Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ :ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЕЛХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ , содержащее последовательно включенные распределитель импульсов, первый формирователь импульсов и пульты операторов,блок отображения среднего времени ответа, первый и второй входы которого соединены со-; ответственно со вторым выходом распределителя импульсов и выходом первого формирователя импульсов, о т - : личающееся тем, что, с цель) расширения дидактических возможностей устройства, в него введены последовательно соединенные группа триггеров и второй формирователь им-. пульсов, выход которого подключен ко входу распределителя импульсов и третьему входу блока отрбражекия среднего времени ответа, а второй и третий входы-соответственно к выходу первого формирователя импульсов и третьему выходу распределителя импульсов , соединенному с первыми вхог дами триггеров группы, вторые входы которых подключены к выходам соответ ствующих пультов операторов. 2. Устройство по п. 1, о т л и чающееся тем, что в нем вто-. рой формирователь иьтульсов содержит, последовательно соединенные элемент дифференцирования, первый элемент ИЛИ, кольцевой сдвигающий регистр и элементы И,- вторые входы которых являются первым входом формирователя,и последовательно включенные второй элемент ИЛИ, счетчик и генератор тактовых импульсов, второй вход которо: соединен с выходом элемента дифференцированания , а выход - со вторым входом . кольцевоЛ) сдвигающего регистра, третий вход которого является вторым входом формирователя, а второй выходподключен ко второму входу первого элемента ИЛИ и второму входу счетчи;ка , выход которого является выходом ю форми эователя, вход элемента диффем ренцирования является третьим входом формирователя. со
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
Ц ° Т Ф
РЕСПУБЛИК
3И) G09 В 9 00.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,.: :
Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР.
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3351760/18-24 (22) 03.11.81 (46) 15.04.83. Бюл. Р 14 (72) Н.И. Кудряшов, A.Þ. Чижов и А.Ф. Чипига (53) 681.3.071 {088.8)
156) 1. Авторское свидетельство СССР
9 265386, кл. 6 09 В 7/00, 1969. .. 2. Авторское свидетельство СССР
9 445055, кл. Q 09 В 9/00, 1973.
3. Авторское свидетельство СССР.
9. 743013, кл, Q 09 В 9/00, 1978. 4. Авторское свидетелЬство СССР по эаявке Р 2873072/28-13, кл. A 61 В 5/16, 1979 (прототип). (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ . ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ CHCTEN УП° РАВЛЕНИЯ, содержащее последовательно включенные распределитель импульсов, первый формирователь импульсов и пульты операторов,"блок отображения среднего времени ответа, первый и. второй входы которого соединены со-; ответственно со вторым выходом распределителя импульсов и выходом первого формирователя импульсов, о т — . л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических воэможностей устройства, в него введены. последовательно соединенные группа триггеров и второй формирователь им-, „„SU„„1012319 A пульсов, выход которого подключен ко входу распределителя. импульсов и
:третьему входу блока отображения сред него времени ответа, а второй и третий входы-соответственно к выходу первого формирователя импульсов и третьему выходу распределителя импульсов, соединенному с первыми вхо-.. дами триггеров группы, вторые входы которых подключены к выходам соответ ствующих пультов операторов.
2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что в нем вто-. рой формирователь импульсов содержит. последовательно соединенные элемент дифференцирования, первый элемент
ИЛИ, кольцевой сдвигающий регистр и Е
И элементы И,. вторые входы которых являются первым входом формирователя,и последовательно включенные второй элемент ИЛИ, счетчик и генератор так товых импульсов, второй вход которог соединен с выходом элемента дифферен-Ф цированания, а выход - со вторым входом.кольцевого сдвигающего регистра, третий вход которого является вторым входом формирователя, а второй выходподключен ко второму входу первого элемента ИЛИ и второму входу счетчика, выход которого является выходом формирователя, вход элемента дифференцирования является третьим входом формирователя.
1012319
Изобретение относится к устройствам, предназначенным для контроля групповой деятельности, и может быть использовано при обучении (тренировках) и при исследовании реакции операторов. 5
Известно устройство, предназначен ное для определения трудоемкости действий, обучаемых при групповом обучении, позволяющее по результатам измерения времени и сигнализации 10 определять трудоемкость заданного для изучения материала и в случае необходимости корректировать количество информации. Но это устройство не дает воэможность судить о работоспособнос- 15 ти группы в процессе обучения, так как не учитывает состояние обучаемых в процессе выполнения задания И).
Известны устройства, предназначенные для определения взаимосвязанной реакции группы лиц и содержащие генератор псевдослучайных последовательностей, пульт .экзаменатора, блоки коммутации, реверсивные счетчики,датчик реакции испытуемого, преобразователи код-напряжение.и табло(2)и (31.
Данные устройства обеспечивают непрерывное наблюдение состояния испытуемого при воздействии на него какого-либо раздражителя и выявление предельных возможностей испытуемого, а также повышает эффективность определения реакции группы лиц в условиях соревнования.
Однако точность определения реакции группы лиц известных устройств 35 невысокая.
Наиболее близким к изобретению является устройство, предназначенное для групповых исследований времени зрительно-моторной реакции и содержа- 40 щее пульты испытуемых, состоящие из раздражителя и датчика двигательной реакции, сумматор, пороговый элемент, блок отображения времени ответа, состоящий из последовательно соединенных45 генератора временных меток, элемента
И, второй вход которого соединен с триггером, подключенным также к счетчику числа испытаний, и счетчика времени, блок управления и датчик случайных событий (4).
Недостатками данного устройства являются невысокая точность определения реакции группы лиц, что снижает эффективность при использовании устройства для группового обучения, разброс результатов измерений и слож ность перестройки устройства при изменении численности группы.
Цель изобретения - расширение ди-, 60 дактических возможностей устройства с повышением эффектйвности обучения за счет более высокой точности измерений времени реакции группы лиц,уменьшения разброса результатов измерений к 65 упроцения перестройки устройства при изменении численности группы обучаемых.
Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее последовательно включенные распределитель импульсов, первый формирователь импульсов и пульты операторов, блок отображения среднего времени ответа, первый и второй входы которого соединены соответственно со вторым выходом распределителя имйульсов и выходом первого формирователя импульсов, введены последовательно соединенные группа триггеров и второй формирователь импульсов, выход которого подключен ко входу распределителя импульсов и третьему входу блока отображения среднего времени ответа, а второй и третий входы соответственно к выходу первого формирователя импульсов и третьему выходу распределителя импульсов, соединенному с первыми входами триггеров группы, вторые входы которых подключены к выходам соответствующих пультов операторов, причем второй формирователь импульсов содержит последовательно соединенные элемент дифференцирования, первый элемент ИЛИ, кольцевой сдвигающий регистр и элементы И, вторые входы которых являются первым входом формирователя, и последовательно включенные второй элемент ИЛИ, счетчик и генератор тактовых импульсов, второй вход которого соединен с выходом элемента дифференцирования, а выход- со вторым входом кольцевого сдвигающего элемента-регистра, третий вход которого является вторым входом формирователя, а второй выход подключен ко второму входу первого элемента ИЛИ и второму входу счетчика, выход которого является выходом формирователя, вход элемента дифференцирования яв- ляется третьим входом формирователя.
На чертеже изображена функциональ. ная схема устройства, содержащего распределитель 1 импульсов, формирователь 2 импульсов (случайной последовательности), формирователь 4 импульсов (регистрации ответов) „ блок 5 отображения среднего времени ответов и пульты б обучаемых. распределитель 1 содержит переклю. чатель 7 (пусковых сигналов), предназначенный для включения устройства, триггер 8, первый (прямой)выход которого служит для подачи .сигнала на формирование временных меток в блоке
5 отображения среднеГо времени ответов,элемент 9 задержки, обеспечивающий необходимое время для окончания подготовительных процессов в блоках устройства, выход с которого предназначен для формирования случайных событий и является вторым выходом формирователя 2 распределителя 1, форми1012319
3 рователь 10 импульсов разрядной записи, выход с которого служит для установки в ноль соответствующих элементов устройства и является третьим выходом распределителя 1, и индикатор 11 конца ответов, соединенный с лампочкой 12 сигнализации, вход которого является входом блоков.
Группа 3 триггеров состоит из триггеров 13 - 13н первые (объединенные) входы которых являются первым 10 входом, а вторые входы - вторыми входами группы.
Формирователь 4 содержит последовательно соединенные элемент 14 дифференцирования, формирующий короткие импульсы, элемент ИЛИ 15, кольцевой сдвигающий регистр 16, генератор 17 тактовых импульсов, вход которого подключен к выходу элемента 14, и счетчик 18 (с переменным коэффициентом пересчета, информационный;вход которого через многовходовой элемент ,ИЛИ 19 соединен с выходами элементов
И 201 - 20, вторые входы каждого из которых подключены к соответствующим выходам. разрядов регистра 16, последний выход разряда которого также соединен со входом элемента ИЛИ 15.
Блок 5 отображения среднего времени ответов содержит последовательно соединенные генератор 21 временных меток, элемент И 22, второй вход которого подключен к единичному выходу триггера 23, первый и второй входы которого являются соответственно вторым и третьим входами блока, счетчик
24 времени и табло 25, второй вход которого соединен с выходом счетчика
26 числа испытаний, входом подключен» ного к .единичному выходу триггера 23, а третий вход табло 25 соединен с ну« 40 левым выходом триггера 23.
Пульт б обучаемых имеет датчик 27 реакции, например кнопку, и раздражитель 28 (лампочку) .
Устройство работает следующим об- 45 разом.
Обучающий устанавливает коэффициент пересчета счетчика 26 в соответствующее положение (в зависимости от числа обучаемых) и на*имает rcHonxy переключателя 7. На прямом выходе триггера 8 появляется сигнал, который запускает генератор 21. Этот же сигнал, пройдя элемент 9 задержки, запускает формирователь 2 (задержка на время необходима для окончания всех ,подготовительных процессов в устройстве), а, пройдя формирователь 10, устанавливает в исходное положение регистр 16 и триггеры 13„ - 13>. Устанавливается в нулевое состояние Ю также триггер 23, при этом элемент
И 22 закрывается и импульсы с генератора 21 не поступают в счетчик 24.
Сигналом с нулевого выхода триггера 23 включается табло 25, на котором выс- 65 ветятся нули, так. как счетчик .24 и 26 при включении устройства находятся в. нулевом состоянии.
После включения кнопки переключателя 7 на выходе формирователя 2 в случайный момент времени появляется . импульс, длительность .которого равна
1 — 2 с, т.е. больше среднего времени зрительно-моторной реакции человека.
Этот импульс, поступая на вход разд« ражателей 28, зажигает индикаторы (лампочки) на всех пультах б обучаеиях. Кроме того, импульс с выхода формирователя 2 поступает на первый вход триггера 23 и переводит его в единичное состояние. При этом элемент
И 22 открывается и счетчик 24 начинает считать. импульсы временных меток, поступающие с генератора 21 на вход элемента И 22. Одновременно записывается единица в счетчик 26 и выключается табло 25.
Сигнал с выхода формирователя 2 подается также на вход элемента 14.
Импульс с выхода элемента 14 запускает генератор 17 тактовых импульсов (частота следования 30 МГц), сннхроимпульсы с выхода которого подаются на сдвигающий (второй) вход регистра
16. Импульс с выхода элемента 14 про. ходит через элемент ИЛИ 15 и поступает на вход записи (первый) регистра
16, записывая "единицу" в его,первый разряд.
Каждый иэ обучаемых, реагируя на появление светового сигнала раздражителя 28, на своем пульте 6 - б нажимает кнопку датчика 27 реакции.Им4 пульсом с датчика 27 триггера 13
13д, соответствующие нажатой кнопке, переводятся в единичное состояние и на первых управляющих входах элементов И 204 - 20н появляется сигнал.
Единица, записанная в первый разряд регистра 16 с .тактовой частотой, поступает последовательно .на информаци-. онные входы элементов И 20„ — 20н .
Если элемент И 20 открыт, то с его выхода через элемент ИЛИ 19 сигнал поступает на вход счетчика 18 (с переменным коэффициентом пересчета) .
Счетчик 18 подсчитывает количество открытых-элементов И 20(« 20в(а следовательно, и количество отреагировавших обучаемых) за один цикл .пере- хода единицы с первого до последнего разряда.
Если счетчик 18 за один цикл работы регистра 16 не переполнился, то сигнал с последнего разряда регистра
16 поступает на вход "Установка в ноль-" счетчика 18 и установит его в исходное положение, а пройдя через элемент ИЛИ 15, запишет единицу в первый разряд регистра 16.
Циклическая работа регистра 16 повторяется аналогично описанному до
1012319 тех пор, пока в одном иэ циклов не применяет соответствующий методический происходит переполнение счетчика 18. прием, способствующий оживлению обуПри переполнении счетчика 18 им- чаемых. пульс переполнения с его выхода пос- Испольэование предлагаемого иэобтупает на вход генератора 17 и прек- ретения в устройствах для обучения, ращает подачу синхроимпульсов с его 5 позволяет в процессе обучения, выхода на регистр 16, на второй вход например чтения лекций, докладов, триггера 23 и переводит его в нулевое следить за обучаемыми аудиторией состояние, при этом элемент И 22 зак- контролировать ее активность и внима" рывается, счетчик 24 прекращает счет ние, а по мере ослабления внимания времени, включается табло 25, на ко-.. 10 (при увеличении среднего времени . тором высчитывается среднее время реакции у обучаемых), применять соотреакции, полученное путем деления со- ветствующие методические приемы,поэответственно содержимого, поступивше- воляющие повысить внимательность и го со счетчика 24, на содержимое, по- . улучшить восприятие преподносимого ступившее со счетчика 26, и на вход 5 материала, т.е. повышает зффективраспределителя 1, включает индикатор ность обучения группы.
11 и лампочку 12, сигнализируя обуча- По сравнению с базовым объектом ющему об окончании ответов обучаемых предлагаемое техническое решение и подготовке. устройства к следующему обладает более высокой точностью (очередному) испытанию. оценки реакции группы обучаемых за
Вновь на выходе формирователя 2 счет введения второго. формирователя появляется сигнал и дальнейшая работа импульсов, который например, при 50 .с устройством осуществляется анало=.. †. обучаемых осуществляет один цикл эа гично время, не более-1,5 МКс (частота геИспытание продолжается в течение нератора тактовых импульсов взята
1-2 мин, после 5-10 повторов обучаю- 30 МГц). Более высокая точность оценщий фиксирует среднее время реакции ки среднего времени реакции дает вози выключает устройство. можность с большой достоверностью
Через равные промежутки времени, регистрировать отклонение обучаемых например 10-15 мин,.обучающий включа- от нормального состояния, использо-. ет устройство, повторяет цикл испыта- вать предлагаемое устройство для . ний и сравнивает результаты. Если определения реакции группы людей в среднее время реакции почти не отли- медицинских целях. Простота перест" чается от первоначально измеренного,то ройки устройства при изменении числа лекция (обучение) продолжается по выб- обучаемых (испытуемых ) значительно раиной методике и в том же темпе. Если Зэ улучшает условия эксплуатации, сок- время реакции увеличилось, обучающий рав ает время настройки прибора.
1012319
Составитель A. Карлов
Редактор A.Äîëèíè÷ Техред Т.Фанта Корректор М.. Шароши
Заказ 2773/63 . Тираж 486 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4