Поворотный затвор

 

СООЭ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

g g Р 16 К 1/22 »» ° (4

I

Р 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОЬВ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21 ) 3436146/2Ь-08 (22) 13,05.82 (46) 23.06.83. Бкп, N 23 (72) А. П. Абрамов, B. А. Александров и С. lL Кирилина (53) 621.646(088,8) (56) 1, Авторское свидетельство СССР . М 781472, кл. F 16 К 1/22, 1979. (54)(47) ПОВОРОТНЫЙ ЗАТВОР, содержащий корпус, разделенный íà полости повышенного s пониженного давления дисковым запорным органом, кинетичес ки связанным с приводным валом и снабженным эластичной манжетой, внутренняя полость которой сообщена с полостями корпуса, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения герметичности и надежности путем фиксации запорного органа в крайних положениях, в дисковом запорном органе выполнены расточки, в которых размещены. шарнир и подпружиненный полэун, а кинематическая связь

„„SU„„1024632 A запорного органа с приводным валом вы- полнена s виде неподвижно установленной в корпусе и снабженной упругим элементом траверсы, связанной с приводным валом и шарниром :запорного органа, причем вал снабжен поворотным рычагом и прикрепленной к нему тягой, связанной с подпружиненным ползуном.

2. Затвор по п. 1, о т л и ч а юш и и с я тем, что внутренняя полость эластичной манжеты постоянно сообщена с полостью повышенного давления дроссельным отверстием, а с полостью пониженного давления - управляющим клапаном, а ползун снабжен упором, установленным с воэможностью взаимодействия с управляющим клапаном и дисковым за- @ порным органом, причем, в закрытом по- ур ложении затвора зазор между упором пап- %УФ зуна и управляющим клапаном меньше зазора между упором и поверхностью заФ пориого органа.

1024632

Изобретение относится к области арматуростроения и может найти применение в ".пневмогидравлических системах раздичных отраслей промышленности.

Известен поворотный затвор, содержащий корпус, разделенный на полости повышенного и пониженного давления дисковым запорным органом, кинематически связанным с приводным валом и снабженным эластичной манжетой, внутренняя по- о лость которой сообщена с полостями корпуса t1).

В известном поворотном затворе уплотнительная поверхность имеет сложную форму, а эапорный орган не зафиксирован 15 в крайних положениях, ч о снижает надежность и герметичность.

Белью изобретения является повышение герметичности и надежности путем фиксации запорного органа в крайних положе- 20 ниях.

Указанная ver достигается тем, что в поворотном затворе, содержащем корпус, разделенный на полости повышенного и пониженного давления дисковым эа- 25 порным органом, кинематически связанным с приводным валом и снабженным эластичной манжетой, внутренняя полость которой снабжена с полостями корпуса, в дисковом запорном органе выполнены gp расточки, в которых размещены шарнир и подпружиненный пспзун, а кинематическая связь запорного органа с приводным ваном выполнена в виде неподвижно установпенной в корпусе и снабженной упругим элементом траверсы, связанной с приводным валом и шарниром запорного органа, причем вал снабжен поворотным рычагом и прикрепленной к нему тягой, свя-; занной с подпружиненным ползуном.

Внутренняя полость эластичной манжеты постоянно сообщена с полостью повышенного давления дроссельным отверстием, а с полостью пониженного давленияуправляющим клапаном, а полэун снабжен упором, установленным с возможностью взаимодействия с управляющим клапаном и дисковым запорным органом, причем в закрытом попожении затвора зазор между упором ползуна и управляющим кдапаном

50 меньше зазора между упором и поверхно-. стью запорного органа.

На чертеже изображен поворотный затвор в закрытом положении, общий вид, разрез.

В корпусе 1 с упдотнительной поверх-,55 ностью 2 с помощью штанги 3 и вада 4 неподвижно закреплена траверса 5. На . траверсе 5 шарнирно с помощью оси 6 установлен дисковый запорный орган 7 с эластичной манжетой 8. Дисковый запорный орган.7 и эластичная манжета 8 образуют полость 9, сообщенную через дроссельное отверстие 10 с полостью 11 повышенного давления и через управляющий клапан 12 с полостью 13 пониженного давпения. Траверса 5 снабжена упором

14 закрытого положения дискового запорного органа 7 и упругим элементом

15, создающим фиксирующее усилие в открытом положении дискового запорного органа 7, Вап 4 неподвижно соединен с рычагом 16, который шарнирно соединен с помощью тяги 17 с ползуном 18, помещенным в дисковый эапорный орган 7 и подпружиненным пружиной 19, Ползун

18 снабжен упором 20, взаимодействующим с управляющим клапаном 12, подпружиненным пружиной 21. Ось шарнира 6 дискового запорного органа 7 расположена в его расточке 22 в пдоскости, симметрии 23 эластичной манжеты 8, Зазор в между упором 20 и управпяющим клапаном 12 меньше, чем зазор а между упором 20 и дисковым запорным органом 7, что позвопяет предварительно (до начала движения дискового запорного органа 7) разгрузить внутреннюю полость эластичной манжеты 8 от избыточного давления через управляющий клапан 12, Поворотный затвор работает следующим образом, При повороте дискового запорного органа 7 в открытое положение вращение от привода (на чертеже не показан), установленного на внешней поверхности корпуса

1, передается через вал 4 рычагу 16, жестко скрепленном с валом 4. Рычаг

16 поворачивается по часовой стрелке, проходит мертвую точку и освобождает через тягу 17 пружину 19 подзуна 18, который своим упором 20, сжимая пружину 21, открывает управляющий клапан

12, сообщая полость 9 с полостью 13 пониженного давления.

Так как проходное сечение управляюmего клапана 12 больше драсседьного отверстия 10, давпение в полости Р падает, соответственно уменьшается усилие, прижимаюшее эластичную манжету 8 к . уплотнительной поверхности 2 корпуса 1.

При дальнейшем повороте рычага 16 упор

20 воздействует непосредственно на дисковый запорный орган 7, поворачивая его вокруг оси 6, 3 1024

Перед тем, как.занять положение "Открыт" дисковый запорный орган 7, .сжимает упругий элемент 15, а рычаг 16 в это время переходит за мертвую точку до упора тяги 17 в траверсу 5. При прекращении работы привода упругий эле» мент 15, создавая противоположный момент вращения дискового запорного органа 7 относительно оси 6, фиксирует тягу 17 и рычаг 16 за мертвой точкой, что исключает самопроизвольный поворот дискового запорного органа 7.

Поворот дискового запорного органа

7 в закрытое положение происходит в обратном порядке, т.е. вал 4, вращаясь про- )5 тив часовой стрелки, выводит рычаг 16 из фиксированного положения за мертвую точку открытого положения дискового запорного органа 7, сжимая упругий эле» мент 15. В закрытом цоложении диско20 вый запорный орган 7 останавливается упором 14, ползун 18 продолжая движение сжимает пружину 19, освобождает управляющий клапан 12, который под дей« ствием пружины 21 закрывается, разобщая полость 9 с полостью 13 пониженного давления. При этом давление через дроссельное отверстие 10 из полости 11 повышенного давления передается в полость 9 и прижимает эластичную манжету 8 к уплотнительной поверхности 2 кор30 пуса 1.

При дальнейшем движении рычаг 16 проходит мертвую точку закрытого положения дискового запорного органа 7 до упора в тягу 17 и удерживается в этом положении пружиной 19. При этом плошадь эластичной манжеты 8 со стороны полости 9 больше плошади контакта с уплотнительной поверхностью 2 корпуса 1, что обеспечивает повышение удель- 0 ного давления между уплотнительными поверхностями (так как часть внешней поверхности эластичной. манжеты 8 нахо дится в полости 13 пониженного давле ния). 45

Возможность разгрузки внутренней полости. эластичной манжеты от избыточно го давления позволяет уменьшить трение контактирующих поверхностей корпуса 1

632 ф и эластичной манжеты 8, следовательно, уменьшить необходимое. усилие страгивание дискового запорного органа т.е. уменьшить .мощность привода.

Конструкция шарнира дискового запор- : ного органа позволяет выполнить уплотнительные поверхности в корпусе и на дисковом запорном органе простой формы, т.е. в корпусе это поверхность цилиндрической формы, а на дисковом запорном органе внешняя поверхность эластичной манжеты в плане представляет собой окружностьь.

Кроме того, элементы конструкции шарнира не .выходят за пределы окружности поверхности уплотнения дискового запорного органа, т.е. размещены в пределах расточки дискового запорного органа и не пересекают уппотнительных поверхностей эластичной манжеты и корпуса, что в свою очередь повышает герметичность поворотного затвора и упрощает изготовление уплотни тельных элементов.

Закрепление шарнира на траверсе позвопяет сборку и регулировку дискового запорного органа производить вне корпуса отдельным узлом, а установка в корпус дискового запорного органа производится, например, с помощью штанги 3 и вала 4, . вставляемых через отверстия в стенке корпуса вне поверхности уплотнения дискового запорного органа, Простота изготовления элементов уп.-:лотнительных поверхностей поворотного затвора, расположение оси вращения шарнира дискового запорного органа в полос- ти уплотнения в его расточке, фиксация дискового запорного органа в открытом и закрытом положении переходом рычага за мертвые точки позволяют повысить герметичность поворотного затвора, разгрузить привод дискового запорного органа от давпения рабочей среды, снизить вес и уменьшить габариты привода, исключить самопроизвольное изменение положения дискового запорного органа без дополнительных элементов фиксации, что повышает надежность работы поворотного затвора в целом.

1024632

Составитель Т. Колясинская

Редактор Г. Волкова Техред М.Тепер Корректор В, Гирняк

Заказ 4364!31 Тираж 925 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по докам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-ÇS, Раушская наб„д. 4/6

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Поворотный затвор Поворотный затвор Поворотный затвор Поворотный затвор 

 

Похожие патенты:

Заслонка // 1020008

Заслонка // 1016607

Вентиль // 2100678
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано для регулирования подачи рабочих сред в коммунальном хозяйстве

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в системах для перекрытия и сброса давления в коммуникациях

Изобретение относится к области гидравлики, в частности к санитарной технике, например к клапанам для смывного бачка унитаза, т.е

Вентиль // 2105219

Вентиль // 2105914
Наверх