Устройство для многорежимного управления трехфазным шаговым двигателем

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ .СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 280781 (21) 3325070/24-07 (Я) М..Кп з

H 02 Р8/00 с присоединением заявки ¹â€”

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 280 23 3. Бюллетень ¹ 8

tS3) УДК 621. 313. .13:62-83. (088.8 ) Дата опубликования описания 280283 (72) Авторы изобретения

В.Ш. Арутюнян,,М.М. Манукян

В (71) Заявитель (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МНОГОРЕЖИМНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ТРЕХФАЗНЫМ ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в дискретных системах автоматического управления с шаговыми двигателями.

Известно устройство для многорежимного управления трехфазным шаговым двигателем, содержащее распределитель импульсов, иа 0 триггерах и логических элементах И-ИЛИ-НЕ, и узлы самоконтроля и самокоррекции, на элементах И-НЕ,. и инверторах 1 ), Недостатками этого устройства являются узкие функциональные возможности, обусловленные способностью обеспечения всего двух режимов коммутации фаз трехфазного реверсивного шагового двигателя.

Наиболее блиэкйм к предлагаемому является устройство для многорежимного управления трехфазным шаговым двигателем, содержащее в каждом разряде 1-К триггер с единичными и нулевыми информационными и установочными входами, тактовым входом, подключенным к общей тактирующей вине, первый и второй логические элементы

2И-НЕ„ первые входы которых подйпочены к единичным выходам I--К триггеров соответственно последуйщего и предыдущего разрядов, вторые входы объединены с вторыми входами аналогичных элементов остальных разрядов

I и подключены .соответственно к первой и второй шинам задания режима переключения, а выходы подключены к пер-, вому и второму единичным информационным входам ) -K триггера этого же разряда, третий н четвертый логические элементы 2И-НЕ, подключенные первыми входами к нулевым выходам .I-Kg триггеров соответственно последующего и предыдущего разрядов, вторьыи входами, объединенными с вторыми входами аналогичных элементов остальных разрядов, - к третьей и четвертой шинам задания режима переключения, а выходами — к первому и второ20 му нулевым информационным входам

О :I-К триггера этого же разряда I2)i.

Йэвестное устройство обеспечивает все режимы коммутации трехфазного ,шагового двигателя, но имеет„,низкую надежность из-за возникновения под действием помех ложных и избыточных состояний триггеров.

Цель изобретения — повышение надежности устройства.

Поставленная цель достигается

ЗО тем, что устройство для многорежим1001423

60 ного управления трехфазным шаговым двигателем, содержащее в каждом раз-, ряде- 1-К триггер с единичными и нулевыми информационными и установочными входами и тактовым входом, подключенным к общей тактирующей шине, первый и второй логические элементы

2И-НЕ, первые входы которых подключены к единичным выходам I-Kq триггеров соответственно последующего и предыдущего разрядов, нторые входы объединены с вторыми входами аналогичных элементов остальных разрядов и подключены соответственно к первой и второй шинам задания режи. ма переключения, а выходы подключены к первому и второму информационным входа . 1-Ку триггера этого же разряда, третий и четвертый лбгические элементы 2И-НЕ, подключенные пер ными входами к нулевым выходам I-K триггеров соответственно последующего и предыдущего разрядов, вторыми входами, объединенными с вторыми .входами аналогичных элементов осталь ных разрядов, — к третьей и четвертой шинам задания режима переключения, а выходами — к первому и второму нулевым информационным входам

1-К триггера этого же разряда, .снабжено двумя элементами ИЛИ, элементом HJIH-НЕ и элементом. И-НЕ, первые три входа которого подключены к нулевым выходам I-К триггеров всех разрядов, четвертый вход — к общей тактирующей шине, а выход — к нулевому и единичному установочным входам,I — K триггеров первого и третьего разрядон и первым входам обоих элементов ИЛИ, соединенных выходами с единичным и нулевым установочными входами I-K триггера второго разряда, причем второй вход первого элемента ИЛИ соединен с выходом элемента ИЛИ-НЕ, подключенного своими обоими входами .к второму и третьему входам второго элемента ИЛИ и к третьей и четвертой шинам задания режима переключения.

Такое выполнение. устройства позволяет значительно повысить его надежность за счет обнаружения и автоматической ликвидации избыточных и ложных логических состояний триггеров при сбоях и после включения питания.

На чертеже приведена схема . пред-. лагаемого устройства с распределителем и встроенным устройством контроля и коррекции ошибок, состоящая из трех счетных триггеров 1 (типа

i-К ), подключенных тактовыми входами к общей тактирующей шине 2. К единичным информационным входам триггера 1 каждого разряда подключены

2 И-НЕ логические элементы 3 и 4, а к его нулевым информационным входам - аналогичные элементы 5 и б.

Первые входы элементов 3 и 4 каждого разряда подключены к единичным выходам триггеров 1 предыдущего и последующего разрядов, а вторые входы — к первой 7 и второй 8 шинам задания режима переключения. Первые входы элементов 5 и б каждого разряда подключены к нулевым ныходам триггеров 1 предыдущего и последующего разрядов, а нторые входы . — к третьей 9 и четвертой 10 шинам задания режима переключения. В устройстве контроля и коррекции ошибок первые три входа логического элемента

И-НЕ 11 подключены к нулевым выходам всех триггеров 1, а четвертый вход — к общей тактовой шине 2. Выход элемента 11 подключен к единичному установочному входу первого, нулевому установочному входу третьего триггеров 1 и к первым входам логических элементов ИЛИ 12 и 13, выходы которых подключены соответственно к единичному и нулевому установочным входам триггера 1 второго разряда . Второй и третий вхоцы элемента 13 непосредственно, а второй вход элемента 12 через элемент ИЛИ-НЕ 14 подключен к третьей

9 и четвертой 10 шинам задания режима переключения.

Устройство работает следующим образом.

Перед созданием каждого из возможных режимов переключения выходных каналов вых. 1 — вых. 3 к управляющим шинам 7 — 10 прикладывается соотнетствующий кодовый набор уронней потенциалов.

В таблице даны коды управления и коммутации, После включения питания триггеры 1 в общем случае установятся в произвольные положения. При этом воз можна их установка как в положения, соответствующие заданным режимам переключения, так и в ложные и избыточные положения.

Устройство обеспечивает каждый из возможных режимов пеоеключения выходных каналов вых 1 — вых. 3, если при каждом из них устанавливается соответствующее данному режиму нормальное начальное положение триггеров 1.

Если, например, задан режим 1I с прямым или обратным порядком коммутации и первоначальная установка триг. герон 1 соответствует кодам 001, 010 или 100, то при подаче импульсов управления на тактовую шину 2 обеспечивается режим 1 с одним включаемым каналом в каждом такте. Если же задан этот же режим, но первоначальная установка триггеров 1 соответствует кодам: 011, 110 или 101, то

1001423

Код.управления на шинах

Режим переключения

Код переключения

В п/п порядок

Прямой

100-010-001-...

Обратный 001-010-100-...

Прямой

110-011-101-...

Обратный

101-011-110-...

Прямой

100-110-010-011-001-101-. ° . 1

I èëè II

Обратный

101-001-011-010-110-100- ° ° . 0 1. ° 0 1

Формула изобретения связи между триггерами 1 приведут к тому, что через один такт после подачи на шину 2 тактовых импульсов любой иэ этих кодов сменяется на код, 000, а еще через такт - на 111 и т.д. :- Аналогично будет происходить мябочная работа устройства и при других,режимах, определяевых таблицей, при отсутствии элементов контроля

11-14.

Нри возникновении кодовой комби-. нации 000 на выходе элемента И-НЕ ii в том же такте возникает нулевой потенциал, обеспечивающий установ- . ку триггера 1 первого разряда.в единичное состояние, а триггера 1 треть-35

его разряда — в. нулевое состояние. При этом в зависимости от кодов управУстройство для многорежимнопо управления трехфаэным шаговым двигателем, содержащее в каждом разряде

Д-К -триггер с единичными и нулевыми.,у ления на шинах 9 и 10, т.е. в зависимости от заданного режима переключения каналов, триггер 1 второго разряда через элементы 12-14 устанавливается в единичное или нулевое состояние, чем обеспечивается перевод устройства в определенное исходное ,состояние, соответствующее заданному нормальному режиму работы.

Таким образом, устройство контро,ля и коррекции сшибок предлагаемо го распределителя обеспечивает автоматическую установку требуемых для каждого режима состояний триггеров как при подаче питания и при изменении режима, так и при различных . сбоях, что значительно повышает надежность работы..

° » » «»«

v .информационными и установочными входами и тактовым входом, подключенным к общей тактирующей шине, первый и второй логические элементы

2И-НЕ,- первые входы которых подклю::чены к единичным выходам,t-к -тpиг7

1001423 геров соответственно последующего и предыдущего разрядов, вторые вхо.ды Ьбъединены с вторыми входами ана-; логичных элементов остальных разрядов и подключены соответственно к первой и второй шинам задания режима.переключения, а выходы подключены к первому и второму единичным информационным входам I-Kq-триггера этого же разряда, третий и четвертый логические элементы 2И-НЕ, подклю- 1О ченные первыми входами к нулевым выходам I-К -триггеров соответственно последующего и предыдущего разрядов, вторыми входами, объединенными с вторыми входами аналогичных 15 элементов остальных разряЦЬв, — к третьей и четвертой шиуам задания режима переключения, а выходами к первому. и второму нулевым информационным входам I-K -триггера этого же разряда, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, снабжено двумя элементами ИЛИ, элементом ИЛИ-НЕ и элементом И-НЕ, первые три входа которо- 25 го подключены к нулевым выходам .1-К -триггеров всех разрядов, четвертый вход - к общей тактирующей шине, а выход — к .нулевому и единичному установочным входам ("К+- триггеров первого и третьего разрядов и первым входам обоих элементов ИЛИ, соединенных выходами с единичным и нулевым установочными входами, 1-К -триггера второго разряда, причем второй вход первого элемента ИЛИ соединен с выходом элемента ИЛИ-НЕ, подключенного своими обоими входами к второму и третьему входам второго элемента ИЛИ и к третьей и четвертой шинам задания режима переключения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 725184, кл. H 02 P 8/00, 1976.

2. Реверсивные коммутаторы с перестраиваемым алгоритмом для трехфазных реверсивных щаговых электродвигателей. Автореф. Арутюнян В.Ш. и др. Электротехническая промышленность. вып.1, Сер. "Электропривод", 1979, с. 1-3.

1001423

Составитель 3. Горник

Редактор Н. Ковалева Техред A.À÷ Корректор Л. Бокшан

Заказ 1441/72 Тираж 685 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", Г..ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для многорежимного управления трехфазным шаговым двигателем Устройство для многорежимного управления трехфазным шаговым двигателем Устройство для многорежимного управления трехфазным шаговым двигателем Устройство для многорежимного управления трехфазным шаговым двигателем Устройство для многорежимного управления трехфазным шаговым двигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к шаговым двигателям (ШД)

Изобретение относится к способам управления индукторными двигателями, имеющими зубчатый статор

Изобретение относится к электротехнике, к системам, содержащим электрические приводы с шаговыми двигателями, требующими точного позиционирования исполнительного механизма, например графопостроители, станки с программным управлением и т.д

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в дискретном электроприводе с ограниченным диапазоном перемещения подвижного элемента

Изобретение относится к электротехнике, конкретно к электроприводу

Изобретение относится к способу управления реактивным индукторным двигателем
Наверх