Синусная линейка

 

СИНУСНАЯ ЛИНЕЙКА, содержа .щая основание с базовым элементом, поворотную плиту с базовым элементом , шарнирно установленную на основании , и настроечные элементы. устанавливаемые между базовыми элементами основания и поворотной плиты, отличающаяся тем, что, с целью расширения диапазона настройки, базовые элементы выполнены в виде шарнирно установленных соответственно на основании и на поворотной плите опор с базовыми поверхностями, расположеннЕЛМи йо нормали к прямой, проходящей через опору и перпендикулярной оси шарнира , а оси шарниров установлены параллельно между собой. (П С 1C

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ЕСПУБЛИН

ÄÄSUÄÄ 1012010 А

3 5П G 01 В 5/24

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

I

1 ъ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ .! 3-::;::,-:::-,::::::: —.,:::;;-,, )

К АВТОРСКОМУ СВИДЕ -ГЕЛЬСТВУ

Ю %

° Ю

МФ (21) 3319597/25-28 (22) 23.07.81 (46) 15.04.83. Бюл. Р 14 (72) А.П. Буточкин (53) 531.744(088.8). (56) 1. Григорьев С.П. Слесарно-инструментальные работы. И., 1976, с. 53, рис. 57 (прототип). (54)(57) СИНУСНАЯ ЛИНЕЙКА, содержа.щая основание с базовым элементом, поворотную плиту с базовым элементом, шарнирно установленную на основании, и настроечные элементы, устанавливаемые между базовыми элементами основания и поворотной плиты, отличающаяся тем, что, с целью расширения диапазона настройки, базовые элементы выполнены в виде шарнирно установленных соответственно на основании и на поворотной плите опор с базовыми поверхностями, расположенными ао нормали к прямой, проходящей через опору и перпендикулярной оси шарнира, а оси шарниров установлены параллельно между собой.

1 л

1012010

Изобретение относится к техническим измерениям, и может быть использовано при проведении контрольно-разметочных работ и при механической обработке деталей.

Известна синусная линейка, содержащая основание с базовым элементом, поворотную плиту с базовым элементом, шарнирно установленную на основании, и настроечные элементы,. устанавливаемые между базовыми элементами основания и поворотной плиты. Базовый элемент на основании выполнен в виде доведенной плоскости, а базовый .элемент, установленный на поворотной плите, — в виде ролика f1).

Недостатком известной синусной линейки является недостаточный диапазон настройки, так как при установке настроечных элементов по базам растет погрешность выставки поворотной плиты при увеличении угла наклона «К, а при углах 0 .) 45 известные Линейки обычно не применяются.

Кроме того, в известных линейках имеется линейный контакт между базовым роликом поворотной плиты и настроечными элементами.

Цель изобретения — расширение диапазона настройки.

Поставленная цель достигается тем, что в синусной линейке, содержащей основание с базовым элементом, поворотную плиту с базовым элементом, шарнирно установленную на основании, и настроечные элементы, устанавливаемые между базовыми элементами. основания и поворотной плиты, базовые элементы выполнены в виде шарнирно установленных соответственно на основании и на поворотной плите опор с базовыми поверхностями, расположенными по нормали к прямой, проходящей через опору и перпендикулярной оси шарнира, а оси шарниров установлены параллель но между собой.

На фиг. 1 изображена синусная линейка в аксонометрии," на фиг. 2 схема настройки поворотной плиты в диапазоне 0 — 15О, на фиг. 3 то же, в диайазоне 15 — 90 .

Синусная линейка содержит основание 1,.поворотную плиту 2, установленную на основании 1 с возможностью поворота вокруг шарнира 3.

На основании 1 установлен кронштейн

4, на котором с возможностью поворота относительно шарнира 5 установлена опора б. Соответственно на поворотной плите 2 установлена опора 7 с возможностью поворота вокруг шарнира 8. Между базовыми поверхностями опор б и 7 устанавливаются настроечные элементы 9. Основание 1

Р и поворотная плита 2 связаны тягой 10.

Синусная линейка настраивается следующим образом.

20 Для поворота плиты 2 на требуемый угол с(.между базовыми поверхностями опор б и 7 устанавливают настроечные элементы 9 расчетной величины Н, которая определяется по

25 формуле

Н = 2R.sin — — (Н + H. J

° О(2 2 где Н и Н вЂ” величины известные.

После установки настроечнЫХ элементов 9 плита 2 фиксируется относительно основания 1 тягой 10.

На малых углах M настройка проводится также, как в известных синусных линейках, при этом с осно-. вания снимается кронштейн 4.

Ф

Применение данной синусной линейки позволяет расширить диапазон измерений, так как при любых» углах

40 настРойки х. в Расчетную. формулу вхо дит синус угла « 45 „

Кроме того, при данной метрологической схеме настройки и при примененном конструктивном выполнении базовых элементов исключается линей45 ный контакт между базовыми и настроечными элементами, что предохраняет их от возможной деформации при значительных усилиях прижима.

1012010

Заказ 2742/48 Тираж 600

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП " Патент", г. Ужгород, ул-. Проектная, 4

Составитель Н. Бочаров

Редактор Т. Веселова Техред, К. Иыцьо Корректор О. Билак

Синусная линейка Синусная линейка Синусная линейка 

 

Похожие патенты:

Угломер // 1004742

Угломер // 996852

Изобретение относится к прикладной геодезии, а именно к геодезическим инструментам и устройствам, применяемым в строительстве и землеустройстве

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам диагностирования агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, и может быть применено при эксплуатации транспортных средств, а также в приборостроении

Изобретение относится к машиностроительному и ремонтному производству

Изобретение относится к дереворежущему инструменту, точнее к устройству натяжения диска круглой пилы с использованием жесткостного способа

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для диагностирования ходовой части автомобиля, а именно для контроля углов установки колес
Наверх