Датчик положения ротора биротативного вентильного электродвигателя

 

ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ POt. ТОРА БИРОТАТИВНОХЭ ВЕНТИЛЬНОГО аЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, соцержащий рсггор с сщгвалЕЬВЫмв эпементами, выпопаевкымн в шспе магшггопровоцов, Рона.вэ поверхностей которых выпопнана зубчатой, щжмыкаюших с двух . сторон к аксиально намагниченному посто5шному магниту, магниточувствительные элементы, связанные со статором , и замыкатель магнитного потока , отпичающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, замыкатель укреплен с возможностью перемещения относительно магниточувствительных элементов и ротора и выполнен в виде магнитопровоцов , оцна из пов хностей кажцого из которых, обращенная к зубчатой поверхности магнитопровода сигнальных элементов ротора, выполнена также зубчатой, зубцы разны магнитопроводов замыкателя смещены на фиксированный угол, а магниточувствительные (Л элементы размещилы в воздушном зазоре между обращенными друг к другу гладкими поверхностями магнитопровоцов сигнальных элемейтов ротора и замыкателя . :о :л 1 4 :о

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) у(р Н 02 К 29/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

OllMCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) 3413801/24-.07 (22} 30.03.82 (46) -15.08.83. Бюп. % 30 (72) Н. П. Ацвопоткин, А. С. Минин, А. В. Шабанов и - A. Ю. Янковский (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт эпектромашиностроения (53) 621.313. 13.014.2:621.382 (088.8} (56) 1. Авторское свицетепьство СССР

М 233486, кл. Н 02 К 29/02, 1967. .2е" Авторское свидетепьство СССР

Ж 437183, кп. Н 02, К 29/02, 1972.

3. Авторское свидетепьство СССР

И 193324, кп. GO8C 9/О, 1965. (54) (57) ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ РО »

ТОРА БИРОТАТИВНОГО ВЕНТИЛЬНО

ГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, соцержашнй ротор с сигнальными эпементами, выполненными в виде магнитопровоцов, omega из поверхностей которых выпопнена зубчатой, примыкающих с цвух сторон к аксиально намагниченному постоянному магниту, магниточувствительные элементы, связанные со статором, и замыкатель магнитного потока, о т л и ч а ю щ и и с s тем, что, с цепью расширения функциональных возможностей, замыкатель укреплен с возможностью перемещения относитепь. но магниточувствитепьных элементов и ротора и выполнен в виде магнитопровоцов, одна из поверхностей кажцо

ro из которых, обращенная к зубчатой поверхности магнитопровоца сигнальных элементов ротора, выполнена также зубчатой, зубцы разны магнитопровоцов замыкатепя смещены на фиксированный угол, а магниточувствитепьные эпементы размещены в возцушном зазоре между обращенными друг к другу гпацкнми поверхностями магнитопроводов сигнальных эпемейтов ротора и saмыкатепя.

1038743

Изобретение относится к электричек ким машинам, а именно к вентильным биротативным двигателям, в которых обеспечивается встречное вращение роторов с расположенными на них сис> темой возбуждения и якорной обмоткой, и может быть использовано в та кого типа двигателях цля привоца бурового инструмента (встречно вращающихся фрее и. т.п.) и других механиз- 0 мов, установленных на опорах, возцействие на которые реактивных вращающих моментов недопустимо или нежелательно.

Известны цатчики положения ротора 15 вентильных цвигателей (бесконтактные), обеспечивающие информацию об угловом положении ротора относительно статора, например, в вице электрических сигна« лов. При этом сигналы снимаются с 20

-неподвижно установленных чувствите п ных ээпементов, возбужцаемых сигнальным сектором, закрепленным на роторе двигателя.

Известен датчик, содержащий маг- 25 ниточувствитепьные элементы, представляющие собой цроссепи насыщения, расположенные в непоцвижно закреплен ной относительно корпуса обойме, и сигнальные секторы, выполненные в 30 виде постояннь|х магнитов, укрепленных на роторе двигателя f 1) .

Нецостаток известного датчика заклю, чается в низкой надежности и большом объеме материала, требуемого цля изготовления постоянных магнитов. Низкая нацежность объясняется тем, что постоянные магниты, закреплены на вращающейся части машины. Это связано с определенными трудностями при их креп- „0 пении, в особенности, если машина высокоскоростная или ротор имеет сравнительно большой диаметр, обусловли- вающий значительный угловой размер сигнального сектора, который в этом случае выполняется сборным из нескольких магнитов, при этом также имеет место большой расход постоянных маг» нитов, Известны цатчики положения рото- 50 ра, в которых неподвижно относительно корпуса закреплены не только чувствительные магниты, а установленные на роторе магиитомягкие сигнальные сек тора выполняют роль распределителей 55 (коммутаторов) магнитного потока неподвижно закрепленных постоянных магнитов, обеспечивая замыкание мщ нитного потока--пнбо через чувствитель ный элемент, либо через шунт. В таких цатчиках каждый неподвижно закрепленный аксиально намагниченный магнит образует с чувствительным элементом магнитную цепь, замыкаемую с помощью магнитомягкого сигнального сектора через цва возцушных зазора. Чередующиеся с сигна и ными секторами магнитомягкие шунты обеспечивают замыкание магнитного потока (минуя чувствительный элемент), за счет чего повышается крутизна фронтов выхоцного сигнала и его краъность.. Такие датчики более надежны и содержат меньшее количество постоянных магнитов 2,) .

Нецостатком датчиков является плохое использование магнитов и боль шое число возцушных зазоров (в рас смотренной конструкции: два цля замы кания потока через чувствительный элемент и два - через шунт) межцу поцвиж ной и неподвижной частями.

Более эффективное использование постоянных магнитов при уменьшении числа воздушных зазоров цостига ется, если постоянный магнит расположен на роторе и снабжен магнитомщгкими допюсными наконечниками, содержащими сигнальные сектора.

Наиболее близким к прецпагаемому по технической сущности является датчик положения, ротора, содержащий ротор с сигнальными элементами, выполненными в виде магнитопроводов, одна из поверхностей KOThpbIK выполнена зубчатой, примыкающих с цвух сторон к аксиально намагниченному постоян ному магниту, магниточувствительны е элементы. связанные со статором, и замыкатель магнитного потока t 3) .

Нецостатком перечисленных датчиков явпяется невозможность использова ния их в биротативном вентильном . двигателе, т.е. в двигателе, роторы которого с системой возбужцения и якорной обмоткой вращаются в противположные стороны относительно неподвижного корпуса. При расположении чувствительных элементов на статоре возникает проблема поцвецения к ним питания и снятия с них сигнала, поскольку его появление возможно при любом произвольном угловом положении стато. ра относительно неподвижного корпуса, предвидеть которое заранее невозможно, Поэтому эти цатчики не позволяют

1035743

1 обеспечить работу биротативного вен-. типьного цвигатепя без применения скопьзящих контактов дпя запитки и

:снятия выхоцных сигналов чувствитеш

gbIK эпементов. 5

Непью изобретения является -расширение функционапьных возможностей датчика °

Поставпенная цепь достигается тем, что в датчике положения ротора, соцер- fO жащем ротор с сигнальными эцементами; выполненными в вице магнитопровоцов, одна из поверхностей которых выполнена зубчатой, примыкаюших с цвух сторон к аксиапьно намагниченному поступ - 5 ному магниту, магииточувствитепьные эпементы, связанные со статором, . и замыкатель магнитного потока, замыкатепь укреплен с возможностью перемещения относительно магниточувстви- ðO тельных элементов и ротора и выпопнен в вице магнитопровоцов, одна из поверхностей каждого из которых, обращенная к зубчатой поверхности магни-, тоцровода сигнальных элементов рото- 25 ра, выполнена также зубчатой, зубцы разных магнитопроводов замы катепя смещены на фиксированный угол, а магниточувствитепьные эпементы размещенй в возцушном зазоре межцу обращенными друг к другу гпацкими поверх костями магнитопровоцов сигнальных эпементов ротора и замыкатепя.

На фиг. 1 приведена конструкция цатчика с оцним магниточувствитепьным элементом; Ва фиг. 2 — конструь35 тивная схема датчика с тремя магниточувствитепьными эпементами; на фиг. 3то же, вид ctIeaa (взаимное распопожение сигнапьных секторов встречно вращающихся частей: замыкатепя магнитного потока и магнигопровоца магни-: та).

Датчик соцержит магниточувствитепь ный эпемент 1, неподвижно закреплен- 45 ный на корпусе (не показан), расположенный на роторе 2 копьцевой аксиапьно намагниченный постоянный магнит З

I с примыкающими к жему магнитопроводами 4 и 5 и замыкатепь 6 магнитноь. 50 го потока. Одна из поверхностей магии топроводов, а именно GOBepKHOGTb маг нитопровода 4, выполнена гладкой, копь цевой, а поверхность магнитопровоца 5 имеет сегментообраэный зубец 7, обре 55, эующий один из сигнальных секторов. Замыкатепь 6 магнитного потока также имеет гладкую копьцеобразную поверхность 8, расположенную коаксиапъно с магнито провоцом 4, и зубец 9, образующий цругой сигнапьный сектор, распопожен ный в плоскости зубца 7 магнитопровода 5. Соэцаваемый магнитом 3 магнитный поток замыкается либо че рез магниточувствитепьный элемент (по цепи: магнитопровоц 5, сегментообразный зубец 7, зубец 9, замыкатель 6 магнитного потока, копьцеобраэную поверхность 8, магниточувствитепьный, элемент 1, магнитопровоц 4, постоянный магнит 3), цибо, минуя чувствитепьный. эпемент, если сегменто образный зубец 7 и зубец 9 сдвинуты относитепьно друг друга на угол, превышающий полусумму угловых размеров сигнальных секторов,. по путям рассеяния межцу магнитопровоцами 4 и 5.

Датчик,привеценный на фиг. 2 и 3, содержит поцвижную часть 10, вращающийся в противоположном по отношению к ней направпении замыкатепь 11 мал- нитного потока и непоцвижно эакреппенные относительно корпуса магниточувствитепьные эпементы 12, 13 и 14.

Поцвижная часть 10 вкпючает в себя аксиапьно намагниченный кольцевой магнит 15 и припегаюшие х его полк сам магнитопровоцы 16 и 17. Оцин из магнитопровоцов, например магнитопровоц 16,выполнен в вице циска, имеющего на периферийной части три копьцэвых зубца 18, 19 и 20. Магнитопровоц 17 имеет сегментообразный зубец 21. Чиспо сегментообраэных выступов магнитопровоца .17 равно числу пар полюсов вентипьного ивигатепя. На фиг. 2 - приведен цатчик цвигатепя с одной парой полюсов. Замыкатепь 11 магнитного потока состоит из магнитопровоцов 22, 23 и 24, не связанных между собой в магнитном отношении, имеющих соответственно с одной стороны копьцеобразные зубцы 25, 26 и 27 и с цругой - сегментообразные зубцы 28, 29 и 30.

Магнитная развязка магнитопровоцов 22, 23 и 24 достигается, например, за счет применения циэпектрических колец 31 и 32. Из фиг. 3 вицно, что сегментообразные зубцы 28, 29 и 30 выпопнены со сцвигом относитепьно друг цруга. Эепичина углового сцвига межцу ними определяется величиной межкоммутацнонного интервала, которая цпя рассматриваемого цатчика (фиг. 3) составпяет 120 . Сумма углов сегмено

1035743

Попожитепьный эффект датчика эаюпо нается в искйючении скопьэящих кон, тактов при сравнении его с контактным датчиком попожения и в обеспечении возможности биротативной работы вентильного цвигатепя при сравнении его с бесконтактными магнитомодупяционны ми датчиками известных конструкций. тообразного зубца 21 и какогс либо из зубцов 28, 29 и 30 также опре деляется значением межкоммутационного интервала и дпя приведенного на фиг. 3 примера составляет 120 . 5

Замыкатепь 11 магнитного потока расположен о гноситепьно поцвижной части 10 таким образом, что копьцеобраэные зубцы 25, 26 и 27 располо» жены коаксиапьно копьцевым зубцы 18, О

19 и 20 соответственно, В зазорах между ними располагаются магниточувст витепьные эпементы 12, 13 и 14 - по одному на каждый зазор, при этом сегментообразные зубцы 28, 29 и 30 5 должны располагаться в плоскости сегментообразного зубца 21.

При установке на электрическую машину подвижная часть 10 и замыка тель 11 магнитного потока устанавли- 2О ваются на вращающиеся в противопопож ные стороны роторы, на одном иэ кото рых находится система возбужцения, а на другом - магнитопровоц с якорной обмоткой. Магниточувствитепьные эпе менты 12, 13 и 14 крепятся непоцвижно относительно корпуса машины.

Работа датчика основана на том, что магнитный поток, созцаваемый пос - тоянным MBFHHTOM подвижной частиу 3О коммутируется замыкатепем магнитно

ro потока гаким образом, что направляется в какой-либо иэ зазоров между копьцеобразными зубцами, где распопа гается соответствующий магниточувстви тельный элемент.

Как при вращающихся, так и при заторможенных роторах взаимное расположение сегментообразного выступа поцвижг ной части.например зубца 21 (Фиг 2), 4о и магнитопровоцов 22, 23 и 24 обеспе чивает замыкание магнитного потока через один из магниточувствитепьных элементов.

Так, в положении, изображенном на фиг. 3 магнитопроводом замыкатепя через сегментообраэный зубец 28 магнитопровоца 22, копьцеобразный зу бец 25, магниточувствитепьный эле-„ мент 12 и копьцеобразный зубец 18.

Через магниточувствитепьние элементы 13 и 14 магнитный поток отсутствует (точнее. имеет место незначительный по величине поток рассеяния, не . вызывающий срабатывания чувствитепь ных эпементов).

При направлениях вращения, обозна» ченных стрелками ЗЗ и 34, коммутация магнитного потока произойцет тогца, когда передняя кромка 35 сигнального сектора совпацет с кромкой 36 сег ментообразного выступа 30. При этом уменьшится магнитный поток через мах нитопровод 22 и магниточувствитеш ный элемент 12 и увепкчится через магнитопровод 24 и магниточувствитепь ный эпемент 14.

Аналогичным образом обеспечивается коммутация магнитного потока с магниточувствитепьного элемента 14 на 13ит.ц.

1035743

242 Л 1f

Составитель А. Санталов

Техрец Т.Маточка

Рецактор М. Петрова

Корректор А. Даятко

Филиал ППП Патент, г. Ужгороц;= ул. Проектнан, 4

Заказ 5851/57 Тираж 687 nottmt

ВНИИПИ Госуцарственного комитета СССР по целам изобретений i открытий

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., ц. 4/5

Датчик положения ротора биротативного вентильного электродвигателя Датчик положения ротора биротативного вентильного электродвигателя Датчик положения ротора биротативного вентильного электродвигателя Датчик положения ротора биротативного вентильного электродвигателя Датчик положения ротора биротативного вентильного электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к электротехнике, а именно к бесконтактным электрическим машинам, и может быть использовано в качестве электродвигателя для приведения в движение технологических рабочих машин и транспортных установок, работающих с изменяющимися значениями нагрузок и скоростей движения, а также в качестве генератора, работающего в окружающих средах с высокой влажностью, запыленностью, с содержанием химически агрессивных веществ

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения электрических машин с возбуждением от постоянного магнита

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в автономных системах электрооборудования в качестве источника переменного или постоянного тока (вентильные генераторы постоянного или переменного тока) или в качестве электромеханической части бесконтактного двигателя постоянного или переменного тока

Изобретение относится к области электротехники и касается устройств для изготовления катушек обмотки возбуждения электрических машин, в частности бескаркасных полюсных катушек статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системе электропривода

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электромагнитным двигателям, используемым в различных отраслях науки и техники

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в вентильных электрических машинах с индукторами на базе постоянных магнитов и магниточувствительными датчиками положения ротора, срабатывающими от поля магнитов индуктора

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводе, на транспорте, в энергетике
Наверх