммония с концентрацией NH4+ 50-80 г/дм3 при 70-90°С в течение 2-3 часов до степени замещения катионов Na+ в цеолите не менее 97%, промывают водой, сушат и прокаливают. Также предложен способ алкилирования бензола этиленом с получением этилбензола, включающий взаимодействие бензола с этиленом в газовой фазе на цеолитсодержащем катализаторе, где используют катализатор, полученный по способу, описанному выше. Технический результат: высокое содержание этилбензола в алкилате и упрощение способа получения катализатора алкилирования бензола этиленом. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 11 пр.

Изобретение относится к способам получения катализатора трансалкилирования, включающим цеолит и неорганическое связующее вещество, к катализатору и способу трансалкилирования ароматических углеводородов с образованием этилбензола в присутствии полученного катализатора. Катализатор, содержащий более 65% объема мезо- и макропор диаметром 2-50 нм, получают путем смешения 80-90 мас.% цеолита Y в Н+РЗЭ-форме с размером частиц не более 2 мкм, 10-20 мас.% связующего, пластификатора в количестве 1-3 мас.% на получаемый катализатор, формования гранул, сушки и прокалки. Далее гранулы активируют раствором кислоты с концентрацией 0,1-0,3 н при 70-90°С, в течение 1,0-1,5 ч, гранулы промывают, высушивают и прокаливают. Изобретение обеспечивает повышение конверсии диэтилбензолов, выхода этилбензола, повышение прочности катализатора. 3 н. и 3 з.п. ф-лы, 1 табл., 10 пр.

Изобретение относится к катализаторам нефтеперерабатывающей промышленности и может быть применено при производстве и использовании катализатора гидродепарафинизации масляных фракций. Предложен цеолитсодержащий катализатор на основе высококремнеземного цеолита, включающий гидрирующие компоненты и добавки, при следующих соотношениях компонентов, мас.%: цеолит 70,0-80,0; МоО3 3,0-4,0; NiO 3,0-4,0; Р2О5 1,0-2,0; В2О3 0,5-2,0; γ-AI2O3 - остальное до 100. При этом в качестве основы использован цеолит ZSM-5, имеющий: степень кристалличности 100%; размеры кристаллитов 2-8 мкм; силикатный модуль 180-200. Технический результат заключается в повышении выхода целевого продукта и снижении температуры его застывания. 3 табл., 3 пр.

Изобретение раскрывает способ получения судового маловязкого топлива путем атмосферно-вакуумной перегонки нефти с выделением фракций, каталитического крекинга вакуумного газойля, компаундирования этих фракций, характеризующийся тем, что при атмосферно-вакуумной перегонке нефти выделяют вакуумную дизельную фракцию в вакуумной колонне, при атмосферно-вакуумной перегонке газового конденсата - тяжелую дизельную фракцию в ректификационной колонне и НК-360°C, являющуюся верхним циркуляционным орошением вакуумной колонны, с последующим их смешением с вакуумным газойлем установки висбрекинга в массовом соотношении 40:20:40:0-85:5:5:5 и гидроочисткой с получением компонента судового маловязкого топлива, затем каталитическому крекингу подвергают гидроочищенный вакуумный газойль с отделением от полученного продукта фракции легкого газойля и компаундированием его с компонентом судового маловязкого топлива в массовом соотношении 90:10-50:50. Технический результат заключается в улучшении экологических, эксплуатационных, антикоррозионных и низкотемпературных свойств. 1 з.п. ф-лы, 5 пр., 4 табл.

 


Наверх