Способ проходки тоннеля

 

СПОСОБ ПРОХОДКИ ТОННЕЛ5 включающий задавливание полых оболочек, заполнение их бетоном, извлечение грунтЬвого ядра и крепление тоннеля, отличающийся тем, что, с целью предотвращения просадок поверхности земли над сооружаемым тоннелем, полые оболочки задавливают перпендикулярно продольной оси тоннеля , а под ними последовательно вслед за перемещением щита и креплением очередного участка тоннеля обрушают грунт путем нагнетания раствора из труб над этим участком по всей ширине зоны просадок. i / (Л 1 7 Ч О5 СП ;о г/г. f

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я0„„1016519 A з(5д Е 21 D 9/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Ф вЂ” % Я Ф Ъ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ I,-:

Н А ВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ 1

% - 5"4 — " -= Ф= ° : . т "- .ъ.Ъ

21) 3327759/22-03 (22) 14.08.81 (46) 07.05.83. Бюл. № 17 (72) Е. А. Василенко, И. Е. Василенко, В. А. Алихашкин, Г. В. Меледцов, А. А. Абросов, Н. С. Гаврилов, С. 3. Горский, Б. Г. Гуназа и В. Б. Каменский (71) Государственный ордена Трудового

Красного Знамени проектно-изыскательский институт «Метрогипротранс» (53) 624.191.24 (088.8) (56) 1. Маковский Л. В. Городские подземные транспортные сооружения. М., Стройиздат, 1979, с. 425, р. 1.25а.

2. Авторское свидетельство СССР № 271555. кл. Е 21 D 9/00, 19?О (прототип). (54) (57) СПОСОБ ПРОХОДКИ ТОННЕЛЯ, включающий задавливание полых оболочек, заполнение их бетоном, извлечение грунтового ядра и крепление тоннеля, отличающийся тем, что, с целью предотвращения просадок поверхности земли над сооружаемым тоннелем, полые оболочки задавливают перпендикулярно продольной оси тоннеля, а под ними последовательно вслед за перемещением щита и креплением очередного участка тоннеля обрушают грунт путем нагнетания раствора из труб над этим участком по всей ширине зоны просадок.

1016519

Изобретение относится к строительству и может быть использовано в тоннелестроении, например, при строительстве .метрополитенов.

Известен способ проходки тоннеля, заключающийся в предварительном; задавливании труб над сооружаемым тоннелем, последующей разработке грунта, крепления забоя, монтаже обделки, нагнетании раствора за обделку тоннеля (I).

Наиболее близким к изобретению по тех- 1р нической сущности является способ, проходки тоннеля, при котором перед проходкой тоннеля над последним задавливают трубы, а затем под защитой задавленных труб начинают вести проходку тоннеля известным способом, т. е. разрабатывают грунт, крепят забой, монтируют обделку тоннеля, за которую нагнетают раствор (2) .

Однако известный способ не полностью исключает просадку грунта над тоннелем. Кроме того, он очень металлоемок, так как трубы должны нести всю действующую на них нагрузку.

Целью изобретения является предотвращение просадок поверхности земли над сооружаемым тоннелем. 25

Указанная цель достигается тем, что согласно способу проходки тоннеля, включающему задавливание полых оболочек, заполнение их бетоном, извлечение грунтового ядра и крепление тоннеля, полые оболочки задавливают перпендикулярно продольной оси тоннеля, а под ними последовательно вслед за перемещением щита и креплением очередного участка тоннеля обрушают грунт путем нагнетания раствора из труб над этим участком по всей ширине зоны просадок. 35

На фиг. 1 показано положение задавленных труб над тоннелями; на фиг. 2 разрез А — А на фиг 1.

Перед проходкой тоннеля 1, расположенного, например, под железнодорожными путями 2, открывают траншею 2, из 4о которой задавливают трубы 4, снабженные в нижней четверти окружности системой отверстий по длине в пределах плоскостей 5 обрушения. Торцы труб, при этом перекрыты заглушками 6. Трубы 4 распола- 4 гают над тоннелем 1 на расстоянии, равном 0,2 — 0,3 глубины заложения до шелыги свода последнего с шагом 7, равным

0,75 — 1,2 м.

После окончания, задавливания всех труб 4 из траншеи 3 начинают проходку тоннеля: разрабатывают грунт в забое 8, ведут крепление, перемещают щит 9, монтируют кольцо обделки тоннеля и нагнетают за него раствор.

В целях полного предотвращения осадок поверхности ведут нагнетание раствора через ранее задавленную трубу 4, которая расположена ближе всех остальных труб к торцу оболочки щита. При этом раствор через трубу 4 нагнетают в процессе передвижки щита.

После монтажа кольца IO обделки тоннеля начинают передвижку щита на очередную заходку, нагнетая в это время раствор через следующую трубу 11 и т. д.

Путем нагнетания через трубы 4 твердеющего пластичного раствора под давлением, которое необходимо для преодоления действующих над трубами нагрузок, а также сопротивления в системе, по которой перемещается раствор, и сопротивления на разрыв грунтового массива, в плоскости расположения труб, создают пласт 12 из раствора, толщина которого соответствует тем величинам просадок поверхности, которые имели бы место при сооружении-тоннеля известным способом.

Как показала практика строительства, деформации при известном способе проходки тоннелей имеют место во всех случаях за счет упругих деформаций задавленных труб от действующих на них нагрузок, а главное — за счет недостаточного заполнения строительного зазора в шелыге свода из тоннеля. (Максимальная величина просадок над осью щита достигала

130 — 150 мм).

В результате предлагаемого способа проходки земная поверхность вместе с сооружениями над ней (например, железнодорожными путями) не сможет сдеформироваться (просесть) и полностью сохранит свое высотное положение.

В ряде случаенпредлагаемое решение может быть использовано вместо сплошного замораживания грунтового массива или химического закрепления. Экономический эффект при этом достигается за счет уменьшенного расхода стальных труб..;1016519

Г 1Ю

Составитель В. Пономарева

Редактор А. Шандор Техред И. Верес Корректор И. Шулла

Заказ 3338 35 Тираж 603 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

l 13035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ проходки тоннеля Способ проходки тоннеля Способ проходки тоннеля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горному делу и может использоваться при аварийной проходке завалов в горных выработках шахт, например, после взрыва метановоздушной смеси, внезапного выброса и т.п

Изобретение относится к подземному строительству, а именно к прокладке тоннелей с применением домкратной установки для продавливания футляра из секций труб, и предназначено преимущественно для проведения тоннелей малого диаметра

Изобретение относится к подземному строительству, а именно к проходке тоннелей с применением домкратной установки для продавливания футляра из секций полых протяженных элементов, и предназначено, преимущественно, для проведения тоннелей малого диаметра, в том числе под действующими транспортными магистралями без перерыва движения по ним в условиях слабых грунтов, а также при возведении тоннелей в теле существующих насыпей или под насыпями

Изобретение относится к подземному строительству, в частности к механизации работ в метро и тоннелестроении, и может быть использовано, например, при сооружении в нарушенных и слабых грунтах верхнего свода односводчатых станций метрополитена глубокого заложения подземным способом со сборной железобетонной обделкой свода, состоящей из отдельных блоков

Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано при строительстве подземных сооружений, например при сооружении калоттной прорези односводчатой станции метрополитена в неустойчивых грунтах, требующих постоянного поддержания кровли выработки, с возведением свода в виде сборной обделки
Наверх