Устройство для регулирования скорости асинхронного электродвигателя

 

О П И С А Н И Е <»>IOOI4IO

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советсимк

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 29.06.81(21) 3309385 24 07 р11М. gg.

3 с присоединением заявки М—

Н 02 P 5/28

ГееудаРстеелкьй кенлтет (23) Приоритет—

Опубликовано 28.02.83. Бюллетень М 8

Дата опубликования описания 28.02.83 (53) УДК621.313. . 333. 1.077. (088.8) IN делан лзееретеккк и етернтий (72) Авторы изобретения В. М, Чермалых, Ю. B. Гуцзь и олинский

Киевский орцена Ленина политехн й, институт им. 50 летия Великой Октябрьской социалисФЪческой / революции (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ

АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к элекгротех нике и можег быть использовано в элек-, тропривоцах общепромышленных механизмов.

Известно устройство цля регулирования скорости асинхронного элекгроцвигателя, соцержашее тиристорные коммутаторы в цепи обмотки сгатора и в цепи ротора электродвигателя, блок импульсно-фазового управления, подключенный выхопами к тиристорным коммутаторам, цагчик скорости электродвигателя, соециненный с входом блока импульсно-фазового управ. пения 1) .

Нецосгатком данного устройства является сложность системы управления цля двух тиристорных коммутаторов, которая содержит разцельные каналы формирования управляющих импульсов.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство цля регулирования скорости асинхронного эле ктроавига го ля, г содержащее резисторы, соециненные звезцой и подключенные к обмотке ротора

2 электродвигателя, тиристорный коммутатор, поцключенный параллельно резисто paw, т"„и блока импульсно-фазового управления, выполненные из послецовательно соединенных блока синхронизации, гене5 ратора пилообразного напряжения, нульоргана и формирователя импульсов, соединенного выхоцом с управляющим вхопом тиристорного коммутатора, параллельно которому. подключен вхоц блока синхрони зации, сумматор, опии ахоп когорого соединен с первым выхопом блока задания, другой вхоц соецинен с цагчиком скорости элекгроцвигателя, а выхопс входом регулятора скоростиГ 2) .

Нецостагком известного ус гройсгва является то, что регулирование скорости элекгроцвигагеля осуществляется в области большого скольжения, а в области малых скольжений из-за низкой частоты напряжения в обмотке ротора блок импульсно-фазового управления рабогаег неустойчиво. При выходе из строя элементов блока импульсно-фазового управления

10 ф органа 11 и формирователя 12 импульсов, резисторы 13 в цепи обмотки ротора подключен тиристорный коммутатор 14 и ахоп блока 9 синхронизации блока 8 им» пульсно-фазового управления, управляющий вхоц тиристорного коммутатора 14 соецинен с выхоцом формирователя 12 импульсов и с выходом релейного блока 7, выход регулятора 5 тока соединен с другим вхопом нуль-органа 11 блоков 8 импульсно-фазового управления. Обмотка статора электропвигагеля 15 подключены к источнику переменного тока. Релейный блок 7 соцержиг цва операционных усилителя 16 и 17, охваченные положительной обратной связью, инвертируюшие входы которых соединены с выхоцом регулятора 5 тока, а неинвертирующие входы поцключены к регулируемым источникам опорного напряжения. Выходы операционных усилителей 16 и 17 через циоцы соединены с базами соответствук щих транзисторов. 18 и 19, работающих

B ключевом режиме. В коллекторные цепи транзисторов 18 и 19 включены катушки реле 20 и 21, контакты когорых включены в цепи управления тиристорным коммутатором 14.

С выхоцом датчика 4 скорости электродвигателя соединен ахоп усилигеля

22, выход которого соединен с цругим вхоцом генератора 10 пилообразного напряжения блоков 8 импульсно-фазового управления, а также выход датчика 4 скорости электроцвигателя соецинен через пороговый элемент 23 с другим вхоцом релейного блока 7.

Усгройство рабогаег следующим образом.

На входы сумматора 2 подаются напряжения с первого выхода блока 1 задания и с цагчика 4 скорости элекгродвигателя, когорые пропорциональны, соответственно, зацаваемой и действительной скорости элекгроцвигателя 15. Сиг» нал ошибки с выхоца сумматора 2 поступает на вход регулятора 3 скорости, выхопной сигнал которого, зависящий ог точности воспроизведения заданного закона скорости, подается на вход регулятора 5 тока. На другие входы регулятора 5 тока поцаются соответсгвенно сигналы ,с выхопа цатчика 6 тоха элекгродвигателя и цругого выхода блока 1 зацания, который пропорционален цинамической составляющей тока (требуемому ускорению) асинхронного электродвигателя 15. Управляющее воздействие с выхода регулятора

3 10014 ус",ðîéñòâî становится неработоспособным, так как теряет управляемость тиристорный коммутатор. Известное устройство электроцвигателя, параллельно которым при использовании регулятора скоросги в замкнутой системе регулирования с запаздыванием отрабатывае г возмущающие и задающие воздействия, что снижает точность поддержания заданной скорости и соответственно диапазон регулирования.

Бель изобретения — расширение диана» g зона регулирования скорости электродвигателя и повышение надежности работы устройства.

Указанная цель достигается тем, что в устройство цля регулирования скорости асинхронного электродвигателя введены датчик тока электродвигателя, регуля тор тока и релейный блок, выход когорого соединен с управляющим входом тиристорного коммутатора, а его вхоц соединен с цругим входом нуль-органа блоков импульсно-фазового управления и с выходом регулятора тока, оцин вход которого соединен с датчиком тока электродвигателя, второй вход соединен с выходом регулятора скорости, а третий axonс другим выхоцом блока зацания.

Устройство также содержит усилигель, ахоп которого соединен с датчиком сксьрости асинхронного электроцвигателя, а выхоц соединен с цругим вхоцом генератора пилообразного напряжения блоков импульсно-фазового управления.

Кроме того, устройство содержит пороговый элемент, вхоц которого соецинен с цатчиком скорости электродвигателя, а выхоц соединен с другим вхоцом релейного блока.

На фиг. 1 показана блок-схема прецлагаемого устройства," на фиг. 2 - схема релейного блока, на фиг. 3 — схема включения усилителя, на фиг. 4 - схема порогового элемента.

Устройство соцержиг блок 1 зацания, один выход которого соецинен с вхопом сумматора 2, подключенного выходом к, входу регулятора 3 скорости, а другим вхопом - к датчику 4 скорости электродвигателя, регулятор 5 тока оцним вхоцом соецинен с патчиком 6 тока электроцви.гагеля, вторым вхоцом соединен с выходом регулятора 3 скорости, а третьим . входом - c другим выхоцом блока 1 задания, релейный блок 7, вход которого соепинен с выходом регулятора 5 тока, три блока 8 импульсно-. фазового управления, состоящие из послецовательно соециненных блока 9 синхронизации, генератоpalO пилообразного напряжения, нуль1410 6 3 скорости) задающее воздействие на

S0 этом тиристоры открываюгся поочерецно в каждую полуволну фазного напряжения при перехоце его через нуль, чем обеспечивается постоянное шунтирование резисгора 13 в каждой фазе рогоза

SS электродвигателя 15. Ток в цели обмогки ротора, ускорение и скорость электродвигателя возрастает, чго приводит к увеличению сигналов на выходах цагчиков 4

5 100

5 тока подается на управляющие входы всех блоков 8 импульсно-фазового управления (вхоцы нуль-органов 11). На вхоц нуль-органа 11 поцается напряжение с выхода генератора 10 пилообразного напряжения, который запускается блоком

9 синхронизации при перехоце полуволны соответствующего фазного напряжения через нуль. Когда напряжение пилоцбразной формы на оцном входе нуль-органа

11 станет равным напряжению управления на его цругом входе, то формирователь 12 вырабатывает управляющий импульс, который поступает в управляющую цепь тиристорного коммутагора 14. Or» крываясь, коммутатор 14 щунгирует параллельно включенный ему резистор 13 в соответствующей фазе роторной цепи в каждый полупериоц фазного напряжения.

При этом изменяется результирующий ток в цепи обмотки ротора электроцвигагеля

15, обеспечивая задаваемые блоком 1 законы изменения скорости и ускорения.

В процессе регулирования скорости электродвигателя 15 регулятор 5 тока совместно с цагчиком 6 тока обеспечивают быструю отработку воэмушаюших и задающих воэцействий. При цействии возмущающих возцействий изменяется прежце всего тьл электроцвигателя и, слецовагельно, сигнал на выходе датчика

6 тока и вхоце регулятора 5 тока. На выхоце регулятора 5 тока формируется управляющий сигнал, который через блоки

8 импульсно. фазового управления воздействует на тиристорный коммутатор 14, изменяющий величину тока ротора электроцвигателя 15 цо прежнего уровня.

Устройство регулирования скорости элекгроцвигагеля построено,. по цвухканальному принципу, в когором на вхоцы регулятора 5 тока поцаюгся сигналы, как с регулятора 3 скорости, гак и непосрецсгвенно с цругого выхоца блока

1 зацания, алгебраическая сумма которых является зацаюшим возцействием регулятора тока. Зацаюшее возцейсгвие по ускорению (цинамической составляющей тока), которое поцаегся на третий вход, регулятора 5 тока, повышает быстродействие устройства и точность регулирования скорости. Так, например, при разгоне элекгродвигателя 15 с линейным законом изменения скорости в начальный момент времени уровень сигнала зацания скорости на первом выхоце блока 1 небольшой. Из за конечного значения чувствительности реальных элементов устройства (сумматора 2, регулятора

45 выходе регулятора 3 скорости появится с некоторым запаздыванием во времени относительно сигнала на первом выходе блока зацания, что неблагоприятно сказы. вается на быстродействии и точности регулирования скорости. Однако сигнал на втором выхоце блока 1 зацания и, слецовательно, на третьем входе регулятора 5 тока является постоянным по величине и равен проиэвоцной по времени от сигнала на его первом выхоце. Регулятор 5 тока раньше включится в рабо ту, обеспечивая требуемый закон - изме нения скорости электродвигателя 15.

С выхода регулятора 5 тока управляющий сигнал поступает также на вход релейного блока 7, имеющего зону нечувствительности (инвертирующие вхоцы операционных усилителей 16 и 17, работа1 юших в релейном режиме). Если абсолюъная величина сигнала на вхоце pemЛного блока 7 меньше его порога срабатывания, т.е. меньше опорных напряжений, подаваемых на неинвертирующие входы усилителя 16 и 17, го напряжение на их выходах будут соответственно огрицательной и положигельной полярностей. Поэто му транзисторы 18 и 19 заперты, а электромагнитные реле 20 и 21 обесточены, При этом регулирование скорости электроцвигателя 15 осуществляется тиристорным коммутатором 14 с фазовым управлен ие м.

Если вхоцной сигнал релейного блока

7 больше его порога срабатывания и положительной полярности, что соответст вуег превышению сигнала задания по то ку на вхоце регулятора 5 тока нац дейст вительным значением сигнала с выхода датчика 6, то на выходе операционного усилителя 17 появляется напряжение отрицательной полярности. Транзистор

19 отпирается и реле 21 срабатываег.

При применении в качестве коммугатора

14 цвух встречно-параллельно соединенных тиристоров их управляющие электроцы контактными группами реле 21 отклю. чаются or выхоца формирователя 12 им пульсов и соециняюгся между собой. При

7 10 )1410

Управляюший сигнал В режиме фазового управле ния точность

5 тока уменьшаеъ4 регулирования снижается в связи с измегся меньше порога нением амплитуды и частоты ЭДС обмотго блока 7, то ки ротора. Генератор 10 пилодбразного е 21 ооесточивает напряжения запускается блоком 9 синматически перево- хронизации при переходе полуволны фазого управления rw ного напряжения через нуль, частота коорами 14. торого уменьшается при увеличении скороал релейного блока сти электродвигателя 15. Для обеспече4 срабатывания и ог 10 ния постоянной амплитуды напряжения ти, что соогветсгву- развертки на другой.вход генератора 10 ла с выхопа датчи«пилообразного напряжения через усилитель ом задания по току, 22 (фиг. 3) подается напряжение, проонного усилителя по рциональное скорости эле кг род вигате ля, ение положительной; IS с полярностью, противоположной полярносор 18 отпирается ти опорного напряжения генерагора 10. ет. его контактные Суммарное напряжение, подаваемое на равляюшие электроды ахоп генератора 10 пилообразного напряатора 14 от выхо- жения, уменьшается с увеличением скорос

2 импульсов. Тирис» 20 ти двигагеля и, при опрепеленном выборе

4 закрыт и не шун коэффициента передачи усилителя 22,, что приводит к амплитуда пилообразного напряжения не ра и замедлению меняется при изменении времени раэверт. Сигналы на выхопах ки. Если напряжение на выходе пагчика к рости и тока умень-72S 4 скорости меньше напряжения срабатысигнал на выходе вания порогового элемента 23,то управеньшаегся по абсо- ляюший сигнал с выхода регулятора 5 огпа он становится тока не поступает на инвертируюший вход гывания релейного операционного усилителя 17 и электромаг переводится в режим 3ф нитное реле 21 обесточено. Этим предтиристорным комму- отврашаегся воэможность полного шунтирования коммутаторами 14 резистора 13 реплагаемое устрой- в начальный период пуска электропвигарежима регулиро- теля 15 (при малых скоростях) и, слепородвигагеля 15. з вательно, обеспечивается ограничение гпа управляюшее пусковых токов через управляемые вене регулятора 5 тока тили коммутатора 14. тывания релейного Таким образом, предлагаемое устройсг осуществляет pery- ho обеспечивает широкий диапазон регулиутем фазового управ- о рования скорости электродвигателя, гак ммугагора 14. Во как устойчивая работа электродвигателя абсолютная вели- возможна в обласги малых скольжений здейсгвия на выходе при релейном режиме работы тиристорвышает порог сра- ного коммутатора. Переход в релейный б ока 7, устройство 45 р жим р боты у есг яегся также при регулирование неисправности блока импульсно-фазового геля 15 при периопи. управления, чем повышается напежность зисто ов 13 в це- работы устройства. и 6 скорости и тока. на вьгкопе регулятора ся и, если он станови срабатывания релейно электромагнитное рел ся и устройство авто дигся в режим фазов рисгорными коммутат

Если входной сиги

7 болыне его порога риц&тельной полярнос ет превышению сигна ка 6 тока над сигнал то на выходе операци

16 появляется напряж и оп ярности. Т ранзист и реле 20 срабатыва группы отключают уп всех тиристоров коммут па формирователей 1 торный коммутатор 1 тирует резисторы 13 уменьшению тока ротс электродвигателя 15 датчиков 4 и 6 ско шаются. Управляюший о регулятора 5 тока ум люгной величине и, к, меньше порога сраба блока 7, устройство фазового управления татором 14.

Таким образом, и ство обеспечивает пва ванЪя скорости элекг

Впервом режиме,,ко воздействие на выход меньше порога сраба блока 7, устройство лирование скорости п ления тиристорами ко втором режиме, когда чина управляюшего во регулятора 5 тока пре батывания релейного обеспечивает релейное скорости электродвига ческом шунтировании ре р пях обмотки ротора, В этог режим предлагаемое усгройство автоматически переводится при пейсгвии значительных по величине воэмушаюших и задающих воздействий для быстрой их отработки. Поскольку этот режим рабогы осушествляегся без использования блоков 8 импульсSS но«фазового управления, то устройство выполняет свои функции и при их неисправности или нарушении синхронизации в области номинальной скорости.

Формула изобретения

1. Устройство пля регулирования скорости асинхронного электродвигателя, сопержашее резисгоры, соединенные

Звездой и подключенные к обмотке ротора электродвигателя, тиристорный коммутатор, подключенный параллельно резисторам, три блока импульсно-фазово»

9 100 го управления, выполненные из последова тельно соециненных блока синхронизации, генератора пилообразного напряжения, нуль органа и формирователя импульсов, соединенного выходом с управляюшим

ВхоаоМ тиристорного коммутатора, параллельно которому подключен вход блока синхронизации, сумматор, один вхоц которого соецинен с первым выхоцом блока задания, другой вход соединен с датчиком скорости электродвигателя, а выхоц - с вхоцом регулятора скорости, о т л и ч аю ш е еся тем,,что,,с целью расширения циапазона регулирования скорости и повышения надежности работы, в него ввецены цатчик тока электродвигателя, регулятор тока и релейный блок, выхоц которого соецинен с управляюшим входом тиристорного коммутатора, а его ахоп соецинен с другим входом нуль-органа блоков импульсно-фазового управления и с выхоцом регулятора тока, оцин вход которого соединен с пагчиком тока

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

2о 1. «Электричество", 1974, М 12, с. 42-45.

2. Авторское свидетельство СССР

¹ 758453, кл. Н 02 P 5/28, 1977.

1410 10 электродвигателя, второй ахоп соединен с выходом регулятора скорости, а третийс другим выхопом блока задания.

2. Устройство по п, 1, î r л и ч аю ш е е с я тем, что в него ввепен усилитель, ахоа которого соецинен с цатчиком скорости электродвигателя, а выход сое динен с другим вхопом генератора пило образного напряжения блоков импульсно фазового управления.

3. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что в него введен поро говый элемент, sxoa которого соединен с датчиком скорости электроцвигателя, а выхоп соединен с другим входом ре« ,лейного блока, 100f 410 (put 2 фиг. Ц

Составитель В. Боев

Рецакгор Н. Ковалева Техрец Т.фанта Корректор А. Дзятко

Заказ 1440/71 Тираж 685 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по цепам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35,. Раушская наб., q, 4/5

Филиал ППЛ Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для регулирования скорости асинхронного электродвигателя Устройство для регулирования скорости асинхронного электродвигателя Устройство для регулирования скорости асинхронного электродвигателя Устройство для регулирования скорости асинхронного электродвигателя Устройство для регулирования скорости асинхронного электродвигателя Устройство для регулирования скорости асинхронного электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для мощных синхронных и асинхронных трехфазных электрических машин, имеющих параллельные ветви обмотки статора

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в установках, требующих плавного и автоматического регулирования скорости механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства, где применяются электроприводы переменного тока в бесконтактном исполнении

Изобретение относится к электротехнике, а именно к управлению электрическими машинами, и может быть использовано в электроприводе для ступенчатого регулирования скорости асинхронного электродвигателя в сторону ее уменьшения

Изобретение относится к электротехнике, в частности к асинхронным электроприводам с частотно-токовым управлением, и может быть использовано в промышленных, транспортных и приборных электромеханических системах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для пуска и останова центробежных вибраторов, применяемых для очистки от налипания на стенках бункеров сыпучих материалов при их переработке

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электроприводу, и может быть использовано для ограничения крутящего момента на валу асинхронного электродвигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для плавного пуска и регулирования скорости асинхронных тиристорных электроприводов общепромышленного применения, а именно, в приводах вентиляторов, компрессоров, насосов, шлифовальных машин, транспортеров, механизмов горизонтального перемещения подъемно-транспортных машин и др

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при управлении системами «преобразователь частоты с автономным инвертором напряжения - асинхронный двигатель» (ПЧ-АД), работающими на механизмы с циклической знакопеременной нагрузкой (штанговые глубинные насосы, механизмы с кривошипно-шатунными приводами и т.п.)
Наверх