Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ :ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЕЛХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ , содержащее последовательно включенные распределитель импульсов, первый формирователь импульсов и пульты операторов,блок отображения среднего времени ответа, первый и второй входы которого соединены со-; ответственно со вторым выходом распределителя импульсов и выходом первого формирователя импульсов, о т - : личающееся тем, что, с цель) расширения дидактических возможностей устройства, в него введены последовательно соединенные группа триггеров и второй формирователь им-. пульсов, выход которого подключен ко входу распределителя импульсов и третьему входу блока отрбражекия среднего времени ответа, а второй и третий входы-соответственно к выходу первого формирователя импульсов и третьему выходу распределителя импульсов , соединенному с первыми вхог дами триггеров группы, вторые входы которых подключены к выходам соответ ствующих пультов операторов. 2. Устройство по п. 1, о т л и чающееся тем, что в нем вто-. рой формирователь иьтульсов содержит, последовательно соединенные элемент дифференцирования, первый элемент ИЛИ, кольцевой сдвигающий регистр и элементы И,- вторые входы которых являются первым входом формирователя,и последовательно включенные второй элемент ИЛИ, счетчик и генератор тактовых импульсов, второй вход которо: соединен с выходом элемента дифференцированания , а выход - со вторым входом . кольцевоЛ) сдвигающего регистра, третий вход которого является вторым входом формирователя, а второй выходподключен ко второму входу первого элемента ИЛИ и второму входу счетчи;ка , выход которого является выходом ю форми эователя, вход элемента диффем ренцирования является третьим входом формирователя. со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

Ц ° Т Ф

РЕСПУБЛИК

3И) G09 В 9 00.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,.: :

Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР.

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3351760/18-24 (22) 03.11.81 (46) 15.04.83. Бюл. Р 14 (72) Н.И. Кудряшов, A.Þ. Чижов и А.Ф. Чипига (53) 681.3.071 {088.8)

156) 1. Авторское свидетельство СССР

9 265386, кл. 6 09 В 7/00, 1969. .. 2. Авторское свидетельство СССР

9 445055, кл. Q 09 В 9/00, 1973.

3. Авторское свидетельство СССР.

9. 743013, кл, Q 09 В 9/00, 1978. 4. Авторское свидетелЬство СССР по эаявке Р 2873072/28-13, кл. A 61 В 5/16, 1979 (прототип). (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ . ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ CHCTEN УП° РАВЛЕНИЯ, содержащее последовательно включенные распределитель импульсов, первый формирователь импульсов и пульты операторов,"блок отображения среднего времени ответа, первый и. второй входы которого соединены со-; ответственно со вторым выходом распределителя импульсов и выходом первого формирователя импульсов, о т — . л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических воэможностей устройства, в него введены. последовательно соединенные группа триггеров и второй формирователь им-, „„SU„„1012319 A пульсов, выход которого подключен ко входу распределителя. импульсов и

:третьему входу блока отображения сред него времени ответа, а второй и третий входы-соответственно к выходу первого формирователя импульсов и третьему выходу распределителя импульсов, соединенному с первыми вхо-.. дами триггеров группы, вторые входы которых подключены к выходам соответ ствующих пультов операторов.

2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что в нем вто-. рой формирователь импульсов содержит. последовательно соединенные элемент дифференцирования, первый элемент

ИЛИ, кольцевой сдвигающий регистр и Е

И элементы И,. вторые входы которых являются первым входом формирователя,и последовательно включенные второй элемент ИЛИ, счетчик и генератор так товых импульсов, второй вход которог соединен с выходом элемента дифферен-Ф цированания, а выход - со вторым входом.кольцевого сдвигающего регистра, третий вход которого является вторым входом формирователя, а второй выходподключен ко второму входу первого элемента ИЛИ и второму входу счетчика, выход которого является выходом формирователя, вход элемента дифференцирования является третьим входом формирователя.

1012319

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для контроля групповой деятельности, и может быть использовано при обучении (тренировках) и при исследовании реакции операторов. 5

Известно устройство, предназначен ное для определения трудоемкости действий, обучаемых при групповом обучении, позволяющее по результатам измерения времени и сигнализации 10 определять трудоемкость заданного для изучения материала и в случае необходимости корректировать количество информации. Но это устройство не дает воэможность судить о работоспособнос- 15 ти группы в процессе обучения, так как не учитывает состояние обучаемых в процессе выполнения задания И).

Известны устройства, предназначенные для определения взаимосвязанной реакции группы лиц и содержащие генератор псевдослучайных последовательностей, пульт .экзаменатора, блоки коммутации, реверсивные счетчики,датчик реакции испытуемого, преобразователи код-напряжение.и табло(2)и (31.

Данные устройства обеспечивают непрерывное наблюдение состояния испытуемого при воздействии на него какого-либо раздражителя и выявление предельных возможностей испытуемого, а также повышает эффективность определения реакции группы лиц в условиях соревнования.

Однако точность определения реакции группы лиц известных устройств 35 невысокая.

Наиболее близким к изобретению является устройство, предназначенное для групповых исследований времени зрительно-моторной реакции и содержа- 40 щее пульты испытуемых, состоящие из раздражителя и датчика двигательной реакции, сумматор, пороговый элемент, блок отображения времени ответа, состоящий из последовательно соединенных45 генератора временных меток, элемента

И, второй вход которого соединен с триггером, подключенным также к счетчику числа испытаний, и счетчика времени, блок управления и датчик случайных событий (4).

Недостатками данного устройства являются невысокая точность определения реакции группы лиц, что снижает эффективность при использовании устройства для группового обучения, разброс результатов измерений и слож ность перестройки устройства при изменении численности группы.

Цель изобретения - расширение ди-, 60 дактических возможностей устройства с повышением эффектйвности обучения за счет более высокой точности измерений времени реакции группы лиц,уменьшения разброса результатов измерений к 65 упроцения перестройки устройства при изменении численности группы обучаемых.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее последовательно включенные распределитель импульсов, первый формирователь импульсов и пульты операторов, блок отображения среднего времени ответа, первый и второй входы которого соединены соответственно со вторым выходом распределителя имйульсов и выходом первого формирователя импульсов, введены последовательно соединенные группа триггеров и второй формирователь импульсов, выход которого подключен ко входу распределителя импульсов и третьему входу блока отображения среднего времени ответа, а второй и третий входы соответственно к выходу первого формирователя импульсов и третьему выходу распределителя импульсов, соединенному с первыми входами триггеров группы, вторые входы которых подключены к выходам соответствующих пультов операторов, причем второй формирователь импульсов содержит последовательно соединенные элемент дифференцирования, первый элемент ИЛИ, кольцевой сдвигающий регистр и элементы И, вторые входы которых являются первым входом формирователя, и последовательно включенные второй элемент ИЛИ, счетчик и генератор тактовых импульсов, второй вход которого соединен с выходом элемента дифференцирования, а выход- со вторым входом кольцевого сдвигающего элемента-регистра, третий вход которого является вторым входом формирователя, а второй выход подключен ко второму входу первого элемента ИЛИ и второму входу счетчика, выход которого является выходом формирователя, вход элемента дифференцирования яв- ляется третьим входом формирователя.

На чертеже изображена функциональ. ная схема устройства, содержащего распределитель 1 импульсов, формирователь 2 импульсов (случайной последовательности), формирователь 4 импульсов (регистрации ответов) „ блок 5 отображения среднего времени ответов и пульты б обучаемых. распределитель 1 содержит переклю. чатель 7 (пусковых сигналов), предназначенный для включения устройства, триггер 8, первый (прямой)выход которого служит для подачи .сигнала на формирование временных меток в блоке

5 отображения среднеГо времени ответов,элемент 9 задержки, обеспечивающий необходимое время для окончания подготовительных процессов в блоках устройства, выход с которого предназначен для формирования случайных событий и является вторым выходом формирователя 2 распределителя 1, форми1012319

3 рователь 10 импульсов разрядной записи, выход с которого служит для установки в ноль соответствующих элементов устройства и является третьим выходом распределителя 1, и индикатор 11 конца ответов, соединенный с лампочкой 12 сигнализации, вход которого является входом блоков.

Группа 3 триггеров состоит из триггеров 13 - 13н первые (объединенные) входы которых являются первым 10 входом, а вторые входы - вторыми входами группы.

Формирователь 4 содержит последовательно соединенные элемент 14 дифференцирования, формирующий короткие импульсы, элемент ИЛИ 15, кольцевой сдвигающий регистр 16, генератор 17 тактовых импульсов, вход которого подключен к выходу элемента 14, и счетчик 18 (с переменным коэффициентом пересчета, информационный;вход которого через многовходовой элемент ,ИЛИ 19 соединен с выходами элементов

И 201 - 20, вторые входы каждого из которых подключены к соответствующим выходам. разрядов регистра 16, последний выход разряда которого также соединен со входом элемента ИЛИ 15.

Блок 5 отображения среднего времени ответов содержит последовательно соединенные генератор 21 временных меток, элемент И 22, второй вход которого подключен к единичному выходу триггера 23, первый и второй входы которого являются соответственно вторым и третьим входами блока, счетчик

24 времени и табло 25, второй вход которого соединен с выходом счетчика

26 числа испытаний, входом подключен» ного к .единичному выходу триггера 23, а третий вход табло 25 соединен с ну« 40 левым выходом триггера 23.

Пульт б обучаемых имеет датчик 27 реакции, например кнопку, и раздражитель 28 (лампочку) .

Устройство работает следующим об- 45 разом.

Обучающий устанавливает коэффициент пересчета счетчика 26 в соответствующее положение (в зависимости от числа обучаемых) и на*имает rcHonxy переключателя 7. На прямом выходе триггера 8 появляется сигнал, который запускает генератор 21. Этот же сигнал, пройдя элемент 9 задержки, запускает формирователь 2 (задержка на время необходима для окончания всех ,подготовительных процессов в устройстве), а, пройдя формирователь 10, устанавливает в исходное положение регистр 16 и триггеры 13„ - 13>. Устанавливается в нулевое состояние Ю также триггер 23, при этом элемент

И 22 закрывается и импульсы с генератора 21 не поступают в счетчик 24.

Сигналом с нулевого выхода триггера 23 включается табло 25, на котором выс- 65 ветятся нули, так. как счетчик .24 и 26 при включении устройства находятся в. нулевом состоянии.

После включения кнопки переключателя 7 на выходе формирователя 2 в случайный момент времени появляется . импульс, длительность .которого равна

1 — 2 с, т.е. больше среднего времени зрительно-моторной реакции человека.

Этот импульс, поступая на вход разд« ражателей 28, зажигает индикаторы (лампочки) на всех пультах б обучаеиях. Кроме того, импульс с выхода формирователя 2 поступает на первый вход триггера 23 и переводит его в единичное состояние. При этом элемент

И 22 открывается и счетчик 24 начинает считать. импульсы временных меток, поступающие с генератора 21 на вход элемента И 22. Одновременно записывается единица в счетчик 26 и выключается табло 25.

Сигнал с выхода формирователя 2 подается также на вход элемента 14.

Импульс с выхода элемента 14 запускает генератор 17 тактовых импульсов (частота следования 30 МГц), сннхроимпульсы с выхода которого подаются на сдвигающий (второй) вход регистра

16. Импульс с выхода элемента 14 про. ходит через элемент ИЛИ 15 и поступает на вход записи (первый) регистра

16, записывая "единицу" в его,первый разряд.

Каждый иэ обучаемых, реагируя на появление светового сигнала раздражителя 28, на своем пульте 6 - б нажимает кнопку датчика 27 реакции.Им4 пульсом с датчика 27 триггера 13

13д, соответствующие нажатой кнопке, переводятся в единичное состояние и на первых управляющих входах элементов И 204 - 20н появляется сигнал.

Единица, записанная в первый разряд регистра 16 с .тактовой частотой, поступает последовательно .на информаци-. онные входы элементов И 20„ — 20н .

Если элемент И 20 открыт, то с его выхода через элемент ИЛИ 19 сигнал поступает на вход счетчика 18 (с переменным коэффициентом пересчета) .

Счетчик 18 подсчитывает количество открытых-элементов И 20(« 20в(а следовательно, и количество отреагировавших обучаемых) за один цикл .пере- хода единицы с первого до последнего разряда.

Если счетчик 18 за один цикл работы регистра 16 не переполнился, то сигнал с последнего разряда регистра

16 поступает на вход "Установка в ноль-" счетчика 18 и установит его в исходное положение, а пройдя через элемент ИЛИ 15, запишет единицу в первый разряд регистра 16.

Циклическая работа регистра 16 повторяется аналогично описанному до

1012319 тех пор, пока в одном иэ циклов не применяет соответствующий методический происходит переполнение счетчика 18. прием, способствующий оживлению обуПри переполнении счетчика 18 им- чаемых. пульс переполнения с его выхода пос- Испольэование предлагаемого иэобтупает на вход генератора 17 и прек- ретения в устройствах для обучения, ращает подачу синхроимпульсов с его 5 позволяет в процессе обучения, выхода на регистр 16, на второй вход например чтения лекций, докладов, триггера 23 и переводит его в нулевое следить за обучаемыми аудиторией состояние, при этом элемент И 22 зак- контролировать ее активность и внима" рывается, счетчик 24 прекращает счет ние, а по мере ослабления внимания времени, включается табло 25, на ко-.. 10 (при увеличении среднего времени . тором высчитывается среднее время реакции у обучаемых), применять соотреакции, полученное путем деления со- ветствующие методические приемы,поэответственно содержимого, поступивше- воляющие повысить внимательность и го со счетчика 24, на содержимое, по- . улучшить восприятие преподносимого ступившее со счетчика 26, и на вход 5 материала, т.е. повышает зффективраспределителя 1, включает индикатор ность обучения группы.

11 и лампочку 12, сигнализируя обуча- По сравнению с базовым объектом ющему об окончании ответов обучаемых предлагаемое техническое решение и подготовке. устройства к следующему обладает более высокой точностью (очередному) испытанию. оценки реакции группы обучаемых за

Вновь на выходе формирователя 2 счет введения второго. формирователя появляется сигнал и дальнейшая работа импульсов, который например, при 50 .с устройством осуществляется анало=.. †. обучаемых осуществляет один цикл эа гично время, не более-1,5 МКс (частота геИспытание продолжается в течение нератора тактовых импульсов взята

1-2 мин, после 5-10 повторов обучаю- 30 МГц). Более высокая точность оценщий фиксирует среднее время реакции ки среднего времени реакции дает вози выключает устройство. можность с большой достоверностью

Через равные промежутки времени, регистрировать отклонение обучаемых например 10-15 мин,.обучающий включа- от нормального состояния, использо-. ет устройство, повторяет цикл испыта- вать предлагаемое устройство для . ний и сравнивает результаты. Если определения реакции группы людей в среднее время реакции почти не отли- медицинских целях. Простота перест" чается от первоначально измеренного,то ройки устройства при изменении числа лекция (обучение) продолжается по выб- обучаемых (испытуемых ) значительно раиной методике и в том же темпе. Если Зэ улучшает условия эксплуатации, сок- время реакции увеличилось, обучающий рав ает время настройки прибора.

1012319

Составитель A. Карлов

Редактор A.Äîëèíè÷ Техред Т.Фанта Корректор М.. Шароши

Заказ 2773/63 . Тираж 486 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх