Система для дефектоскопирования рельсов

 

СИСТЕМА ДЛЯ ДЕФЕКТОСКОПИРОВАНИЯ РЕЛЬСОВ, содержащая уста . новленные в вагоне-дефектоскопе блок индуктивной связи с рельсовым путем, соединенный с аналого-цифровым преобразователем , который соединен с цифровой линией задержки, п выходов которой подключены к п первым входам устройства подсчета функции взаимной корреляции, пороговые устройства , соединенные с устройством подсчета функции взаимной корреляции, цифровое запоминающее устройство, п выходов которого подключены к вторым п входам устройства подсчета функции взаимной корреляции , отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повышения помехоустойчивости, она снабжена связанным с колесной парой вагонадефектоскопа преобразователем скорости движения в частоту и напряжение, импульсный выход которого подключен к второму входу цифровой линии задержки, а между цифровым запоминающим устройством и устройством подсчета функции взаимной корреляции установлен блок преобразоваS телей, п управляющих входов которого подключены к аналоговому выходу преобразо (Л вателя скорости движения в частоту и напряжение . Jik 00 4;:

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН з(59 В 61 908

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

H ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3362459/27-11 (22) 05.12.81 (46) 30.04.83. Бюл. № 16 (72) А. И. Самойлов и Л. Н. Воронцова (71) Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (53) 625.171.002.56 (088.8) (56) 1. Самойлов А. И., Орлов В. В. Перспективы автоматизации процесса разделения сигналов в скоростной рельсовой дефектоскопии.— «Вопросы автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном транспорте», Вып. 13, М., «Транспорт», 1966. (54) (57) СИСТЕМА ДЛЯ ДЕФЕКТОСКОПИРОВАНИЯ РЕЛЬСОВ, содержащая установленные в вагоне-дефектоскопе блок индуктивной связи с рельсовым путем, соединенный с аналого-цифровым преобразователем, который соединен с цифровой линией задержки, и выходов которой подключены

„„SU„„1014784 А к и первым входам устройства подсчета функции взаимной корреляции, пороговые устройства, соединенные с устройством подсчета функции взаимной корреляции, цифровое запоминающее устройство, и выходов которого подключены к вторым и входам устройства подсчета функции взаимной корреляции, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повышения помехоустойчивости, она снабжена связанным с колесной парой вагонадефектоскопа преобразователем скорости движения в частоту и напряжение, импульсный выход которого подключен к второму входу цифровой линии задержки, а между цифровым запоминающим устройством и устройством подсчета функции взаимной корреляции установлен блок преобразователей, п управляющих входов которого подключены к аналоговому выходу преобразователя скорости движения в частоту и напряжение.

1014784

Изобретение относится к неразрушающим методам контроля и может быть использовано, в частности, для оперативного обнаружения дефектов в рельсах с помощью вагона-дефектоскопа.

Известны системы для дефектоскопирования рельсов с использованием вагоновдефектоскопов: в которых искательная система, закрепленная на вагоне-дефектоскопе, перемещается над рельсом контролируемого участка пути. Электрические сигналы, вырабатываемые искательной системой записываются на бумажную или магнитную ленты или кинопленку. Наличие дефекта в рельсе определяется путем визуального просмотра записанного изображения сигнала и сравнения его с сигналом заранее известной формы от опасного дефекта.

Недостатком этих систем является то, что визуальная обработка результатов контроля делает анализ недостаточно надежным, субъективным и трудоемким.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому является устройство скоростного дефектоскопирования рельсов, содержащее искательную систему, линию задержки, выполненную на распределителях ОИ. БИ и ячейках памяти ЯП, устройство .подсчета функции взаимной корреляции, включающее умножитель и интегратор, запоминающее устройство для хранения эталонного сигнала от опасного дефекта, выполненное в виде генератора сигналов (1).

Недостаток известного устройства узкие функциональные возможности, заключающиеся в том, что для эффективного обнару)кения дефектов требуется поддержание постоянной скорости вагона-дефектоскопа.

Этот недостаток объясняется тем, что при изменении скорости вагона существенно изменяется форма сигнала от опасного дефекта, причем при изменении скорости движения вагона-дефектоскопа деформация формы сигнала от дефекта происходит не только вследствие сжатия или растяжения сигнала во времени, но также и вследствие влияния других факторов, в свою очередь нелинейно зависящих от скорости, например вихревых токов, гистерезиса и др. Это обстоятельство приводит к несоответствию форм эталонного и сравниваемого сигналов, что вызывает снижение помехоустойчивости и может привести к пропуску сигнала от опасного дефекта. Поддержание постоянной скорости вагона-дефектоскопа в условиях эксплуатации железных дорог является существенным ограничением и в ряде случаев неприемлемо.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей, заключающееся в том, что обнаружение опасных дефектов в рельсах производится на различных скоростях движения вагона-дефектоскопа, а г

55 также повышение помехоустойчивости системы.

Поставленная цель достигается тем, что система для дефектоскопирования рельсов, содержащая установленный в вагоне-дефектоскопе блок индуктивной связи с рельсовым путем соединенный с аналого-цифровым преобразователем, который соединен с цифровой линией задержки, и выходов которой подключены к и первым входам устройства подсчета функции взаимной корреляции, пороговые устройства, соединенные с устройством подсчета функции взаимной корреляции, цифровое запоминающее устройство, и выходов которого подключены ко вторым и входам устройства подсчета функции взаимной корреляции, снабжена связанным с колесной парой вагона-дефектоскопа преобразователем скорости движения в частоту. и напряжение, импульсный выход которого подключен к второму входу цифровой линии задержки, а между цифровым запоминающим устройством и устройством подсчета функции взаимной корреляции установлен блок преобразователей, л управляющих входов которого подключены к аналоговому выходу преобразователя скорости вдижения в частоту и напряжение.

На фиг. 1 изображена функциональная схема системы; на фиг. 2 — кривая зависимости изменения формы сигнала от скорости.

Система скоростного дефектоскопирования рельсов содержит искательную систему 1 установленную между полюсами электромагнита вагона-дефектоскопа, аналогоцифровой преобразователь 2, цифровую линию 3 задержки, имеющую п выходов, устройство 4 подсчета нормированной функции взаимной корреляции, цифровое запоминающее устройство 5, блок 6 управляемых нелинейных преобразователей 7, преобразователь 8 скорости движения в частоту (выход а) и напряжение (выход б), связанный с колесной парой 9 тележки вагонадефектоскопа, пороговое устройство 10.

Устройство работает следующим образом.

Аналоговый электрический сигнал, отображающий изменение магнитного поля над головкой рельса, снимается с катушки искательной системы 1, преобразуется аналого-цифровым преобразователем 2 в цифровую форму и поступает в параллельном коде на вход сдвигающего регистра, выполняющего функции цифровой линии 3 задержки.

В цифровое запоминающее устройство 5 заранее внесен сигнал от опасного дефекта, записанный при некоторой средней скорости вагона-дефектоскопа, например 30 км/ч.

Каждое отсчетное значение этого сигнала подается в блок 4 подсчета функции взаимной коллеляции через свой нелинейный преобразователь 7 блока 6. Управляющее на1014784 з пряжение на входы указанных нелинейных преобразователей поступает с аналогового выхода б преобразователя 8 скорости движения в частоту и напряжение. Нелинейные преобразователи 7 корректируют отсчетные значения сигнала, хранящегося в цифровом запоминающем устройстве 5, в соответствии с величиной текущей скорости движения вагона-дефектоскопа.

При движении вагона-дефектоскопа происходит продвижение п роч иты вае мого с рельса сигнала по линии 3 задержки, которое осуществляется тактовыми импульсами, поступающими с импульсного выхода а преобразователя 8. Частота тактовых импульсов пропорциональна текущей скорости движения вагона-дефектоскопа.

В блоке 4 подсчета нормированной функции взаимной корреляции происходит перемножение и суммирование скорректированных значений сигнала от опасного дефекта, хранящегося в цифровом запоминающем устройстве 5, и отсчетных значений текущего сигнала, снимаемого с отводов цифровой линии 3 задержки. Наличие дефекта регистрируется пороговым устройством 10 в момент превышения порогового уровня сигналом, пропорциональным функции взаимной корреляции.

Рассмотрим подробнее назначение блока 8 преобразователя скорости движения в частоту и напряжение и блока 6 нелинейных преобразователей.

При различной скорости движения сигнал, прочитываемый с одного и того же отрезка пути, например, равного межполюсному расстоянию, занимает различные интервалы времени. Для нормальной работы устройства необходимо, чтобы в линии задержки по всем отводам располагался независимо от скорости сигнал, соответствующий одинаковому расстоянию пути. Для этого тактовые импульсы, поступающие на вход линии задержки и продвигающие по ней сигнал, вырабатываются в блоке 8 с частотой, пропорциональной скорости движения вагона-дефектоскопа. Таким образом, чем больше скорость считывания дефекта с рельса, тем быстрее будет производиться продвижение сигнала по линии задержки, в результате чего расстояния между отсчетными значениями сигнала совпадают с расстояниями между отводами линии задержки.

Нелинейные преобразователи 7 блока 6 корректируют отсчетные значения хранящегося в цифровом запоминающем устройстве 5 сигнала в соответствии с величиной скорости движения вагона-дефектоскопа.

Закон преобразования каждого нелинейного преобразователя задается индивидуально на основании предварительных экспериментальных исследований изменения формы сигнала от скорости.

Пусть, например, сигнал от опасного дефекта, хранящегося в памяти, имеет вид кривой 1, а сигнал от этого же дефекта при другой скорости вагона-дефектоскопа— вид кривой 11 (фиг. 2) . Из графических материалов видно, что для коррекции формы сигнала 1-ю ординату нужно увеличить, j-ю уменьшить, а к k-й ординате, ранее равной нулю, нужно прибавить отрицательное значение. Следовательно, при изменении ско10 рости в широких пределах отдельные ординаты нужно изменять нелинейно не только по величине, но и по знаку.

Таким образом, расположение в линии задержки сигнала, соответствующего одинаковому расстоянию пути при любой скорости, и одновременная корректировка хранящегося в памяти сигнала делает процесс обнаружения опасного дефекта в рельсе независимым от скорости движения вагонадефектоскопа.

Кроме того, строгая привязка отсчетных значений сигнала к отводам линии задержки приводит к повышению помехоустойчивости во всем рабочем диапазоне скоростей по сравнению с известными устройствами.

Введение операции нормирования при подсчете функции взаимной корреляции приводит к существенному упрощению схемы блока принятия решения о наличии дефекта.

Большая часть схемы устройства является цифровой, что позволяет использовать типовые отечественные интегральные микросхемы для ее реализации. Регистрация сигналов в цифровой форме удобна для дальнейшего анализа и использования этих данных в повторных заездах и для подведения статистики.

При использовании предлагаемой схемы легко выполняется отметка координаты пути выявленного дефекта одновременно с регистрацией самого дефекта. Устройство позволяет повысить безопасность движения поездов, которая в.экономических показате40 лях не рассчитывается. Это достигается благодаря более достоверному обнаружению сигналов от опасных дефектов в рельсах на фоне помех и обнаружению их на более ранней стадии развития дефекта за счет повышения помехоустойчивости устройства.

Работая при произвольной скорости вагонадефектоскопа в реальном масштабе времени, оно позволяет повысить производительность вагонов-дефектоскопов более чем в 12 раз по сравнению с наиболее совершенными из

5О действующих вагонов (при существующей системе скоростного дефектоскопирования на 1 ч работы вагона-дефектоскопа приходится не менее 12 ч простоя, необходимых для визуальной расшифровки записей осциллограмм). В свою очередь, повышение

55 производительности вагонов-дефектоскопов позволяет чаще осуществлять контроль рельсов, что способствует обнаружению дефектов на более ранней стадии.

1014784

Составитель М. Жарцова

Редактор А. Курах Техред И. Верес Корректор М. Шароши

Заказ 3113/16 Тираж 507 . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Система для дефектоскопирования рельсов Система для дефектоскопирования рельсов Система для дефектоскопирования рельсов Система для дефектоскопирования рельсов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для определения положения колесной пары в рельсовой колее, измерения ширины рельсовой колеи непосредственно под подвижным составом (локомотивом, автомотрисой и т.д.), и может быть использовано для проведения исследований кинематического взаимодействия подвижного состава и пути в горизонтальной плоскости

Изобретение относится к контролю состояния железнодорожного пути и может быть использовано для управления рабочими органами путевой машины

Изобретение относится к бесконтактным устройствам диагностического состояния контактной сети железнодорожного транспорта, а именно качества фарфоровых изоляторов и электрических соединений, относительно смещения элементов контактной сети, износа контактного провода и может быть использовано в передвижных электроизмерительных вагонах-лабораториях

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к методам непрерывного контроля состояния геометрических параметров рельсовой колеи, в том числе при измерении ширины колеи

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и предназначено для контроля и оценки состояния рельсовых путей

Изобретение относится к измерительной технике, а конкретнее, к технике железнодорожных измерений

Изобретение относится к путеизмерительным средствам для измерения профиля поперечного сечения, боковых и вертикальных отклонений железнодорожных рельсов

Изобретение относится к отрасли железнодорожного транспорта, в частности к области контроля состояния железнодорожного пути, и может быть использовано для управления рабочими органами путевой машины
Наверх