Пневматическое устройство управления расходом

 

ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ УСТШЙСТВр УПРАШ1ЕЯ ИЯ РАСХОДОМ ПО авт. ев. 640271, о тли чающееся тем, что, с цел1 повшоения нал жностй , оно снабжено датчиком уровня с узлом сопло-заслонка, дополнительныi кш трехмембранным и двухмембраншм реле, дополнительнюш регулируеквфш дросселями и постоянным дросЬелем , через который канал питания соединен с соплом датчика уровня и с первой управляккчей камерой дополнительного т{ е 4ембранного р1вле, соединенной через первый дополаитель1шй регулируе шй даоссёль с второй управляющей камерой этого реле, проточная камера без яружишя основного двухмембранного реле оообцеиа с запрещающей камерой основного трехмембранного резсстловую камеру и нормально открытое сопло дополнительного трехмембранного реле, соеди ненное-также с нормально закрвтым сошюм этого реле, выход основного трехмембранногю реле связан через второй дополнительный регулнрушлшй ,-1 дроссель с управляюсцей кгтерой допрл нительного дву рлембранного реле, нор-1 мгшьио закр ьйгое сопло которого сообщено с датчиком Давления. F

ВО КУЯ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

Ь«

РЕСПУБЛИН

ГССУДМ СТВЕННЫЙ. КОМИТЕТ СССР

AO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTlO

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

«A« l« IC NO MV ЕВ «ЕЕТЕЕЬЕТ«У

3Щ) G 05 D 7/03

Е

° «Ь

° «ф

° °

61), 640271

21) 3297309/18-24 (22) 08. 06. 81 (46) 30.04.83 ° Бвл. В 16 (72) В. Г. Островский (71) Западно-Сибирский Филиал Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-конструкторского института нефтяного машиностроения (53) 621-525(088.8) (54) (57). ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ по азт. св. 1 640271, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повыаения надежности, оно снабжено датчиком уровня с узлом сопло-заслонка, донолнителъиыIмн трехиеибранным и двухиембранныи реле, двумя дополнительными регулируеьзяии дросселями и постоянным дросселем, через который канал питания соединен с соплом датчика уровня и с первой управляющей камерой дополннтелъного трехмембраниого реле, соединенной через первый дополнительный регулируемый дроссель с второй управляющей камерой этого реле, проточная камера без пружины основного двухмеибраниого реле сообщена c запрещающей камерой основного трехмеибранного -реле через сопловую камеру и нормалъно открытое садило дополнительного трехмзмбраннож реле, соеди венное также е нормально эакрмтым соплом этого реле, .выход основного трехмембранного реле связан через второй дополнительный регулируемый дроссель с управляющей камерой донол-Е нительного двухмембранного реле, нормально закрытое сопло которого сообщено с датчиком давления.

1015345

Изобретение относится к устройствам автоматики и может быть использовано,в химической, газовой, нефтяной и других отраслях промышленности, 10 выполняется по заданной программе, а закрытие — по сигналу реле давления, реагирующего на возрастание дав20 отказе реле давления, оставляя запорный клапан открытым, при этом возможны большие потери технологического75 газа. Кроме того, устройство не позволяет контролировать уровень жидкости в конденсатосборнике, что может привести к переполнению конденсато сборника сепаратора, проскоку жидкости в магистральный газопровод и образованию в нем жидкостных и гидратных пробок. Это, в конечном результате, приводит к снижению пропускной способности магистрального газопровода и к поломке газовых компрессоров.

Укаэанные недостатки снижают надежность известного устройства.

Цель изобретения — повышение надежности устройства. 40

Поставленная цель достигается тем, 45

60 б5 в частности, для регулирования расхода жидкости иэ конденсатосборников на газоконденсатном промысле.

По основному авт. св. Р 640271 известно пневматическое устройство управления расходом, содержащее эапорный клапан, датчик давления, установленный на магистрали, дроссели, емкость., двухмембранные и трехмембранные реле с пружинами и канал питания. В этом устройстве открытие запорного клапана на дренажной линии ления в линии при смене жидкой фазы на газовую.

Однако известное устройство не обеспечивает окончание цикла при что пневматическое устройство управления расходом снабжено датчиком уровня с узлом сопло-заслонка, дополнительными трехмембранным и двухмембранным реле, двумя дополнительными регулируемыми дросселями и постоянным дросселем, через который канал питания соединен с соплом датчика уровня и с первой управляющей камерой дополнительного трехмембранного реле, соединенной через первый дополнительный регулируемый дроасель с второй управляющей камерой этого реле, проточная камера без пружины основного двухмембранного реле сообщена с запрещающей камерой основного трехмембранного реле через сопловую камеру и нормально открытое сопло дополнительного трехмембранного реле, соединенное также с нормально закрытым соплом этого реле, выход основного трехмембранного реле связан через второй дополнительный регулируемый дроссель с управляющей камерой дополнительного двухмембранного

15 реле, нормально закрытое сопло которого сообщено с датчиком давления.

На чертеже приведена принципиальная схема устройства.

Устройство содержит датчик уровня с узлом 1 сопло — заслонка, установленным на конденсатосборнике 2 сепаратора 3, дополнительное 4 и основное 5 трехмембранные реле, основное 6 и дополнительное 7 двухмембранные реле, запорный клапан 8 и датчик 9 давления,установленные надренажной линии 10, гидравлический дроссель 11, установленный на дренажной линии перед датчиком давления, и редуктор 12 давления воздуха. Канал питания через редуктор давления воздуха и через дополнительный постоянный дроссель 13 соединен с узлом 1 сопло — заслонка датчика уровня и с первой управляющей камерой дополнительного трехмембранного реле 4, соединенной через первый дополнительный регулируемый дроссель 14 с второй управляющей камерой этого хсе реле, Кроме того, канал питания соединен с нормально закрытым соплом основного двухмембранного реле 6, проточная камера без пружины которого соединена с нормально открытым соплом этого же реле и через регулируемый дроссель 15 с атмосферой и с запрещающей камерой основного трехмембранного реле 5 через сопловую камеру и нормально открытое сопло (верхнее на чертеже) дополнительного трехмембранного реле 4, соединенное также с нормально закрытым соплом этого же реле и пневмоемкость 16.

Кроме того, канал питания соединен с нормально открытым соплом основного трехмембранного реле 5 и через проточную камеру с нормально закрытым соплом этого же реле и с запорным клапаном 8, через постоянный дроссель 17 с датчиком 9 давления и через регулируемые,дроссели 18 и 19 с управляющими камерами основного двухмембранного реле 6 и дополнительного двухмембранного реле 7, нормально закрытое сопло которого соединено с разрешающей камерой основного трехмембранного реле 5 и с датчиком 9 давления через командную линию 20.

Задача автоматизации процесса отвода жидкостей из технологических аппаратов (в данном случае из конденсатосборника 2) газовых и газоконденсантных промыслов — одна из актуальных и сложных. Ее сложность обусловлена специфическими условиями эксплуатации устройств автоматики. так, образование кристаллогидратов, на чувствительных элементах регуляторов приводит к их отказам. Отказы системы регулирования могут быть связаны с плохой осушкой командного газа (воэВ первоначальный момент -включения сепаратора 3 в работу его конденсатосборник 2 пуст, а следовательно, газ с каплями жидкости заполняет конденсатосборник 2 и дренажную линию 10 до запорного клапана 8. Конденсатосборник 2 постепенно заполняется жидкостью, и между ним и запорным клапаном 8 в дренажной линии 10 образуется газовая пробка, на которую реагирует датчик 9 давления в первоначальный момент открытия запорного . клапана 8 (первый проскок газа).

Жидкость из конденсатосборника 2 удаляется до появления газа и дренажной линии 10, при этом происходит смена фаэ жидкость — газ с резким, повышением давления после гидравлического дросселя 11, на которое реагирует датчик .9 давления (второй проскок газа), закрывая запорный клапан 8. . При неплотном закрытии запорного клапана 8 газовая пробка не образуется и первый проскок газа в дренажную линию 10 не происходит, но это не " нарушает работу устройства.

Пневматическое питание подается через редуктор 12 давления воздуха к нормально закрытому соплу основного двухмембранного реле 6> через дополнительный постоянный дроссель 13. и дополнительный регулируемый дроссель 14 в управляющие камеры дополнительного трехмембранного реле 4, к нормально .закрытому узлу 1 сопло заслонка датчика уровня и через нор мально открытое сопло и проточную ка меру основного трехмембранного реле 5 к запорному клапану 8, который при этом откроется.

Давление воздуха нарастает как в командной линии 20 датчика 9 дарления, так и в управляющих камерах основного и дополнительного:двухмембранных реле 6 и 7.через регулируете дроосе ли 18 (основной) и 19 (дополнительный) соответственно. В случае выпуска газа (первый проскок газаj в дренажную линию 10 и срабатывания датчика 9 давления закрытие запорного клапана 8 не.происходит, что обусловлено задержкой на основном регулируе мом дросселе 18. По истечении времени задержки давление в управляющей каьере основного двухмембранцого реле 6 перебрасывает мембранный блок в другое крайнее положение, в результате чего давление питания поступает через проточные камеры реле 6 н 4 в пневмоемкость .16 и запрещающую камеру основного трехмейбраниого реле 5. Однако закрытие. запорного клапана. 8 не происходит 1 так как это давление не может преодолеть усилия пружины и усилия, развиваемого давлением воздуха в другой разрешающей камере основного трехмембранного реле 5, соединенной е з 1О153 духа), со значительным изменением газосодержания (плотности) отводимой жидкости при изменении температуры и давления в аппарате. На газовых промыслах газ через сепараторы (в .данном случае через сепаратор 3) идет 5 постоянно с определенным технологическим режимом (под которым понимаются температура, давление, расход газа через сепаратор, насыщенность га зового потока жидкостью). Поэтому )О жидкость поступает в конденсатосборник 2 сепаратора 3 в различных ко.— личествах к зависит от перечисленных выше факторов.

Ддя полного использования объема конденсатосборника 2 и снижения частоты срабатывания устройства на .дренажной линии 10 устанавливают датчик 9. давления, который реагирует на смену фаэ жидкость - газ. Кроме того, установка .датчика 9 давления повышаЕт точность срабатывания устройства и снижает потери газа в дренажную линию 10. Однако при выходе из строя датчик давления не обеспечивает окончание цикла работы устройства, оставляя эапорный клапан открытым, поэтому работа датчика давления дублируется временной программой с помощью узла (дроссель 19 и реле 7).

Вариант дублирования с установкой ЗО второго датчика параллельно первому повышает стоимость устройства. Появляется необходимость постоянного контроля за работой датчиков давления.и их переключение о. работающего на ре- 35 зервный при отказе- в работе одного из них. Кроме того, датчики находят-ся в работе в более жестких условиях, т.- е. установлены непосредственно у технологических аппаратов и контакти- 4() руют со средой, а элементы схемы устройства питаются хорошо очищенным командным газом (воздухом) и находятся в более лучших условиях эксплуатации, вследствие чего вероятность 45, выхода устройства иэ строя уменьшается.

Устройство работает следующим образом.

Пневматическое питание устройства может подаваться как,до включения. . технологической установки в работу, так и во время ее работы. В первом случае закрытие запорного кланана.8 происходит по истечении времени на которое настроен дополнительный регулируеыяй дроссель-19, так как.в

55 установке нет ни газа, ни жкдкасти, а следовательно, не работает датчик 9 давления 9. Во втором случае { установка включена в работу) закрытие запорного клапана 8 происходит от 60 датчика 9.давления, который срабатывает.при смене фаэ жидкость — гаэ.

Открытие запорного клапана 8 происходит одновременно с подачей пнев-, матического питания. 65

1015345.с нормально закрытыми соплами датчика 9 давления и дополнительного двух мембранного реле 7 и через основной постоянный дроссель 17 с линией питания запорного клапана 8.

Основной постоянный дроссель 17 служит для ограничения расхода воздуха в случае отказа клапанного устройстав датчика 9 давления, т. е. в случае, когда клапанное устройство датчика 9 давления постоянно открыто. 10

В таком состоянии устройство находится до второго выпуска газа в дренажную линию 10, т. е. до смены фаэ жидкость — газ, после чего давление в дренажной линии 10 резко по-. 15 вьааается и срабатывает датчик 9 давления, который соединяет разрешающую камеру основного трехмембранного реле 5 с атьюсфе,рой.

Давление в другой запрещающей камере этого же реле преодолевает уси.лие пружины и соединяет линию питания запорного клапана 8 через проточную камеру без пружины с атмосферой. За.порный клапан 8 закрывается. Прн этом давление в управляющей камере двухмембранного реле 6 уменьшается . до его срабатывания, соединяются ,запрещающая камера.трехмвмбранного реле 5, пневмоемкость 16 через про- 30 точную камеру дополнительного трвхмембранного реле 4 регулируемый дроссель 15 (основной) с атмосферой,. включается s работу временное устройство, собранное на пневматическом 35 звене регулируеьий дроссель 15 пневмоемкость 16.

После снижения давления в запрещающей камере основного трвхмвмбран-. ного реле 5 до величины его срабаты- 4g вания, давление питания подается на запорный клапан 8, который открывает.СЯ .

Цикл работы повторяется.

При отказе датчика 9 давления, 45 т. е. в первом случае (клапанное устройство датчика.9 давления не открыто и не сброшено давление с разрешающей камеры .основного трехмембранного реле 5), с задержкой по вре: мени, определяемой на дополнительном 5@ регулируемом дросселе 19, заполняется управляющая камера дополнительного двухмембранного реле 7 из линии пита, ния запорного клапана 8, вследствие чего происходит сброс давления из 55 разрешающей камеры основного трехмембранного реле 5 и соединение линии питания запорного клапана 8 с атиосферой через проточную камеру этого же реле. После закрытия запорного, 6О клапана 8 с задержкой по времени, определяемой рвгулируемям дроссе лем 18, разблокировывается двухмембранное реле..6, соединяя пнввмоемкость 16 и эайрешающую камеру основ- 65 ного трехмембранного реле 5 через регулируемый дроссель 15 с атмосферой.

Цикл работы повторяется.

Если датчик 9 давления отказал в работе и его клапанное устройство постоянно открыто, т. е. соединено с атмосферой (второй случай отказа), в разрешающей камере основного трехмембранного реле 5 во время работы запорного клапана 8 давление создаваться не будет, что приводит к частому срабатыванию запорного клапана 8.

Для устранения частого срабатывания запорного клапана 8 и полного опорожнения конденсатосборннка 2 сепаратора 3 необходимо основной регулирувьий дроссель 18 настроить на такую временную задержку, чтобы до полного опорожнения конденсатосборника 2 успело набраться давление в управляющей камере основного двухмембранного реле 6 до 0,8 кг/см, при котором реле 6 переключается, пода-. вая давление питания в запрещающую камеру основного трвхмембранного реле 5, которое переключается и за-. крывает эапорный клапан 8. Таким образом, время задержки на регулируеьюм дросселе 18 должно быть равно времени полного опорожнения конденса-. тосборника 2 минус 5-10 с. Следовательно, регулируемый дроссель 18 предотвращает срабатывание устройства, т. е. закрытие запорного клапа» на 8 в случае первого проскока газа и в: в случае выхода из строя датчика 9 давления, когда его клапанное устройство открыто.

Временная задержка на дополнительном регулируемом дросселе 19 должна быть равной времени опорожнения конденсатосборника 2 плюс 5-10 с, что дает возможность работать датчику 9 давления и включать в работу дополнительное двухмембранное реле 7 только в случае отказа датчика 9 давления, когда его эапорный клапан закрыт.

Двухмвмбранное дополнительное реле 7 идентично основному двухмембранному реле б и имееМ тот.же уровень срабатывания.

При резком повыаении уровня жид- кости s конденсатосборнике 2 сепаратора 3 s результате изменения технологического режима, срабатывает датчик уровня, соединяя с атьюсферой управляющие камеры дополнительного трехмембранного реле 4. В результате задержки сброса давления из одной управляющей камеры, определяемого регудируеьим дросселем 14 (дополнительным) реле переключается, соединяя пневмоемкость 16 и запрещающую камеру основного трехмембранного реле 5 с атмосферой. Основное трехмембранное реле 5 срабатывает, подавая пита1015345

- 3208/44 дписное атент", ул.Проектная,4 ние на запорный клапан 8, который открывается. Цикл работы повторяется.

При отказе в работе узла 1 сопло.заслонка датчика уровня устройство работает по временной программе, настраиваемой на пневматическом звене пневмоемкость 16 — регулируемый дроссель 15, так как мембранный блок дополнительного мембранного реле 4 всегда будет находиться в исходном положении, потому что давления в упрайлякщих камерах этого реле равны между собой.

Из .описанного выае следует, что при выходе иэ строя датчиков устройство продолжает работать по временной программе. Такое реэервщювание весьма важно и полезно на объектах газовой проьыаленности, где диитель« ное время (до 1/2 года и более). ие представляется возможньвл осуществить ремонт датчиков, установленных в аппаратах, при выходе их иэ строя, при этом каждый ремонт датчиков связан с болыаими потерями природного газа. Кроме того, при предлагаемой схеме устройства не нужен постояинйй контроль- за работой датчиков. Таким образом, предлагаемое устройстзо обладает высокой надежностьв работы.

Пневматическое устройство управления расходом Пневматическое устройство управления расходом Пневматическое устройство управления расходом Пневматическое устройство управления расходом Пневматическое устройство управления расходом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области агрегатов автоматики, в частности к регуляторам расхода, устанавливаемым в гидравлических системах энергетических установок, например в системах регулирования жидкостных ракетных двигателей

Изобретение относится к запорной арматуре и может быть использовано для регулирования расхода среды, например, в системе отопления железнодорожных вагонов

Изобретение относится к измерению потребления (расхода) текучей среды оборудованием для управления процессом и, более конкретно, к определению количества питающей текучей среды, расходуемой конкретными приборами в составе системы управления или всей цепью управления процессом

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в любой отрасли для точной дозировки газов или жидкостей
Наверх