Коробка скоростей

 

Класс 47 h, 12

М 8702

ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕН а

О П.И С А Н И Е коробки скоростей.

К патенту М. Г. Грибкова, заявленному 12 ноября 1927 года (заяв. свид. Ми 20835).

О выдаче патента опубликовано 30 марта 1929 года. Действие патента распространяется на 15 лет от 30 марта 1929 года, Предлагаемое изобретение относится Ф типу коробок скоростей с применением конических бараба нов или дисков с рядом углублений на разных диаметрах их и состоит из двух конических барабанов или плоских дисков, с которыми сцепляются зубчатки, передвигаемые для изменения числа оборотов в направлении образующей конуса или в радиальном направлении диска, для чего конические барабаны и диски снабжены канавками и направляющими брусками. Для перемены направления вращения, в случае конических барабанов, зубчатка сцепляется с дополнительной шестерней, а в случае дисков — передвигается на противоположную сторону диска.

Остановка вращения производится выведением одной из зубчатых шестерен из зацепления.

На чертеже фиг. 1 изображает вид сверху коробки с коническими барабанами; фиг. 2 — вид той же коробки сбоку; фиг. 3 †в конуса (или диска) перпендикулярно оси; фиг. 4 †в сверху коробки с диском; фиг. 5 — вид сбоку той же коробки.

На вал, получающий вращение от какого-либо двигателя, насажен конический барабан 1 (фиг. Ц, имеющий несколько рядов углублений, расположенных в плоскостях перпендикулярных оси вращения конуса. В углублении конуса 1 входят зубья шестерни 3, сцепляющейся с одной стороны с конусом 1, а с другой — e валом-зубчаткой 5, с которой, в свою очередь, сцепляется шестерня 6, находящаяся в зацеплении со вторым коническим барабаном 7, исполненным подобно барабану 1 и ось которого соединяется с валом машины орудия.

Изменение чисел оборотов оси 6арабана 7, при постоянном числе оборотов оси барабана 1, происходит перемещением шестерен 3 и 6 вдоль образующих конических барабанов 1 и 7 по валам 3 и 6 с помощью рычагов 8 (фиг. 2).

Вследствие такого перемещения шестерни 3 и соответственно 6 будут зацепляться с большим или меньшим числом углублений конических барабанов 1 и 7. Наибольшее число оборотов барабана 7 будет при зацеплении шестерни 3 с рядом углублений конуса 1, имевщим наибольшее число таковых, т,-е. по наибольшему диаметру конуса 1 и шестеРни 6 пРи заЦепле нии с конусом 7 по наименьшему диаметру последнего. Наименьшее же число оборотов барабана 7 будет при зацеплении шестерни 8 с конусом 1 по наименьшему диаметру и шестерни 6 с конусом 7 по наибольшему диаметру. Направление вращения обоих барабанов при атом будет. одинаковое, для сообщения же барабану 7 вращения в обратную, по сравнению с направлением вращения барабана 1, сторону необходимо шестерню 3 вывести из зацепления с валомзубчаткой 5 и сцепить с шестеРней 6ф, сидящей на валу 6. Изменение числа оборотов барабана 7 при обратном вращении может быть производимо передвижением только одной шестерни 6 вдоль Образую° щей конуса. Оси барабанов l и 7— параллельны между собой, а валы

3 5 и 6 — параллельны образующим конусов 1 и 7. Для возможности передвижения шестерни 8 (или 6 ) с одного ряда углублений конуса на другой, на конусе в одном месте сделаны канавки 10, ll и 12 (фиг, 3), а для направления шестерни на соответствующий ряд углублений устроены клиновидные бруски 13.

На фиг. 3-5 показано видоизменение коробки скоростей, изображенной на фиг. 1-2, состоящей из двух дисков 1 и 2, насаженных один на вал, вращающийся от двигателя, а другой на вал, связанный с машиной - орудием. Диски на своей лобовой поверхности снабжены mверстиями, расположенными по концентрическим окрузйностям и с помощью которых с дисками сцепляются шестерни 3 и 5 (фиг. 4), сцепляющиеся также и с валомзубчаткой 4. Шестерни помощью рычагов 8 (фиг. 5) перемешаются по валам 6 и 7 и с одной окружности углублений дисков 1 и 2 на другую, для чего диски снабжены канавками 10, 11 и 12 и клиновидными брусками 13. На диске 1, соединенном с валом двигателя, канавки 10, 11 и 12 сделаны вдоль всего диаметра диска и в центре его устроена центральная выемка 14.

У диска же 2, соединенного с машиной - орудием, канавки сделаны только на половине диаметра. Выемка 14 диска 1 служит для выключения обращения диска 2, так как, при установке шестерни 3 в центре диска, она выйдет из зацепления с диском 1 и диск 2 остановится.

Передвинув же шестерню 3 на другую половину диаметра диска 1, шестерня 3, а вместе с ней и диск 2, получат вращение в обратную сторону. Оси дисков лежат на одной прямой, валы 4, 6 и 7 параллельны между собой и перпендикулярны к оси дисков.

Предмет патента.

1. Коробка скоростей, состоящая из двух конических барабанов или плоских дисков с несколькими кольцевыми рядами углубления на их поверхности, предназначенных для сцепления с ними зубчаток, характеризующаяся применением валазубчатки 5 (фиг. 1) или 4 (фиг. 4), сцепляемого при помощи перемещаемых в направлении его оси зубчаток 3" и 6 (фиг. 1) или 3 и 5 (фиг. 4) с различными рядами углублений на поверхности конических барабанов 1 и 7 (фиг. 1) или плоских дисков 1 и 2 (фиг. 4), при чем, в случае устройства по фиг. 1- 2 шестерня 8 может быть выведена осевым передвижением из зацепления с упомянутым валом - зубчаткой 5 для выключения передачи и сцеплена при дальнейшем продвижении, с целью изменения направления передаваемого вращения,— с шестерней 6", укрепленной на валу 6, в случае же устройства по фиг. 4 и 5 выключение шестерен 8 и 5 производится установкой таковых против углубленных центральных частей дисков 1 и 2.

2. В охарактеризованной в п. 1 коробке скоростей, применение конического барабана или плоского с г.

ФЬтг А, Фиг. 4

Фиг 3

УУidIË Е

М. Л.

Тнпогрнфпн ЛСПО. Ленин\рад, .!етптунае, 13. диска, в котором по одной из образующих и по бокам ее или по одноиу из радиусов или по бокам

его выбраны сплошные канавки

10, 11 и 12 для перемещения вдоль них зубчатки при переключении ее с одного кольцевого ряда углублений на барабане или диске на другой, при чем для направления зубчатки на соответствующий кольцевой ряд углублений служат клино,видные бруски 13 (фиг. 3).

Коробка скоростей Коробка скоростей Коробка скоростей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных разделах данной области там, где требуется изменять передаточное отношение при передаче вращающего момента от одного вала к другому

Изобретение относится к области машиностроения для безударного включения ведомых валов при преобразовании крутящего момента

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в различных отраслях машиностроения в изделиях, имеющих переключаемые зубчатые колеса коробок скоростей, например, в станкостроении, в транспортном машиностроении, в автомобиле- и тракторостроении и т.п
Наверх