Патенты автора Черкасов Александр Николаевич (RU)

Изобретение относится к области авиационной техники для проведения летных исследований характеристик и демонстрации технологий авиационных силовых установок с малоразмерными двигателями. Летающая лаборатория содержит беспилотный летательный аппарат самолетного типа, состоящий из несущего фюзеляжа, прямоугольного крыла, переднего горизонтального оперения, V-образного хвостового оперения и силовой установки с N авиационными двигателями. Узлы крепления авиационных двигателей установлены на крыле и фюзеляже. Переднее горизонтальное оперение выполнено съемным, а в фюзеляже оборудован отсек с люком для размещения источника энергии. Изобретение направлено на расширение функциональных возможностей летающей лаборатории для проведения летных исследований характеристик и демонстраций технологий авиационных силовых установок с малоразмерными газотурбинными, поршневыми, электрическими двигателями, а также гибридных силовых установок, с учетом типа источника энергии и интерференции элементов силовой установки и планера. 5 ил.

Магазин автоматического оружия с ленточным питанием содержит корпус, разделенный вертикальными перегородками на секции, в которые уложена состоящая из подвижных звеньев с удерживающими гильзу патрона в месте расположения проточки хвостовиками единая патронная лента со свисающими вдоль задней стенки каждой секции вертикальными участками, горловину, скрепленную с оружием, и по числу секций узлы фиксации в горизонтальном положении патронов вертикальных участков патронной ленты в виде закрепленных на задней стенке секции, либо на каркасной рамке, установленной на задней стенке, по месту расположения вертикальных участков ленты пар крюков с зевами в виде выемок. Один крюк каждой пары установлен по месту снарядной части патрона, а другой - по месту проточки гильзы патрона, профиль выемки крюка под снарядную часть образован сопряженными дугами двух окружностей с лежащими на одной вертикальной оси центрами. Технический результат - обеспечение надежности стрельбы. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

Двуствольная автоматическая пушка газоотводного типа содержит два попеременно стреляющих ствола, газовый двигатель для каждого ствола с газовым цилиндром, в котором установлен с возможностью продольного перемещения газовый поршень со штоком, и общий для стволов узел пироперезарядки. Узел пироперезарядки содержит пирокассету. Технический результат – обеспечение максимальной и одинаковой мощности узла перезарядки для обоих стволов, повышение надежности работы системы пироперезарядки во время стрельбы, повышение надежности автоматической стрельбы. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для создания кабин малогабаритного грузового транспортного средства. Кабина транспортного средства содержит металлический каркас из балок, включающий образующие вместе переднюю, боковые и заднюю его части, а именно верхнее основание под панель крыши и ступенчатое нижнее основание под пол, связанные между собой двумя задними базовыми вертикальными стойками, двумя передними базовыми стойками с изломом, каждая из которых состоит из нижней вертикальной части ниже излома и верхней наклонной выше излома, и двумя боковыми базовыми вертикальными стойками. Наряду с каркасом имеются выполненные из светонепрозрачного материала панели пола, крыша, передняя панель с лобовым стеклом и капотом и два цельноформованных облицовочных профиля, по одному для каждой боковой части каркаса и выполненные из светопрозрачного материала панели под проемы. Передние стойки жестко связаны между собой в месте их излома горизонтальной балкой, которая совместно с вертикальной частью передних стоек и передней балкой нижней ступени образует основание капота, а совместно с передней балкой верхнего основания и наклонной частью передних стоек - основание под проем лобового стекла. Передняя панель и панель крыши крепятся к каркасу посредством облицовочных профилей, каждый из которых неподвижно соединен с соответствующими передними стойками и боковыми балками верхнего основания. Задняя часть каркаса и дверные проемы между боковыми и передними стойками выполнены открытыми. Технической результат заключается в повышении технологичности изготовления кабины и сокращении затрат на ее производство, а также в улучшении обзорности кабины и повышении эргономических качеств кабины. 13 з.п. ф-лы, 5 ил.

Группа изобретений относится к области электротехники, а именно к встраиваемым в отсек различного типа машин дизель-генераторным установкам для обеспечения таких машин электроэнергией постоянного тока при неработающем основном двигателе. Предлагается дизель-генераторная установка, содержащая силовой блок и блок воздухозаборника, пространственно удаленный от силового блока и объединенный с ним соединительным упругим элементом. Силовой блок включает дизель с воздушной системой охлаждения и установленные на его коленчатом валу генератор и закрытый кожухом с впускным и выпускным окнами маховик-вентилятор, на ступице которого со стороны впускного окна установлен конусообразный шкив-вентилятор с ручьем под пусковой шнур для ручного резервного запуска. Блок воздухозаборника содержит воздухозаборник в виде короба с установленными на нем преобразователем напряжения с выпрямительным блоком. Соединительный упругий элемент выполнен в виде пластины со сквозными окнами, на одном конце которой неподвижно установлен блок воздухозаборника, а ее другой конец соединен с подрамником, на котором установлен силовой блок. Предлагается также система охлаждения для указанной выше дизель-генераторной установки, которая содержит воздушную систему охлаждения головки и цилиндра дизеля и одновременно работающую с ней принудительную жидкостно-масляную систему охлаждения, состоящую из контура охлаждающей жидкости и контура охлаждения масла. Техническим результатом для указанных выше изобретений является увеличение надежности и долговечности работы дизель-генераторной установки и повышение развиваемой дизелем мощности при эксплуатации в отсеке с ограниченным объемом. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к оружейной технике и может быть использовано в трактах питания артиллерийских установок с ленточным питанием. Тракт питания артиллерийской установки содержит гибкий рукав с горловиной для направления патронной ленты к приемному окну автомата, образованному его кронштейном и крышкой, и узел ограничения перемещения патронной ленты сверху и со стороны донцев гильз патронов, расположенный между горловиной и приемным окном. Узел ограничения выполнен в виде горизонтальной направляющей пластины, подвижно соединенной с верхним торцом горловины одной своей стороной, а ее противоположная сторона входит с перекрытием в приемное окно со стороны крышки автомата. На горизонтальной направляющей пластине расположена опорная площадка под дульца гильз патронов, обеспечивающая горизонтальное положение патронной ленты перед входом в приемное окно, и вертикальная направляющая пластина для ограничения перемещения патронной ленты в процессе стрельбы со стороны донцев гильз патронов. Одним концом вертикальная направляющая пластина закреплена на горизонтальной направляющей пластине со стороны горловины, а ее свободный конец входит с перекрытием в приемное окно со стороны кронштейна автомата. Вертикальная пластина подпружинена в сторону донцев гильз патронов, а горизонтальная направляющая пластина подпружинена к проему горловины. Для обеспечения собираемости крышки автомата на свободном конце вертикальной пластины выполнены скосы. Вертикальная направляющая пластина установлена на жестко закрепленной оси с выступом, входящим в зацепление с выполненной на вертикальной пластине выемкой, размер которой обеспечивает поворот указанной пластины относительно оси. Технический результат - повышение надежности стрельбы артиллерийской установки. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Артиллерийская корабельная установка содержит станок, обеспечивающий наведение автоматов установки по горизонтали, на котором расположена люлька с автоматами, имеющими блоки стволов с патрубками для соединения с нагнетающим и отводящим рукавами принудительной проточной системы охлаждения автоматов. Станок смонтирован на сообщающемся с подпалубным помещением барбете корабля. В станке имеется сквозное отверстие для удаления вылившейся в процессе демонтажа автоматов охлаждающей жидкости из блоков стволов после рассоединения патрубков автоматов с нагнетающим и отводящим рукавами. С нижней стороны станка предусмотрен дренажный рукав, верхний конец которого герметично закреплен по месту расположения отверстия, а нижний конец свободно располагается в непосредственной близости от водоотводной системы корабля в подпалубном помещении. Нижний конец дренажного рукава оснащен заглушкой, позволяющей охлаждающей жидкости скапливаться внутри рукава, заглушка устанавливается с возможностью отделения от дренажного рукава для сброса охлаждающей жидкости. Технический результат - исключение попадания охлаждающей жидкости при демонтаже автоматов на электрооборудование и другие узлы артиллерийской установки, повышение надежности работы артиллерийской установки. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Артиллерийская установка содержит оружие и обтекатель с пазом под стволы оружия в передней его части. Обтекатель состоит из основания, крышки и петель, которые обеспечивают возможность поднятия крышки вверх относительно разъемного в вертикальной плоскости основания, состоящего из передней и задней частей. Крышка обтекателя выполнена разъемной в вертикальной плоскости и состоит из двух боковых частей. Плоскость разъема крышки проходит через паз под стволы оружия. Петли, соединяющие основание и боковые части крышки, установлены со стороны передней части обтекателя и выполнены разъемными, каждая из полупетель соединена друг с другом съемной осью, вокруг которой осуществляется поворот боковых частей крышки в вертикальной плоскости. Для удобства открывания и удержания в открытом положении крышки или любой ее части с противоположной расположению петель стороны установлены подпружиненные телескопические стойки, по одной для каждой части крышки, закрепленные с внутренней стороны основания и соответствующих частей крышки. Боковые части крышки, передняя и задняя части основания при полностью собранном обтекателе зафиксированы между собой натяжными замками, установленными на их внутренних поверхностях. Для стравливания избыточного давления газа, образующегося при стрельбе внутри обтекателя, предусмотрен подпружиненный фиксатор, закрепленный между любой из двух боковых частей крышки и задней частью основания. Для удобства монтажа или демонтажа частей обтекателя на внешней поверхности крышки и основания установлены ручки, которые одновременно являются ступеньками для осмотра и обслуживания артиллерийской установки при полностью собранном обтекателе. На задней части основания – дверца, которая открывается при поднятии крышки. Для обеспечения водозащищенности артиллерийской установки между разъемными частями крышки и основания по линиям разъема, а также между крышкой и основанием по линии разъема установлены уплотнители. Технический результат - облегчение и упрощение монтажа, демонтажа и ремонта оружия артиллерийских установок за счет исключения работ по установке, снятию и подъему обтекателя целиком. 7 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к шасси малогабаритного грузового транспортного средства с электроприводом. Шасси включает в себя: раму, передний и задний мосты и отсек для накопителей электрической энергии. Накопители представляют собой набор аккумуляторных батарей, расположенный со стороны дна рамы. Рама состоит из: задней части и соединенной с ней через кронштейны передней части. Передняя часть рамы установлена с занижением относительно задней части рамы. Передняя часть рамы выполнена в виде двух параллельно и симметрично установленных относительно продольной оси рамы коротких лонжеронов, на которые устанавливается часть днища кабины с полом, и поперечной балки под основание бампера кабины, закрепленной на свободных торцах лонжеронов. Задняя часть рамы выполнена в виде двух параллельно и симметрично установленных относительно продольной оси рамы длинных лонжеронов и соединяющих их передней, задней и двух срединных поперечин. Срединные поперечины расположены между передним и задним мостами и образуют пролет для установки со стороны дна рамы отсека для накопителей электрической энергии. Длина пролета составляет (0,39-0,41) от длины задней части рамы при неизменном расстоянии между передней поперечиной и ближайшей к ней срединной поперечиной пролета. Достигается создание унифицированного шасси, позволяющего компоновать транспортное средство накопителями энергии разного объема. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к способу замкнутого водооборота гальванического производства, предусматривающему раздельный сбор в накопителях концентрированных технологических стоков в виде отработанных кислых, щелочных, хромсодержащих и циансодержащих растворов с суммарной концентрацией не более 400 г/л и разбавленных технологических стоков от промывки деталей в виде отработанных кислотно-щелочных, хромсодержащих и циансодержащих промывных вод с солесодержанием каждого из указанных компонентов не более 500 мг/л в пересчете на NaCl при содержании шестивалентного хрома Cr6+ не более 200 мг/л и цианидов не более 150 мг/л, и их дальнейшую непрерывную очистку. При этом очистку разбавленных технологических стоков осуществляют до качества воды второй категории с общим солесодержанием в пересчете на NaCl не более 100 мг/л при рН 6,0-8,5 и отсутствии шестивалентного хрома Cr6+ и цианидов, для чего кислотно-щелочные промывные воды вначале подвергают предварительной очистке с помощью механической фильтрации для удаления частиц загрязнений размером до 20 мкм, а затем с помощью сорбционной фильтрации для удаления органических примесей до значения химического потребления кислорода (ХПК) не более 50 мг/л, далее предварительно очищенные кислотно-щелочные промывные воды с помощью насоса подают на установку ионного обмена для их дальнейшей очистки посредством ионного обмена до получения качества воды второй категории, где предварительно очищенные кислотно-щелочные промывные воды последовательно проходят катионообменную обработку с помощью ионнообменной смолы в виде макропористого сильнокислотного катионита на основе сополимера стирол-дивинилбензола с высокой степенью монодисперсности и анионообменную обработку с помощью ионнообменной смолы в виде макропористого слабоосновного анионита на основе сополимера стирол-дивинилбензола с монодисперсным распределением гранул, после чего вода второй категории поступает в единый накопитель воды второй категории, причем скорость прохождения кислотно-щелочных промывных вод через механическую и сорбционную фильтрацию и очистку посредством ионного обмена составляет 7500-10000 л/ч, а объемное соотношение катионита и анионита составляет 0,8-1,0. Хромсодержащие промывные воды вначале подвергают предварительной очистке с помощью сорбционной (угольной) фильтрации для удаления механических и органических примесей до значения химического потребления кислорода (ХПК) не более 50 мг/л, далее предварительно очищенные хромсодержащие промывные воды с помощью насоса подают на установку ионного обмена для их дальнейшей очистки посредством ионного обмена до получения качества воды второй категории, где предварительно очищенные хромсодержащие промывные воды последовательно проходят катионообменную обработку с помощью ионнообменной смолы в виде макропористого сильнокислотного катионита на основе сополимера стирол-дивинилбензола с высокой степенью монодисперсности и анионообменную обработку с помощью ионнообменной смолы в виде макропористого слабоосновного анионита на основе сополимера стирол-дивинилбензола с монодисперсным распределением гранул, после чего вода второй категории поступает в единый накопитель воды второй категории, причем скорость прохождения хромсодержащих промывных вод через механическую и сорбционную фильтрацию и очистку посредством ионного обмена составляет 4000-5000 л/ч, а объемное соотношение катионита и анионита составляет 0,5-0,7. Циансодержащие промывные воды вначале подвергают предварительной очистке с помощью сорбционной фильтрации для очистки от механических и органических примесей до значения химического потребления кислорода (ХПК) не более 50 мг/л, далее предварительно очищенные циансодержащие промывные воды с помощью насоса подают на установку ионного обмена для их дальнейшей очистки посредством ионного обмена до получения качества воды второй категории, где предварительно очищенные циансодержащие промывные воды последовательно проходят катионообменную обработку с помощью ионнообменной смолы в виде макропористого сильнокислотного катионита на основе сополимера стирол-дивинилбензола с высокой степенью монодисперсности и анионообменную обработку с помощью ионнообменной смолы в виде макропористого слабоосновного анионита на основе сополимера стирол-дивинилбензола с монодисперсным распределением гранул, после чего вода второй категории поступает в единый накопитель воды второй категории, причем скорость прохождения циансодержащих промывных вод через механическую и сорбционную фильтрацию и очистку посредством ионного обмена составляет 1000-1200 л/ч, а объемное соотношение катионита и анионита составляет 0,6-0,8. Далее воду второй категории с помощью насоса возвращают в гальванохимическое производство; а очистку концентрированных технологических стоков осуществляют до качества воды третьей категории с общим солесодержанием в пересчете на NaCl не более 40 мг/л, сухим остатком не более 35 мг/л, значением рН - 6,0-8,5 и отсутствием шестивалентного хрома Cr6+ и цианидов, для чего концентрированные технологические стоки вначале подают в емкость усреднения концентрированных стоков, а затем в реактор обработки для их нейтрализации и осаждения последовательно и/или одновременно растворами серной кислоты концентрацией 20-30%, сульфита натрия концентрацией 10-12%, едкого натра концентрацией 20-30%, флокулянта концентрацией 0,02-0,1% и хлорного железа концентрацией 0,5-5%, а далее - в отстойник, где происходит отстаивание усредненных концентрированных технологических стоков в течение не менее 2 часов до получения осветленных концентрированных технологических стоков и твердого концентрированного технологического шлама. Далее осветленные концентрированные технологические стоки направляют в вакуумный испаритель для упаривания при температуре не более 35-45°С и значении вакуума 0,93-0,97 бар до образования концентрированного раствора солей плотностью не более 1,25 г/см3 и конденсата воды третьей категории, который с помощью насоса возвращают в гальванохимическое производство, а концентрированный раствор солей и твердый концентрированный технологический шлам после предварительного обезвоживания до влажности не более 70%, направляют на утилизацию. Технический результат - исключение сброса стоков гальванического производства за счет очистки стоков до качества воды второй и третьей категорий и ее повторное использование в гальваническом производстве. 6 з.п. ф-лы, 5 табл., 3 пр.

Система питания 30-мм двухавтоматного артиллерийского корабельного оружия для подвода снаряженных патронами лент содержит для каждого автомата тракт питания в виде последовательно установленных магазина, жесткого и винтового рукавов для подвода ленты к механизму подтяга с входным и выходным окном для ленты и валом с двумя звездочками, и вертикальный рукав для дальнейшей подачи ленты к оружию. Одна звездочка имеет впадины под снарядную часть патрона, а вторая - под звено с гильзой патрона. Механизмы подтяга трактов питания установлены так, что их входные окна ориентированы в противоположные стороны. Технический результат изобретения - повышение надежности стрельбы 30-мм двухавтоматного артиллерийского оружия. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Магазин для автоматического оружия с ленточным питанием содержит корпус для укладывания патронной ленты в виде сцепленных между собой звеньев с патронами, выводное окно и неподвижно закрепленную на задней стенке корпуса опору под конец ленты с последним патроном, выталкиватель последнего патрона ленты из опоры во время стрельбы. Выталкиватель выполнен в виде изогнутой пластины с направленным вниз прямым участком под углом к задней стенке корпуса магазина. Обеспечивается горизонтальное положение последнего патрона ленты. Выталкивание последнего патрона обеспечивается в момент взаимодействия изгиба с предусмотренным для сцепки звеньев выступающим крючком звена при перемещении ленты в процессе стрельбы. Угол наклона прямого участка выталкивателя к задней стенке корпуса составляет 20-40 градусов. Технический результат – повышение надежности при стрельбе. 8 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в осевых компрессорах. Предлагаемое изобретение от известных отличается тем, что в корпусе втулки на М-й ступени, где M<N, N - количество ступеней осевого компрессора, выполнена кольцевая полость и каналы отвода рабочего тела из нее к спинкам лопаток, а внутри каждой лопатки выполнен канал подвода рабочего тела в кольцевую полость, соединенный с проточной частью последней ступени. Применение предлагаемого изобретения позволит повысить коэффициент полезного действия, степень повышения давления, запас устойчивости компрессора. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в осевых компрессорах. Изобретение от известных отличается тем, что в осевом компрессоре, состоящем из N ступеней, каждая из которых содержит корпус, направляющий аппарат, рабочее колесо, установленное на валу и состоящее из диска и лопаточного венца, при этом диски соседних ступеней попарно соединены и образуют кольцевую полость, согласно изобретению кольцевые полости М ступеней, начиная от последней ступени, где М<N, соединены каналами с проточной частью последней ступени, а в диске М-й ступени выполнены каналы, выходы которых расположены перед спинками лопаток, по всему ободу диска, в виде проточек под углом ϕ 1-5° относительно плоскости, проходящей вертикально оси компрессора. Изобретение позволяет увеличить коэффициент полезного действия, степень повышения давления, запас газодинамической устойчивости компрессора. 2 ил.
Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в осевых компрессорах для совершенствования аэродинамики их проточной части за счет управления течением у корпуса рабочих колес. В стенке корпуса над лопатками рабочих колес, по крайней мере одной ступени, выполнена кольцевая полость, с внутренней стороны корпуса которой выполнены равномерно распределенные по всему диаметру подводящие каналы, обеспечивающие выдув рабочего тела из кольцевой полости, в радиальный зазор осевого компрессора под углом φ, равным 1-5 градусов в вертикальной плоскости относительно внутренней поверхности корпуса, в горизонтальной плоскости под углом ψ относительно фронта решетки профилей. Подвод рабочего тела в кольцевую полость осуществляется от последних ступеней компрессора, либо от любого другого источника подачи рабочего тела, через устройство подвода. Местоположение точки выдува по хорде лопатки, количество подводящих каналов для каждой ступени определяют условия минимизации их количества и минимизации расхода рабочего тела при обеспечении требуемых величины и направления абсолютной скорости, соответствующей идеальному расчетному течению. Подводящие каналы могут быть выполнены непосредственно в корпусе осевого компрессора над рабочим колесом, а кольцевая полость и устройство подвода рабочего тела выполнены сверху корпуса путем установки на нем п-образной надставки. Применение предлагаемого изобретения позволит повысить напорность, коэффициент полезного действия и запас газодинамической устойчивости компрессора. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение предназначено для систем автоматического наблюдения и сопровождения за подвижными объектами в пространстве преимущественно с качающегося основания и может быть использовано для управления воздушным движением и уничтожения маневрирующих подвижных целей. Достигаемый технический результат изобретения - повышение точности и устойчивости сопровождения цели интегрированной автоматической системой сопровождения при пуске управляемой ракеты, а также проведение операций для обеспечения перезаряжания и пуска управляемых ракет при выполнении комплексом огневых задач поражения сопровождаемой пеленгаторами маневрирующей цели. Указанный результат достигается за счет того, что в систему сопровождения, содержащую функционально связанные между собой локационный и оптико-электронный пеленгаторы, формирователь логики режимов, первый, второй и третий коммутаторы, первый преобразователь координат из нестабилизированной системы координат в стабилизированную, устройство автоматического сопровождения, блок инерционного сопровождения, устройство наведения и стабилизации, блок управления оптико-электронной системы, локационный и оптико-электронный пеленгаторы механически соединены между собой и имеют кинематическую связь с выходным валом устройства наведения и стабилизации, введены первый и второй преобразователь нестабилизированных координат в стабилизированные, сглаживающий фильтр, второй и третий преобразователи стабилизированных координат в нестабилизированные, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый коммутаторы, задатчик начального положения, блок управления заряжанием ракет, гироскопический датчик угла, измеритель угловой скорости, второе устройство наведения и стабилизации, привод подъема ракет и механизм подъема ракет. Перечисленные средства определенным образом соединены между собой. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к автоматическому регулированию, предназначено для систем автоматического наблюдения и сопровождения за подвижными объектами в пространстве преимущественно с качающегося основания и может быть использовано для управления воздушным движением

Изобретение относится к автоматическому регулированию, предназначено для систем автоматического наблюдения и сопровождения за подвижными объектами в пространстве преимущественно с качающегося основания и может быть использовано для управления воздушным движением

Изобретение относится к автоматическому регулированию, предназначено для систем автоматического наблюдения и сопровождения за подвижными объектами в пространстве преимущественно с качающегося основания и может быть использовано для управления воздушным движением

Изобретение относится к области систем сопровождения и наблюдения за подвижными объектами, в том числе с качающегося основания, и может быть использовано для управления воздушным движением

Изобретение относится к пневматическим и гидравлическим машинам вращательного и ударно-вращательного действия для бурения горных пород и в строительстве

Изобретение относится к области систем сопровождения и наблюдения за подвижными объектами и может быть использовано для управления воздушным движением

Изобретение относится к автоматическому регулированию и предназначено для систем автоматического наблюдения и сопровождения за подвижными объектами в пространстве преимущественно с качающегося основания и может быть использовано для управления воздушным движением

Изобретение относится к области систем слежения за подвижными объектами, в том числе с качающегося основания, а также может быть использовано для управления воздушным движением

Изобретение относится к пневматическим машинам с независимым вращением штанги

Изобретение относится к пневматическим машинам, используемым в горной и строительной промышленности

Изобретение относится к системам автоматического управления и регулирования

 


Наверх