Система кондиционирования воздуха для транспортного средства

 

1. СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ BOSjDp XA ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая компрессионную холодильную машину с двумя воздухоочистителями , установленными последобательно в воздухопрдводящем канале, снабженном воздушным фильтром на входном отверстии, основной и дополнительный вентиляторы, соединенные всасывающей полостью с воздухоподводящим кангшом, поворотную заслонку и подвижную в горизонтальной плоскости задвижку, кинематически связанные между собой и установленные со стороны нагнетательных полостей указе1нных вентиляторов , ; ообщенных с воздуховодом, снабженным основным оиводйым .патрубком и фильтром для подачи воздуха потребителю, отличающаяся тем, что, с целью повьаиения эффективт ности использования и расширения функциональных возможностей, в :тенке упомянутого воздухоподводящего канала между воздухоохладителями и вентиляторами выполнено воздухозаборное отверстие, в котором установлены фильтр очистки воздуха и регулируеллая заслонка, а указанный воздуховод снабжен дополнительным отводным пат .рубксм и клапаном, который установ лен на входе в основной и дополнительный отяодные патрубки. 2.Систек & по п. 1, отличаю (О |щ а я с я тем, что указанные регули руемая заслонка и фильтр очистки воз i духа, установленные в воздухозайорном отверстии, выполнены в виде поочередно перекрывающих это отверс§ тие сегтиентов, жестко связанных одним концом с валом, который установлен перпендикулярно плоскости сегментов. ; 3. Система попп.1и2, отличающаяся тем, что вал связан с приводом, управляемым датчиком наружной температуры. Ч сл го 00

„.SU„„j 017523 А

СОЮЗ СОНЕТСНИХ

ОР.И !Ю

РЕСПУБЛИН

ГОСЗЩАРСТЯ:ЙНИЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ЗСЮ В 60 Н 3 06

Н ВТОрСноМУ СвидетельСтвь( а (21) 3343225/27-11 (22) 02.10.81 (46) 15.05.83. Бюл Р 18 (72.) A.È. Лавочник, Г.С. Вальдман, И.И. Геллер и A.N. Ивченко (71) Ташкентский ордена Дружбы Народов политехнический институт им.Абу

Райхана Беруни (53) 629.113.06.628.8(088.8) (56) 1.Авторское свидетельство СССР

9 799972, кл. В 60 H 3/06, 1978 (прототип). (54)(57) 1. CACTEMA КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

ВОЗДУХА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая компрессионную холодильную машину с двумя воэдухоочистителями, установленными последовательно в воздухоподводящем канале, снабженном воздушным фильтром на входном отверстии, основной и дополнительный вентиляторы, соединенные всасывающей полостью с воздухоподводящим каналом, поворотную заслонку и подвижную в горизонтальной плоскости задвижку, кинематически связанные между собой и установленные со стороны нагнетательных полостей указанных вентиляторов,сообщенных с воздуховодом, снабженным основным отводным .патруб-.

1: ком и фильтром для подачи воздуха потребителю, отличающаяся тем, что, с целью повыаения эффектив ности использования и расширения фун. кциональных возможностей, в :тенке. упомянутого воэдухоподводящего канала между воздухоохладителями и вентиляторами выполненО воздухозаборное отверстие, в котором установлены фильтр очистки воздуха и регулируе- .мая заслонка, а указанный воздуховод снабжен дополнительным отводным патрубком и клапаном, который установлен на входе в основной и дополнительный отводные патрубки.

Ф ,2-СИСтЕМа rrOП, 1, О т Л И Ч а Ю вЂ” а щ а я с я тем, что указанные регули. руемая .заслонка и фильтр очистки воздуха, установленные в воздухозм5ориом отверстии, выполнены в виде поочередно перекрывающих это отверстие сегментов, жестко связанных одним концом с валом, который установлен перпендикулярно плоскости сегментод.

3. Система по пп.1 и 2, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что вал связан с приводом, управляемым датчиком наружной температуры.

1017523

65

Изобретение относится к транспорт.— ному машиностроению, а именно к системам искусственного климата для работающих на транспортном средстве, например тракторе, эксплуатируемом, в частности, в период сева хлопчатника и подобных сельскохозяйственных культур, когда необходимо защитить тракториста и вспомогательного рабочего от вредного воздействия температуры, пыли, высокотоксичных химика- 10 тов и т,п, Наиболее близким к предлагаемому по техническому решению является система кондиционирования воздуха для транспоРтного средства, содержащая 5 компрессионную холодильную машину с двумя воздухоохладителями, установленными последовательно в воздухоподводящем канале, снабженном воздушным фильтром на входном отверстии, основ- 20 ной и дополнительный вентиляторы,соединенные всасывающей полостью с воэдухоподводящим каналом, поворотную заслонку и подвижную в горизонтальной плоскости задвижку, кинематически связанные между собой и установленные со стороны нагнетательных полостей указанных вентиляторов, сообщенных с воздуховодом, снабженным основным отводным патрубком и фильтром для подачи воздуха потребителю(1), Недостатком данной системы конден-. ционирования воздуха является то,что она не может быть эффективно Hc?IoJIbэована в период проведения посевных работ, когда тепловлажностную обработ-З5 ку воздуха можно вести на более высоком температурном уровне, а его очистку следует производить только от пыли. Кроме того, система не может обеспечить кондиционным воздухом тракториста и вспомогательного рабочего, обслуживающего навесной посевной агрегат, например во время сева хлопчатника или подобных технических культур., 45

Целью изобретения является повышение эффективности использования и . расширение функциональных возможностей системы.

Поставленная цель достигается тем, что в системе кондиционирования воздуха для транспортного средства, .содержащей компрессионную холодильную машину с двумя воздухоохладителями, установленными последовательно в воздухоподводящем канале, снабженном воздушным фильтром на входном отверстии, основной и дополнительный вентиляторы, соединенные всасывающей полостью с воздухоподводящим каналом, поворотную заслонку и .. подвижную в горизонтальной плоскости задвижку, кинематически связанные между собой и установленные со стороны нагнетательных полостей указанных

L вентиляторов, сообщенных с воэдуховодом, снабженным основным отводным патрубком и фильтром для подачи воздуха потребителю, в стенке упомяну- того воэдухоподводящего канала между воэдухоохладителями и вентиляторами выполнено воэдухозабор:.!ое отверстие, в котором установлены (J!Hil> тр очистки воздуха и регулируемая з,г."лонка, а указанный воздуховод сна важен дополнительным отводнымпатруб .ом и клапаном, который установлен на входе в основной и дополнительный отводные патрубки.

При этом регулируемая заслонка и фильтр очистки воздуха, установлен-, ные н воэдухозаборном отверстии, выполнены в виде перекрывакщих это отверстие сегментов, жестко связанных одним концом с валом, который установлен перпендикулярно плоскости сегментов.

Вал связан с приводом, управляемым датчиком наружной температуры.

На фиг. 1 схематически изображена система кондиционирования для транспортного средства, общий виду на фиг. 2 — схема устройства дополнительного воздухозаборного отверстия с фильтром и привода вала в увеличен« ном масштабеу на фиг. 3 - вид A на фиг.2.

Система кондиционирования воздуха содержит работающую на смеси хладагентов холодильную машину с компрессором 1 и двумя воэдухоохладителями

2 и 3 для ступенчатой тепловлажностной обработки воздуха.

Пароотводящая сторона воэдухоохладителя 2, соединена с всасывающей стороной компрессора 1, .к которому через теплообменник 4 подключена также пароотводящая сторона воздухоохладителя 3 ° В свою очередь, нагиетательная сторона упомянутого компрессора соединена с воздушным конденсатором

5. Последний предназначен для конден сации высококипящего хладагента и соединен через сепаратор 6 с разделительной колонкой 7,предназначенной для разделения смеси на высоко- и низкокипящие фракции. Разделительная колонка 7 своей кубовой частью с одной стороны через дроссельный вентиль 8 соединена с подающей стороной воздухоохладителя 2, а с другой— через дроссельный вентиль 9 — с испарительной частью испаритель-конденсатора 10. Последний с одной стороны соединен с исчерпывающей частью разделительной колонки 7, а с другой через теплообменник 4 и дроссельный вентиль 11 - с подающей стороной воз.— духоохладителя 3. При этом оба воздухоохладителя 2 и 3 последовательно установлены в воздухоподводящем канале 12 с фильтром 13 очистки воздуха на его входном отверстии.

101 7523

За воздухоохладителями 2 и 3 в стенке 14 воздухоподводящего канала

12 выполнено воздухозаборное отверстие 15 с.регулируемой заслонкой 16 и фильтром 17 очистки воздуха. Регулируемая заслонка 16 и фильтр 17 же- 5 стко связаны одним концом с валом

18 и имеют форму .равных по площади сегментов 19 и 20.

Вал 18 связан с приводом 21,снабженным электродвигателем 22, управ- 10 ление (включение R .отключение) электрической схемой которого осуществля ется от датчика 23 наружной температуры, расположенного снаружи кабины

24 транспортного средства.

Воздухоподводящий канал 12 своим выходным отверстием сообщен с всасывающей полостью 25 основного вентилятора 26 и .с всасывающей полостью

27 дополнительного вентилятора 28 °

Нагнетательная полость 29 основного вентилятора оснащена двуплечейповоротной заслонкой 30, одно плечо

31 которой расположено снаружи и взаимодействует с пружиной 32, а второе плечо 33 расположено со сторо- . ны упомянутой нагнетательной полости и помещено в -сообщающийся с ней воэдуховод 34.

Воздуховод 34 имеет окно 35, к

: которому подсоединен отвод 36 с Зо фильтром 37 тонкой очистки для-подачи воздуха водителю 38, а на конце упомянутый воздуховод 34 снабжен отводным патрубком 39 с клапаном 40 на его входе 41 и гибким шлангом 42 35 воздуха, подсоединенным к подкостюмному пространству потребителя 43 (вспомогательного рабочего ), обслуживающего навесной агрегат (не показан). Между отводным патрубком 39 4О и гибким шлангом 42 воздуха при необходимости может быть установлен фильтр 44 тонкой очистки.

В свою очередь упомянутый дополнительный вентилятор 28 своей нагие- 45 тательной полостью 45 сообщен с внутренним объемом 46 кабины 24 транспортного средства. Нри этом со стороны его нагнетательной полости установлена в направляющих 47 подвижная в горизонтальной плоскости задвижка

48. Последняя имеет окна 49 и 50 для попеременного соединения этой нагнетательной полости с внутренним объемом кабины или с воздуховодом 34.

Для этого конец упомянутой задвижки

48. снабжен тягой 51,свободный конец . которой укреплен на плече 31 .с образованием кинематической связи с последней.

Работа системы осуществляется сле-60 дующим образом..

В период посевной, когда, тепловые нагрузки сравнительно невелики, датчик 23 температуры включает питание электродвигателя 22, момент вра- 65

4 щения от которого передается через привод 21 к валу 18. Последний при этом поворачивается, заслонка 16 отводится от воздухозаборного отверс-„ тия 15 и располагается в свободной полости воэдухоподводящего канала

12, а ее место в воэдухозаборном отверстии занимает.сегмент 20. Заслонка 30 устанавливается в промежуточ-. ное положение и таким образом открывает окно 35, которое сообщается с отводом 36, и вход 41 отводного патрубка 39, который при этом сообщается с воздуховодом 34.

Включенным в работу компрессором

1 отсасываются пары высококипящей фракции смеси хладагентов из воздухоохладителя 2 и из испарительной части испаритель-конденсатора 10, а также пары низкокипящей фракции воздухоохладителя 3 и таким образом поддерживается определенное давление в установившемся режиме в соответствующих частях.теплообменных аппаратов. Всасываемые пары высокои низкокипящей фракций хладагентов смешиваются на входе в компрессор

1 и нагнетаются. последним в воздушный конденсатор 5, где конденсируется высококипящий хладагент. Иэ конденсатора смесь фракций поступает в сепаратор 6, а иэ него в разделительную колонку 7, где за счет массообмена осуществляется разделение смеси на фракции заданной концентрации. Отделившаяся жидкая фракция из кубовой части колонки 7 направляется одной частью через дроссельный вентиль 8 на испарение в воздухоохладитель 2, а вторая часть фракции подается через дроссельный вентиль 9 на испарение в испаритель-конденсатор 10 где кипит за счет отбора тепла конденсации от паров низкокипящей фракции, поступающих из исчертывающей части колонки 7.

Сконденсированная низкокипящая фракция, пройдя теплообменник 4 и дроссельный вентиль 11, подается на второй воздухоохладитель 3.

Загрязненный частицами пыли наружный воздух всасывается вентиляторами

26 и 28, приводимыми в.действие автономными приводными устройствами (не показаны ). При всасывании одна часть (например, 1/3 общего объема ) воздушного потока проходит фильтр 13, где очищается от пыли..Далее воздушный ноток проходит через воздухоохладители 2 и 3, в которых кипит смесь хладоагентов. В результате тсплообмена эта часть воздушного потока ступенчато охлаждается, осушается и проходит в воздухоподводящий канал 12. В это же время вторая часть (2/3 общего объема ) воздушного потока забирается через воздухозаборное отверстие 15, 1017523 пропускается через дополнительный фильтр 17, где очищается, и направляется затем на смешение с потоком воздуха в канале 12, Смешанный таким образом воздух приобретает требуемую для данного периода времени темпера- 5 туру и влажность, После этого воздушный поток с кондиционными параметрами по чистоте, температуре и влажности поступает во всасывающие полости 25 и 27 основного и дополнитель-10 ного вентиляторов 26 и 28 ° Воздушный поток из нагнетательной полости 29 основного вентилятора 26 подается по воздуховоду 34 и одной частью направляется через окно 35 по отводу 36 через фильтр 37 тонкой очистки в подкостюмное пространство к водителю 38 транспортного средства, а другой частьв направляется по отводному патрубку 39 через фильтр 44 тонкой очистки и шланг 42 к потребителю 43 (вспомогательному рабочему ) для его дыхания и охлаждения.

В рассматриваемый момент времени поворотная заслонка 30 удерживается в крайнем положении, при котором нагнетательная полость 29 основного вентилятора 26 сообщается с воздуховодом 34. При этом пружина 32 сжимается под действием усилия плеча 31, на который давит воздушныи поток. 30 ,Таким образом, тягой 51 задвижка 48 удерживается в крайнем (правом ) положении, при котором нагнетательная полость 45 дополнительного вентилятора 28 сообщается через окно 49 35 только с внутренним объемом 46 кабины 24 трактора, куда осуществляется подача кондиционного воздушного потока, которым обеспечивается вентиля-. ция и охлаждение воздуха в кабине.

В случае аварийной остановки основного вентилятора .26 давление воздушного потока на плечо 33 заслонки

30 прекращается. В результате этого пружина 32 за счет упругих сил растягивается, передавая усилие на плечо 31, ; 45 и таким образом заслонка 30 поворачивается,. открывая ранее перекрывавшуюся .часть воэдуховода 34. При этом тягой 51 задвижка 48 перемещается в горизонтальной направляющей 47 влево 50 и устанавливается в положение, при котором нагнетательная полость 45 дополнительного вентилятора 18 соединяется через окно 50 с воздуховодом

34, а остальные элементы, связанные 55 с воэдуховодом - отвод 36 и отводной патрубок 39 . — функционируют аналогично вышеописанному.

При аварийиой ситуации, в случае остановки дополнительного вентилятора >

28.подача воздуха осуществляется только основным вентилятором 26 °

При работе в условиях, когда водителю 38 не требуется непроницаемый костюм и, таким образом, нет необходимости иметь индивидуальное средство с фильтром 37 тонкой очистки, отвод

36 с фильтром 37 может быть отсоединен от окна 35 в целях уменьшения гидравлических потерь. В этом случае при нормальных безаварийных условиях клапан 40 устанавливается в крайнее положение, перекрывая окно 35, и подача воздуха к вспомогательному рабочему осуществляется от основного вентилятора:26, а к водителю 38 - от дополнительного вентилятора 28.

При условии работы в аварийных ситуациях - остановке либо основного, либо вспомогательного вентилятора, клапан 40 переводится лишь в промежуточное положение.

Разрешающая способность системы увеличена тем, что в зависимости от температурных перепадов изменяются и объемные соотношения смешивающихся воздушных потоков путем перевода сегментов 20 и 19 в крайнее или промежуточные положения относительно воздухозаборного отверстия 15 (открывая, прикрывая или закрывая его ), для чего датчик 23 температуры настраивается известным образом на включение (в прямую или обратную стороны ) электродвигателя 22, которым поворачивается вал 18.

При отсутствии необходимости обслуживания вспомогательного рабочего отводной патрубок 39 перекрывается на входе 41 клапаном 40, который

s этом случае переводится в крайнее положение. При этом работа водителя

38 осуществляется как в защитном костюме, так и беэ него с подачей воздуха аналогично вышеописанным, Предлагаемая система позволяет обслужить как тракториста, так и вспомогательного рабочего, что необходимо в период посевной.

Кроме того, за счет наличия дополнительного воздухозаборного отверстия в воэдухоподводящем канале с плавной регулировкой проходного сечения расширяется диапазон регулирования подмешиваемого потока наружного воздуха и обеспечивается снижение сопротивления воздушному потоку до 60%.Вслед.ствие этого, при подаче воздуха к вспомогательному рабочему не требуется дополнительных энергозатрат. Таким образом, эффективность использования системы повышается.

Возможность использования систеьи в различные сезоны работы транспортного средства при широком диапазоне выполняемых сельскохозяйственных работ обеспечивает улучшение условий труда как водителя, так и вспомогательного рабочего, что способствует повышению производительности агрегата.,1017523

ВНИИПИ Заказ 3452/18 Тираж 675 Подписное

Филиал ППП "Патент", г, Ужгород,ул.Проектная,4

Система кондиционирования воздуха для транспортного средства Система кондиционирования воздуха для транспортного средства Система кондиционирования воздуха для транспортного средства Система кондиционирования воздуха для транспортного средства Система кондиционирования воздуха для транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике мокрой очистки газов от взвешенных частиц, пыли и других примесей и может быть использовано для очистки запыленного воздуха и/или отходящих производственных газов в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к экологии

Изобретение относится к машиностроению, а именно к установкам для очистки воздуха и может быть использовано для очистки воздуха в кабинах грузовых автомобилей, тракторов и техники, работающей в горнодобывающей промышленности, в кабинах мостовых кранов, в производственных и бытовых помещениях, а также в салонах автобусов и легковых автомобилей

Изобретение относится к области охраны труда в сельскохозяйственном производстве и касается вентиляции кабин тракторов при выполнении сельхозработ

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к вентиляции и кондиционированию воздуха в салонах транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для систем вентиляции пассажирских вагонов локомотивной тяги, электро- и дизель-поездов, а также других типов подвижного состава

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно к системам вентиляции и кондиционирования кабин транспортных средств и/или помещений стационарных объектов, и предназначено для очистки воздуха от вредных примесей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам вентиляции и кондиционирования воздуха пассажирского железнодорожного вагона

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для систем вентиляции пассажирских вагонов, а также других типов подвижного состава

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к устройствам для вентиляции кабин транспортных средств
Наверх